Курсовая работа

«Местный бюджет»

  • 31 страниц
Содержание

Содержание: 2

Введение 3

Глава 1. Местные бюджеты 5

1.1 Экономическое содержание и значение местного бюджета. 5

1.2 Основы правового регулирования бюджетного процесса. 8

Глава 2. Система формирования доходной и расходной частей местных бюджетов. 14

2.1 Структура доходов. 14

2.2 Структура расходов местного бюджета. 19

Глава 3. Проблемы межбюджетных отношений. 23

3.1 Историко-теоретический аспект межбюджетных отношений. 23

3.2 Межбюджетные отношения на муниципальном уровне. 25

Заключение 29

Список использованной литературы: 30

Введение

Новый этап формирования рыночной экономики России определен Конституцией РФ, выделившей три качественно новых звена в составе бюджетной системы страны – федеральный, региональные и местные бюджеты, каждое из которых является самостоятельным.

Практика формирования и исполнения местных бюджетов имеет свою специфику, отличительные особенности и проблемы.

Традиционно к местным бюджетам относились: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах. Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития региона, обеспечивая финансирование основной сети дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений.

Актуальность темы. За понятием местные бюджеты скрывается огромное количество не только научных, но и практических проблем выдвигаемых самой жизнью. Прежде всего, необходимость исследования роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона обусловлена осуществлением в стране экономической реформы, которая отражается на социальной жизни населения, осуществлением бюджетной реформы и развитием бюджетного федерализма. Продолжение экономических реформ в России предъявляет особые требования к четкости функционирования бюджетных процессов.

Фрагмент работы

Глава 1. Местные бюджеты

1.1 Экономическое содержание и значение местного бюджета.

Местное самоуправление – обязательный компонент демократического строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово- бюджетными правами.

Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты.

Бюджет - центральное звено финансово-кредитной системы, охватывающее более половины валового внутреннего продукта. Финансово-кредитная система РФ представлена в приложении 1.

Местный бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования. Один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых является важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Понятие "бюджет" употребляется как экономическая и правовая категории.

Как правовая категория бюджет - закрепленная законом форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти (статья 1 Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР").

Местный бюджет можно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию. Он имеет свои особенности:

• местный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках органов местного самоуправления и ее использованием с целью удовлетворения потребностей общества;

• с помощью местного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями, сферами общественной деятельности;

• пропорции местного бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями воспроизводства, задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе.

1.2 Основы правового регулирования бюджетного процесса.

Построение бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов, существующих на территории страны.

Под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы, принципы ее построения, взаимосвязь между отдельными бюджетами и порядок распределения доходов и расходов между ними. Как правило, рассматриваются две формы бюджетного устройства: бюджетное устройство федеративных и унитарных государств. В соответствии с Конституцией РФ и бюджетным законодательством в бюджетную систему как самостоятельные части включаются:

• федеральный бюджет,

• бюджеты субъектов Федерации, к которым относятся бюджеты Республик в составе Федерации, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, краевые бюджеты краев, областные бюджеты областей, городские бюджеты г. Москвы и Санкт-Петербурга;

• местные бюджеты административно-территориальных образований.

Схема консолидированного бюджета РФ представлена в приложении 2.

Бюджетное устройство основывается на таких принципах, как единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.

Единство бюджетной системы обеспечивается:

• единой правовой базой;

• использованием единых бюджетных классификаций;

• единством формы бюджетной документации;

• общими принципами бюджетного процесса;

• единством денежной системы;

• взаимодействием бюджетов всех уровней;

• единством социально-экономической, в том числе налоговой политики.

Глава 2. Система формирования доходной и расходной частей местных бюджетов.

2.1 Структура доходов.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на социальное развитие и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших и материальных и финансовых ресурсов.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления из федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ. К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:

• доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;

• не мене 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с Государственной программой приватизации;

• доходы от сдачи в аренду муниципальной имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель;

• платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;

• штрафы, подлежащие отчислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

• государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• не менее 50% налога на имущество предприятий (организаций);

• подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Глава 3. Проблемы межбюджетных отношений.

3.1 Историко-теоретический аспект межбюджетных отношений.

За последние девять лет экономическое содержание межбюджетных отношений претерпело значительные изменение и развитие. Прежде всего, следует выделить проблему понимания экономического содержания межбюджетных отношений а узком и широком смысле этого слова. Понимание межбюджетных отношений как движения определенных размеров денежных средств по вертикали и горизонтали бюджетной системы означает их понимание в узком смысле этого слова. Такая характеристика межбюджетных отношений в основном совпадает с экономическим механизмом бюджетного регулирования и на практике осуществлялась в 1991-1993 годах. В этот период резко возрастает доля региональных и местных бюджетов в доходах консолидированного бюджета, наблюдается формирование межбюджетных отношений в виде перечисления плановых бюджетных дотаций, определяющихся в абсолютных цифрах. Этот этап формирования межбюджетных отношений сочетается с возникновением «особых» бюджетных статусов ряда муниципальных образований, воздействия на межбюджетные отношения политических факторов и индивидуальных согласований.

Начало 1994 года означает следующий этап реформирования межбюджетных отношений, в течении которого основное содержание реформ осуществляется по следующим направлениям: расширение налоговых прав региональных и местных властей; определение единых и стабильных нормативов отчислений от федеральных налогов в местные бюджеты; формирование внутрирегиональных межбюджетных отношений. Этот период характерен реформами межбюджетных отношений, которые в определенной степени соответствовали тенденции формирования бюджетного федерализма. В целом оценка этого периода, показывает, что экономическое содержание межбюджетных отношений получает дальнейшее развитие. Прежде всего, речь идет о тенденции регулирования через бюджетные отношения территориальных пропорций воспроизводства. Точнее, межбюджетные отношения становятся инструментом устранения межтерриториальных диспропорций. Данная характеристика экономического содержания межбюджетных отношений дополняется и другой. Они все более реально выступают одним из важных инструментов государственного регулирования экономики как прямым, так и косвенным методом.

Заключение

В курсовой работе на основе институционального анализа определен бюджет и структура бюджетного процесса, которая включает в себя следующие основные составляющие: стадии бюджетного процесса, участники бюджетного процесса, инфраструктурное обеспечение бюджетного процесса, межбюджетные отношения. Институциональное определение бюджета и бюджетного процесса явилось отправной точкой рассмотрения роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона. Основные задачи рассмотрения роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона заключается в следующем. Сформулировать роль, которая отражается в расходной части местного бюджета, выявить проблемы в финансировании социально-экономических программ.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации // Известия. – 1993.- 28 декабря.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: «Проспект», 1999.-160с.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации // Интернет. http://info.khv.ru:8080/lawkhv

4. Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР: Закон РСФСР// экономика и жизнь. – 1991.-№48

5. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Закон РФ от 12 августа 1995 г.// Интернет http://info.khv.ru:8080/lawkhv

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика