Дипломная работа

«Управление системой учреждений дополнительного образования детей»

  • 78 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты управления системой учреждений дополнительного образования детей 6

1.1. Характеристика социально-экономической политики РФ и региона в области развития культуры 6

1.2. Управление системой учреждений дополнительного образования детей 12

Глава 2. Особенности управления муниципальными учреждениями культуры 20

2.1. Правовые и экономические основы деятельности детской школы искусств как учреждения культуры 20

2.2. Теоретические основы повышения качества управления детской школой искусств как учреждением культуры 30

Глава 3. Управление Детской школой искусств №12 г. Ижевска и его совершенствование 35

3.1. Общая характеристика Детской школы искусств №12 г. Ижевска 35

3.2. Характеристика системы управления учреждением 50

3.3. Пути совершенствования управления учреждением 55

3.4. Экономическое обоснование отдельных направлений совершенствования управления учреждением 66

Заключение 71

Список использованных источников и литературы 74

Приложения…78

Введение

Культурно-воспитательная функция относится к числу важнейших внут-ренних функций государства. Ее реализация включает создание и поддержание благоприятных условий и возможностей для получения каж-дым гражданином образования, соответствующего принятым в государстве стандартом.

Важность данной функции обусловливается тем, что в настоящее время без образования немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности. От уровня образованности населения (в особенности, молодого поколения граждан) и качества образования непосредственно зависит поступательное развитие общества и государства. Именно поэтому в Российской Федерации область образования провозглашена приоритетной.

Образование представляет собой целенаправленный процесс воспи-тания и обучения в интересах человека, общества, государства. Под получением образования понимается достижение и подтверждение обучаю-щимся определенного образовательного уровня (образовательного ценза), который удостоверяется соответствующим документом.

Понятие качества образования определяет образовательный процесс как развитие, становление личности, способной к самостоятельным созидательным действиям, реализации своих способностей, самосовершенствованию, постоянному овладению новыми знаниями.

Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно, разно направлено, наиболее вариативно.

Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает детям в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, зна-ний, полученных в базовом компоненте.

Важное место в системе дополнительного образования детей играет ху-дожественное образование. В последнее десятилетие в системе художественного образования Российской Федерации происходят существенные изменения, обусловленные новой социально-экономической ситуацией переустройства Российского государства, вхождением России в мировую культурно-образовательную среду, процессом переосмысления целей и задач, поставленных перед отечественным образованием.

Министерство культуры Российской Федерации, осуществляя последовательную политику в области художественного воспитания и образования детей и молодежи, исходит из принципиального понимания культуры как важнейшего условия свободного и разностороннего развития личности, как одного из основополагающих факторов социально-экономического развития государства и становления в нашей стране гра-жданского общества.

Особенно остро, в связи с этим, встает вопрос об определении роли и места образовательных учреждений культуры и искусства различных типов и видов в общегосударственной образовательной системе.

Одним из важных принципов функционирования детских школ ис-кусств в общероссийском образовательном пространстве всегда был и остается принцип доступности, который лежит в основе сохранения системы как одного из массовых видов образования детей.

В этой связи разработка темы дипломной работы, посвященной управлению учреждением дополнительного образования детей, является весьма актуальной на сегодняшний день.

В учебной и научной литературе достаточно подробно рассматриваются вопросы функционирования и организации управления учреждениями дополнительного образования детей. Исследованием в области социологических проблем дополнительного образованием детей посвящены работы Антоновой Н.А. Инновационным подходам в деятельности учреждения дополнительного образования детей посвящены работы Абрауховой В.В. Место дополнительного образования детей в их творческом развитии рассматривается в работах Березиной В.А, Бруднова А.К, Герасимовой Л.А. Непосредственно вопросы управления учреждением дополнительного образования детей исследуются в работах Бирженюк Г.М., Валеевой М.А., Горского В.А, Журкиной А.Я. и других авторов.

Объект дипломной работы – деятельность учреждения дополнительного образования детей.

Предмет дипломной работы – управление детской школой искусств как важнейшей составляющей системы муниципальных учреждений культуры.

Цель дипломной работы – на основе исследования управления муници-пальным учреждением - муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 12» города Ижевска разработать мероприятия по его совершенствованию.

Для достижения указанной цели дипломной работы в процессе ее выполнения необходимо решить следующий круг задач:

-исследовать теоретические аспекты управления системой дополнитель-ного образования детей;

-дать общую характеристику Детской школы искусств № 12 г. Ижевска;

-изучить систему управления учреждением;

-предложить пути совершенствования управления учреждением.

Методологической основой исследования служит система общенаучных методов познания. В ходе исследования были применены диалектико-логический, структурно-функциональный методы научного познания. Помимо общенаучных, общелогических методов познания использованы специальные, частно-научные методы исследования социально-правовых явлений: сравнительно–правовой, формально-юридический.

Теоретической основой исследования послужили положения, содержа-щиеся в работах Абрауховой В.В, Антоновой Н.А., Березиной В.А., Бруднова А.К., Лебедева О.Е., Сальцевой С.В. и других авторов.

Заключение

Выполненная дипломная работа посвящена актуальной теме управления системой учреждений дополнительного образования детей. Как установлено в ходе исследования - целью управления системой дополнительного образования детей являются сохранение государственных гарантий в доступности и бесплатности, повышение эффективности системы дополнительного образования детей в создании условий для их саморазвития, успешной социализации и профессиональном самоопределении, организации активной жизнедеятельности детей; обеспечение комфортного самочувствия каждого ребенка в детском со-обществе. В настоящее время дополнительное образование детей развивается полисферно, когда дополнительное образование детей, реализуя социальный заказ, реализуется в активном и прямом взаимодействии вне зависимости от ведомственно-территориальной подчиненности с субъектами различных отраслей, сфер на основе кооперирования возможностей и ресурсов.

В ходе выполнения работы исследованы правовые и экономические основы деятельности детских школ искусств как учреждений дополнительного образования детей. Как установлено в ходе исследования, в 2004-2007 гг. удалось найти оптимальное решение вопроса организации функционирования детских школ искусств – они отнесены к перечню образовательных учреждений, не подлежащих переводу в автономные учреждения. Федеральным агентством по культуре и кинематографии были разработаны и направлены в региональные органы управления культуры «Методические рекомендации по финансированию образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности (детских школ искусств)». Введенное нормативное подушевое финансирование в системе до-полнительного образования детей учитывает специфику каждого вида учреждения дополнительного образования детей, уровень и направленность образовательных программ.

Другим важным аспектом регламентации деятельности образовательно-го учреждения дополнительного образования явилось приведение Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей в соответствие с законодательством Российской Федерации об образо-вании. При этом средства родителей принципиально исключены из источников формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения дополнительного образования детей.

Как установлено в ходе исследования МОУ ДОД «ДШИ № 12» города Ижевска является современным учреждением дополнительного образования детей, реализующим целых спектр образовательным программ в различных направлениях художественного образования. Все это способствует удовлетворению потребностей детей в области художественно - эстетического образования, обеспечению необходимых условий для личностного развития и творческого труда, профессионального самоопределения

В ходе выполнения дипломной работы выполнен анализ управления МОУ ДОД «ДШИ № 12» на основании критериев оценок индикаторов каче-ства по муниципальной услуге «Организация обучения по программам дополнительного образования различной направленности (музыка, хореография, театр, изобразительное и декоративно - прикладное искусство, программы общеэстетического развития)» за период 2006-2008 гг.

Как показывают данные исследования, в учреждении ведется учет проверок качества оказания услуг, имеется книга (журнал) регистрации жалоб на качество услуг, при условии нахождения ее в доступном для потребителей месте. Необходимо отметить, что в 2006-2008 гг. не выявлено фактов нецелевого использования бюджетных средств в учреждении. За 2006-2008 гг. возросло количество учащихся, принимающих участие в конкурсах, фестивалях, конференциях и иных подобных мероприятиях, в том числе городских и региональных. Общий уровень укомплектованности кадрами в соответствии со штатным расписанием вырос за 2006-2008 гг. с 98% до 100%. Кроме этого, как показали результаты исследования, за 2006-2008 гг. выросла доля педагогических кадров МОУ ДОД «ДШИ № 12» с высшим образованием, что говорит о повышении качества управления учреждением. О повышении в целом качества управления МОУ ДОД «ДШИ № 12» говорит динамика педагогов, прошедших курсы повышения квалификации не менее 1 раза в 5 лет. Выявленный факт повышения качества управления учреждением за 2006-2008 гг. подтверждают данные о со-хранении контингента обучающихся в течение учебного года.

В ходе выполнения работы предложен перечень мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование управления МОУ ДОД «ДШИ № 12»: с целью совершенствования управления персоналом необходимо внедрить систему психологического мониторинга; с целью совершенствования управления имиджем и обеспечения устойчивого уровня привлечения учащихся необходима разработка Интернет – сайта ДШИ №12; с целью совершенствования управления имиджем учреждения необходимо сформулировать миссию учреждения; с целью совершенствования управления внебюджетными источниками финансирования необходимо открыть студию хореографии для детей до 6 лет (в настоящее время прием на хореографическое отделение осуществляется с 6 лет).

Реализация мероприятий, суть которых заключается в формулировании миссии учреждения, внедрении системы психологического мониторинга, разработке Интернет – сайта ДШИ №12 позволит повысить качество управления учреждением в целом. Реализация мероприятий по открытию студии хореографии для детей до 6 лет позволит получить дополнительные внебюджетные источники финансирования и повысить качество управления финансированием учреждения.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 09.02.2009).

3. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года (в ред. от 24.07.2009).

4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принята Госу-дарственной Думой РФ 31.07.1998. (ред. от 20.07.2009).

5. Трудовой Кодекс РФ Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2001 года (ред. от 30.12.2008).

6. Закон РФ от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства РФ о культуре» (в ред. от 23.07.2008).

7. Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 25.12.2008).

8. Федеральный закон от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 17.07.2009)

9. Федеральный закон от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства РФ о культуре» (в ред. от 23.07.2008).

10. Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ (ред. от 18.10.2007).

11. Закон Удмуртской Республики от 16.04.2004 № 22-РЗ «Об образовании».

12. Примерные учебные планы государственной, муниципальной детской музыкальной, художественной школы, школы искусств, рекомендованные Министерством культуры Российской Федерации в 1996 году (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 23.12.1996 №01-266/16-12).

13. Примерные учебные планы образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств, рекомендованные Министерством культуры Российской Федерации в 2003 году (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 23.06.2003 г. № 66-01-16/32).

14. Примерные учебные планы образовательных программ по видам музыкального искусства для детских школ искусств, рекомендованные Федеральным агентством по культуре и кинематографии в 2005 году (письмо Федерального агентства по культуре и кинематографии от 02.06.2005 г. № 1814-18-07.4).

15. Типовое положение «Об образовательном учреждении дополнительного образования детей», утвержденное Постановлением Правительства РФ 07.03.1995 (в ред. от 07.12.2006).

16. Типовые учебные планы детской музыкальной школы (музыкального отделения школы искусств), утвержденные приказом Министерства культуры СССР от 28.05.1987 г. №242.

17. Устав муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей (МОУДОД) «Детская школа искусств № 12».

18. Абраухова В.В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук – Ростов на Дону – 2007. С. 115.

19. Антонова Н.А. Дополнительное образование как социологическая проблема // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук – Екатеринбург – 2007. С. 161.

20. Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2005. С. 800.

21. Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций / С.С. Бородин, С. С. Громыко. – СПб.: ГУАП, 2007. С. 432.

22. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 2007. С.134.

23. Бирженюк Г.М. Модели культурной политики: конспект доклада. Спб.: СпбГУП, 2008. С. 120.

24. Бруднов А.К. Внешкольное дополнительное образование - насущное явление времени (проблемы, поиски, решения) // Воспитание школьников. - 2002. - №3/4. С. 3.

25. Валеева М.А. Подходы к управлению системой дополнительного образования // Воспитание школьников. - 2006. - №12. С. 12.

26. Герасимова Л.А. Воспитание творческой активности детей в учреждении дополнительного образования // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Саратов, 2008. С.210.

27. Горский В.А., Журкина А.Я. Система дополнительного образования детей. Концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей ИОСО РАО. // Дополнительное образование. - 2009. - №3-4. С. 14.

28. Дополнительное образование детей: Учебное пособие / Под ред. О.Е.Лебедева. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. С. 256.

29. Дополнительное образование: опыт и перспективы развития / Под науч. ред. С.В. Сальцевой. - М., 2007. С.135.

30. Егоршин А.П. Россия: Путь в XXI век. Н. Новгород: НИМБ, 2007. С. 203.

31. Карпова О.В., Рыбакова Ю.Л., Кузнецов В.В., Зильперт А.А. Культура как ресурс развития Удмуртии. Ижевск, Удмуртский университет, 2003. С. 53.

32. Каверин С.Б. Мотивация труда. - М.: ИНФРА-М, 2006. С.118

33. Крюкова Е.И. Материальная и нематериальная мотивация персонала в регионах. - М.: Кнорус, 2007. С. 185.

34. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в российской федерации на 2008 - 2015 годы // URL: w*w.somc.r*.

35. Концепция развития системы дополнительного образования детей // URL:

festival.1september.r*.

36. Кнорринг, В.И. Основы государственного и муниципального управления: Учебник. – М.: Изд-во «Экзамен», 2007. С. 410.

37. Методические рекомендации по финансированию образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности (детских школ искусств) // URL: w*w.somc.r*.

38. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. 2-е издание, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000. С. 450.

39. Рагозина, Л.Г. Полномочия органов местного самоуправления поселений: практика и проблемы // URL: w*w.urbaneconomics.r*.

40. Чернова Л.А., Темко Е.Г. Порядок привлечения образовательным учреждением дополнительных финансовых средств в виде пожертвования // URL: w*w.somc.r*.

Примечания

+доклад+раздатка

Покупка готовой работы
Тема: «Управление системой учреждений дополнительного образования детей»
Раздел: Управление
Тип: Дипломная работа
Страниц: 78
Цена: 600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика