Дипломная работа

«Российская система безналичных расчетов РФ и направления ее совершенствования на примере Ижевский механический завод»

  • 89 страниц
Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы организации безналичных расчетов и их эконо-мическое содержание 6

1.1. Возникновение и развитие безналичных расчетов 6

1.2. Основные формы расчетов, используемые в мировой практике 9

1.3. Формы безналичных расчетов, действующие на территории РФ 13

1.3.1. Расчеты платежными поручениями 13

1.3.2. Расчеты по аккредитиву 16

1.3.3. Расчеты чеками 17

1.3.4. Расчеты по инкассо 19

1.4. Вексельная форма расчетов 23

1.5. Расчеты пластиковыми картами 26

1.6. Формы межбанковских расчетов 28

1.6.1. Расчеты через расчетно-кассовые центры 28

1.6.2. Расчеты через корреспондентские счета, открываемые в других банках 30

1.6.3. Клиринговые расчеты 32

1.7. Банковские риски и ответственность банков при осуществ-лении безналичных расчетов 33

2. Организационно-экономическая и правовая характеристики ФГУП «Ижевский Механический завод» 36

2.1. Местоположение и правовой статус организации 36

2.2. Организационное устройство и размеры организации 41

2.3. Основные экономические показатели деятельности организации 47

3. Анализ организации безналичных расчетов ФГУП «Ижевский Механи-ческий завод» и его совершенствование в ОСБ 59

3.1. Анализ организации безналичных расчетов ФГУП «Ижевский Механический завод» в ОСБ 59

3.2. Мероприятия по совершенствованию безналичных расчетов в ОСБ на фоне России

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хо-зяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Последние могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация де-нежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку достигается значи-тельная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересован-ность государства в их развитии, как по причине экономии, так и с целью изу-чения и регулирования макроэкономических процессов.

Безналичные расчеты представляют собой денежные расчеты путем запи-сей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и за-числяются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организа-ции, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.

Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. в нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму хозяйствования и соответствовала административно-командным методам управ-ления экономикой.

Развитие рыночных отношений в экономике потребовало изменения ос-нов системы безналичных расчетов, в том числе принципов их организации.

Изменения происходят и в функционировании банков: повышается само-стоятельность и роль банков; изыскиваются пути роста эффективности банков-ского обслуживания, идет поиск оптимального разграничения сфер деятельно-сти и функций, специализированных финансово-кредитных и банковских уч-реждений, постоянно разрабатываются новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа развития.

В связи с этими фактами выбранная мной тема «Российская система без-наличных расчетов РФ и направления ее совершенствования» видится весьма актуальной, особенно в существующих рыночных условиях.

После августовского кризиса возникла по сути новая ситуация в банков-ском секторе страны, которая характеризовалась временным 2-х месячным па-раличом всей банковской системы; банкротством и неустойчивым положением ряда крупных “олигархических” банков; частичным замораживанием вкладов массовой задержкой платежей; созданием Агентства по реструктуризации ком-мерческих банков (АРКО) и усилением монопольного положения Сберегатель-ного банка, как банка, поддерживаемого государством.

В данный момент ряд аналитиков финансового рынка пытаются спрогно-зировать состояние и развитие финансово-банковского сектора на ближайшее время. Сделать это весьма сложно, даже в условиях экономической стабилиза-ции в стране.

Объектом исследования в данной работе выбрано ФГУП «Ижевский Ме-ханический завод». Предмет исследования – российской системы безналичных расчетов.

Цель дипломной работы – разработка предложений по совершенствова-нию российской системы безналичных расчетов. Для достижения этой цели поставлены задачи:

 изучить теоретические основы организации безналичных расчетов и их эко-номическое содержание;

 провести организационно-экономическую и правовую характеристики ФГУП «Ижевский Механический завод»;

 выявить ряд проблем, тенденции развития и совершенствования безналич-ных расчетов в РФ.

В работе дана характеристика осуществления безналичных расчетов на примере Удмуртского отделения Сбербанка РФ № 8618. Дипломная работа состоит из трех основных глав. Первая глава посвящена общим вопросам организации безналичных расчетов в Российской Федерации. Вторая глава дипломной работы носит аналитический характер. В ней дана орга-низационно-экономическая и правовая характеристики ФГУП «Ижевский Ме-ханический завод». В третьей главе освещены проблемы и недостатки осуще-ствления безналичных расчетов, а также предоставлен ряд мер по совершенст-вованию платежно-расчетной системы, которые могут повысить результа-тивность и качество работы коммерческих банков в данном направлении. В ходе анализа использовались различные методы исследования, а, именно, математические методы, метод сравнения, метод группировки (структурной и аналитической).

При написании дипломной работы использовалась различная литера-тура в форме периодических изданий в банковской области, нормативных актов, как общего характера (Гражданский кодекс, Налоговый кодекс), так и регулирующие банковскую деятельность, в частности, безналичные расче-ты коммерческих банков. Кроме того, использовался внутренний регламент Сбербанка, разработанный на основе российского законодательства.

Следует отметить, что проблема организации безналичных расчетов коммерческими банками достаточно хорошо освещена в прессе. При озна-комлении с данной литературой, выявлен ряд неоднозначных мнений спе-циалистов по вопросам обслуживания клиентов, спектра услуг, межбанков-ской конкуренции на рынке. Все вышеперечисленные аспекты принима-лись во внимание при написании дипломной работы.

Заключение

Цель дипломной работы – разработка предложений по совершенствова-нию российской системы безналичных расчетов. Для достижения этой цели выполнены следующие задачи:

 изучены теоретические основы организации безналичных расчетов и их эко-номическое содержание;

 проведена организационно-экономическая и правовая характеристика ФГУП «Ижевский Механический завод»;

 выявлен ряд проблем, тенденции развития и совершенствования безналич-ных расчетов в РФ.

Основой для осуществления Банком России эффективной денежно-кредитной политики государства является стабильно работающая платежная система, представляющая собой совокупность организационных форм, проце-дур, которые способствуют обращению денежных средств.

Банк России не только является участником платежной системы, но так же координирует, регулирует расчетные, в том числе и клиринговые системы, устанавливает правила, формы и сроки осуществления безналичных расчетов.

Работа по развитию платежной системы России строится по правовому, методологическому и организационно-техническому направлениям.

Перестройка платежной системы проводится в направлении повышения её эффективности, надежности и безопасности на основе внедрения новых тех-нологий и платежных инструментов.

Модернизация расчетов, совершенствование банковских технологий в целях создания современной системы расчетов является одним из основных на-правлений деятельности Сбербанка России. Цель – создание современной ав-томатизированной системы расчетов, работающей преимущественно в режиме реального времени. Сбербанком России предпринимаются решительные меры для достижения этой цели в области нормативно-правового регулирования пла-тежей и расчетов, усиления надзора за деятельностью и рисками коммерческих банков, создания современной телекоммуникационной и информационной сре-ды.

Для более эффективного функционирования системы электронного обме-на информацией по безналичным расчетам между учреждениями Сбербанка России и кредитными организациями необходимы активные действия по под-ключению к системе электронного обмена информацией.

Проведенный в данной дипломной работе анализ показывает, насколько эффективно проводится осуществление безналичных расчетов в рубцовском ОСБ№270 и каковы перспективы развития как по данному отделению, так и по России в целом. На сегодняшний день система электронного обмена информа-цией функционирует не очень эффективно, хотя и динамично развивается, по-этому необходимо заострить внимание на развитии системы «Клиент – Сбер-банк». Как показал анализ, данная услуга не пользуются массовым спро-сом. Сотрудникам банка необходимо активно рекламировать данные услу-ги. При этом, можно использовать различные формы рекламы, начиная от распространения рекламных проспектов и заканчивая рекламой на телеви-дении, радио, в прессе. Конечно, данные действия увеличат расходы на рекламу, но в последствии информированность клиентов увеличится, что обязательно отразится на объемах продаж.

Вообще организация безналичных расчетов напрямую зависит от качест-ва и организации работы отдела расчетно-кассового обслуживания. При пра-вильной постановке работы, при внедрении всех мероприятий, освещенных в третьей главе, увеличатся не только объемы безналичных перечислений, но и доходы банка в целом, ведь комиссия от РКО составляет порядка 42%.

Таким образом, внедрение и развитие системы электронного обмена ин-формацией, а также систем безналичных перечислений (к ним можно отнести расчеты с помощью пластиковых карт), которые активно развиваются в по-следнее время, позволят коммерческим банкам шагать в ногу со временем, ос-таваться востребованными, а ОСБ № 270 удерживать лидирующие позиции.

Список литературы

1 Гражданский Кодекс Российской Федерации. – М.: Инфра – М, 2000г. – 495 с.

2 Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая, с изм. и доп. – М.: Проспект, 2001г. – 288с.

3 О Центральном Банке Российской Федерации ( Банке России) : Феде-ральный Закон от 02.12.1990 г. №394-1 - ФЗ с изм. и доп.// Консуль-тант Плюс

4 О банках и банковской деятельности : Федеральный Закон от 03.02.96 г. №395-1 - ФЗ с изм. и доп. // Консультант Плюс

5 О валютном регулировании и валютном контроле: Закон Российской Федерации от 09.10.92 г. №3615 –1 с изм. и доп. // Консультант Плюс

6 О безналичных расчетах в Российской Федерации: Положение Банка России от 12.04.01 г. № 2-П // Консультант Плюс

7 О правилах организации наличного денежного обращения на террито-рии Российской Федерации : Положение Банка России от 05.01.98 г. №14-П // Консультант Плюс

8 О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлече-нием и размещением денежных средств банками и отражение указан-ных операций по счетам бухгалтерского учета : Положение Банка Рос-сии от 26.06.98 г. №39 – П с изм. и доп. // Консультант Плюс

9 О порядке нумерации лицевых счетов, открываемых на балансовых сче-тах по учету доходов и средств бюджетов всех уровней : Указание Банка России от 19.11.97 г. №26 – У // Консультант Плюс

10 О порядке открытия и ведения счетов, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности : Ука-зание банка России от 18.06.99 г. №579-У // Консультант Плюс

11 Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами : Указание Банка России 07.10.01 г. №1050-У // Консультант Плюс

12 О порядке работы с расчетными документами, платежными ордерами при изменении реквизитов банков их клиентов : Указание Банка России от 01.03.01 г. №926-У //Консультант Плюс

13 О порядке извещения налоговых инспекций об изменении номеров сче-тов клиентов: Письмо Банка России ГНС РФ от 12.11.97 г. №14-Т// Консультант Плюс

14 О разъяснениях по отдельным вопросам ведения кассовых операций в Российской операции и условий работы с денежной наличностью: Письмо Банка России от 16.03.95 г. №14-4 // Консультант Плюс

15 О напровлении информации налоговым органам при изменении номера банковского счета: Письмо Банка России ГСН РФ от 18.03.97 г. НПВ – 6- 12 /214 //Консультант Плюс

16 Порядок открытия и ведения счетов Сбербанком России и его филиа-лами: Инструкция Сбербанка России от 09.10.01 г. №814- р // Консуль-тант Плюс: Сбербанк

17 Порядок установления процентных ставок по остаткам на расчетных, текущих счетах крупных клиентов в учреждениях Сбербанка России: Порядок Сбербанка России от 19.05.98 г. №379-р // Косультани Плюс: Сбербанк

18 Регламент совершения кассовых операций в Сбербанке России и его филиалах: Регламент Сбербанка России от 25.07.00 г. №628-р// Консуль-тант Плюс: Сбербанк

19 Указание Сбербанка России о переходе на двадцатизначную систему нумерации счетов: Указание Сбербанка России от 14.11.97 г. №271-р с изм. и доп. // Консультант Плюс: Сбербанк

20 Амелин И. Актуальные вопросы лимитной политики банка / И. Амелин // Банковское дело. –2000г. - №5. – с.19-22.

21 Банки и банковское дело / Под ред. И.Т. Балабанова. – С.Пб.: ЭНТ-ПИ, 2001г. – с. 90-107.

22 Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2001 г. – 576 с.

23 Банковское дело: Учебник. – 2-е изд. стереотип. / Под ред. В.И.Колесникова. – М.: Финансы и статистика,1996 г. – 480 с.

24 Березина М. Концептуальные вопросы организации безналичных расче-тов / М. Березина// Банковское дело. – 2001 г. - №12. – с. 25-32.

25 Березина М. Вопросы теории безналичных расчетов/ М. Березина// Бан-ковское дело. – 1998 г. - №8. – с. 4-8.

26 Березина М. Электронные расчеты банков/ М. Березина// Банковское де-ло. – 2000 г. - №8. – с. 4-8.

27 Богданова О. Коммерческие банки России: формирование условий ус-тойчивого развития/ О. Богданова. – М.: ЗАО Финстатинформ, 1998 г. – 196с.

28 Букато В. Банки и банковские операции в России/ В. Букато, Ю. Львов. – М.: Финансы и статистика, 1996 г. – 336с.

29 Виноградова Т. Банковские операции/ Т. Виноградова. – Ростов на Дону.: ФЕНИКС, 2001г. – 384с.

30 Глисин Ф. О деловой активности коммерческих банков в России/ Ф. Глисин//Банковское дело. – 1999г. -№12. –с.10-12.

31 Горюхин Б. Оценка периода использования остатков денежных средств с расчетных счетов клиентов/ Б. Горюхин// Банковское дело. – 2001г. - №1. – с.25-28.

32 Гусева Т. Ответственность банка за исполнение платежных поручений налогоплательщиков./ Т. Гусева// Банковское дело. – 2000г. -№1. –с.10-11.

33 Епишева И. Опыт развития интернет – банкинга немецкими банками и возможности его применения в России./ И. Епишева.// Банковское дело. – 2001г. - №8. –с.35-40.

34 Ивечев М. Новый порядок открытия и проведения операций по счетам нерезидентов в валюте РФ./ М. Ивечев.// Бухгалтерия и банки. – 2001г. - №1. –с.41-43.

35 Казьмин А. Сбербанк России: надежность проверенная кризисом./ А. Казьмин.// Деньги и кредит. – 1999г. - №6. – с.29-31.

36 Клинова Т. Расчетные операции во внешней торгвле./ Т. Клинова.// Бан-ковское дело. – 2000г. - №9. – с.18-20.

37 Куц А. Перспективы банковской деятельности в Алтайском крае./ А. Куц.// Банковское дело. – 2000г. - №7. – с.26-31.

38 Макаоренко Н. Кассовые операции в кредитных организациях./ Н. Мака-ренко.// Бухгалтерия и бани. – 2001г. -№1. – с.30-36.

39 Мехряков В. Банки и клиент: выживать нужно вместе./ В. Мехряков.// Банковское дело. – 1999г. - №7. – с. 10-12.

40 Мехряков В. Методологические основы конкуренции на региональном рынке финансовых услуг./ В. Мехряков.// Банковское дело. – 2001г. №1. – С.2-5.

41 Михно В. Интернет – банкинг: развитие и проблемы регулирования./ В. Михно.//Банковское дело. -–2001г. -№11. – с.41-45.

42 Нестерова Н. Новые банковские услуги и продукты./ Н. Нестерова.// Бан-ковское дело. – 2001г. - №1. – с. 28-32.

43 Пантелеева В. Особенности расчетных операций в коммерческих бан-ках./ В. Пантелеева.// Банковское дело. – 2000г. – №2. –с.12-14.

44 Пантелеева В. Оценка эффективности обслуживания клиентуры банка в разрезе банковских продуктов./ В. Пантелеева.// Банковское дело. – 2001г. - №6. – с.30-33.

45 Перонкевич Х. Банки 21 века ( из выступления на 9 экономическом фо-руме Польша- Восток). / Х. Перонкевич.// Банковское дело. - №10. – с.14-17.

46 Попков В. Конкуренция в банковской сфере: мнение региональных бан-ков./ В. Попков.// Банковское дело. - №10. –с.2-5.

47 Саркисянц М. Новые технологии в банковском деле./ М. Саркисянц.// Банковское дело. – 1999г. -№8. –С33-34.

48 Саркисянц М. Социально – психологический анализ клиентов коммерче-ского банка./ М. Саркисяну.// Банковское дело. – 2001г.- №11. – с.13-16.

49 Семенов С. Должно ли предприятие иметь несколько расчетных счетов в банках./ С. Семенов.// Банковское дело. – 2000г. -№1. –с.39-40.

50 Серебряков С. Рекламный имидж или некоторые аспекты банковской рекламы./ С. Серябриков.// Банковское дело. – 2001г. - №6. – с. 8-13.

51 Слуцкий Л. Банк и малое предприятие: проблемы взаимодействия./ Л. Слуцкий.// Деньги и кредит. – 2000г. -№10. –с. 11-14.

52 Смирнов А. Методика установления лимита на межбанковские опера-ции./ А. Смирнов.// Банковское дело. – 2000г. -№4. –с.21-23.

53 Тютюнник А. Управление качеством банковских услуг./ А. Тютюнник.// Бухгалтерия и банки. – 1999г. - №8. –с.57-60.

54 Тигербеков К. Учетно-расчетные операции банков./ К. Тигербеков.// День-ги и кредит. – 2001г. - №10. –с.11-12.

55 Уткин Э. Паблисити банковских услуг./ Э. Уткин.// Банковское дело. – 2000г. - №9. –с.30-35.

56 Шустов В. Конкуренция банков и рынок клиентуры./ В. Шустов.// Деньги и кредит. – 2001г. - №7. – с.52-56.

Примечания

+доклад+раздатка+рецензия

Покупка готовой работы
Тема: «Российская система безналичных расчетов РФ и направления ее совершенствования на примере Ижевский механический завод»
Раздел: Статистика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 89
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика