Дипломная работа

Взаимосвязь копинг-стратегий, жизнестойкости и оптимизма у студентов

  • 55 страниц
  • 35 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ, ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ОПТИМИЗМА У СТУДЕНТОВ 8

1.1. Современные представления о жизнестойкости и её особенности у студентов вузов 8

1.2. Понятие, виды копинг-стратегий в современной психологии 17

1.3. Современные концепции оптимизма 26

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ, ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ОПТИМИЗМА У СТУДЕНТОВ 34

2.1. Предмет, объект, задачи и гипотезы исследования 34

2.2. Организация и метод исследования 35

2.3. Результаты исследования и их анализ 38

2.3.1. Анализ копинг-стратегий у студентов 38

2.3.2. Анализ уровня оптимизма у студентов 40

2.3.3 Корреляционный анализ взаимосвязи жизнестойкости, копинг-стратегий и оптимизма у студентов вуза 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50

Введение (выдержка)

Тема работы «Взаимосвязь копинг-стратегий, жизнестойкости и оптимизма у студентов».

Актуальность исследования. В современных социально-экономических условиях наблюдается рост информационных и эмоциональных нагрузок, обостряется проблема адаптации к условиям личностно-средового взаимодействия. Актуальной становится проблема формирования копинг-стратегий студентов, так как от успешности протекания этого процесса зависят уровень академической успеваемости, умение правильно распределять свое рабочее время и время для самостоятельной подготовки, способность в условиях вуза достигать психологической комфортности.

Копинг-поведение определяется комплексом поведенческих копинг- стратегий (разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание), личностно-средовых и когнитивных копинг-ресурсов. Формирование копинг-стратегий и копинг-ресурсов, играющих важнейшую роль в выборе типа поведения позволит студентам успешно преодолевать психотравмирующие и стрессовые ситуации, как в ходе обучения, так и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Данное обстоятельство приводит к осознанию значимости повышения внимания к личностным аспектам в педагогике и психологии профессионального образования.

Высшее образование включает в себя формирование совокупности знаний, умений и навыков, а также профессионально значимых личностных психологических качеств и копинг-ресурсов будущего специалиста.

Проблема копинга, как уникального способа взаимодействия личности с трудными жизненными ситуациями начала рассматриваться во второй половине ХХ века. Термин «копинг» был предложен Абрахамом Маслоу, а этимология понятия возникла от английского слова «to cope» - совладать, преодолевать. Российские исследователи переводят его как совладающее поведение или психологическое преодоление.

Повышенный интерес к возможностям человека, его потенциалу обусловлен несколькими причинами. В период, когда происходят радикальные изменения в основаниях человекознания, когда обостряются глобальные проблемы человечества, как никогда актуально изучение вопросов жизнестойкости и стрессоустойчивости человека. В современных условиях человек подвергается все новым видам перегрузок и сложных ситуаций.

Условия жизни современного человека, являются экстремальными и стрессогенными с точки зрения глобальной тревожности и изменчивости внешней среды. Связано это с угрозами политическими, информационными (развитие новой политики ведения гибридных форм ведения войны), социально-экономическими, экологическими, природными. Ученые с уверенностью утверждают, что современный человек испытывает большие проблемы с чувством безопасности. Отсутствие чувства защищенности и базовое чувство тревоги связано с развитием таких глобальных проблем современности как проблема глобальной пандемии, проблемы идейных и идеологических конфликтов мирового сообщества, проблема морали и нравственности, международного терроризма. Это связано в первую очередь, с увеличением вероятности смерти человека от эпидемий, массовых беспорядков, террористических атак и экологических катастроф. Информация формирует образы в сознании, это могут быть образы человека, страны, врага, картины мира. Образы многофункциональны и, в том числе обладают мощной регулятивной функцией, следовательно, оказывают серьезное влияние на жизнестойкость. Анализ современных исследований проблем жизнестойкости показывает, что влияние информации и социальной перцепции на формирование жизнестойкости сегодня изучены явно недостаточно.

Изучение проблемы копинг-поведения продолжили такие исследователи, как Р. Лазарус и С. Фолкмен, П. Коста и Р. Маккрей, У. Лер и Х. Томэ. Вместе с тем, основные подходы к пониманию копинг-поведения преимущественно разработаны их последователями - зарубежными исследователями (S. M. Miller, M. L Green, J. Amirchan, C. Carver , P. Thoits и др.).

В настоящее время проблема формирования копинг-стратегий является одной из активно обсуждаемых тем среди представителей разных направлений зарубежной и отечественной психологии. Большинство исследований по совладающему поведению выполнено за рубежом (Amirkhan J.H., Kanner A.D., Lazarus R.S., Ryan N.M., Sacks J.M., Webster S.K. и многие др.). В отечественной психологии данной проблемой в основном интересуются специалисты в области медицинской психологии (В.А. Абабков, И.А. Горьковая, Н.А. Русина, Н.И. Сирота, В.М. Ялтонский), возрастной психологии (Л.И. Анцыферова, Л.А. Головей, Т.Л. Крюкова, А.В. Либин, И.М. Никольская, М.А. Одинцова), управленческой и организационной психологии (В.А. Бодров, Л.Г. Дикая, Л.А. Китаев-Смык, Ю.В. Постылякова) и др.

Объект исследования: копинг-стратегии у студентов.

Предмет исследования: взаимосвязи стратегий совпадающего поведения в стрессовых ситуациях у жизнестойких и оптимистичных студентов.

Цель исследования: изучение наличия связи между жизнестойкостью и оптимизмом у студентов, а также установление взаимосвязи стратегий совпадающего поведения в стрессовых ситуациях у жизнестойких и оптимистичных студентов.

Гипотеза:

1) существует положительная связь между жизнестойкостью и оптимизмом, а именно студенты с высоким уровнем оптимизма обладают большей жизнестойкостью, чем студенты с пониженным уровнем оптимизма, а студенты с высоким уровнем жизнестойкости ощущают себя более счастливыми по сравнению со студентами с низким уровнем жизнестойкости;

2) и счастливые студенты, и жизнестойкие студенты предпочитают продуктивные, но, возможно, разные копинг-стратегии.

Задачи:

1. Изучить современные представления о жизнестойкости и её особенности у студентов вузов.

2. Рассмотреть понятие, виды копинг-стратегий в современной психологии.

3. Разработать современные концепции оптимизма.

4. Организовать экспериментальное исследование по изучению взаимосвязи стратегий совпадающего поведения в стрессовых ситуациях у жизнестойких и оптимистичных студентов.

Методы и методики исследования: комплекс взаимно-дополняющих методов: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы, синтез, сравнение); эмпирические, статистические методы обработки.

Методики

­ Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой)

­ Методика для психологической диагностики копинг-механизмов (Э. Хайма)

­ Опросник диспозиционного оптимизма Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева, Е.Н. Осина.

Экспериментальная база и выборка исследования. В исследовании принимали участие 40 студентов 2 курсов. Среди испытуемых 15 юношей и 25 девушек.

Основная часть (выдержка)

1.1. Современные представления о жизнестойкости и её особенности у студентов вузов

В последние годы в психологии понятие «жизнестойкости» личности привлекает все большее внимание исследователей, это напрямую связано с тем, что проблемы утраты смысла жизни, совладания со стрессогенными факторами, особенно в профессиональной деятельности, побуждают искать психологические, духовные, социальные опоры.

Проблема личностных ресурсов и их содержания является достаточно важной по той причине, что жизнедеятельность человека протекает в постоянно меняющихся условиях, предъявляющих к нему различные требования и оказывающих на него влияние, как позитивное, так и негативное.

В контексте проблемы личностных ресурсов совладания с трудными ситуациями значительный интерес у психологов вызывает такая личностная характеристика как жизнестойкость («hardiness»). О феномене жизнестойкости и его значимости для человека впервые заговорил американский психолог С. Мадди, с точки зрения которого, понятие «hardiness» отражает психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, связанную с его мотивацией преобразовывать стрессогенные жизненные события. Действительно, в ходе исследований было установлено, что жизнестойкость человека связана с возможностью преодоления различных стрессов, поддержанием высокого уровня физического и психического здоровья, а также с оптимизмом, самоэффективностью и субъективной удовлетворенностью собственной жизнью.

Под жизнестойкостью (ЖС) С. Мадди понимает систему представлений о себе, мире и отношениях с ним, данная система препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях, а также способствует совладанию со стрессом. В структуре ЖС выделяются три сравнительно автономных компонента - вовлеченность, контроль и принятие риска [44, с. 148].

Вовлеченность - это уверенность человека в возможности и важности активного участия в происходящих в жизни событиях, в возможность находить путем активного поиска в различных ситуациях то, что является интересным и субъективно значимым. При низкой выраженности вовлеченности человек чувствует себя отвергнутым, находящимся «вне жизни». Контроль подразумевает уверенность в том, что борьба и преодоление позволяют повлиять на происходящее, изменить жизнь в желаемую сторону. Принятие риска - убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного. Общая жизнестойкость - представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром [35, с. 134].

В рамках модели жизнестойкости С. Мадди описывает трансформационный копинг, предполагающий активное преодоление ситуации, направленность на поиск, на построение будущего, в то время как регрессивное совладание, с его точки зрения, предполагает выдерживание напряжения, избегание проблемы, выбор в пользу привычных алгоритмов поведения (выбор в пользу прошлого). Применительно к динамике жизнестойкости профессионала А. Н. Фоминова, ссылаясь на работы Р. И. Стецишина, указывает, что жизнестойкость формируется в процессе профессиогенеза личности и даёт возможность человеку противостоять профессионально-личностной дезадаптации, в частности, в области помогающей профессии [40, с. 78].

Понятие жизнестойкости (hardiness) находится на пересечении теоретических воззрений экзистенциальной психологии и прикладной области психологии стресса и совладания с ним. Прикладной аспект изучения жизнестойкости обусловлен той ролью, которая эта личностная переменная играет в противостоянии личности стрессовым ситуациям, прежде всего в профессиональной деятельности. По данным зарубежных исследований, а также исследований отечественных психологов, жизнестойкость оказывается ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов (в том числе хронических) на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности [7, с. 19].

В исследовании жизнестойкости и её связей со свойствами личности Т. В. Наливайко были проанализированы теоретические предпосылки понятия жизнестойкости С. Мадди и связь данного понятия с его теорией экзистенциальной персонологии личности, связь с отечественными исследованиями в области совладания со стрессовой ситуацией, самореализацией личности. В результате экспериментального исследования было доказано, что жизнестойкость является наиболее общей интегральной характеристикой личности, представляющей собой паттерн смысложизненных ориентаций, самоотношения, стилевых характеристик поведения, который опирается на природные свойства личности, но в большей степени носит социальный характер. Получены данные о возрастных и половых различиях в проявлениях связи жизнестойкости со свойствами личности.

Заключение (выдержка)

Факторы выбора копинг-стратегий и их эффективность, репертуар преодолевающего поведения в зависимости от диспозиционного и ситуативного контекста — одни из наиболее актуальных тем современных психологических исследований копинга.

В данной работе был изучен процесс взаимосвязи копинг-стратегий, жизнистойкости и оптимизма у студентов.

Термин «копинг» произошел от английского слова «coping», которое в отечественной психологии переводится как «совладание» и означает поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия человека, пред принимаемые им для преодоления трудных ситуаций и адаптации к возникшим обстоятельствам. В основном, теории и концепции, связанные с пониманием копинг-поведения разрабатывались в зарубежной науке. Из отвечественных исследователей следует упомянуть Л.А.Китаева-Смык, С.К. Нартовой-Бочавер, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонского и др.

В рамках написания работы было организовано и проведено экспериментальное исследования по изучению взаимосвязи копинг-стратегий, жизнистойкости и оптимизма у студентов.

В качестве критериев выбраны уровни психоэмоционального напряжения, продуктивности копинг-поведения.

В диагностике участвовало 40 студентов 2 курса.

В работе были использованы методики:

­ Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой)

­ Методика для психологической диагностики копинг-механизмов (Э. Хайма)

­ Методика «Опросник диспозиционного оптимизма» (Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева, Е.Н. Осина)

Больше половины студентов показывают высокий уровень психоэмоционального напряжения.

Результаты по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» показали, что поведение, ориентированное на решение задачи преобладает только у 25% испытуемых.

Результаты по методике Э. Хейм «Способы преодоления критических ситуаций» показали, что две трети испытуемых предпочитает непродуктивные и относительно-продуктивные копинг-страгегии.

Диагностика показала, что необходимо формировать продуктивные когнитивные копинг-стратегии для более успешного преодоления стрессовых ситуаций в ходе учебной деятельности.

Цель работы достигнута, гипотеза доказана, задачи решены.

Список литературы

1. Абоносимова, Е.В. Оптимизм как явление культуры : автореф. дис. . канд. филос. наук : 24.00.01 / [Текст] / Е.В. Абоносимова; Тамбов. гос. ун-т. – Тамбов, 2004. – 24 с.

2. Александрова, А.А. К осмыслению понятия «жизнестойкость личности» в контексте проблематики психологии способностей / [Текст] / А.А. Александрова. - Москва: Институт психологии РАН, 2005. - С. 16-21.

3. Афанасьева, А. Н. Предпосылки формирования и развития оптимизма личности / А. Н. Афанасьева. // Молодой ученый. / [Текст] — 2013. — № 9 (56). — С. 341-344.

4. Байтаз, И.Р. Формирование оптимизма как нравственнополитического качества учащихся в учебно-воспитательном процессе : автореф. дис. … канд пед. наук : 13.00.01 / Мин. гос. пед. ин-т им. А. М. Горького. / [Текст] /- Минск, 1991. - 17 с

5. Бережная, Н.В. Социально-психологические предпосылки устойчивости студентов к жизненным трудностям / [Текст] / Н. В. Бережная // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2018. - № 1. - С. 35-37.

6. Блинова, В.Л. Особенности жизнестойкости и копинг-поведения личности при разных типах готовности к саморазвитию / [Текст] / В. Л. Блинова // Филология и культура. - 2011. - № 4 (26). - С. 378-382.

7. Богомаз, С.А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья / [Текст] / С. А. Богомаз // Материалы научно-практических мероприятий V Всероссийского форума «Здоровье нации — основа процветания России». - Москва, 2009. - Т. 4. - С. 18-20.

8. Бурлачук, Л. Ф. Психология жизненных ситуаций; учебное пособие / [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. - Москва, 1998. - 263 с.

9. Варданян, Ю. В. Развитие копинг-стратегий студента в учебном и профессиональном контекстах психологической безопасности / [Текст] / Ю. В. Варданян, Л. В. Варданян //В мире научных открытий. - 2015. - № 11-6 (71). - С. 2249-2263.

10. Волк, М.И. Особенности проявления общительности и жизнестойкости у студентов / [Текст] / М. И. Волк // Вестник РУДН. - 2012. - № 3. - С. 98-101. - Сер. «Психология и педагогика».

+ еще 17 источников

3000 руб.
Купить эту работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли нужную работу?

Разместите задание, а мы подберём эксперта

Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9

Узнай стоимость

Это быстро и бесплатно :)

Отзывы довольных студентов

Мы помогли более 10К+ студентам

Елена
Тема работы: Технологическая карта занятия психолога в старшей группе

Очень понравилось, еще буду заказывать, всё во время, качественно

Руслан
Тема работы: Пенсионная реформа

Плохо раскрыт первый вопрос,работа выполнена не в срок , в общем не плохо!

Анатолий
Тема работы: Дипломатические представительства

Преподаватель поставила 3, сказала много недочётов. Всё равно буду заказывать. Куда деваться)))

Светлана
Тема работы: Платежные системы

Большое спасибо! Работа выполнена отлично

Дмитрий
Тема работы: Сведения составляющие служебную тайну

Огромное Вам спасибо за проделанную работу. Все просто круто.

Лилия
Тема работы: Договор займа, заключенный путем выпуска и продажи облигаций

Спасибо, курсовая работа принята, оценена на "хорошо".