8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Диплом-центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Педагогика

Активизация мыслительной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта в процессе адаптации к школе - Дипломная работа

Содержание

Введение

Глава 1. Научные исследования проблемы активизации мыслительной деятельности

1.1. Историография изучения мыслительной деятельности

1.2. Психолого-педагогические основы активизации мыслительной деятельности младших школьников в онтогенезе

1.3. Особенности развития мыслительной деятельности у детей с нарушением интеллекта

Глава 2. Адаптация детей к школе как психолого-педагогическая проблема

2.1. Историография изучения проблем адаптации к школе

2.2. Этапы адаптации и проявления дезадаптации в онтогенезе

2.3. Особенности адаптации к школе детей с нарушением интеллекта

Глава 3. Эмпирическое исследование роли мыслительной деятельности в процессе адаптации к школе детей с нарушением интеллекта

3.1. Организация и методы исследования

3.2. Коррекционная работа по активизации мыслительной деятельности младших школьников с лёгкой умственной отсталостью в процессе адаптации к школе

3.3. Анализ результатов исследования

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение (выдержка)

В любой стране есть дети с интеллектуальной недостаточностью, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Эта тема является актуальной для множества общеобразовательных учреждений. В прошлом десятилетии двадцатого века, когда общество стало более гуманным, и была принята ценность каждого индивидуума, повлекла за собой процессы демократизации общего и специального образования. Главным результатом, которого являлось признание, что все дети с трудностями в развитии обучаемыми.

В начале 1990 года, в демократии появилось множество изменений, были проведены реформы в специальном образовании, так же после множественных интернациональных конвенций и декларации в области прав человека (в том числе прав ребёнка и прав инвалидов) произошёл ряд изменений в системе специальной помощи лицам с умственной отсталостью.

Вопросы специального коррекционного образования в настоящее время являются одними из наиболее важных в работе Министерства образования России, как и в системе коррекционных учреждений. Это связано с тем, что число детей, нуждающихся в специальном, коррекционном образовании увеличивается с каждым годом. Так же растёт число детей с ограниченными возможностями здоровья, изменяется сама структура дефекта, нарушения начинают носить комплексный характер.

Существует закон «Об образовании», в котором изложено постановление о том, что все дети, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют одинаковое право получить образование, так же это провозглашено в конституции Российской Федерации. Так же законом для них предусматривается обеспечение специальной коррекционно-развивающей среды, в которой находятся адекватное условия и равные возможности для получения образования, лечения и оздоровления, коррекции нарушения развития, реабилитацию и социальную адаптацию.

Основная часть (выдержка)

1.1. Историография изучения мыслительной деятельности

Темой мышления были заинтересованы ещё философы античности, но рассматривали её с позиции философии и логики, а не с позиции психологии как это делают современные учёные. Одним из первых учёных был Парменид, написавший сочинение «Путь истины». Это стало первым в истории европейской философии сокращённое повествование о дедуктивной метафизике. Мышление рассматривалось с логической позиции. С филосовской же Парменид признавал, что бытие подобно мысли «…одно и то же мышление и то, о чем мысль». Главные основатели сенсуализма, филосовскоготечения, Протагор и Эпикур рассматривали научный подход к мышлению, что явилось ключевым фактором к дальнейшему изучению мышления. Нельзя не отметить величайшего теоретика науки о мышлении - Аристотеля. В своих трудах он исследовал его различные формы, обосновал и воспроизвёл закономерности мышления. Он рассматривал мышление абсолютно с другой позиции, нежели вышеописанные учёные, а именно с позиции Духовной. Он считал мышление деятельностью «разумной души».

Одной из ключевых ролей в процессе изучения мыслительных операций сыграла медицина. Главными философами, которые раскрыли и обосновали мозговую теорию мышления, были Пифагор и его ученик, Алкмеон Кротонский - философ и медик. Ещё один учёный, великий врач Гиппократ утверждал: «Надо знать, что с одной стороны, наслаждения, радости, смех, игры, а, с другой стороны, огорчения, печаль, недовольства и жалобы - происходят от мозга. От него мы становимся безумными, бредим, нас охватывают тревога и страхи, либо ночью, либо с наступлением дня…».

Медик из Александрии Герофил считал, что обителью души является головной мозг, а его соплеменник Эрасистрат предполагал, что мозг обитель ума. Чуть позже медик из древнего Рима Гален, с помощью науки смог доказать, что имен но спинной и головной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности». Но так - же он предполагал, и наличие у каждого человека индивидуальной души, что расходилось с мнением некоторых предыдущих учёных.

Конструктивные психологические исследования мышления ведутся с XVII века, в это время они так же значительно зависели от логики. Как и в ранних трудах великих учёных и медиков мышление рассматривалось как врождённая способность, которая функционировала отдельно от психики. Деятельностью ума считалось умение созерцать, логически рассуждать и способность к рефлексии. В эпоху Ренессанса всё вернулось к античной точки зрения о том, что психика всего лишь результат работы мозга. Это носило чисто теоретический характер, не подкреплённый практикой. Мышление было противопоставлено ощущению и восприятию, и споры учёных сводились только к тому, что из этого существеннее в развитии человека. Сторонники сенсуализма, на основе трудов французского философа Э. Б. де Кондильяка утверждали: «мыслить - это значит чувствовать», а разум - «усложнённые ощущения», то есть они отдавали существенную роль ощущению и восприятию. Эту точку зрения не разделяли рационалисты. Ярким представителем которого был Р. Декарт, который положил начало рефлексологии. Согласно положениям рационалистов, познание с помощью органов чувств не является достоверным источником информации, чего не скажешь о разуме. По их мнению, мышление было обособленной и самостоятельной операцией, не зависящей от органов чувств. По Д. Дидро, ощущения: «свидетели в судебном заседании, а разум, мышление - это судья, который сопоставляет показания свидетелей и выносит окончательное заключение». .

Заключение (выдержка)

В соответствии с поставленными задачами исследования была освещена тема историографии мыслительной деятельности. О том, как появилась и впоследствии изучалась наука о процессах мышления умственно отсталого ребёнка. Методология исследования интеллекта у младших школьников. Так же было рассмотрены этапы формирования мышления в онтогенезе, переломные этапы развития. Первым таким периодом является поступление ребёнка в школу. В течение этого периода осуществляется переход от наглядно-образного к словесно-логическому и понятийному мышлению. Это способствует приобретению двойственности: конкретное мышление, которое опирается на окружающую действительность, постепенно начинает подчиняться логическим принципам, но все ещё формально-логические рассуждения остаются недоступны для детей, обучающихся в специальной коррекционной школе.

В процессе онтогенеза интеллектуальная деятельность ребёнка устремляется к познавательной и структурированной деятельности. Данная структура включает в себя побудительно-мотивационную часть (потребности, мотивы, цели), предмет деятельности и их соответствие со способом осуществления (действия и операции). Следовательно, можно установить, что ведущим интересом и главным побудительным мотивом к обучению, умственно отсталого школьника, является познавательная и частично игровая деятельность.

Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях. Оно имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации и постановки вопроса. Основными методами решения поставленных задач являются анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные операции.

Так же важно было рассмотреть методы и приемы мотивации и стимулирования умственных способностей детей с лёгкой степенью умственной отсталости. С помощью тематической литературы удалось выявить несколько таких методов: приемы формирования познавательного интереса, методы и приемы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении.

Так же были рассмотрены понятия об интеллектуальных недостатках, а так же причинах их появления. В настоящее время под интеллектуальной недостаточностью, или умственной отсталостью понимают стойкое, необратимое нарушение психического (в первую очередь интеллектуального) развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием либо ранним повреждением мозга.

Литература

1. Александровский Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация: (Пограничные нервно - психические расстройства). М. : Медиздат, 1976. 276 с.

2. Аувяэрт А. И. Роль семьи и сверстников в правовой социализации несовершеннолетних: автореферат. кандидатская диссертация д-ра пед. наук (12.00.05). Москва, 1981. 19 с.

3. Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. М. : Академия, 1980. 363 с.

4. Андреева А. Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем возрасте. Научно - методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психолого-диагностических методик. М. : 1988. 248 с.

5. Анастази А. Р, Урбина С. П. Психологическое тестирование. СПб. : Питер, 2001. 688 с.

6. Березин Ф. Б. Психическая и психофизическая интеграция. Новочеркасск : УРАО, 1999. 321 с.

7. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. Вопросы психологии. СПб. : Питер, 1989. 100 с.

8. Белопольская Н. Л. Исключение предметов. Четвёртый лишний. М. : Когито – Центр, 2009. 30 с.

9. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М. : Генезис, 2001. 340 с.

10. Богомолов Ю. П., Воронина А. И., Куст В. П. Краткие сведения по применению некоторых медико-психологических тестов. Вопросы психологической адаптации. Новосибирск : НГУ, 1974. 54 с.

11. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности. М. : 1995. 326 с.

12. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Справочник по психодиагностике. СПб. : Питер, 2002. 528 с.

13. Василюк Ф. Е. Психология переживаний: Анализ преодоления критических ситуаций. М. : 1984. 204 с.

14. Гуревича К. М. Введение в психодиагностику: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М. : Академия, 1999. 199 с.

15. Вегнер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. М. : Генезис, 2001. 425 с.

16. Валлон А. Г. Психологическое развитие ребенка. СПб. : Питер, 2000. 208 с.

17. Веракса, Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. М. : ПЕРСЭ, 2003. 144 с.

18. Виноградова, Н. Н. Учимся. Играем: О дидактических играх дошкольников. Семья и школа. М. : Академия, 2002. 25 с.

19. Власова Т. А., М. С. Певзнер. О детях с отклонениями в развитии. М. : Просвещение, 1973. 175 с.

20. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. СПб. : Питер, 1997. 363 с.

21. Выготский, Л. С. Лекции по психологии. СПб. : Питер, 1997. 340 с.

22. Гладилин А. В., Герасимов А. Н., Громов Е. И. Эконометрика : учеб. пособие для вузов. Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. 297 с.

23. Гезелл, А. А. Умственное развитие ребенка. М. : Дрофа, 1989. 228 с.

24. Годовикова, Д. К. Как измерить детскую любознательность? // Семья и школа. 1985. №10. С. 19-21.

25. Гризик, Т. А. Методологические основы познавательного развития детей. Школьное воспитание. СПб. : Питер, 1998, 19 с.

26. Гришин В. В., Лушин П. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М. : ИКА Москва, 1990. 63 с.

Примечания

Это честный авторский труд, с АП больше 80% на момент публикации работы. К данной работе прилагаются презентация и доклад к защите.

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 91
Год: 2020
20000 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X