Дипломная работа

«Г. н. ахмадеева – заслуженный деятель искусств»

  • 80 страниц
Содержание

Введение…. 3

Глава 1. Жизненный и творческий путь музыковеда Г.Н. Ахмадеевой … …. 7

Глава II. Научно-исследовательские работы Г.Н. Ахмадеевой. 19

2.1 Эволюция жанра балета в творчестве башкирских композиторов. 19

2.2 Балетное творчество Н. Сабитова. 35

Заключение…. 44

Список литературы…. 49

Приложение…. 62

Введение

Галиябану Ниязмухаметовна Ахмадеева – заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, музыковед, исследователь, публицист, доцент кафедры этномузыкологии Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова. Преподавательской деятельности она посвятила свыше 40 лет. Являясь ведущим научным редактором издательства «Башкирская энциклопедия» в области музыкальной культуры, она принимала активное участие в подготовке материалов тематической энциклопедии «Салават Юлаев», а также первой региональной энциклопедии «Башкортостан». Ей принадлежат свыше 70 статей в Башкирской и Уральской исторической энциклопедиях, а также в сборниках научных трудов УГАИ им. З. Исмагилова, общества «Башкортостан – Индия» и республиканской периодической печати. Начиная с 1995 года, стала членом Союза композиторов Республики Башкортостан, в 1999 году – Союза композиторов России.

Г. Н. Ахмадеева главной целью многогранных аспектов своей деятельности считала популяризацию башкирской музыкальной культуры, жанров народного и академического творчества. Ахмадеева стала пропагандистом национальной музыки, первой откликнулась на предложение преподавать новый предмет «История башкирской музыки» в УГИИ им. З. Исмагилова и написала курс лекций. Музыковед активно включилась в работу по исследованию творчества композиторов республики, и главное внимание сосредоточила на изучении, становления и развития жанра национального балета. В центре её внимания оказалось творчество одного из корифеев башкирской музыки Наримана Сабитова, который основное своё внимание сосредоточил на создании жанра национального балета, обогатив его сочинением шести опусов и танцевальных миниатюр.

Г.Н. Ахмадеева – значительная фигура в музыкальной культуре Республики Башкортостан. На протяжении всей жизни она занималась педагогической работой на разных ступенях профессионального музыкального образования, работая в музыкальных училищах республики. Большую часть своей жизни она посвятила воспитанию и образованию молодых музыкантов в Уфимском государственном институте искусств имени Загира Исмагилова. Она занималась подготовкой профессиональных музыкантов на музыкальном факультете и факультете башкирской музыки. В настоящее время ее выпускники вуза посвятили свое творчество сохранению и развитию национальных основ башкирской музыкальной культуры.

Благодаря весомому вкладу Ахмадеевой и ее коллег-преподавателей были подготовлены высокопрофессиональные кадры музыкантов-исполнителей на национальных инструментах и певцов, с появлением которых, стали создаваться музыкальные коллективы, такие как лауреат международных и всероссийских конкурсов Национальный оркестр народных инструментов (НОНИ РБ), художественный руководитель коллектива и главный дирижер — лауреат международных и республиканских конкурсов Линар Давлетбаев; Духовой оркестр Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова, руководитель и главный дирижер — заслуженный артист РБ Фиргат Сафуанов; этно-джазовый ансамбль «ОРЛАН», руководитель — народный артист Республики Башкортостан Олег Киреев; этно-рок группа «АРГЫМАК», руководитель — заслуженный артист РБ Ринат Рамазанов; группа a*cappella «ЭХО УФЫ» и др.

Свою весомую лепту внесла в образование и воспитание юного поколения музыкантов и Г. Н. Ахмадеева. Все участники названных коллективов проходили курс обучения по ряду музsкально-исторических и теоретических дисциплин у Г. Н. Ахмадеевой. Она в аспекте изучения разных предметов прививала им интерес и любовь к народному творчеству башкир, расширяя их исторический и художественный кругозор наряду с педагогами по специальности.

. Деятельности Г.Н. Ахмадеевой – музыковеда-исследователя, публициста и талантливого преподавателя посвящены статьи Ф. Фаизовой [89], материалы, опубликованные в интернет-ресурсе. Воспоминания о её личности оставили коллектив Министерства культуры Республики Башкортостан, коллектив портала «Мир энциклопедий», Союз композиторов Республики Башкортостан, УГИИ им. З. Исмагилова, издание «Уфимские нивы», коллектив ведущего СМИ региона «Без формата», журналист-музыковед Лейла Аралбаева и пр.

Вместе с тем, каждый из авторов, соратников, коллег и друзей, подчеркнул наиболее важные черты личности Г.Н. Ахмадеевой. Однако комплексного представления о личности и различных аспектах деятельности заслуженного музыковеда на данный момент не имеется.

Исторической основой ВКР являются воспоминания о личности Г. Н. Ахмадеевой родственников, коллег, журналистов, многочисленные работы, написанные музыковедом-исследователем [3, 111, 112, 113, 114], работы, посвященные проблематике фольклора и прежде всего этнического [8, 14, 17, 18, 18, 22, 27, 35, 37, 40, 63, 59]. Работы художественно-эстетического плана [].

Труды и статьи, посвященные жанру башкирского балета [2, 4, 5, 6, 7,9, 10, 11, 12, 13, 14, 20, 54, 61, 73, 80, 87, 96]. Аналитической основой диплома стали исследования, освещающие вопросы драматургии [70], музыкального стиля [59].

Цель данной работы – попытка освятить некоторые черты творческого облика, жизненных этапов и разнообразных аспектов деятельности музыковеда Г. Н. Ахмадеевой.

В соответствии с целью ставятся следующие задачи:

1.изучить литературу, посвященную деятельности Г. Н. Ахмадеевой;

2. осветить этапы биографии музыковеда;

3.охарактеризовать тематику основных научно-исследовательских работ и статей, учебной литературы, учебно-методических пособий, публицистики автора.

Актуальность работы состоит в популяризации значительного вклада в развитие и сохранении для современников и последующих поколений, ведущих сфер деятельности Галиибану Ниязмухаметовны Ахмадеевой по изучению башкирского творческого наследия.

Практическая значимость ВКР заключается в возможности использовать ее материал на занятиях по истории башкирской музыки на факультетах БМ и музыкальном, а также на уроках по башкирской музыкальной литературе в профессиональных образовательных учреждениях.

Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка литературы и раздела Приложения.

Во Введении заявлена актуальность темы, даётся обзор литературы, определяются цели и задачи.

В Первой главе рассматриваются факты биографии музыковеда, повлиявшие на формирование творческого облика Г. Н. Ахмадеевой.

Вторая глава состоит из двух разделов. Первый раздел посвящен анализу ее работы «Башкирский балет», Второй раздел посвящен балетному творчеству Н. Г. Сабитова.

Заключение содержит основные выводы по ВКР.

Список литературы включает 114 источников.

В разделе Приложения помещены некоторые статьи, касающиеся деятельности на музыкальном поприще родственников автора публикаций и фотоматериалы.

Фрагмент работы

Глава I. Жизненный и творческий путь музыковеда Галиибану Ниязмухаметовны Ахмадеевой.

Галиябану Ниязовна Ахмадеева – заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, музыковед, доцент кафедры этномузыкологии Уфимской государственной академии искусств имени З. Исмагилова.

Галия Ниязовна Ахмадеева родилась в Оренбурге в 1948 году, рядом с одной из главных улиц города – улице Горького, в Рабочем переулке. Родители будущего музыковеда были рабочими, жили в доме у бабушки. Семья была многодетной и воспитала десять детей: восемь мальчиков и двоих девочек. Родители отца жили в большом доме, но в скором времени его снесли и построили пятиэтажные дома того периода, и семья переехала в новостройку. Там с родителями Галиябану прожила до 20-ти летнего возраста. Родители, ее сёстры и братья обладали прекрасным чувством юмора. В их доме царила атмосфера доброжелательности и шутки. На протяжении своей жизни Ахмадеева всегда стремилась сохранить такое состояние в своей семье и на работе, в общении с коллегами и студентами.

С раннего детства Галиябану занималась фигурным катанием. Показывая высокие достижения, она перешла в группу профессиональной подготовки. Юная девушка была серьезно увлечена фигурным катанием и регулярно посещала спортивные занятия, однако в 17 лет она получила травму, и ей пришлось оставить спорт. Позже она начала ходить на каток вместе со своей дочерью Наилёй, поставив задачу передать свои навыки, и научила ее ряду приемов фигурного катания. Параллельно увлечению спортом будущий музыковед училась в детской музыкальной школе, на отделении фортепиано. Впоследствии именно любовь к музыкальному искусству определила профессиональную стезю в деятельности Галиибану Ниязмухаметовны.

В связи с полученной травмой и ее негативными последствиями, не позволившими девушке заниматься фигурным катанием в спортивной секции, она сосредоточила свое внимание на музыкальных занятиях. Такой поворот в жизни юной девушки был неслучайным, поскольку ближайшие родственники являлись одаренными различными музыкальными способностями. В обычной, на первый взгляд семье, каждый нашел себя в разных видах искусства. Одни из них играли на народных инструментах, пели или занимались популяризацией татарского народного песенного искусства.

Являясь народным музыкантом, мастером-изготовителем гармоней, Ниязмухамет Габдулхаликович Галимов (1913-1989) был одним из представителей городской музыкально-культурной традиции. Он сам овладел навыками игры на народных гармониках «Тальянка», «Хромка», «Саратовская» и др. [cм. с.]

Он первоначально занимался ремонтом инструментов. Отец Галиибану, Ниязмухамет исполнял на гармони и скрипке башкирские народные песни. Каждой своей работе он давал имя и подписывал ее (на левой стороне гармоник), либо посвящал инструмент кому-то. И дочь его до конца своей жизни хранила гармонь, сделанную ее отцом. До сих пор её дети и внук берегут семейную реликвию, наряду с имеющейся в их семье и древней скрипкой, на которой играли когда-то башкирские народные мелодии. А мама, Фахриямал, прославилась как талантливая певица. Она искусно исполняла протяжные песни озон-кюй. До открытия татарского театра в Оренбурге, они в сотрудничестве с Хабибуллой Ибрагимовым и другими, организовали местный театральный кружок. А талантливая семья Галиибану, конечно, никогда не оставалась в стороне. Музыковед вспоминала: «До сих пор в памяти то время, когда мама и другие женщины, нарядившись в национальные костюмы, одевали национальных украшения, ходили друг к другу в гости, пели башкирские песни и общались на родном языке» [3].

Не только члены одаренной талантами семьи, но и представители старшего поколения родственников проявили себя на творческом поприще. Бабушка со стороны мамы Галиибану обладала хорошим голосом и являлась глубоко верующим человеком. По «благословению» муллы читала Коран, Впоследствии Галиябану Ниязмухаметовна хотела нотировать особенности чтения Корана, однако реализовать, этот план не сумела по ряду сложившихся обстоятельств. Бабушка обладала не только музыкальными, но и поэтическими способностями. Она сочиняла мунажаты , пела песни на народные тексты и стихи любимого ею Г. Тукая.

Своеобразной реликвией рода является музыкальная шкатулка, принадлежавшая дяде отца. Возникшая в 50-е годы ХVIII века, дядина механическая шкатулка являлась прототипом швейцарской. Родственник отца жил в Казани был талантливым ремесленником. Являясь любителем национальной музыки, дядя имел свою мастерскую по изготовлению такого рода музыкальных изделий. На специальные металлические пластины он записывал татарские мелодии и продавал их (фото шкатулки и описание, см. с.).

Отец Г.Н. Ахмадеевой стал своего рода продолжателем дела дяди. Он не только занимался изготовлением тальянок, но и хорошо владел исполнением на них.

Изготовление инструментов стало продолжением любви Галимова к народной музыке. Он знал большое количество народных песен, танцев, инструментальных наигрышей разных народов. Незадолго до начала Великой Отечественной войны (1941–1945), Н. Г. Галимов приобрел (за баснословную сумму) первую гармошку-хромку и фабричную скрипку. На них молодой музыкант-самоучка подбирая по слуху народные мелодии. Нередко в домашнем кругу при участии младших сестер разыгрывались сценки из популярных в среде башкир и татар спектаклей драматического театра, таких как «Башмагым» и «Езнакай» Х. Ибрагимова, звучали песни, дуэты и танцы в сопровождении гармониста Н. Галимова.

Сложившаяся в те годы традиция проведения отдыха и досуга в Зауральской роще – месте организации народных гуляний и встречи молодежи, способствовала проявлению различных дарований у отдыхающих. В них принимал активное участие и молодой гармонист Н. Галимов, привлекая внимание слушателей зажигательными мелодиями.

Выезжая в дни летнего отпуска к родственникам в Кугарчинский район Башкортостана, куда с ним любила ездить и Галиябану, он непременно брал с собой любимую «саратовскую» гармонь, на которой с эмоциональным подъемом исполнял башкирские танцы, удалые наигрыши «зимогорских» песен, проникновенные мелодии башкирских протяжных песен озон-кюй и лирических татарских. В его разнообразном репертуаре имелись мелодии русских песен и танцев «Калинка», «Барыня», «Во саду ли, в огороде», башкирских песен «Тафтиляу», «Уйыл», напевы татарских песен и наигрышей «Туган тел», «Су буйлап», «Шахта», «Бишлебию», «Баламишкин», «Эрбэт» и многие другие. Для исполнительской манеры народного музыканта было свойственно стремление к развитию и преобразованию фольклорного материала при помощи разнообразных средств варьирования фактуры. Интересной была манера трактовки зимогорских песен с утрированно громкой динамикой и обязательным подключением колокольцев.

Г.Н. Амадеева вспоминала, что «в течение лета башкирские песни, танцы, звучание курая, национальная еда и вообще вся атмосфера не только влюбили меня в себя, а полностью, даже можно сказать, поглотили». А когда приходило время возвращаться домой, снова в русскоязычную среду, так не хотела уезжать оттуда. «Очень тяжело переносила расставание с Башкортостаном», – констатировала музыковед [3].

Приверженность религиозным традициям то же сформировалась в семье. Наиля Ринатовна, дочь Галиибану Ниязмухаметовны, вспоминала факт восхищения мамой празднования мусульманами Уразы байрама. Бабушка привела ее в детском возрасте на религиозное событие летом, в период школьных каникул. Доброта, радостное настроение и щедрость присутствовавших, покорили сердце девочки, и она навсегда сохранила верность исламским традициям. Впоследствии Г. Н. Ахмадеева вместе с мужем отправляли детей на лето в Оренбург, погостить у бабушки. В тот год праздник Уразы байрама приходился на июль месяц, дети вместе с бабушкой оказались на этом мусульманском событии. Наиля вспоминает: «Оренбургскую мечеть окружал яблоневый сад с огромным количеством цветов, где находился дубовый стол, накрытый белой скатертью, на котором стоял огромный самовар, орехи, разнообразные сухофрукты и пироги. Дети сохранили в памяти яркие воспоминания. Ведь их мама не раз рассказывала об обрядовой стороне праздника и его значении. С бабушкой, и вместе со своим братом Наиля, ходили в караван сарай , посещение которого произвело на них незабываемое впечатление. Заложенные нравственные устои Г. Н. Ахмадеева сохранила на всю жизнь, воспитывая в своих детях и подопечной студенческой молодежи уважение к старшим, трудолюбие, стремление к совершенствованию своих профессиональных навыков, любовь к избранной профессии, Родине, высоким образцам национальной, отечественной и западноевропейской культуры.

После девятого класса юная Галиябану решила поехать в Казань, но в итоге в своем родном городе поступила в Оренбургское музыкальное училище. Закончила его по специальностям «Теория музыки» и «Специальное фортепиано» в 1969 году.

Когда Галиябану жила в Оренбурге, она выросла в русскоязычной среде, а по-башкирски плохо разговаривала, думала и изъяснялась только по-русски. Поэтому так привлекательна была для неё башкироязычная среда родственников из Кугарчинского района. Но студенческие годы всё изменили. Галиябану не могла и представить свое будущее без искусства. Она еще в школьные годы поняла, что музыка – это ее мир. Поэтому после окончания Оренбургского музыкального училища, девушка отправляется в Уфу, чтобы поступить в Уфимский государственный институт искусств. Она рассказывала о своих первых впечатлениях после приезда в столицу БАССР (ныне Башкортостана): «Я приехала в Уфу. Гуляю по улицам города и с удовольствием отмечаю, что названия улиц все на башкирском языке».

После восторженного восприятия столицы Башкирии, девушка решает подать документы в Уфимский государственный институт искусств. Пришла – а оказалось, что приемная комиссия завершила прием документов абитуриентов. Таким образом, девушка не успевает сдать свои документы для поступления. Желание здесь учиться, видимо, было написано на лице девушки, ее пожалели и решили отправить к самому ректору – Загиру Гариповичу Исмагилову. Галиябану сначала оробела, когда вошла к знаменитому композитору в кабинет. На полу лежал ковер, чуть дальше за столом сидел Загир Гарипович и что-то писал. Галиябану прошла по краю кабинета, чтобы не испачкать ковер. Профессиональный композитор внимательно посмотрел на девушку и спросил: откуда она приехала, на какой специальности хочет учиться, а потом позвонил в приемную комиссию. После этого будущий музыковед стала носить гордое звание «Студентки» Института искусств. Успешно окончив вуз в 1974 г., она отправляется на работу в Салаватское музыкальное училище, а затем преподает в Уфимском училище искусств в течение 1973–1977 гг.

Начиная с 1977 г. Г. Н. Ахмадеева – личность, посветившая Уфимскому государственному институту искусств свыше 40 лет. И немаловажное содействие в устройстве ее на работу в институт оказал ректор вуза З. Г. Исмагилов. После трех лет преподавания в училище, Загир Гарипович приглашает ее к себе. На кафедре истории музыки открылась новая дисциплина. Ректор поручает Галиебану преподавание предмета «История башкирской музыки». Видя, что девушка сомневается, Загир Гарипович признается ей: «И мне в свое время открыть институт было не из легких». Эти слова придали уверенности молодому специалисту. Сбылись чаяния и надежды её отца. Во время учебы, когда девушка учила домашние задания на фортепиано, ее папа, Ниязмухамет, всегда шутил: «Доченька, закончится сегодня этот Бетховен?». Если бы отец музыковеда был жив, то был бы рад услышать звучание национальной музыки в УГИИ, ныне имени З. Исмагилова – первого ректора вуза.

В 1984 г. завершилось обучение музыковеда в заочной аспирантуре при Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. С 1989 года она становится преподавателем факультета башкирской музыки.

Начиная с 1989 года, в Институте искусств открывается новое направление – подготовка молодых национальных специалистов (кураистов, кубызистов, думбыристов, баянистов, фольклористов и др.). В обучение студентов кафедр фольклора и традиционных музыкальных инструментов на факультете башкирской музыки значительный вклад внесла музыковед Ахмадеева, ставшая одним из ведущих преподавателей.

Мечта музыковеда сбылась. Ведь Г. Н. Ахмадеева в начале своей работы в вузе переживала за то, что изучение любимого ей народно-национального наследия и профессионального творчества башкирских композиторов, пока еще не оказалось в центре должного внимания. Вместе с тем преподаватели, занимавшиеся вопросами изучения этнического и академического национального наследия, активно взаимодействуя с администрацией вуза и при ее поддержке, способствовали открытию двух кафедр с целью сохранения и развития национального музыкального искусства, заложив основы важного аспекта обучения в УГИИ – национального регионального компонента.

В нашей стране классическое, профессиональное музыкальное искусство имело фундаментально разработанную систему обучения, начиная с середины ХIХ века и обогатилось достижениями научно-исследовательской мысли и педагогических методик в течение ХХ столетия, создав одну из лучших в мире систем образования.

Заключение

Г. Н. Ахмадеева посвятила свою деятельность педагогической и научно-исследовательской работе. Особого внимания заслуживает ее научная деятельность и публицистика. Главной задачей своей жизни она определила нравственное и музыкальное воспитание, глубокое профессиональное образование студенческой молодежи, прививала ей любовь не только к европейской музыке, но и воспитала плияду музыкантов, посвятивших свой талант и искусство укреплению и развитию традиционного и академического музыкального наследия башкирского народа.

Она написала статьи, посвященные творчеству аксакала башкирской музыки Нариману Сабитова, Рустэму Сабитову, Салавату Сальманову, Лилии Сальмановой, Азамату Хасаншину совместно с Н. В. Ахметжановой. Ее внимание привлекла научная деятельность известных башкирских музыковедов и этномузыкологов, которые продолжили изучение национального фольклора в своих исследованиях. Среди них наиболее значительными фигурами стали Нелли Васильевна Ахметжанова, Фарит Хаснулович Камаев, Фатима Алтынбаевна Фаизова.

Вместе с тем, главное внимание Ахмадеева сосредоточила на теме возникновения и развития башкирского национального балета. Она стала первой среди музыковедов, обратившейся к такой тематике. Особо пристальное внимание она уделила первым возникшим балетным жанрам, созданным сначала в творческом содружестве русских и башкирских композиторов – Л. Б. Степанова, З. Г. Исмагилова, А. С. Ключарев, А. Г. Чугаева, Х. Ш. Заимова. Их творческое взаимодействие способствовало выработке профессионализма в обращении к балетному жанру, его драматургическим принципам, внутри балетным жанрам, приемам симфонизации типичных для отечественного и западноевропейского балета. Значительным и наиболее важным достижением в этих ранних образцах хореографических произведений явилось воссоздание национального стиля, сочинений, где использовались цитаты песен, танцев, изобразительных инструментальных эпизодов, элементы хореографических фигур и танцевальных композиций в сольные и жанрово-бытовые характеристики персонажей. Ранние произведения башкирских и русских композиторов она относит к первому периоду развития балетного жанра в республике (1940 - 1950-е гг.). Как отмечает музыковед, в это время были созданы сказочно-легендарные балеты этого жанра («Журавлиная песнь»), историко-социальным примером жанра стали балеты «Горная быль» и «Черноликие». Ахмадеева подчеркивает, что, если в балетах первого периода преобладала конфликтная номерная драматургия и преимущественное использование цитатного фольклорного материала в характеристиках героев, исключение составляет балет «Черноликие». В нем авторы обращаются к принципу воссоздания национального стиля, использованию приемов симфонизации драматургии в сквозном развитии сцен.

Наиболее ярким представителем, как отмечает Ахмадеева, среди создателей жанра балета рубежа 50-60-х и 1971 г., является Нариман Гилязевич Сабитов. Его творчество она относит ко второму периоду развития жанра. Сабитов создал в содружестве с Х. Ахметовым балет «Горный орел», и три оригинальных балета «Гульназира», «Люблю тебя, жизнь» и «Страна Айгуль», ставших высшими достижениями в хореографическом жанре этого периода. Он впервые обратился к современной тематике в сюжетах своих произведений. В этих балетах, по мнению музыковеда, в современном контексте получила развитие историко-героическая тема, национально-патриотическая и лирико-драматическая линия, предвосхищающая формирование элементов хореодрамы в «Стране Айгуль».

Каждый балет Сабитова, констатирует Ахмадеева, индивидуальное произведение, связанное, с одной стороны, с традициями, сложившимися в трактовке жанра в первый период, что наиболее ярко представлено в балете «Гульназира». Однако, обращаясь к конфликтной драматургии он в то же время обновляет ее современными приемами, используя монтажный принцип в сопоставлении сцен и приемы наплыва, характерных для отечественного музыкального театра, как оперного, так и балетного. Интенсивное развитие получают средства музыкальной выразительности и новые приемы композиторской техники в балетах: додекафонная система, увеличение роли диссонанса и синтез стилистики башкирской музыки с современными музыкально-выразительными средствами языка, сложившимися как в отечественной, так и в западной академической музыке.

Сабитов впервые в истории башкирской музыки, стал создателем детского балета и детской оперы, воплотив яркие и выразительные произведения, пользовавшиеся любовью и популярностью у детской аудитории. Он проявил свой талант тонкого драматурга, музыканта и психолога, глубоко знающего суть детской психологии, сочиняя доступные и понятные для детей балеты, отличающиеся театральностью в воссоздании содержания и расчитанностью контрастных номеров-образов персонажей на детское восприятие, в музыкальном и хореографическом решениях. Он создает яркие мелодии, красочные, выразительные средства тонально-гармонического решения и опору на преобладание мелодического и танцевального стилей. При этом он опирался на традиции русской, итальянской мелодики, отчасти башкирской пентатоники, маршево-скерцозных интонаций [75]. «Ребенок ищет в музыке ярких и динамичных образов; впечатлений сильных, но не занимающих его внимание длительное время. Детям нравится яркая жанровая характеристичность, сюжетное повествование, предметное описание событий и образов… Фантастика воспринимается ими как красочное видение мира, как воплощение мечты.» [95]

Третий период развития жанра балета в творчестве башкирских композиторов, начавшийся с середины 70-х гг. XX века и продолжающийся по ныне, связан с систематизацией информации о написанных в это время новых хореографических произведениях в творчестве современного поколения башкирских авторов. Вместе с тем, аналитический ракурс изучения данных произведений, ждет своего продолжения в научно-исследовательской деятельности современных музыковедов. Это позволит более подробно представить себе музыкально-драматургическое решение, сочинений и их оригинального драматургического и музыкально-стилистического решений. Если работы Ахмадеевой не всегда раскрывают полные аспекты музыкально-драматургического и стилистического воплощения сцен произведения (исключение составляют два диплома, написанные под руководством исследователя, посвященные более детальному анализу двух балетов Сабитова «Гульназира» и «Буратино», остальные произведения, как Наримана Гилязовича, так и других башкирских композиторов первого периода ждут более детального анализа музыкальной драматургии и музыкально-выразительных.

Таким образом, Г. Н. Ахмадеева проделала большую работу не только по исследованиям основных этапов развития башкирского балета, но и творчества ряда башкирских композиторов, что нашло отражение в краткой башкирской энциклопедии, энциклопедии «Салават Юлаев» и Уральской исторической энциклопедии, где она тоже опубликовала статьи о башкирском балете и его авторах.

Интересы Ахмадеевой-музыковеда были связаны не только с национальной музыкальной традицией, но и оригинально воплотились в публикациях статей и докладов общества «Башкортостан-Индия», рассматривая черты индийской культуры она стремилась не только их обобщить, но и провести параллели с традиционной национальной культурой Республики Башкортостан.

Статьи, написанные для энциклопедических изданий, посвящены творчеству башкирских композиторов, исполнителей, педагогов и т.д.

Облик Г. Н. Ахмадеевой как Человека и Профессионала, разносторонней личности, обладавшей высокими нравственно-этическими достоинствами, является примером беззаветного служения искусству и людям.

Список литературы

1. Ардаширова З. Р. Классификация жанров традиционного башкирского музыкального фольклора / науч. рук. ст. преп. Н. В. Зинатшина. (1987)

2. Ахмадеева Г. Н., Р. К. Мухамедзянова. Опера и балет Башкортостана. Справочное издание / Составители Г. Н. Ахмадеева, Р. К. Мухамедзянова. – Уфа: Китап, 2012. – 140 с.

3. Ахмаева Әлфиә. Башкорт сәхнәһендә төрлө артистар балҡыуында уныңда өлөшө ҙур.

4. Ахмадеева Г. Н. Башкирский балет: Очерк. – Уфа: РИЦ УГАИ, 2003. – 20 с., нот.

5. Ахмадеева Г. Н. «Башкирский балет»: Глава учебника по истории башкирской музыки Ч.: Научно-методическая работа Н. Ахмадеева; Министерство культуры РФ, Уфимский государственный институт искусств, Кафедра музыкальной фольклористики. – Уфа, 1999. – 54 с.

+ еще 112 источников

Примечания

есть Приложение

Покупка готовой работы
Тема: «Г. н. ахмадеева – заслуженный деятель искусств»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 80
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика