ВКР

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СТЕРЛИТАМАКСКОГО ФИЛИАЛА БАШГУ В РАЗВИТИИ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

  • 139 страниц
  • 20 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

Введение….3

1. Татарское языкознание и роль кафедры татарской и чувашской филологии в его развитии

1.1. О татарском языкознании как отрасли науки….5

1.2. Краткая история создания и развития кафедры татарской и чувашской филологии….8

2. Научно-педагогическая деятельность профессора И.С. Насипова

2.1. Краткая биография, учебно-педагогическая и управленческая деятельность И.С. Насипова ….35

2.2. Научно-методическая деятельность И.С. Насипова ….….44

2.2.1. Научно-исследовательская деятельность профессора И.С. Насипова в области татарской диалектологии….47

2.2.2. Научно-исследовательская деятельность

И.С. Насипова в области лингвистической контактологии….53

2.2.3. Монографические исследования И.С. Насипова…59

2.2.4. Учебно-методические работы И.С. Насипова…67

2.2.5. Список научных трудов и научно-методических публикаций И.С. Насипова по годам издания….69

3. Научно-педагогическая деятельность доцента Г.З. Габбасовой

3.1. Краткая биография и учебно-педагогическая деятельность Г.З. Габбасовой…102

3.2.1. Научно-исследовательская деятельность Г.З. Габбасовой….103

3.2.2. Научно-методическая деятельность Г.З. Габбасовой….110

3.3. Список научных и научно-методических публикаций Г.З. Габбасовой…117

Заключение….125

Список использованной литературы….129

Введение (выдержка)

Актуальность темы работы заключается в том, что история развития татарской филологии в Башкортостане на сегодня должным образом не изучена. В связи с этим, имеется необходимость определения места татарских лингвистов и литературоведов Башкортостана в общей истории татарской филологии. По данной проблематике имеются лишь отдельные публикации в материалах научных конференций и изданиях общего характера [13; 25; 26; 27]. Опыт преподавания истории развития татарской филологии в вузах республики, составление школьных учебников вскрыло недостаточную изученность отдельных этапов развития татарской филологии, прежде всего определения роли ученых из Башкортостана в общей истории татарской филологии, необходимость написания учебных пособий и учебно-методических материалов, научно-популярных и просветительских изданий по истории татарской филологии для широкой аудитории.

Новизна работы в том, что наши исследования являются первой попыткой изучения, раскрытия основных особенностей истории развития татарской филологии в Башкортостане и обобщения отдельных материалов по этой теме на уровне магистерской диссертации.

Целью данной исследовательской работы является изучение истории развития татарского языкознания в Республике Башкортостан с акцентированием внимания на деятельности отдельных татарских языковедов кафедры татарской и чувашской филологии филологического факультета Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, обобщение материалов по данной проблематике.

Исходя из вышеуказанной цели, намечаются решение следующих основных задач:

1. Изучение материалов по истории создания и развития кафедры татарской и чувашской филологии СФ БашГУ, определение его роли в развитии татарской филологии в Республике Башкортостан;

2. Изучение материалов о жизни и научно-педагогической деятельности профессора И.С. Насипова, определение его роли в развитии татарского языкознания;

3. Изучение материалов о жизни и научно-педагогической деятельности доцента Г.З. Габбасовой, определение ее роли в развитии татарского языкознания.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют обобщающие работы по истории тюркских языков А.Н. Кононова, Г.Ф. Благовой и др., по истории развития татарской филологии Х.Ч. Алишиной, М.З. Закиева, Р.Р. Замалетдинова, К.М. Миннуллина, И.С. Насипова, Л.Т. Махмутовой, Д.Б. Рамазановой, А.Г. Шайхулова и др. татарских ученых.

В качестве основных источников исследования выступают научные труды преподавателей кафедры татарской и чувашской филологии Стерлитамакского филиала БашГУ по татарскому языкознанию, а также обобщающие статьи И.С. Насипова о роли преподавателей в развитии татарской филологии.

Научно-теоретическое значение данной работы заключается в том, что она может стать основой для дальнейших исследований в области изучения истории развития татарской филологии в Республике Башкортостан и о его роли в развитии татарской филологии. Возможность использования нашей работы в процессе обучения аспирантов, магистрантов, студентов и учащихся образовательных организаций разного уровня определяет практическое значение данного труда.

Основные результаты выпускной квалификационной работы были изложены на научно-практических конференциях разного уровня и опробированы на практических занятиях дисциплин по магистерской программе «Язык в полилингвальной среде» ИФОМК БГПУ им.М.Акмуллы по направлению «Педагогическое образование».

Основная часть (выдержка)

1. ТАТАРСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ И РОЛЬ КАФЕДРЫ ТАТАРСКОЙ И ЧУВАШСКОЙ ФИЛОЛОГИИ В ЕГО РАЗВИТИИ

1.1. О татарском языкознание как отрасли науки

Языкознание – это наука, изучающая состав языка и особенности использования того или иного языка. Языкознание служит для удовлетворения потребностей человека в общении и познавательной деятельности.

Те вещи и явления, которые существуют на сегодняшний день, являются результатом многовекового опыта человечества. Каждое новое поколение старается перенять знания и умения у старшего поколения. Это закономерно. Данный процесс происходит постоянно. Лишь хорошо усвоив родной язык, можно перенять накопленный опыт поколений и воспользоваться им в достаточной мере. Учителя дают нам знания по родному языку, опираясь на учебники и различные пособия. А чтобы составить и издать такие учебники и пособия необходимо научное исследование и изучение строения, состава языка.

В течение длительного периода развития в татарском языкознании накопился большой опыт, а также имеются значительные достижения. Неоценимое наследие данной области филологической науки нашло отражение в разного рода библиографических указателях.

Языкознание развивалось на протяжении тысячелетий и поэтому научные достижения прошлого оказывали влияние на ученые умы последующих поколений. Различные направления и течения в языкознании, сменяясь на протяжении многих веков, дополняли друг друга и как результат дают общее представление о языке. Так постепенно сформировались современные взгляды о языке.

История языкознания свидетельствует о том, что как наука она развивалась в тесной взаимосвязи с другими науками. История языкознания изучается по периодам. И в этом вопросе традиционно преобладает хронологический подход.

Татарское языкознание также формировалось на протяжении длительного времени. По утверждению ученых, письменные памятники V-X вв. созданы на древнетюркском языке. Например, образцы рунического и уйгурского письма были обнаружены на прибрежных территориях рек Орхон и Енисей. Именно поэтому их еще называют орхон-енисейскими памятниками письменности. Памятники с руническим письмом также были найдены в Монголии, на горах Алтая, в Казахстане, Средней Азии, на Кавказе, а также на территориях нынешних республик Татарстан и Башкортостан. Но ввиду того что в V-X вв. владеющих письмом людей было очень мало, между литературным языком и языком народа лежала пропасть. В этой связи возникла необходимость сближения литературного языка с разговорным языком. И в Х в. литературный язык претерпел определенные изменения.

Если заглянуть вглубь веков, а конкретнее в XV-XVI вв., мы видим, что в этот период Казанское ханство являлось одним из самых развитых государств в социальном, политическом, культурном и экономическом отношении. Ввиду того, что в Среднем Поволжье проживали и тесно общались представители разных тюркских народов, происходило взаимовлияние разных диалектов и говоров. В итоге произошло формирование татарского литературного языка. Постепенно язык совершенствуется, обогащается. В художественной литературе, научных трудах, в официальных документах слова тюрко-татарского происхождения занимают основное место.

Заключение (выдержка)

История развития татарской филологии в Башкортостане до сих пор должным образом не изучена. И в этой связи существует необходимость изучения вклада и определения роли татарских лингвистов и литературоведов Башкортостана в общей истории татарской филологии. На сегодня по указанной проблематике имеются лишь отдельные публикации в сборниках материалов научных конференций и разрозненные сведения в изданиях общего характера.

Прежде всего, стоит определить роль ученых-филологов Башкортостана в общей истории татарской филологии. Также существует необходимость написания учебных пособий и учебно-методических материалов, научно-популярных и просветительских изданий по истории развития татарской филологии для широкого круга читателей на основе деятельности преподавателей кафедр татарской филологии вузов Башкортостана.

1993 году в Стерлитамакском государственном педагогическом институте, с учетом запросов школ южного региона Республики Башкортостан, было принято решение о начале подготовки на филологическом факультете учителей по специальности «Русский язык и литература в национальной школе, татарский язык и литература». Отделение начало свою работу на базе кафедры преподавания русского языка в национальной школе. В 1994 году там же было открыто русско-чувашское отделение. С самого начала создания русско-татарское и русско-чувашское отделения начали активную деятельность в процессе обучения и воспитания студентов.

31 марта 1997 года решением Совета института была образована кафедра татарской и чувашской филологии. Заведующим был избран И.С. Насипов. Обеспечение подготовки квалифицированных кадров, способных содействовать социально-экономическому и культурному развитию Республики Башкортостан явилось целью деятельности кафедры татарской и чувашской филологии.

В разные годы на кафедре работали известные в республике и за ее пределами преподаватели – доктора филологических наук, профессора, кандидаты филологических наук, доценты. Среди них К.С. Давлетшин, Р.Г. Ахметьянов, Ф.Т. Бухарова и др.

Из числа штатных сотрудников, работавших в разные годы на кафедре татарской и чувашской филологии, в развитие татарского языкознания внесли свой вклад И.С. Насипов, Г.З. Габбасова, А.Ф. Ялчина, Н.А. Мукимова и др. Заслуживают внимания научные труды литературоведов кандидатов филологических наук, доцентов И.С. Мансурова, Ф.Т. Бухаровой.

Студенты под руководством преподавателей кафедры татарской и чувашской филологии активно участвуют в научно-практических конференциях разного уровня, занимаются исследовательской деятельностью. На кафедре функционируют проблемные группы, где студенты ведут научно-исследовательскую работу по актуальным вопросам татарского языкознания и литературоведения.

Кафедра татарской и чувашской филологии на сегодняшний день является одним из научно-методических подразделений СФ БашГУ, готовым к решению задач современного высшего образования. Прежде всего, она решает задачи подготовки кадров для удовлетворения потребностей школ в высокопрофессиональных учителях татарского языка и литературы, чувашского языка и литературы.

Показателем эффективной работы кафедры являются достижения выпускников, которые защитили кандидатские диссертации, обучались в аспирантуре, работают в вузах и ссузах, редакциях газет и журналов. Выпускники работающие по специальности в учреждениях образования составляют особую гордость кафедры.

Научная деятельность профессора И.С. Насипова и доцента Г.З. Габбасовой тесно связана с исследованиями в области татарского языкознания. Из числа сотрудников кафедры у них больше всех научных работ, посвященных изучению вопросов татарского языкознания. Тем самым они внесли весомый вклад в развитие татарской филологии в Республике Башкортостан. Именно поэтому в этой выпускной квалификационной работе мы попытались больше всего обратить внимание на деятельность этих ученых.

Профессор И.С. Насипов длительное время был заведующим кафедры татарской и чувашской филологии, он прошел путь от ассистента до профессора кафедры. Являясь деятельным человеком с высокими организаторскими способностями, он сумел сформировать и сплотить коллектив кафедры для решения самых сложных учебно-воспитательных и научно-методических задач. Он вел активную работу по укреплению связей кафедры с разными вузами и другими образовательными учреждениями, способствовал совершенствованию учебно-воспитательного процесса. И.С. Насипов имеет более 200 опубликованных научных работ, из них 10 учебно-методических пособий, 3 научных монографии и 2 учебника.

Доцент Г.З. Габбасова на кафедре татарской и чувашской филологии прошла путь от ассистента до доцента. Ведет лекционные и практические занятия по языковым дисциплинам, занимается научно-исследовательской деятельностью. Научные исследования Г.З. Габбасовой были посвящены исследованию и изучению средств выражения экспрессивности в татарском литературном языке (на материале имен существительных и прилагательных). Результаты данной научной работы и накопленный в процессе работы фактический материал может быть использован при изучении стилистики татарского языка. Исследование ценно еще и тем, что оно может быть применено при составлении учебников и учебных пособий, словарей, им также можно воспользоваться в практике перевода в условиях двуязычия.

Научно-теоретическое значение данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что она может стать той самой основой, которая позволит проводить дальнейшие, возможно более глубокие исследования в области изучения истории развития татарской филологии в Республике Башкортостан и определения ее роли в развитии татарской филологии. Возможностью использования нашей работы в процессе обучения аспирантов, магистрантов, студентов и учащихся образовательных учреждений разного уровня определяется практическое значение данного труда.

Список литературы

1. Абдуллина С. Хәстәрлекле мөгалим (И.С. Насипов турында) // Кызыл таң. – 2014. – 13 март. (на татарском языке)

2. Академик Мирфатых Закиев / Ред-сост. Ф.И Урманче, Х.Ш Махмутов. – М.: Инсан, 1998. – 448 с.

3. Благова Г.Ф. История тюркологии в России (вторая половина XIX – начало XX в.): в 2 ч. – М.: Восточная лит-ра, 2012. 310 с.

4. Введение в языкознание: Программы и учебно-методические материалы для студентов 1 курса по специальности «05.03.02. – Родной язык и литература» / Сост. И.С. Насипов. Стерлитамак: СГПА, 2007. – 36 с. (на татарском языке)

5. Гаффарова Ф.Ф., Рамазанова Д.Б., Насипов И.С. Сравнительно-историческое исследования системы лексико-тематических групп татарского языка. – Уфа: Гилем, 2007. – 296 с.

+ еще 85 источников

3000 руб.
Купить эту работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли нужную работу?

Разместите задание, а мы подберём эксперта

Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9

Узнай стоимость

Это быстро и бесплатно :)

Отзывы довольных студентов

Мы помогли более 10К+ студентам

Евгений
Тема работы: Организация проведения медицинских осмотров водителей

спасибо за труд.

Александр
Тема работы: Направления развития программной платформы Системы дистанционного обучения

Все отлично сделано и в срок

Надежда
Тема работы: История знаков препинания

Оперативно, качественно! Спасибо!

Алексей
Тема работы: основные элементы режима секретности

Спасибо ! Приятно было сотрудничать. Если что, первым делом обращусь к Вам.

Елена
Тема работы: Технологическая карта занятия психолога в старшей группе

Очень понравилось, еще буду заказывать, всё во время, качественно

Александр
Тема работы: Проектирование перегонных устройств автоматики и телемеханики

Работа выполнена в срок