Дипломная работа

«Особенности рынка труда в Удмуртской Республике»

  • 73 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА 6

1.1. Показатели социально-экономического развития 6

1.2. Характеристика трудовых ресурсов 13

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА 19

2.1. Население и трудовые ресурсы 19

2.2. Понятие рынка труда, его особенности и основные элементы 22

2.3. Виды рынков труда 24

2.4. Спрос и предложение рабочей силы 28

2.5. Регулирование рынка труда 32

3. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА УР 44

3.1. Анализ занятости населения 44

3.2. Виды безработицы, анализ ее уровня 49

3.3. Управление занятостью населения 53

3.4. Предложения по регулированию ситуации на рынке труда УР 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71

Введение

Спад производства в России в годы реформ послужил основной причи-ной снижения спроса на труд, сокращения численности занятых, образования безработицы, формирования потенциальной (скрытой) безработицы и вынужденной неполной занятости. При этом сокращение спроса на труд носило ярко выраженный структурно-регрессивный характер, затронув в наибольшей степени профессии специалистов и рабочих, связанные с наиболее перспективными в научно-техническом отношении и социально ориентированными отраслями и предприятиями. Переход к устойчивому росту и созданию новых (в том числе технологически прогрессивных) рабочих мест возможен только на основе преодоления инвестиционного кризиса и привлечения финансовых ресурсов в реальный сектор экономики.

Наряду с разрушительными экспериментами последние годы принесли нашей экономике немало институциальных инноваций, которые в послекризисной перспективе оказывают позитивное влияние на хозяйственную систему и рынок труда. Это демократизация управления (как принцип, потому что в реальной жизни пока чаще наблюдается анархия, чем демократия), частная собственность как общественный институт (пока сильно отягощенный абсурдами приватизации и массовым криминалом), незрелые, но развивающиеся механизмы рыночной конкуренции.

Ускоренное развитие малых и средних предприятий – дело совершенно необходимое для нашей экономики, в прошлом состоявшей почти исключи-тельно из крупных хозяйственных структур, но не следует переоценивать ре-альные возможности малого бизнеса повлиять на общую экономическую динамику и конъюнктуру рынка труда в условиях тотального спада (де-прессии).

В настоящее время существует ряд проблем на стыке демографических, социальных процессов и сферы труда. Это сочетание материнства и труда в условиях низкой заработной платы и отсутствия гарантии занятости, заболеваемость, травматизм и смертность трудоспособного населения, социальная адаптация, в том числе трудоустройство мигрантов, особенно вынужденных переселенцев.

Классическая экономическая теория основным регулятором рынка труда считает его цену, уровень заработной платы. В период планово-централизованной экономики труд в России был дешевле, чем в развитых странах (относительная цена труда может быть определена как отношение фонда оплаты труда к национальному доходу, валовому национальному продукту и другим составимым показателям). В 1990-е годы падение уровня производства и уровня доходов населения в разные периоды происходило не синхронно, но общая тенденция занижения уровня зарплаты сохранялась. В то время как цены большинства товаров сравнялись с мировыми или превзошли их (что особенно распространено при бартерных сделках на внутреннем рынке), цена труда удерживается на низком уровне. С точки зрения теории рыночного равновесия, это при прочих равных условиях понижает уровень безработицы. Но в то же время заниженная заработная плата обостряет социальные проблемы, понижает трудовую мотивацию работников и не стимулирует предприятия к технологическому совершенствованию рабочих мест.

Стабилизация ситуации на рынке труда требует изменения подходов к регулированию занятости в общегосударственном масштабе. На макро уровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи.

Согласование финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политики с системой целей регулирования рынка труда. Особая задача – регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости; согласование социально-демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда;

С целью реализации социально-экономической политики Правительства РФ в области занятости населения в каждом регионе России есть орган по занятости населения.

В Удмуртии – это Управление федеральной государственной службы занятости населения по Удмуртской Республике. В каждом городе и районном центре работают его подразделения, которые открыты для посетителей в течение всего рабочего дня и оказывают гражданам услуги, предусмотренные законодательством о занятости, бесплатно.

Закон Удмуртской Республики “О занятости населения в Удмуртской Республике”, как указывается в его преамбуле, определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Удмуртской Республики на труд и социальную защиту от безработицы.

Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Все это делает выбор темы дипломной работы достаточно актуальным на сегодняшний день.

Цель дипломной работы – исследование состояния занятости и развития рынка труда в РФ и Удмуртской Республике.

Для достижения цели в процессе выполнения дипломной работы должен быть решен ряд задач:

- дана характеристика трудовых ресурсов РФ;

- дано понятие рынка труда, раскрыты его особенности и основные эле-менты;

- представлены виды рынка труда;

- исследованы аспекты регулирования рынка труда;

- дан анализ видов безработицы;

- проведен анализ показателей управления занятостью населения в РФ и УР;

- представлены направления решения проблем занятости населения и мероприятия по их реализации.

Заключение

В настоящее время государственная политика в области содействия занятости населения направлена на решение следующих основных задач:

-развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

-обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

-создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное раз-витие человека.

Как известно, к трудовым ресурсам относится та часть трудоспособного населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли.

Анализ данных распределения трудовых ресурсов по образовательному признаку позволил сделать вывод, что образовательный уровень трудоспособного населения имеет тенденцию к росту.

Анализ, как общего, так и регистрируемого уровня безработицы пока-зал, что в Удмуртии, несмотря на общероссийские тенденции сокращения безработицы, ее уровень в 2008 году вырос.

Во многих районах Удмуртской Республики уровень безработицы значительно выше, чем в среднем по республике. Наиболее высокий (в 2 раза и выше, чем в среднем по республике) уровень безработицы отмечен в 2007 году в Граховском (4,30 %) Камбарском (4,85 %), Красногорском (4,40 %), Селтинском (6,29 %), Сюмсинском (3,50 %), Шарканском (3,10 %), Юкаменском (3,80 %) и Ярском (3,90 %) районах.

Как показали данные анализа, в Удмуртии в 2008 году состав безработных по образованию распределился следующим образом: 10,4% имеют высшее профессиональное образование, 22,6 % - среднее профессиональное образование, 15,6% - начальное профессиональное образование, 37,3 % - среднее общее образование, 14,1% - не имеют среднего полного образования.

Как в 2007, так и в 2008 году наибольшую долю в числе безработных Удмуртии занимали лица в наиболее трудоспособном возрасте от 30 до 50 лет.

Средняя продолжительность безработицы на 01.10.2008 года в Удмур-тии составила 3 месяца и 24 дня и по сравнению с началом года, несмотря на рост численности безработных, сократилась на 7 дней.

Регулирование рынка труда на территории Удмуртии осуществляет Управление федеральной государственной службы занятости населения по Удмуртской Республике.

В 2007-2008 гг. основными направлениями регулирования рынка труда стали:

-содействие созданию рабочих мест в соответствии с тенденциями изме-нении в экономике, на рынке труда и потребностями устойчивого развития

-повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, создание условий для получения образования и трудоустройства

-обеспечение эффективного функционирования системы социальной за-щиты неконкурентных групп населения.

В связи с продолжающимися процессами реструктуризации предпри-ятий ряда отраслей в городе Ижевске и УР в целом прогнозируется продолжение роста числа высвобождаемых работников, среди которых существенную долю занимают лица предпенсионного возраста.

В дальнейшем социально-экономическая политика РФ и УР в области занятости населения должна быть нацелена на создание условий для развития эффективного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, а граждан, ищущих работу, соответствующей работой. Особое внимание при разработке мероприятий по развитию рынка труда и сокращению безработицы должно уделяться наиболее социально незащищенным слоям населения - инвалидам, а также молодежи и женщинам, потерявшим работу.

Список литературы

1. Конституция РФ.

2. Трудовой Кодекс РФ.

3. Закон УР от 29 декабря 2003 года N 66-РЗ «О занятости населения в Удмуртской Республике» (с изменениями).

4. Закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 года №12 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2007 год".

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. №883 «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».

7. Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

8. Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

9. Андреев Б.Ф., Системный курс экономической теории: Учебное посо-бие / под ред. акад. В.А. Петрищева.- СП-б.: 2005.

10. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. М.: ЮНИТИ, 1999.

11. Адамчук В.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А. Экономика труда. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.

12. Актуальные вопросы социальной и демографической статистики: Сб. науч. трудов / МЭСИ. - М., 2007.

13. Горелов И.А. Экономическая теория: Учебник.- М.: ДЕЛО, 2003.

14. Бреев Б.О., Рофе А.И., Социально-экономические аспекты занятости в России. - Тверь: 2004.

15. Владимирова Л.П. Экономика труда. М.: изд. Дом «Дашков и К°», 2000.

16. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2005.

17. Демографический ежегодник России: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2005.

18. Егорова Е.А., Кучмаева О.В. «Экономика труда» / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - 2001.

19. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М.: Инфра, 2003.

20. Материалы Официального сайта Госкомстата РФ. // w*w.gks.r*.

21. Проект Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда. // w*w.rostrud.r*.

22. Программа содействия занятости населения УР // СПС «Гарант».

23. Попов Л.А. Анализ и моделирование трудовых показателей. М.: Финансы и статистика, 2003.

24. Путякова П. Основные характеристики рынка труда Удмуртии // Материалы сайта w*w.szan.udmnet.r*.

25. Рофе А.И. Экономика и социология труда. М.: 2004.

26. Рынок труда: Учебник/ под ред. В.С. Буланова.- М.: Экзамен, 2003

27. Рощин С.Ю., Разумова Т.О., Экономика труда: Учебное пособие.- М.:ИНФРА-М., 2005.

28. Рональд Дж. Эренберг., Роберт С.Смит., Современная экономика труда.- М.: МГУ, 2003.

29. Российский статистический ежегодник. М.: 2005.

30. Состояние рынка труда Удмуртской Республики в 2007 году // Материалы сайта w*w.szan.udmnet.r*.

31. Состояние рынка труда Удмуртской Республики на 01.07.2008 года // Материалы сайта w*w.szan.udmnet.r*.

32. Состояние рынка труда Удмуртской Республики на 01.10.2008 года // Материалы сайта w*w.szan.udmnet.r*.

33. Труд и занятость в России: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2007.

34. Уровень жизни населения России: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2005.

35. Экономическая теория: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Камаева В.Д.- М.: ВЛАДОС., 2003.

36. Экономика труда: Учебник./ Под ред. Шлендера П.Э., Кокина Л.Ю.- М.: Юристъ, 2004.

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности рынка труда в Удмуртской Республике»
Раздел: Экономика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 73
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика