Курсовая работа

«Порядок идентификации товаров, подлежащих экспортному контролю»

  • 29 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ 6

1.1 Особенности таможенно-правового регулирования товаров, подлежащих экспортному контролю 6

1.2 Организационно-правовые основы экспортного контроля 8

2. ОСОБЕННОСТИ ИДЕНТИФИКАЦИИ ТОВАРОВ КАК МЕТОДА ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ 14

2.1 Организация системы независимой идентификационной экспертизы 14

2.2 Особенности проведения независимой идентификационной экспертизы 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Введение

Механизм экспортного контроля функционирует за рубежом более полувека. В конце 1940-х гг. в США Законом о контроле над экспортом было введено лицензирование при продаже товаров и технологий в страны «социалистического лагеря». В это же время был образован Координацион-ный комитет по многостороннему экспортному контролю (КОКОМ) – Coordinating Committee (CoCom), начавший функционировать с 1 января 1950 г. в соответствии с секретным «джентльменским соглашением», заключенным по инициативе США и предусматривавшим контроль над экспортом так называемых стратегических товаров в СССР и другие социалистические страны. На долгие годы КОКОМ стал одним из символов «холодной войны».

Государственный контроль над экспортными операциями осуществлялся посредством выработки экспортных программ, установления контингентов и выдачи лицензий на вывоз определенных товаров, наблюдения за торговлей с отдельными странами или группами стран и контроля за экспортом отдельных товаров.

В рамках КОКОМ экспортный контроль был организован следующим образом. Формировались три списка товаров:

1) оружие и боеприпасы, а также товары, материалы и технологии для их производства;

2) оборудование, связанное с использованием атомной энергии;

3) промышленное оборудование так называемого двойного назначения, которое в принципе может быть применено в военных целях.

Экспорт в социалистические страны товаров, включенных в первые два списка, был полностью запрещен. Товары, перечисленные в третьем списке и на которые приходилась значительная часть внешней торговли промышлен-ным оборудованием, разрешалось вывозить «в порядке исключения» после рассмотрения в КОКОМ каждого конкретного случая внешнеторговой поставки.

Механизм экспортного контроля постоянно развивался с учетом изменений мировой политической ситуации и новых достижений научно-технического прогресса. Если первоначально экспортный контроль был направлен против социалистических стран, то впоследствии он распространился и на развивающиеся страны, а также на отдельные капиталистические государства. Экспортным контролем охватывается реэкспорт товаров и технологий из тех стран, куда они первоначально были экспортированы, экспорт продукции, производимой в третьих странах по американским лицензиям и лицензиям других стран-участниц КОКОМ, а также продукции, содержащей запасные части или отдельные компоненты, произведенные в странах КОКОМ.

Кардинальное изменение мирового политического климата, несомненно, повлияло на многостороннюю систему экспортного контроля. С распадом СССР прекратил свое существование КОКОМ. Однако актуальность экспортного контроля не исчезла. Произошла корректировка целей экспортного контроля с учетом новых угроз и вызовов международной безопасности. Формируется новая универсальная система экспортного контроля, в которой Российская Федерация занимает одно из центральных мест .

В СССР система экспортного контроля начала формироваться лишь в 1980-х гг. (например, Постановление Совета Министров СССР от 30 ноября 1989 г. №1072 «О Перечне технологий, которые могут быть использованы для производства химикатов двойного применения, и о порядке контроля за их экспортом»). Вскоре после распада СССР советская система экспортного контроля была фактически демонтирована. А на ее месте не сразу, но начал формироваться механизм экспортного контроля Российской Федерации, которая до настоящего времени находится в своем постоянном развитии.

В настоящее время активное участие Российской Федерации в различных мирохозяйственных процессах со всей остротой ставит вопрос о предотвращении возможного ущерба национальным интересам Российской Федерации от экспорта отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании вооружения и военной техники, а также материалов, оборудования, технологий, иных результатов интеллектуальной деятельности, которые имеют мирное предназначение, но могут быть использованы в производстве ядерного, химического и других видов оружия массового уничтожения.

Одной из особенностей экспортного контроля как инструмента государственного регулирования внешнеторговой деятельности является определяющее воздействие, оказываемое на национальный (внутригосударственный) механизм экспортного контроля международно-правовыми актами, принятыми по соответствующему вопросу.

В этих условиях актуальной является анализ методов экспортного кон-троля, одним из которых является идентификация товаров. Целью данной работы является анализ порядка проведения идентификации товаров, подлежащих экспортному контролю. На основании поставленной цели в работе выделены следующие задачи:

- Анализ особенностей таможенно-правового регулирования товаров, подлежащих экспортному контролю.

- Изучение организационно-правовых основ экспортного контроля.

- Анализ особенностей системы идентификации товаров.

- Изучение особенностей порядка проведения идентификационной экс-пертизы.

Предметом исследования данной работы является анализ отличительных черт процесса идентификации товаров, подлежащих экспортному контролю. Объект исследования – нормативно-правовая база идентификации товаров, подлежащих экспортному контролю. В целях получения достоверных результатов, их научного обоснования комплексно использовались методы системного и сравнительного анализа.

Работа включает в себя введение, две главы, заключение, а также список использованных источников.

Фрагмент работы

Специфика таможенно-правового регулирования при ввозе и вывозе продукции военного назначения, подлежащей экспортному контролю, связана с несколькими обстоятельствами правового характера :

1) таможенные отношения, связанные, как с ввозом, так и с вывозом продукции могут возникнуть только в процессе деятельности системы экспортного контроля в данной сфере. На основании юридического документа, выданного системой экспортного контроля, производятся какие-либо действия, связанные с последующим таможенным регулированием;

2) в результате перемещения продукции, подлежащей экспортному контролю, появляются не только таможенно-тарифные, но и таможенно-нетарифные правовые отношения. Таможенно-нетарифные и таможенно-тарифные правоотношения неразрывно связаны между собой. При перемещении продукции, подлежащей экспортному контролю, через таможенную границу ТС, возникает и та, и другая группа данных правовых отношений;

3) нормативно-правовая база, связанная с перемещением продукции, подлежащей экспортному контролю, включает в себя нормы, как таможенного законодательства, так и законодательства других правовых институтов (на пример из сферы военно-технического сотрудничества);

4) возможность выделения отдельного правового института таможенно-тарифного и таможенно-нетарифного регулирования в области поставок продукции военно-технического назначения, подлежащей экспортному контролю.

Особенностью ввоза продукции, подлежащей экспортному контролю, является то, что решения Президента РФ, Правительства РФ и Федеральной службы военно-технического сотрудничества (ФСВТС) России о поставке продукции военного назначения существуют самостоятельно от таможенно-обеспечительных мер как элементы государственного контроля за специфич-ной сферой военно-технического сотрудничества. При этом наличие этих подзаконных нормативно-правовых документов не влияет на наличие или отсутствие методов и способов обеспечения того, как соблюдаются запреты и ограничения в области поставки продукции военно-технического обеспечения таможенно-правовыми способами. Однако, таможенный контроль в указанной области возможен только при условии существования вышеуказанных запретов и ограничений.

Заключение

Таможенно-правовое регулирование ввоза и вывоза товаров, подлежащих экспортному контролю – это совокупность методов и средств таможенного дела, обеспечивающих соблюдение ограничений и запретов неэкономического характера, установленных внешнеторговым законодательством в отношении контролируемых товаров, в том числе в области военно-технического сотрудничества, при перемещении контролируемых товаров (продукции военного назначения) через таможенную границу ТС с целью предотвращения нанесения ущерба ее безопасности и обороноспособности.

Экспортный контроль осуществляется специализированными органами государственной власти. В целях обеспечения реализации государственной политики в области экспортного контроля в отношении международных режимов экспортного контроля также образуются межведомственные координационные органы по экспортному контролю.

Экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посред-ством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, перечисленных в Законе об экспортном контроле.

В статье 24 Закона об экспортном контроле нормативно закреплена обязанность российских участников внешнеэкономической деятельности при совершении сделок с контролируемыми товарами и технологиями проводить идентификацию таких товаров и технологий. В контексте данной статьи под идентификацией товаров следует понимать комплекс исследований, целью которых является установление принадлежности товара или технологии к продукции, подлежащей экспортному контролю. Идентификация контроли-руемых товаров и технологий включает в себя установление соответствия конкретных материалов, сырья, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в Списки контролируемых товаров и технологий. После разработки указанных Списков федеральными органами исполнительной власти с привлечением представителей Федерального Собрания Российской Федерации, промышленных и научных организаций, их ассоциаций и союзов они утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Участник внешнеэкономической деятельности вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, имеющей на осуществление этой деятельности специальное разрешение. Экспертная организация, заключившая договор с российским участником, будет нести ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации. Порядок проведения идентификационной экспертизы также определен в ст. 24 Закона об экспортном контроле.

Список литературы

1. Федеральный закон от 18.07.1999 №183-ФЗ «Об экспортном контроле».

2. Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

3. Беляева Н.А. Военно-промышленный комплекс: экспортный контроль в РФ. // Налоги. 2006. №35.

4. Коржов В.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (постатейный). – М., 2011.

5. Кудашкин В.В. Таможенно-нетарифное регулирование ввоза и вывоза контролируемых товаров. // Правоведение. 2008. №3.

6. Семенихин В. Экспортный контроль с учетом закона №372-ФЗ. // Россий-ский бухгалтер. 2014. №2.

7. Трошкина Т.Н. Нетарифное регулирование внешней торговли в Россий-ской Федерации. // Реформы и право. 2010.№4.

8. Трошкина Т.Н. Принципы нетарифного регулирования внешней торгов-ли. // Реформы и право. 2009. №2.

9. Трошкина Т.Н. Пути повышения эффективности нетарифного регулирования в РФ. // Реформы и право. 2010.№1.

10. Трошкина Т.Н. Организационно-правовые основы экспортного контроля в РФ. – М., 2006.

11. Шевченко А.В. Комментарий к Федеральному закону от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (постатейный). – М., 2011.

Примечания

Антиплагиат-40% (проверено в апреле 2015 г.)

Покупка готовой работы
Тема: «Порядок идентификации товаров, подлежащих экспортному контролю»
Раздел: Государственное регулирование, Таможня, Налоги
Тип: Курсовая работа
Страниц: 29
Цена: 550 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика