Дипломная работа

«Формирование универсальных учебных действий у обучающихся основной школы в процессе организации внеклассных мероприятий»

  • 112 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий у подростков во внеклассной работе в рамках реализации образовательного стандарта 11

1.1. Понятие «универсальные учебные действия» 11

1.2. Особенности организации внеклассных мероприятий в рамках внеурочной деятельности обучающихся по ФГОС в основной школе 20

Выводы по 1 главе 29

ГЛАВА 2. Организация процесса формирования универсальных учебных действий у подростков в процессе проектирования внеклассных мероприятий 31

2.1. Возрастная специфика формирования универсальных учебных действий у подростков 31

2.2. Организационно-педагогические условия формирования

универсальных учебных действий у обучающихся основной школы на внеклассных мероприятиях 43

Выводы по 2 главе 57

ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности организационно-педагогических условий формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы на внеклассных мероприятиях 59

3.1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по формированию универсальных учебных действий у подростков на внеклассных мероприятиях 59

3.2. Формирующий этап эксперимента опытно-экспериментальной работы по формированию универсальных учебных действий у подростков на внеклассных мероприятиях 72

3.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 83

Выводы по 3 главе 95

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 99

ПРИЛОЖЕНИЕ 105

Введение

Актуальность исследования. Важнейшей задачей современной системы образования является развитие личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. Основные идеи, направленные на решение этого вопроса сформулированы в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения, выдвигающего в качестве основной задачи формирование «универсальных учебных действий», в широком значении подразумевающих саморазвитие и самосовершенствование личности путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; в более узком - рассматриваемых как совокупность способов действий обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность при организации внеклассных мероприятий.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочных, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности при организации внеклассных мероприятий, особенно в условиях системы основного общего образования.

Согласно ФГОС организация внеклассных мероприятий в рамках внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеклассные мероприятия объединяют самые различные виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

Формирование способности и готовности обучающихся реализовать универсальные учебные действия, в том числе и на внеклассных мероприятиях, проводимых в рамках внеурочной деятельности, позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в основной школе.

Степень разработанности проблемы. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно- деятельностного подхода [2], который базируется на положениях научной школы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности обучающихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Следует отметить, что на важность формирования у школьников общеучебных умений указывали такие исследователи, как Ю.К. Бабанский, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко.

Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся в основной школе разработаны группой авторов под руководством А.Г. Асмолова [4] (Г.В. Бурменкой, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчановым). Отдельные аспекты исследуемой проблемы при организации урока музыки рассматриваются в работах Э.Б.Абдуллина, Е.В. Николаевой, Л.Л. Алексеевойи др. [1, 3, 6].

Вопросы формирования общеучебных умений учащихся анализируются в диссертационных работах Г.В. Александровой, Т.Е. Демидовой, М.П. Ильиной, Е.А. Прибытковой, Л.Н. Чипышевой, И.А. Юмашевой и др.

Однако данная тема еще недостаточно изучена, образовательная практика не накопила большой опыт разработки методических пособий по формированию универсальных учебных действий обучающихся основной школы в процессе организации внеклассных мероприятий.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между:

- объективной потребностью общества в развивающей модели обучения в основной школе и недостаточной реализацией ее в образовательном процессе;

- необходимостью теоретического осмысления современными исследователями проблемы формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы в процессе организации внеклассных мероприятий и недостаточной научно-теоретической разработанностью данного вопроса.

Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в педагогике послужили основанием для определения темы исследования «Формирование универсальных учебных действий у обучающихся основной школы в процессе организации внеклассных мероприятий».

Цель исследования: выявить организационно-педагогические условия процесса формирования универсальных учебных действий у обучающихся и экспериментально доказать их эффективность в процессе организации внеклассных мероприятий в основной школе.

Объект исследования: организация внеклассной работы в основной школе.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия

формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы при организации внеклассных мероприятий.

Гипотеза исследования: формирование универсальных учебных действий у обучающихся основной школы на внеклассных мероприятиях будет проходить эффективней, если реализуются следующие организационно педагогические условия:

- создание образовательной среды, содействующей благополучной адаптации младших подростков при переходе на ступень основного образования;

- вовлечение обучающихся в проектную исследовательскую деятельность при проведении внеклассных мероприятий;

- личностное самоопределение и самореализация обучающихся в процессе организации и проведения внеклассных мероприятий.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать понятие «универсальные учебные действия» в научной и учебно-методической литературе, выявить его структурные компоненты.

2. Раскрыть особенности организации внеклассных мероприятий в рамках внеурочной деятельности обучающихся по ФГОС.

3. Дать характеристику возрастных и психологических особенностей формирования универсальных учебных действий у подростков.

4. Выявить организационно-педагогические условия формирования универсальных учебных действий обучающихся основной школы на внеклассных мероприятиях.

5. Провести педагогический эксперимент и проанализировать его результаты.

Теоретико-методологической основой исследования является теория деятельностного подхода в педагогике (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), понятие «универсальные учебные действия» (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменский и др.),виды общеучебных умений и методика их формирования (Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко),теория развивающего обучения и внедрение ее на уроках музыки (В.Г.Ражников, В.И.Петрушин и др.), программы по музыке (Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С.Шмагиной и др.).

Программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся, предложенная Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, Л.Е. Журовой, В.В. Репкиным, Г.А. Цукерманом др. Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической и учебно-методической литературы, периодических научных изданий); эмпирические (педагогическое наблюдение за деятельностью обучающихся, беседа, анкетирование, тестирование, диагностический опросник).

Опытно-экспериментальная база исследования: МАОУ «Физико-математический лицей №93» ГО г. Уфы РБ.

Опытно-экспериментальная работа проводилась нами в три этапа:

Первый этап - (констатирующий), предполагал анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; ретроспективный анализ педагогической практики; выявление проблемного поля и разработку категориального аппарата исследования; теоретическое раскрытие основы формирования универсальных учебных действий в основной школе на внеклассных мероприятиях. Проведенный анализ послужил основой для определения теоретических проблем, разработки цели, задач, методологии и методов исследования.

Второй этап - (формирующий), включал разработку и внедрение учебно-методического обеспечения (разработку тематического плана и практическую реализацию внеклассных мероприятий); было проведено первичное исследование обучающихся контрольных и экспериментальных классов на базе МАОУ «Физико-математический лицей №93» ГО г. Уфы РБ с целью определения уровня сформированности универсальных учебных действий в основной школе при организации внеклассных мероприятий. По теме исследования организованы экспериментальные занятия по разработанному тематическому плану на базе МАОУ«Физико-математический лицей №93» ГО г. Уфы РБ, с учащимися.

Третий этап - (результативный) - подведение итогов проведённого эксперимента и оформление исследовательской работы в виде магистерской диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Конкретизировано понятие «универсальные учебные действия обучающихся основной школы», рассматриваемое как обобщенные действия, представленные личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными компонентами, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и при их интеграции; в строении учебной и внеучебной деятельности, включая осознание обучающимися их целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик;

2. Определены особенности процесса формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы и на их основе разработаны организационно-педагогические условия этого процесса посредством организации и проведения внеклассных мероприятий, а именно: создание

образовательной среды, содействующей благополучной адаптации младших подростков при переходе на ступень основного образования; вовлечение обучающихся в проектную исследовательскую деятельность при проведении внеклассных мероприятий; личностное самоопределение и самореализация обучающихся в процессе организации и проведения внеклассных мероприятий.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в результате анализа и обобщения научно-теоретических материалов по исследуемой проблеме были получены определенные знания, дополняющие современные представления об универсальных учебных действиях, формируемых у обучающихся основной школы в процессе организации внеклассных мероприятий.

Практическая значимость исследования определяется возможностью применения разработанных форм и методов организации внеклассной работы по проблеме формирования универсальных учебных действий обучающихся в основной школе в практической деятельности учителей, педагогов дополнительного образования при планировании внеклассных мероприятий.

Положения, выносимые на защиту:

- универсальные учебных действия обучающихся основной школы, формируемые в процессе организации внеклассных мероприятий, представляющие собой обобщенные действия, представленные личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными направлениями, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и при их интеграции; в строении учебной и внеучебной деятельности, включая осознание обучающимися их целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик;

- организационно-педагогические условия, обеспечивающие

эффективность формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы через организацию и проведение внеклассных мероприятий, а именно: создание образовательной среды, содействующей

благополучной адаптации младших подростков при переходе на ступень основного образования; вовлечение обучающихся в проектную исследовательскую деятельность при проведении внеклассных мероприятий; личностное самоопределение и самореализация обучающихся в процессе организации и проведения внеклассных мероприятий.

Апробация и внедрение результатов основных положений исследования осуществлялись на научно-практических конференциях: на Международных научно-практических конференциях: «Роль и значение науки и техники для развития современного общества» (Волгоград, 26 ноября, 2018); «Прорывные научные исследования как двигатель науки» (г. Магнитогорск^ декабря.2018 г.); на XIII Международной научно-практической конференции «Гуманистическое наследие в культуре и образовании» 13 декабря 2018 г. Уфа. По теме диссертации опубликовано 3 научных работ и учебное пособие.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

1.1. Понятие «универсальные учебные действия»

В наше время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Актуальность проблемы связана с тем, что на рубеже 1980-1990гг. произошел новый виток развития человеческого общества. С того времени и по сей день человечество переживает стремительное развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий, которые приобретают сегодня характер глобальной информационной революции. Данные движения проявляют все без исключения наибольшее воздействие в политическому деятелю, экономику, руководство, капиталы, науку, цивилизацию и прочие области жизнедеятельности сообщества, равно как в рамках государственных пределов, таким образом и в обществе в полном. Интенсивное внедрение и переплетение современных компьютерных, теле- и радиовещательных, телефонных технологий и коммуникационных служб, быстрое распространение локальных и глобальных коммуникационных сетей создает принципиально новое качество информационного обмена, в том числе и международного, а также создает принципиально новые инструменты воздействия на массовое сознание, усиливая значение культурно-информационных аспектов глобализации.

Новейшими нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, то что потребует умения регулировать постоянно образующиеся новейшие, нестандартные трудности; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. Возникновение новейших призывов нашего времени принуждает соответствовать на них модернизацией школьного образования.

«Развивающемуся обществу, - подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения. прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью. .способны к сотрудничеству обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально - экономическое процветание».

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, которые обеспечивают такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- развитие и формирование свойств личности, соответствующих условиям информативного сообщества, инноваторской экономики, задачкам возведения отечественного цивильного сообщества в базе основ толерантности, разговора цивилизаций и почтения его мультинационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

- развитие соответствующей целям общего образования социальной среды формирования школьников в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, выявляющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- принятие главной значимости нахождения создания, методов компании просветительной работы и тренировочного партнерства в набирании полнее индивидуального и общественного формирования обучающихся;

- учёт личных возрастных, эмоциональных и физиологических особенностей детей, роли, значимости типов деятельность и способов общения присутствие установлении просветительного хода и установлении образовательно-общевоспитательных полнее и линий их свершения;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Заключение

Проблема формирования универсальных учебных действий обучающихся основной школы на современном этапе развития системы образования выдвигается в качестве важнейшей задачи, решение которой должно обеспечить в полной мере развитие личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения сформулировано определение понятия «универсальные учебные действия», в широком значении подразумевающее саморазвитие и самосовершенствование личности через сознательное и активное присвоение нового социального опыта. Универсальные учебные действия в более узком смысле рассматриваются в ФГОС как совокупность способов действий обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность при организации внеклассных мероприятий, осуществляемых в формах, отличных от классно-урочных, и направленных на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме нашего исследования нами были выявлены особенности организации внеклассных мероприятий в рамках внеурочной деятельности обучающихся по ФГОС в основной школе: обеспечение благоприятной адаптации обучающихся в пространстве общеобразовательной школы и удовлетворение их индивидуальных потребностей развития в спортивно-оздоровительном, духовно-нравственном, социальном, общеинтеллектуальном, общекультурном направлениях; интеграция общего и дополнительного образования, обеспечивающая единое образовательное пространство, ориентированное на развитие личности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей; все виды внеурочной деятельности должны быть ориентированы на воспитательные результаты.

В ходе нашего исследования были проанализированы особенности подросткового возраста от 11 до 14-15 лет, рассматриваемого как переходный от детства к взрослости, по итогам изучения которого пришли к заключению о необходимости содействия стремлениям подростков к самореализации в новом статусе взрослого; усвоение обучающимися полной нормативной структуры учебной деятельности; освоение подростками проектирования как способа познания мира.

На основе полученных данных были выдвинуты организационно - педагогические условия формирования универсальных учебных действий обучающихся основной школы на внеклассных мероприятиях, выбор которых был обусловлен необходимостью учета специфических особенностей вхождения обучающихся в новые условия обучения, требующих комплексного, системного подхода к проблеме, а также поэтапного его решения: создание образовательной среды, содействующей благополучной адаптации младших подростков при переходе на ступень основного образования; вовлечение обучающихся в проектную исследовательскую деятельность при проведении внеклассных мероприятий; личностное самоопределение и самореализация обучающихся в процессе организации и проведения внеклассных мероприятий.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами были определены критерии и показатели уровней сформированности универсальных учебных действий обучающихся основной школы на внеклассных мероприятиях, опираясь на которые был проведен констатирующий эксперимент, показавший необходимость проведения целенаправленной работы организации внеклассной работы с обучающимися на основе разработанных организационно-педагогических условий формирования универсальных учебных действий. На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами был проведен комплекс мероприятий в экспериментальной группе, тогда как контрольной группе внеклассная работа организовывалась в традиционном режиме. В результате, в экспериментальной группе прослеживалась более яркая положительная динамика в развитии универсальных учебных действий у обучающихся, чем в контрольной группе. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволили сделать вывод об эффективности предложенных организационно-педагогических условий и примененных форм и методов организации внеклассных мероприятий художественно-творческой направленности, ориентированных на развитие универсальных учебных действий у обучающихся основной школы.

Таким образом, поставленные задачи исследования выполнены, а предложенная гипотеза подтвердилась полученными результатами проведенной работы с подростками. Однако данное исследование не исчерпывает актуальность разрешения затронутых в нем аспектов формирования универсальных учебных действий в процессе организации внеклассных мероприятий для различных возрастных категорий.

Список литературы

1. Акимова М.К. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. - СПб.: Питер, 2005. - 303с.

2. Акимова М. К., Раевский А. М. Социальные и этические аспекты психологической диагностики. Этический кодекс психолога-диагноста // Психологическое обследование детей дошкольного-младшего школьного возраста: Тексты и методические материалы / Ред.-сост. Г. В. Бурменская. - М.: УМК «Психология», 2003. - С. 51-58. - URL: http://psy**lib.ru/inc/absid.php?absid=179416.

3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил.

4. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. - М.: Просвещение, 2013. - 177 с. - (Работаем по новым стандартам).

5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223с. - (Стандарты второго поколения).

+ еще 24 источника

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование универсальных учебных действий у обучающихся основной школы в процессе организации внеклассных мероприятий»
Раздел: Менеджмент
Тип: Дипломная работа
Страниц: 112
Цена: 3200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика