Реферат

Произвольные и непроизвольные движения, их нарушения при различных поражениях мозга.

  • 27 страниц
  • 19 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

Введение 3

1 Понятие о произвольных и непроизвольных движениях 5

2 Морфофункциональные мозговые системы произвольных и непроизвольных движений и их патологии 8

3 Нарушения произвольных и непроизвольных движений при поражениях мозга и их роль в диагностике дизартрии 16

Заключение 21

Список литературы 22

Приложение 23

Введение (выдержка)

Произвольные движения подчиняются рефлекторному принципу. Это особенно очевидно в случае оперативных или инструментальных реакций животных, которые являются простейшей формой произвольных движений. Произвольные движения человека в отличие от животных обладают специфическими особенностями и тесно связаны с речью. У него цели произвольных движений формируются с помощью речевых процессов.

А.Р.Лурия с сотрудниками показали, что активизация детской речи ведет к овладению своим поведением, ее задержка снижает уровень произвольной или волевой регуляции двигательного поведения ребенка.

Произвольные движения, вызываемые инструкцией или внутренним побуждением человека, опосредованы внутренней речью, претворяющей замысел (цель) во внутренний план действий.

Ведущая роль в управлении произвольным движением принадлежит префронтальной коре. В результате ее деятельности происходит корректировка внутренней модели внешнего мира в соответствии с оперативной информацией от сенсорных систем, в том числе от выполняемого движения, а также достигается способность мысленно проектировать будущую траекторию движущейся цели.

Все вышеописанное подтверждает важность изучения нарушений произвольных и непроизвольных движений при различных поражениях мозга в логопедии, в частности при диагностике дизартрии и определении её формы.

Цель представленной работы – изучение нарушений произвольных и непроизвольных движений при различных поражениях мозга.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

1. Изучение сущности произвольных и непроизвольных движений;

2. Исследование морфофункциональных мозговых систем произвольных и непроизвольных движений;

3. Выявление нарушений движение при различных поражениях мозга;

4. Нарушения произвольных и непроизвольных движений при поражениях мозга и их роль в диагностике дизартрии и установлении ее формы.

Основная часть (выдержка)

1 Понятие о произвольных и непроизвольных движениях

Двигательная активность - главное средство взаимодействия организма человека с окружением, в котором можно выделить две части: рефлекторные ответы, побуждаемые стимулами внешней среды и активность, инициируемую мозгом [3].

Существует разделение движений на непроизвольные (бессознательные) и произвольные (осознанные). С одной стороны, это разделение весьма условно, так как существует большой класс движений, которые в зависимости от ситуации будут бессознательными или осознанными. Например, дыхание — это комплекс движений грудной клетки и ряда мышц плечевого пояса, осуществляющийся неосознанно даже при самом глубоком сне и в состоянии наркоза, но дыхательные движения, осуществляемые этими мышцами при пении, вряд ли можно считать неосознанными (это специальные дыхательные движения, которые формируются в процессе обучения пению). Или другой пример — сосательные движения младенца с первых минут жизни явно непроизвольны, но те же движения, которые выполняет человек при отсасывании яда после укуса змеи, — точно, осознанны и произвольны. По-видимому, более корректно говорить о более или менее осознанных движениях.

Краткую и точную характеристику произвольных движений дал известных исследователь Рагнар Гранит: «Произвольным в произвольном движении является его цель». Произвольные движения — самые сложные по своей структуре. Их реализация невозможна без участия высших двигательных центров. Все движения, которые ребенок осваивает в своей жизни, которым его обучают, — это произвольные движения. Учится ли он ходить или бегать, складывает ли кубики или завязывает шнурки, выводит первые буквы или застегивает пуговицы — все это целенаправленные движения, осуществление которых подчинено достижению «полезного результата действия» [5].

Типичным примером непроизвольных движений являются безусловные рефлексы: кашель, чиханье, миганье, отдёргивание руки при внезапном уколе, вздрагивание при резком и неожиданном звуке и т. п. Непроизвольный характер имеют обычно выразительные движения, в которых проявляются чувства: при сильном гневе человек непроизвольно стискивает зубы или сжимает кулаки; искренний смех или улыбка непроизвольны.

Возьмём теперь какие-нибудь простейшие случаи произвольных движений. Я хочу поднять правую руку и поднимаю её. Я хочу взять со стола карандаш, протягиваю руку и беру его. Какие признаки отличают эти движения и дают основания называть их произвольными?

Во-первых, сознавание цели и наличие стремления к достижению её. Во-вторых, выработавшееся в прошлом опыте уменье совершать данное движение. Оба эти признака являются необходимыми признаками всякого произвольного движения. На первый взгляд может казаться, что бывают «бесцельные» произвольные движения. «Я ведь могу,— говорят иногда,— произвольно поднять руку без всякой цели. Вот сейчас, возьму и подниму, хотя мне это ни для чего не нужно». И в доказательство правоты своих слов человек действительно поднимает руку. На самом деле рассуждающий так человек доказывает как раз обратное: он поднимает руку с целью показать, что он может произвольно совершать "бесцельное" движение. Произвольное движение — это движение целенаправленное [1].

Человек не рождается с уменьем делать произвольные движения: этим уменьем он постепенно овладевает. Уже в первые годы жизни ребёнок научается большинству важнейших движений, причём сначала он делает их непроизвольно. Мы можем совершать произвольно только те движения, которым мы научились. Произвольное осуществление многих движений недоступно нам только потому, что такие движения никогда в нашем опыте не встречались.

Произвольные движения, как указывает И. П. Павлов, имеют условно-рефлекторный характер.

Произвольные движения происходят на основе ранее образовавшихся временных связей в коре больших полушарий. Специальными опытами было показано, что двигательный анализатор, так же, как и другие анализаторы, способен вступать во временную, условную связь с разнообразнейшими раздражителями. Раздражители, становящиеся началом, толчком движения, могут быть очень отдалёнными и косвенными, но их действие является обязательной предпосылкой движения [8].

Специфическая особенность произвольных движений заключается в особой роли слова как раздражителя. Именно слова, произносимые во внутренней речи, являются «пусковыми сигналами», вызывающими преднамеренные движения. Таким образом, произвольные движения человека неразрывно связаны с работой второй сигнальной системы, оказывающей регулирующее влияние на работу первой сигнальной системы.

Заключение (выдержка)

Таким образом, определяющим моментом функциональных систем, формирующих разнообразные формы поведения животных и человека, является не само действие, а полезный для системы и организма в целом результат поведения. Согласно К.В. Судакову, инициативная роль в формировании целенаправленного поведения принадлежит исходным потребностям и соответствующим им мотивациям, которые мобилизуют генетически детерминированные или индивидуально приобретенные программы поведения.

В заключение можно отметить, что управление и контроль за движением - весьма сложный процесс. Он включает обработку информации, получаемой через прямые и обратные связи между фронтальной корой, моторной корой, таламусом, мозжечком, базальными ганглиями, а также стволом мозга и спинным мозгом. Важная роль принадлежит проприоцептивной и экстероцептивной афферентации. Двигательная система организована по иерархическому принципу с постепенным увеличением сложности сенсомоторной интеграции. На каждом ее уровне имеется своя “ведущая афферентация” и собственный тип регулируемых движений.

Таким образом нарушения произвольных движений и действий связано с поражением левого полушария головного мозга и в меньшей степени – при поражении различных корковых зон правого полушария.

Список литературы

1. Алейникова Т. В. Возрастная психофизиология. — Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000.

2. Бадалян, Л.О. Детская неврология : учеб. пособие / Л.О. Бадалян – М.: МЕДпресс- информ, 2010 – 608 с.

3. Бизюк А.П. Основы нейропсихологии: Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. — 293 с.

4. Гусев, Е.И. Неврология и нейрохирургия : учеб. / Е.И. Гусев, А.Н. Коновалов, Г.С.

5. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. — СПб.: Питер, 2002.

6. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. - М.: Просвещение, 1985.

7. Панченко И.И., Щербакова Л.А. Медико-педагогическая характеристика детей с дизартрическими и анартрическими расстройствами речи, страдающих церебральными параличами, и особенности приемов логопедической работы.//Нарушения речи и голоса у детей./Под ред. Ляпидевского С.С., Шаховской С.Н. - М.: Просвещение, 1975. - С. 17 - 42.

8. Пашина Н.Р., Лаврова В.А. Психофизиология познавательной сферы и двигательной активности. - М.: Современный гуманитарный университет, 2010. – 71 с

300 руб.
Купить эту работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли нужную работу?

Разместите задание, а мы подберём эксперта

Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9

Узнай стоимость

Это быстро и бесплатно :)

Отзывы довольных студентов

Мы помогли более 10К+ студентам

Елена
Тема работы: Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочных занятиях по декоративно - прикладному искусству

Работа выполнена раньше срока. Качественно, автор работы учла все необходимые данные. По внутреннему наполнению работа полностью соответствует заявленным данным. Все необходимые сведения полностью отражены, литература подобрана в соответствии с современными стандартами. Рекомендую всем! Не пожалеете!

Елена
Тема работы: Технологическая карта занятия психолога в старшей группе

Очень понравилось, еще буду заказывать, всё во время, качественно

Евгений
Тема работы: «ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА» Тема \

Работа принята, спасибо за помощь !

Руслан
Тема работы: Пенсионная реформа

Плохо раскрыт первый вопрос,работа выполнена не в срок , в общем не плохо!

Зоя
Тема работы: Экономика и бухгалтерский учет

Большое спасибо,работа выполнена в срок, автор молодец!

mummi
Тема работы: Педагогическая деятельность Я.А. Коменского и К.Д.Ушинского. Особенности обучения детей дошкольного...

Работа выполнена в срок и без замечаний. Автор учел все методические рекомендации. Приятно, что работа сделана качественно