Дипломная работа

«Методика обучения написанию сочинения-характеристики героя на уроках литературного чтения»

  • 46 страниц
Содержание

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-ХАРАКТЕРИСТИКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

1.1. Герой и персонаж литературного произведения …6

1.2. Сочинение-характеристика героя как вид творческой деятельности на уроках литературного чтения …11

1.3. Технология работы над системой художественных образов…16

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…25

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЯ

2.1. Программа опытно-педагогической работы…26

2.2. Содержание опытно-педагогической работы …31

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…39

ЛИТЕРАТУРА…41

ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ …45

ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ…46

Введение

Актуальность проблемы. Способствовать обогащению духовно, нравственно и эмоционально в урочной деятельности призвано, прежде всего, содержание и организация учебной дисциплины «Литературное чтение». Литература способна ввести в мир внутренней жизни человека, раскрыть богатую палитру чувств и переживаний героев, познакомить с общечеловеческими ценностями, помочь почувствовать красоту внутреннего мира, научить соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами. Все это достигается посредством организации работы над системой художественных образов посредством написания сочинения-описания героя. Наряду с развитием ценностно-смысловой сферы подобная работа развивает воображение и речь.

К данной научной проблеме обращались такие исследователи, как В.И. Сорокин (портретная характеристика литературных персонажей), Л.И. Тимофеев (основы теории литературы), П.К. Волынский и многие др.

Процесс изучения состояния проблемы организации работы над системой художественных образов показал, что существует противоречие между значимостью работы над системой художественных образов для духовно-нравственного, эмоционального и речевого развития младшего школьника и отсутствием целостной технологии, применимой на уроках литературного чтения в начальной школе.

Необходимость преодоления данного противоречия определяет актуальность проблемы исследования – разработка эффективной технологии написания сочинения-описания героя на уроках литературного чтения. Поиски решения данной проблемы как в теоретическом, так и в практическом планах обусловили выбор темы исследования «Методика обучения написанию сочинения на уроках литературного чтения».

Цель исследования – определение содержания методики эффективного обучения написанию сочинения-характеристики героя литературного произведения.

Объект исследования – начальное литературное образование.

Предмет исследования – методика обучения написанию сочинения-характеристики героя литературного произведения.

Гипотеза исследования: обучение написанию сочинения-характеристики героя литературного произведения является эффективным, если:

 организуется систематически;

 написанию сочинения предшествует анализ художественных образов;

 данная деятельность включает целенаправленную работу над словарем эпитетов, характеризующих внешность, эмоциональное состояние и личностные качества персонажей;

 используется план, нацеливающий на описание тех или иных особенностей героя.

Задачи исследования:

1. изучение теоретических подходов к обучению написания сочинения-характеристики героя;

2. проектирование учебно-практических заданий, направленных на формирование умений младших школьников работать над составлением характеристики художественного образа литературного произведения;

3. определение содержания и апробация методики эффективного обучения написанию сочинения-характеристики героя литературного произведения.

Методологическая основа исследования

 системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин);

 концепция словесно-художественных образов (И. Ковалик);

Теоретическая основа исследования базируется на понятиях художественного образа, данных Н.Л. Вершининой, Е.В. Волковой, А.А. Илюшиным, Л.М. Крупчановой, Л.В. Чернец.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применялся комплекс методов исследования:

 теоретические: анализ литературоведческой, психолого-педагогической и научно-методической литературы;

 эмпирические: наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности младших школьников.

Теоретическая значимость исследования:

 изучены и проанализированы формы и виды деятельности по анализу системы художественных образов, предложенные авторами учебников и методических пособий.

Практическая значимость исследования:

 разработана система учебно-практических заданий, ориентированных на формирование и диагностику умений анализировать героев и персонажей художественного произведения;

 описана и обоснована методика эффективного обучения написанию-характеристики героя литературного произведения.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав с выводами по каждой главе, заключения, глоссария по категориальному аппарату, глоссария по персоналиям, списка использованной литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЖА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1.1.Герой и персонаж литературного произведения

Знакомясь с содержанием того или иного произведения, учащиеся должны уметь видеть различие между литературным героем и персонажем.

Под термином «литературный герой» понимается целостный образ человека – в совокупности его облика, образа мыслей, поведения и душевного мира; близкий по смыслу термин «характер», если брать его в узком, а не в расширительном значении, обозначает внутренний психологический разрез личности, ее природные свойства, натуру.

Героями произведений могут быть не только люди, но и животные, фантастические образы и даже предметы. Все они в любом случае являются художественными образами, отражающими действительность в преломленном сознании автора. Так, младший школьник узнает, кто такой царь Гвидон из сказки А.С. Пушкина, Павлик из рассказа В.А. Осеевой и др.

Герой – один из центральных персонажей в литературном произведении, активный в происшествиях, основных для развития действия, сосредоточивающий на себе внимание читателя.

Главный герой – литературный персонаж, наиболее вовлеченный в действие, его судьба – в центре внимания автора и читателя.

Литературный герой – образ человека в литературе. Однозначно с литературным героем нередко употребляются понятия «действующее лицо» и «персонаж». Иногда их разграничивают: литературными героями называют действующих лиц (персонажей), нарисованных более многогранно и более весомых для идеи произведения. Иногда понятие «литературный герой» относят лишь к действующим лицам, близким к авторскому идеалу человека (так называемый положительный герой) или воплощающим героическое начало (например, герои былин, эпоса, трагедии). Следует, однако, отметить, что в литературной критике эти понятия, наряду с понятиями «характер», «тип» и «образ», взаимозаменяемы.

С точки зрения образной структуры литературный герой объединяет характер как внутреннее содержание персонажа, а его поведение, поступки как нечто внешнее. Характер позволяет рассматривать действия изображаемой личности в качестве закономерных, восходящих к какой-то жизненной причине; он есть содержание и закон (мотивировка) поведения.

Персонаж в обычном значении то же, что литературный герой. В литературоведении термин «персонаж» употребляется в более узком, но не всегда одинаковом смысле. Чаще всего под персонажем понимается действующее лицо. Но и здесь различаются два толкования: лицо, представленное и характеризующееся в действии, а не в описаниях: тогда понятию «персонаж» более всего соответствуют герои драматургии, образы-роли. Любое действующее лицо, субъект действия вообще. В такой интерпретации действующее лицо противополагается лишь «чистому» субъекту переживания, выступающему в лирике, потому-то термин «персонаж» неприменим к так называемому лирическому герою: нельзя сказать «лирический персонаж». К примеру, персонажами младший школьник назовет маму, прохожего и милиционера из рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».

С учетом роли литературных персонажей в целостности произведения можно поделить их на главных (первого плана), побочных (второго плана) и эпизодических, а с точки зрения их участия в развитии событий – на поступающих (активных) и пассивных.

Понятие «персонаж» применимо для эпических и драматических произведений, в меньшей степени для лирических, хотя теоретики лирики как рода литературы допускают применение этого термина. Например, Г. Поспелов один из типов лирики называет персонажным: «Персонажи. – это личности, изображенные в эпических и драматических произведениях. Они всегда воплощают в себе те или иные характеристики общественного бытия и поэтому имеют определенные индивидуальные черты, получают собственные имена и создают своими действиями, протекающими в каких-то условиях места и времени, сюжеты таких произведений». В лирических произведениях герой не формирует сюжет, в отличие от эпических и драматических личность не действует непосредственно в произведении, но она представляется как художественный образ.

Л.Я. Гинзбург отмечала, что не следует смешивать понятия «лирический субъект» и «лирический герой» как особые формы воплощения личности поэта.

Охарактеризовывая героев и персонажей произведения, никак не обойтись без описания характера данного образа. Рассмотрим это понятие.

Характер (с гр. – буква, черта) – это совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.

Характер героя выражается не только в прямой авторской характеристике, он проявляется в высказываниях героя, в его поведении, в отношении к окружающим, в образе жизни, в обстановке, которая его окружает, в событиях, какие с ним происходят, в его манерах, внешности, речи и т. д.

Понятие «характер» относится к категории содержания произведения. Употреблять этот термин уместно в том случае, когда дается анализ идеи произведения, определяется его пафос. В широком значении этого термина все образы и герои любого текста неизбежно носят типический характер. Илья Муромец из одноименной былины представлен как смелый, отважный, мужественный, храбрый и честный юноша. Соловей–разбойник же, напротив, коварен и жесток.

Учитывая все особенности характера того или иного художественного образа, в сознании читателя складывается некий портрет художественного образа. Дадим понятие этому важному аспекту.

Портрет (от фр. Ройгап – изображение, описание внешности) –составная часть структуры персонажа. Литературный портрет – понятие объемное. В него входят не только внутренние черты героя, составляющие суть характера человека, но человека и представление его души» – так сформулировал Леонардо да Винчи задачу, стоящую перед художником. Портрет персонажа – один из и внешних, дополняющих, воплощающих в себе типичное, характерное и индивидуальное. «Хороший живописец должен писать две главные вещи: важных компонентов произведения, органически слитый с композицией текста и идеей автора.

У каждого художника слова своя манера создания образа-персонажа, составная его поэтики. Существуют и объективные приемы портретных характеристик. Развитие портретного искусства тесным образом связано со сменой и эволюцией литературно-художественных стилей. Так, портрет в сентиментализме отличается определенной живописностью, он отражает чувственный мир героя. В романтической эстетике доминирует яркая деталь, подчеркивающая ту или иную особенность характера, проявляющую инфернальную или сакральную сущность души. Живописность портретного описания достигается за счет обилия красочных средств и метафор.

Акцент на какой-то одной детали свойствен любому типу портрета (сентименталистскому, романтическому, реалистическому, импрессионистическому). Например, портрет девочки из рассказа В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре»: «.У нее были синие-синие глаза, и вокруг них были длинные ресницы. Она была в серебряном платье с воздушным плащом, и у нее были длинные руки; она ими взмахнула, как птица, и вскочила на этот огромный голубой шар, который для нее выкатили. Она стояла на шаре…я таких девочек никогда не видел. Все они были обыкновенные, а эта какая-то особенная. Она бегала по шару своими маленькими ножками, как по ровному полу, и голубой шар вез ее на себе: она могла ехать на нем и прямо, и назад, и налево, и куда хочешь! Она весело смеялась, когда так бегала, как будто плыла, и я подумал, что она, наверно, и есть Дюймовочка, такая она была маленькая, милая и необыкновенная…» помогает понять, какая хрупкая, очаровательная и удивительная героиня предстает перед читателем.

Итак, следует различать термины «герой» и «персонаж». Герой, в отличие от персонажа, является главным действующим лицом, за судьбой которого читатели наблюдают на протяжении всего произведения. Для раскрытия художественного образа используется портрет – это своего рода средство автора для характеристики героя, персонажа, его переживаний, эмоционального состояния и т.д., то есть всего того, что способствует в той или иной мере более полному восприятию, пониманию авторского замысла, отношения автора к происходящему. Характер, в свою очередь, выступает как совокупность психологических свойств, из которых складывается образ литературного персонажа.

1.2. Сочинение-характеристика героя как вид творческой деятельности на уроках литературного чтения

Сочинение-характеристика героя является творческим видом деятельности учащихся, демонстрирующим понимание характера героя, его внутреннего мира, мотивов его поступков, помогающим выработать собственное отношение к нему и его действиям.

Работа над сочинением вырабатывает навык последовательно, логично грамматически правильно излагать устно и письменно свои мысли; употреблять в своей речи слова в соответствии с их значением, правильно строить предложения. Таким образом, деятельность учителя на уроке должна быть четко направлена на развитие самостоятельности, творчества школьников, широкое вовлечение их в живой процесс тесного сотрудничества с учителем и друг с другом. Творческая деятельность должна взволновать ученика, вызвать потребность самовыражения. Важную роль в этом играют сочинения.

Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной речевой деятельности и является, с одной стороны предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели – формирования коммуникативно-речевых умений учащихся. Оно позволяет одновременно решать задачи обучения, развития и воспитания школьников.

Сочинение-характеристика героя требует от ученика владения умениями:

 выделять в процессе повторного чтения произведения важные, с точки зрения читателя, эпизоды, в которых герой принимает участие,

 анализировать и истолковывать события,

 классифицировать, обобщать, систематизировать факты жизни героя и делать выводы,

 характеризовать способы создания образа героя,

 выявлять характер героя и давать ему оценку,

 эмоционально выражать свое отношение к поведению героя и его системе ценностей.

Данный вид деятельности, как и другие письменные творческие работы, подразумевает наличие четкого плана. Назначение плана состоит в том, чтобы обеспечить учащимся возможность последовательно изложить свои мысли, направить его на те или иные рассуждения, так как им довольно часто бывает сложно начать или закончить сочинение, они характеризуют героя в целом, будучи не в силах увидеть важность заострения внимания на отдельных деталях, имеющих большое значение для раскрытия образа.

Как правило, план включает такие пункты, как внешность героя, его качества, отношение к нему других персонажей и автора, отношение читателя.

Так, в общем виде план может быть представлен таким образом:

1. Описание внешности (портрет).

2. Поведение, поступки героя.

3. Чувства, переживания, мысли.

4. Речь: о чем и как говорит герой.

5. Отношение героя к людям, окружающему, своему делу.

6. Отношение к герою других действующих лиц.

7. Моё отношение к герою.

Результат этой деятельности может быть сочинение о героине сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Царевне-лебеди:

Одной из героинь сказки является прекрасная Царевна-лебедь. Она красива, очаровательна, мила. Прекрасна и ее душа. У нее большое доброе сердце. В сказке она всегда выручала Гвидона Салтановича, сочувствовала ему, пыталась сделать счастливым и не только потому, что считала себя обязанной ему за спасение от злого чародея-коршуна. Ее чуткость, щедрость и любовь стали причиной того, что она подарила чудесный дворец Гвидону и его матери, превратила князя в муху, комара, шмеля, чтобы он мог увидеться с отцом. Другие герои этого произведения восхищаются царевной, но ткачиха с поварихой да сватья баба Бабариха завидуют ее красоте и всеобщему к ней вниманию. Все это оттого, что сами они коварные и злые. Мы чувствуем, что А.С. Пушкин очень любит и ценит свою героиню. И для меня Царевна-лебедь словно воплощение всего чистого, светлого и доброго.

Для сравнения приведем пример плана сочинения в средней школе:

1. Определение места героя среди других персонажей.

2. Степень участия и его роль в конфликте.

3. Анализ имени.

4. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

5. Речевая характеристика.

6. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.

7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

8. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

9. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

10. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

11. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

12. Оценка литературного персонажа его современниками.

13. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.

14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Важно при написании сочинения обратить внимание учащихся, что характер героя выражается не только в прямой авторской характеристике, он проявляется в высказываниях героя, в его поведении, в отношении к окружающим, в образе жизни, в обстановке, которая его окружает, в событиях, какие с ним происходят, в его манерах, внешности, речи и т.д.

Дать характеристику героя в сочинении – это значит рассмотреть поступки и поведение героя в различных обстоятельствах, показать его внутренний мир.

Заключение

Данное исследование было посвящено проблеме обучения написанию сочинения-характеристики героя. В результате теоретического анализа проблемы нами были систематизированы данные о сущности таких понятий, как «герой», «персонаж», «характер», «портрет», а также определено содержание методической работы, способствующей, по нашему мнению, эффективному формированию умений характеризовать художественный образ литературного произведения.

Термины «герой» и «персонаж» имеют явное различие. Герой, в отличие от персонажа, является главным действующим лицом, за судьбой которого читатели наблюдают на протяжении всего произведения. Для раскрытия художественного образа используется портрет – это своего рода средство автора для характеристики героя, его переживаний, эмоционального состояния и т.д., то есть всего того, что способствует в той или иной мере более полному восприятию, пониманию авторского замысла, отношения автора к происходящему. Характер, в свою очередь, выступает как совокупность психологических свойств, из которых складывается образ литературного персонажа.

Для составления характеристики героя используются такие формы работы, как анализ и обсуждение поступков героев, сопоставление полярных героев произведения и непосредственное сочинение-описание героя по предложенному плану.

Для продуктивной работы над системой художественных образов был разработан словарь эпитетов, характеризующих героя по таким параметрам как внешность, настроение, отношение к окружающим людям, общительность, подвижность, умственные качества, отношение к труду и делу, к чистоте, к деньгам и богатству, правдивость, поведение в экстремальных ситуациях, самовыражение и самооценка.

Опытно-педагогическая работа включала констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Цель констатирующего этапа состояла в определении исходного уровня сформированности умений характеризовать образ героя литературного произведения у испытуемых контрольного и экспериментального класса. Анализ данных позволяет говорить об отсутствии значимых различий у испытуемых обоих классов. Сочинения отличает сухость изложения, неумение сделать вывод о качествах героя на основе его поступков, неспособность выразить собственное отношение к прочитанному.

В содержание формирующего этапа, в котором приняли участие испытуемые экспериментальной группы входило написание мини-сочинений о героях небольших рассказов, анализ художественных образов с использованием разработанного словаря эпитетов; практиковалась сравнительная характеристика полярных героев, написание обучающих сочинений по плану, использование заданий творческих тетрадей на печатной основе и как итог написание обучающего сочинения-характеристики героя по циклу рассказов («Веселый и добрый мальчик Дениска Кораблев» по рассказам В.Ю. Драгунского из цикла «Денискины рассказы»).

Проанализировав результаты контрольного эксперимента, мы пришли к выводу, что в экспериментальной группе, действительно, наметилась положительная динамика, тогда как в контрольной группе результаты изменились незначительно, причем отрицательно. Это позволяет утверждать, что применявшая нами методика обучения написанию сочинения-характеристики героя оказалась эффективной. Следовательно, гипотеза, выдвинутая вначале исследования, подтверждена.

Список литературы

1. Абрамович, Г.Л. Введение в литературоведение. – М., 1975.

2. Аникин, В.П. Русская народная сказка. – М., 1977.

3. Богданова, О.Ю., Леонов, CA., Чертов, В.Ф. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений на уроках литературы // Методика преподавания литературы. Под ред. О.Ю. Богдановой – М.: Академия, 2002, с.103 – 136.

4. Бунеев, Р.Н, Чиндилова, О.В., Яковлева, М.А. Уроки литературного чтения во 2-ом классе. Методические рекомендации для учителя. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2011. – 320 с.

5. Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины / Л.В.Чернец, В.Е. Хализев и др. – М.: Высшая школа, 1999.

6. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе. – М., Изд-во МГУ, 1990. – 148 с.

7. Вороговская, А.И. Конспекты уроков к учебнику В.А. Лазаревой «Литературное чтение» для 2 класса. В 2 ч. – М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова: Издательство Оникс, 2006.

8. Гриценко, З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с.

9. Джежелей, О.В. Формирование круга чтения младших школьников // Начальная школа. – 1989. – № 1. – С. 33 – 38.

10. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение в четырехлетней начальной школе [Текст]: программа / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2010. -с.78

11. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях[Текст] / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании. –2003 –№3 –С.9-12.

12. Загвоздкин, В. О стандартах второго поколения [Текст] / В.Загвоздкин // Народное образование. – 2009. – №7.–С.9-20.

13. Засорина, Л.Н. Развивающее чтение как педагогическая технология // Начальная школа. – 1999. – № 1. – С. 68 – 71.

14. Зенкин, С.Н. Введение в литературоведение. Учебное пособие. - М., 2000.

15. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб: Питер, 2009. – 448 с. – Библиогр.: с. 356-367. – ISBN 978-5-49807-239-5.

16. Карина, Л.Н. Самостоятельная работа на уроках чтения как средство развития познавательной активности // Начальная школа. - 2004. - № 7. - С. 28-30.

17. Карлова, Н.В. Организация контроля знаний, умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения // Начальная школа. – 2004. – № 1. – С. 27 – 33.

18. Ковалева, Г.С. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. ВЗ ч. 4.1 [Текст] / М.Ю Демидова., СВ., Иванов, О.А .Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 215с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-024003-1.

19. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Алексеева Л.Л., Анащенкова СВ., Биболетова М.З. и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 120с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025236-2.

20. Ковалева, Г.С. Стандарт второго поколения: новые идеи в оценке образовательных результатов в начальной школе [Текст] / Г.СКовалева, О.Б.Логинова // Школьные технологии. – 2010. – №2.–С 154-163.

21. Кожинов, В.В. Художественная речь как форма искусства слова // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Т.З. – М.: Наука, 1965.

22. Кондаков, A.M. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст]: проект / Рос. Акад. Образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-019146-6.

23. Кутьева, Л.В. Литература в начальной школе. – М., 1993.

24. Лавлинский, С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. Учебное пособие. – М., 2003.

25. Лазарева, В.А. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 2 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.

26. Лазарева, В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. – М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова: Издательство Оникс, 2006.

27. Леонтьев А.А. «Школа 2100» как образовательная система. Сборник материалов [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Баласс, 2005. (Образовательная система «Школа 2100»). – с. 192. – ISBN 5-85939-471-3.

28. Львов, М.О., Горецкий, В.Г., Сосновская, О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. 2-е изд., испр. – М., 2002. – С 171 –194.

29. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа [Текст] / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – 336 с. ISBN 978-5-85939-702-0.

30. Образовательная система «Школа 2100». Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование [Текст] / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. –М.: Баласс, 2011. – 192с. (Образовательная система «Школа 2100»). – ISBN 978-5-85939-853-9.

31. Педагогика [Текст] / под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2006. – 608 с. –ISBN 5-93134-001-7.

32. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей [Текст] / Под ред. В.С.Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»: – Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 336с.

33. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. – 2 е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.

34. Светловская, H.H. Основы науки о читателе: основы правильной читательской деятель» ности. – М.: Магистр, 1993.

35. Свиридова, В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 1, 2, 3, 4 кл. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».

36. Свиридова, В.Ю., Березина, Э.В. Учись читать: Пособие по чтению. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».

37. Сосновская, O.B. Концептуальные основы литературоведческой подготовки современного учителя начальных классов. – Монография. – М.: Прометей, 2004.

38. Сосновская, О.В. Введение в литературоведение (с практикой читательской деятельности). Учебно-методическое пособие для специальности 031200. – М.: Прометей, 2003. – С. 21 – 27.

39. Хализев, В.Е. Теория литературы. 4-е изд. - М., 2004.

Покупка готовой работы
Тема: «Методика обучения написанию сочинения-характеристики героя на уроках литературного чтения»
Раздел: Литература и лингвистика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 46
Цена: 2400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика