Дипломная работа

«Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи (3 уровень) средствами моделирования»

  • 71 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Изучение связной речи в психолого-педагогической и лингвистической науке 6

1.1. Связная речь как объект психологического и лингвистического анализа 6

1.2. Развитие связной речи в онтогенезе 10

1.3. Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи 15

1.4. Технологии развития связной речи в дошкольной педагогике и логопедии 18

Выводы по главе 1 25

ГЛАВА 2. Изучение связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) 26

2.1. Организация и методы исследования 26

2.2. Анализ результатов исследования 29

2.3. Программа логопедической работы по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) средствами моделирования 34

Выводы по главе 2 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Актуальность проблемы исследования. Самым важным в воспитании и обучении детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Обладание родным языком - это значит, что ребенок должен уметь правильно строить предложение и научиться рассказывать и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий.

Под связной речью мы понимаем усвоение словарным запасом языка и языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

Установлено, что при общем недоразвитии речи наблюдаются нарушения формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Проблема развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи нашла свое отражение в работах В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой, Л.Н. Ефименковой, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жуковой и др.

В связи с вышеизложенным проблема исследования является актуальной, что позволяет сформулировать следующую тему исследования: «Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) средствами моделирования».

Цель исследования: выявить уровень развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) и разработать программу логопедической работы по развитию связной речи средствами моделирования.

Объект исследования: процесс рассказывания дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: уровень и особенности связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).

Гипотеза исследования: связная речь дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) характеризуется:

1) недостаточным развитием, что проявляется в малом объеме составленных рассказов (пересказов);

2) недостаточной их связности;

3) бедностью используемых лексико-грамматических средств.

Задачи исследования:

1) сделать обзор исследований по проблеме изучения связной речи в психолого-педагогической и лингвистической науке;

2) подобрать методы изучения связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) и провести экспериментальное исследование;

3) в процессе анализа результатов исследования выявить качественные и количественные данные о развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень);

4) разработать программу логопедической работы по развитию у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) связной речи средствами моделирования;

5) сформулировать выводы.

Теоретико-методологические основы исследования:

- исследования связной речи в психологии речи(О.С. Ушакова,Е. М. Струнина, Ф.А. Сохин);

- исследования связной речи в логопедии (Б.М. Гриншпун, Н. Л. Ерастов, Н. В. Елкина);

- исследования отечественных педагогов и психологов о методах наглядного моделирования, как эффективном средстве формирования разнообразных знаний и навыков, их положительном влиянии на интеллектуальное развитие детей(П.Я Гальперин, В.В. Давыдов).

Методы исследования:

- метод анализа научной литературы;

- биографический метод (анализ психолого-медико-педагогической

документации);

- эмпирические методы (экспериментальные методики);

- методы качественного и количественного анализа результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- связная речь охарактеризована с точки зрения психолого-педагогической и лингвистической науки;

- описаны особенности развития связной речи у детей с сохранной речью и общим недоразвитием речи;

- рассмотрены и проанализированы технологии развития связной речи, разработанные в дошкольной педагогике и логопедии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- подобранный комплекс диагностических средств может быть использован в работе учителя-логопеда по диагностике связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень);

- разработанная программа логопедической работы может быть использована в работе по развитию и коррекции связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).

Эмпирическая база исследования: Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Центр развития ребенка Детский сад «Радуга» с. Николаевка Уфимского района Республики Башкортостан.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. Изучение связной речи в психолого-педагогической и лингвистической науке

1.1. Связная речь как объект психологического и лингвистического анализа

Оценка связной речи и ее характерная сторона находится в трудах нынешней лингвистической, психолингвистической и специальной литературы.

Решение о формировании связной речи пребывает в центре внимания таких специалистов, как психологов, лингвистов, психолингвистов (Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, А.А. Леонтьев, П.Я. Гальперин, И.Ю. Зимняя и др.). Заинтересованность этим вопросом в настоящий период весьма увеличилась. Аргументировано это со становлением особой отрасли языкознания - лингвистики слова, которую устанавливают, как науку о сути и организации предпосылок и обстоятельств человеческой коммуникации.

Речь обладает полифункциональным видом. Она является средством общения, средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением всех людей и собственного поведения человека.

С.Л. Рубинштейн основал определение ситуативной и контекстной речи. Непосредственно к его характеристике обращаются многие ученые, которые исследуют вопросы формирования связной речи Он отмечал, то что речь, которая передает мысли или желания человека, именуется связной речью, однако формы связности в процессе формирования изменяются[34].

Связная речь - это такая речь, которая может быть вполне осмыслена на базе ее собственного предметного содержания. С этой целью для того чтобы понять данную речь, отсутствует потребности рассматривать обстановку, в которой ее произнесли, все без исключения в ней очевидно, для другого из самого контекста: это контекстная речь. В речи дошкольников, Рубинштейн акцентировал внимание, в первую очередь, необходимо осуществлять интерес в конкретную обстановку, в которой пребывает и говорит дошкольник. В случае если роль выступления очевидна, то в таком случае это ситуативная речь.

Речь дошкольников обладает ситуативным характером, однако с периодом меняется содержание и функция речи, дошкольник в процессе обучения использует форму связной контекстной речи. Исследование формирования связной речи у дошкольников, показывает отличительные особенности ситуативной речи младших дошкольников: они выражаются в разной мере и зависят от содержания, от характера общения, а кроме того индивидуальных особенностей ребенка и от того, в какой степени он знаком с литературной речью. Слово «связная речь» используется в нескольких значениях:

1) процесс, деятельность ребенка;

2) продукт, итог этой деятельности, текст высказывание;

3) название раздела работы по развитию речи;

4) отрезок речи, владеющий значительной протяженностью и расчленяющийся на относительно законченные и самостоятельные части[28].

Согласно нынешним взглядам текст считается реальной единицей речевого общения; на уровне текста реализуется идея высказывания, совершается связь языка и мышления. Тексты могут быть диалогического и монологического характера. Согласно установлению Л.Л. Якубинского для диалога станут свойственны: стремительный обмен речи, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой; обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности; в построении реплик нет никакой предумышленной связанности и они в высшей степени кратки» [45, с. 35]. В нынешней лингвистической литературе текст

характеризуется как высшая коммуникативная единица, исследует единое построение по конкретным законам. В лингвистике отсутствует единое, общепринятое определение содержания понятия «текст», его качественные характеристики расходятся в разных научных работах.

Заключение

В соответствии с задачами исследования, в первой главе выпускной квалификационной работы был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).

В главе1 мы рассмотрели лингвистические и психолингвистические основы изучения связной речи, развитие ее в онтогенезе и характерные особенности формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).

Анализируя связное высказывание ребенка, мы можем определить, насколько велик его словарный запас, умеет ли пользоваться правилами грамматики, нормами языка и речи; умеет ли выбирать те средства языка, которые будут более уместны в конкретном случае.

Дети с общим недоразвитием речи (III уровень) уже активно общаются развернутой фразовой речью, но фиксируется недостаточное развитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Во второй главе мы описали методику исследования связной речи и провели анализ результатов исследования. В методике исследования состояния связной речи у детей В.П.Глухов предлагает исследование по следующим направлениям: составление рассказа по сюжетной картинке, составление рассказа по серии сюжетных картинок, составление рассказа- описания.

Нами был выявлен низкий и удовлетворительный уровни развития навыка составления связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи (III уровень).Выявлены нарушения лексико-грамматического оформления высказываний, бедность словарного запаса. Сложности построения последовательного связного рассказа проявлялись в неупорядоченном перечислении отдельных свойств и признаков изображенных объектов. Детьми редко использовались сложные распространенные предложения.

Далее мы разработали коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие связной речи путем обучения рассказыванию с опорой на серию сюжетных картин, сюжетную картинку и составлению описательных рассказов по сюжетной картине с использованием алгоритма ситуации сюжета при помощи предметных иллюстраций или пиктограмм. Метод моделирования и включенные в него приемы визуализации и символизации при построении высказывания - наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации.

Таким образом, цель исследования достигнута. Гипотеза исследования о том, что связная речь дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) характеризуется недостаточным развитием, что проявляется в малом объеме составленных рассказов (пересказов), недостаточной их связности, бедностью используемых лексико-грамматических средств подтверждена. Задачи решены.

Список литературы

1. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 5- 6 лет с ОНР. Планирование работы логопеда в старшей группе / Н.Е. Арбекова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2014. - 80 с.

2. Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6-летних с общим недоразвитием речи / А.И. Баева // Логопед. - 2004. - №2. - С.43-52.

3. Балобанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. - СПб.: Детство-пресс, 2001. - 176 с.

4. Баряева Л.Б., Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников: Модели обучения / Л.Б. Баряева, И.Н. Лебедева. - СПб.: С.- Петерб. акад. постдиплом. пед. образования, 2007. - 116 с.

5. Бойкова С.В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР / С.В. Бойкова // Логопед в детском саду. - 2006. - № 3. - C. 42 - 48.

+ еще 38 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи (3 уровень) средствами моделирования»
Раздел: Логопедия
Тип: Дипломная работа
Страниц: 71
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика