Контрольная работа

«Просвещение и наука в петровской России»

  • 15 страниц
Содержание

Введение

1. Реформа культуры в петровский период

2. Образование в петровскую эпоху

3. Развитие науки в петровский период

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Петр Великий и его деятельность вот уже более трех столетий привлекают внимание исследователей. Неоднозначность методов и итогов его политики и стала предметом пристального рассмотрения. Как правило, ученые спорят о том нужно ли было монарху проводить государственные реформы, и отвечали ли они духу времени и потребностям России. Как считают большинство историков, петровские реформы были своевременными и проистекали из предыдущего политического, социального и экономического развития России. Они отвечали духу времени и были продиктованы стремлением преодолеть отсталость в определенных сферах жизни России.

Особую роль в преобразованиях Петр отводил просвещению. Широкие реформы потребовали большого числа просвещенных, образованных людей. Поэтому Петр I ставил образование во главу угла всех проводимых реформ.

Фрагмент работы

Реформы в сфере образования

Первый номер газеты «Ведомости», который редактировал сам Петр I, сообщал населению, что «московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию, и уже диалектику окончили» и «в математической штюрманской школе больше 300 человек учатся и добре науку приемлют». А известный «прожектер» того времени Ф.Салтыков писал: «Без свободных наук и добрых рукоделий не может государство стяжать себе умного имения» — и предлагал учредить во всех губерниях одно-два училища по 2000 студентов. Под угрозой штрафа родители должны были отдавать 6-летних детей на учебу, а в 17 лет их бы определяли в «службы воинские и градские». Также следовало учредить по 2 училища в каждой губернии для девочек 6-15 лет для обучения «женским наукам».

Другой петровский «прожектер» Посошков ратовал за распространение просвещения и практических знаний: «.чтобы в каждой деревне были грамотные крестьяне». Но в России в конце XVII века была только Славяно-греко-латинская академия, учрежденная в 1687г. С начала XVIII века создаются первые массовые школы для народа: в 1701г. в Москве была заведена артиллерийская школа, в 1707г. создано медучилище, в котором готовили докторов и фельдшеров для армии, в 1712г. — инженерная школа, в которой учили будущих строителей крепостей.

Возникают и «русские школы» на корабельных верфях под Воронежем, в которых учили азбуке, письму и арифметике. И только в 1717г. создается «русская школа» для жителей Санкт-Петербурга. В 1714г. Петр I принял решение открыть «цифирные» школы во всех губерниях для детей 10-15 лет, в которых следовало учить чтению, письму, арифметике и немного геометрии. Также царь предпринимал эпизодические попытки создать горнозаводские школы, но они не были созданы из-за противодействия владельцев мануфактур. Единого государственного органа для руководства школами не было, возникали они без единого плана, носили профессиональный характер, перед ними ставились ограниченные задачи.

Все же в 1701г. в Москве были созданы новые типы школ: Пушкарская и Навигацкая. Возраст учеников в классах был от 7 до 25 лет. Пушкарская школа подразделялась на нижнюю (в ней обучали чтению, письму, цифири) и верхнюю, где проходили «инженерные науки»: фортификацию, архитектуру, геометрию и тригонометрию. Больным вопросом было отсутствие профессиональных учителей: обучение в нижней школе было поручено грамотным ученикам, «инженерные науки» преподавали иностранцы.

Школа нерегулярно и не полностью получала положенные ей деньги, ученики голодали и разбегались. В Навигацкой школе дела обстояли получше, потому что ее судьбой интересовался сам Петр I. В ней преподавали профессиональные учителя, такие, как Л.Ф.Магницкий, англичанин Э.Фарварсон и др. Из Навигацкой школы выходили не только моряки, но и инженеры, учителя цифирных школ, геодезисты, архитекторы, гражданские чиновники и др. специалисты.

Помимо Москвы и Петербурга, учебные заведения, по типу приближавшиеся к начальной общеобразовательной школе, создавались и в провинции: епархиальные (для детей священников), цифирные (для разночинцев), гарнизонные и адмиралтейские (для солдат и матросов). При наиболее крупных мануфактурах в Карелии и на Урале создавались горные школы, где готовили квалифицированных мастеров для металлургической промышленности. Для детей крестьян, особенно крепостных, существовал строгий запрет на обучение в государственных школах. Но в городах, селах сохранялись старые формы учебы - так называемые школы грамоты, в которых постигали начала образования дети простолюдинов. В дворянских семьях начало распространяться домашнее обучение.

В школах учителями обычно работали иностранцы, приглашенные на службу Петром I, выпускники самих школ. Содержание образования стало меняться. Вместо богословия на первом месте оказались те предметы, которые давали полезные для практики знания: математика, астрономия, инженерное дело, фортификация. Со времен Петра просвещение все более приобретало светский характер и практическую направленность.

Педагогика как наука в петровских школах отсутствовала. Классно-урочной системы не было, обучение было индивидуально, в связи с разной подготовкой учеников. Учебный день длился долго – 8-10 часов, каникулы были короткими – рождественские праздники и один месяц летом. Учение продолжалось, как правило, не менее 10 лет. «Науки» представляли собой лишь краткие правила, необходимые для практического приложения.

Теория оставалась в стороне. Главной причиной этого было отсутствие какой-либо методики. Ученикам приходилось заучивать все наизусть. Язык учебных пособий был маловразумителен, отягощен иностранными терминами. Типичным примером сложного для понимания определения может служить следующий термин: «География есть математическое смещенное, изъясняет фигура или корпус и фикция свойство земноводного корпуса, купно с феноменами со явлениями небесных светил, солнца, луны и звезд…».

Многие учителя были иностранцами, плохо владевшими русским языком. Что-нибудь разъяснить они были не в состоянии. Но в целом дать узкую профессиональную подготовку легче, чем воспитать всесторонне развитого человека. Довольно широко использовался метод наглядности. Например, части корабля изучали по моделям.

Петровская школа была построена на авторитарном воспитании, это было наследие средневековой педагогики. В школах применяли жестокие наказания: за пропуск занятия – розги, за пьянство, воровство, побег – плети, арест и даже ссылку на каторгу. Многих отчисляли из школ «за непонятием наук», хотя причиной того были тяжелые условия. Основным принципом обучения был «жезл бо есть злобы искоренитель и насадитель добродетели».

Заключение

Изменение Петром I внутренней и внешней политики повлекло за собой колоссальные изменения во внутренней жизни России, и затронуло все области науки, культуры, искусства, а также быт всех без исключения слоев населения. Главным содержанием реформ в области культуры было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.

Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным. Образование Петр ставил во главу всех реформ. Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание Академии наук в Петербурге.

Осуществленные Петром Великим преобразования в государственно-политической, социальной и культурных сферах - одно из самых ярких явлений в отечественной истории. Завершение строительства Российской империи, начатого в XVII в., стало главным историческим итогом деятельности Петра. Прежняя Московия превратилась в сильное европейское государство. Проведенные Петром преобразования послужили основой для установления в России абсолютной монархии. Грубые, силовые методы европеизации страны, бесчисленные жертвы и тяготы жизни помогли достичь поставленных целей, но привели к крайнему истощению сил подданных Петра. Среди тяжелейших последствий эпохи преобразований - предельное закрепощение крестьян, всевластие чиновничества, углубление раскола русского общества на чуждые друг другу не только по социальному положению, но и по культуре и даже по языку «верхи» и «низы».

Список литературы

1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России. Учебное пособие – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: ТК Велби, Издательствово Проспект, 2006. – 560 с.

2. Орлов А.С., Полунов А.Ю. и др. Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы. / Орлов А.С., Полунов А.Ю., Шестова Т.Л., Щетинов Ю.А. 2-изд., доп. — М.: Московский государственный университет им. М.И. Ломоносова, 2005. — 476 с.

3. Семин В.П. Отечественная история. Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2006. — 560 с.

4. Чернобаев А.А., Горелов И.Е., Зуев М.Н. и др. История Россию. - М.: Высшая школа, 2001. - 479 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Просвещение и наука в петровской России»
Раздел: История
Тип: Контрольная работа
Страниц: 15
Цена: 50 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика