Дипломная работа

«Медиация в системе среднего профессионального образования»

  • 70 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. МЕДИАЦИЯ КАК АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ 7

1.1. Понятие медиации 7

1.2. Принципы и классификация медиации 14

ГЛАВА 2. МЕДИАЦИЯ КАК ФОРМА РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 24

2.1. Характеристика конфликтов в системе среднего профессионального образования 24

2.2. Сущность медиации как формы решения конфликтов в системе среднего профессионального образования 36

ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 44

3.1. Правовое обеспечение медиации в системе среднего профессионального образования 44

3.2. Методические рекомендации по организации службы медиации в системе среднего профессионального образования 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 62

ПРИЛОЖЕНИЕ 67

Введение

Актуальность темы. Развитие отношений в современном обществе диктует необходимость активного применения и внедрения новых форм в разрешении конфликтов, основным механизмом урегулирования которых является добровольное волеизъявление сторон, которое направлено на устранение причины спора и восстановление нарушенных субъективных прав. На практике доказано, что решение по спору, которое урегулировано сторонами на добровольной основе, исполняется ими активнее и быстрее, без необходимости использования законных принудительных мер. Значительная роль в развитии института медиации как альтернативного способа в разрешении конфликтов, принадлежит процессу интеграции данного метода в повседневную практику системы среднего профессионального образования, который направлен на урегулирование конкретного конфликта и его предотвращение, обучение студентов навыкам разрешения споров методом активных переговоров, воспитание у них самосознания, интеграцию молодых людей во взрослую жизнь.

Отличительной чертой современного поколения молодежи является повышенный уровень конфликтности, что подтверждается рядом исследований отечественных психологов и педагогов (А.В. Мудрик, В.С. Собкин), которые отметили, что наблюдается рост конфликтных ситуаций между студентами, педагогами и родителями, преподавателями и обучающимися. Однако, большая опасность представлена конфликтами в молодежной и подростковой среде. При решении конфликтных ситуаций детьми проявляются конфронтации, агрессия и противоправные действия. Это все перерастает и завоевание статуса и власти, борьбу за собственное место в коллективе и приводит к стремлению совершать безнаказанные действия, как способ самоутверждения. Одновременно, для некоторой молодежи конфликты являются так называемым «бизнесом». Молодые люди провоцирует разбирательства, снимают их на видео и даже шантажируют сверстников данными съемками. Психологами отмечено, что конфликты в данном возрастном периоде и их неразрешение либо разрешение оказывают большое влияние на социализацию и формирование личности.

На практике отмечено, что межличностное взаимодействие в ситуации конфликта вызывает у молодых людей затруднение, в их отношениях наблюдается враждебность и агрессивность. Часто вместо анализа проблемы и поиска оптимального решения молодые люди пытаются интенсивно повлиять на объект противоречия и действия его приводят к нарастанию противоборства между сторонами (эскалация конфликта). Связано это, в первую очередь, с недостатком социальной и коммуникативной компетентности молодежи.

Медиация является новой технологией решения конфликтов, в том числе и в системе образования. Это форма социальной и психологической помощи в конфликтах всем участникам в образовательном процессе.

Функционирование службы медиации поможет провести профилактику и коррекцию девиантного поведения студентов и создаст благоприятный психологический климат в образовательной организации. Именно медиация способна в современное время помочь грамотно разрешить национальные и социокультурные конфликты с помощью независимого посредника - медиатора.

Таким образом, перед нами встает проблема организации работы службы медиации в системе среднего профессионального образования.

В связи с актуальностью проблемы исследования была определена тема выпускной квалификационной работы: «Медиация в системе среднего профессионального образования».

Цель написания данной выпускной квалификационной работы: изучение процедуры медиации в системе среднего профессионального образования, разработка положения о медиаторе для системы среднего профессионального образования.

Для достижения указанной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

- дать определение понятия медиации;

- определить принципы и классификацию медиации;

- охарактеризовать конфликты в системе образования;

- раскрыть сущность медиации как формы решения конфликтов в системе образования;

- изучить правовое обеспечение медиации в системе среднего профессионального образования;

- рассмотреть технологию организации службы медиации в системе среднего профессионального образования;

- разработать положение о медиаторе для системы среднего профессионального образования.

Объектом исследования является медиация как способ урегулирования конфликтов.

Предметом исследования является работа службы медиации в системе среднего профессионального образования.

Источниковая база ВКР. В процессе работы были использованы и проанализированы законодательно-правовые акты, нормативные и методические документы, регулирующие вопросы процедуры медиации, периодические и научная литература, издания, включая электронные материалы и интернет-издания.

Правовая основа исследования: Конституция Российской Федерации, Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и иные нормативно-правовые документы.

Проблемой урегулирования споров интересовались многие ученые (Х. Бесемер, Т.М. Григорчук, С.С. Колобашкина, Ю.А. Комарова и др.).

Изучением проблемы конфликтов занимались А.Я. Анцупов, Б.С. Волков, А.В. Дмитриев, А.С. Кармин, Г.И. Козырев и др.

Сущность и понятие медиации раскрыта в трудах И.В. Антонова, А.А. Елисеевой, О.А. Львовой, Е.Ю. Максимовой, Р.Г. Мельниченко и др.

Изучению основ правового регулирования процедуры медиации посвящены работы М. Буянова, А.В. Горшвок, М.Н. Зарубина, С.И. Калашникова, А.А. Клечкин и др.

Технология работы службы медиации в системе образования отражена в исследованиях А.Ю. Коновалов, Т.С. Овчинникова, Г.А. Павлович, А.С. Хищенко и др.

Новизна данной ВКР состоит в проведении исследования по проблеме организации процедуры медиации в системе среднего профессионального образования: раскрыта сущность, принципы медиации, ее виды, дана характеристика конфликтов в системе образования и определена технология работы службы медиации в системе среднего профессионального образования с целью разрешения данных конфликтов, изучен вопрос правового регулирования процедуры медиации и также разработано Положение о медиаторе для системы среднего профессионального образования.

Практическая значимость ВКР. Положение, разработанное в процессе исследования, в котором представлены цели, задачи, принципы, порядок формирования, порядок работы и организация деятельности медиатора, может быть использовано в системе среднего профессионального образования.

Структура данной работы состоит из введения, трех глав по два параграфа, заключения, списка использованной литературы и источников. Список литературы и источников включает 51 наименований.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. МЕДИАЦИЯ КАК АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ

1.1. Понятие медиации

Процедура медиации является достаточно новой в отечественной правовой науке и направлена на правовое регулирование разрешения споров во внесудебном либо судебном порядке.

В зарубежной практике процедура медиации как способ разрешения конфликтов правового характера имеет длительную историю, получает все более широкое распространение и является предметом исследования в различных областях общественных наук (психологии, теории управления, политологии, социологии и юриспруденции). Одновременно с расширением сфер применения данной процедуры идет поиск ее новых институциональных форм, производится решение вопросов использования несудебного разрешения правовых конфликтных ситуаций с помощью медиации правовых институтов и традиционных органов.

Условия загруженности судов нашей страны, длительности судебного процесса, весомых издержек сторон в суде делают перспективным широкое использование альтернативных методов по разрешению правовых конфликтов, в частности, анализ опыта использования процедуры медиации и ее использование с учетом российских правовых традиций.

Процедуры, которые получили название «медиация», применяют для разрешения конфликта путем использования помощи третьего лица.

Сущность медиации заключается в проявлении высокой степени автономии сторон и гарантий по достижению взаимовыгодных результатов и выработке общих позиций.

Во время процедуры медиации стороны имеют свободу в распоряжении своими процессуальными и материальными правами, в частности, дискреционными, как, к примеру, случается в результате передачи спора на рассмотрение судебными органами. При медиации посредником не приобретаются исключительные полномочия по принятию решения и ведению процесса, он не имеет права предопределять императивно направления и пределы дискуссии.

Лица, которые обратились к процедуре медиации с целью решения противоречий, которые между ними имеются, наделяют медиатора процессуальными полномочиями, которые точно определены.

Необходимо отметить, что различных теориях медиации взгляд на объем полномочий, которыми владеет медиатор, разный.

Как правило, медиатор не наделяется правом судить, примирять, делать заключения, давать оценки, принимать те или иные решения, которые затрагивают сложившуюся проблему. Он также не имеет права предоставления сторонам проектов решениях их проблем, а занимается только «сопровождением сторон на пути устранения конфликтной ситуации, но по нему (по пути) не ведет».

Одновременно это не обозначает того, что медиатор становится лишним в условии полной автономии в волеизъявлениях сторон конфликта. Наоборот, медиатор систематизирует, аккумулирует, транслирует и анализирует информацию, обозначает перспективы, способствует созданию соответствующей атмосферы. Он не имеет права, в то же время, оказывать влияние на процесс примирения с помощью собственного предложения о должном - стороны как эксперты сами должны заниматься ликвидацией конфликта в рамках собственных позиций.

Данное сочетание свободы воли у сторон и полномочий медиатора обеспечивает конструктивный диалог во время разрешения проблемы и восприятие решения проблемы сторонами как результата совместной собственной работы, а не навязанной со стороны. Данный факт предопределяет убежденность сторон в правильности решения (достигнутого соглашения) и высокую его исполнимость, отсутствие необходимости разрешения споров (конфликтов) посредством механизмов исполнительной власти.

Итак, медиация представляет собой переговоры между сторонами спора под руководством и при участии третьего нейтрального лица - посредника, который не имеет права выносить решения, обязательное для сторон.

Исследователи совершенно справедливо дают высокую оценку важности процедуры медиации с участием посредника, к примеру, нотариуса.

Заключение

Многие года медиация с успехом проводилась во все времена для улаживания конфликтных ситуаций различного уровня между профессиональными, религиозными и другими общественными группами, а также в межгосударственных отношениях. Значимость медиации и входящих в нее методов в настоящее время велика, как и раньше. Процедура медиации также применяется при имущественном споре любого уровня, в том числе акционерами и компаниями, и при разрешении конфликта среди субъектов международного права. Основным направлением медиации является примирение конфликтующих сторон и минимизация материальных и моральных потерь всех сторон в конфликте, и, по возможности, комфортное дальнейшее существование. В процессе медиации сторонами не ведутся поиски виновного, и не доказывается правота одной из сторон. Медиатор настраивает стороны конфликта на совместное решение проблемы. В этом заключается основное отличие процедуры медиации от разбирательства в суде. Иными словами каждая из сторон является причастной к выработке решений. В правовой отечественной системе под медиацией понимается деятельность, используемая в качестве дополнения к правосудной структуре и осуществляемая за пределами судопроизводства. Процедуру медиации осуществляют за рамками судебного процесса, а медиатор не является процессуальным лицом. Процедура организации медиации достаточно проработана социологами, психологами и юристами, она не требует процессуальной регламентации. Судьи являются заинтересованными в использовании медиации по следующим причинам: при заключении медиативного соглашения прекращается судопроизводство по делу; определении о прекращении дела не подлежит обжалованию в суды вышестоящей инстанции; предотвращается подача встречных исков в силу добровольного исполнения соглашения (принятого в результате медиации), исполнительное производство не возбуждается.

Внедрение процедуры медиации в учреждениях среднего профессионального образования проходить может болезненно и сложно, встречать со стороны некоторых педагогов сопротивление, однако, полноценное разрешение конфликтных ситуаций является невозможным без специальной подготовки педагогов к данному типу взаимоотношений. Медиация учит активно слушать, уметь контролировать эмоции, отделять от человека проблемы, нивелировать своими интересами для достижения общих целей. Наиболее положительное влияние на процесс урегулирования конфликтной ситуации оказывается с помощью вовлечения сторон конфликта в совместную деятельность. Ранняя диагностика и инициация переговоров позволит получить успешный результат.

По сравнению с традиционными способами по урегулированию конфликтов медиация оказаться может эффективной и приемлемой альтернативой. Коррекция и профилактика конфликтов построена на обучении позитивным коммуникационным способам. Коммуникативные способности - часть профессиональной педагогической культуры. Высокий уровень развития коммуникативных способностей, умение реагировать правильно в сложной ситуации на занятии определяют профессионализм педагогов, способствует сохранению их собственного здоровья. Навыки конструктивного поведения педагогов - техника психологической личной безопасности в их профессиональной деятельности.

При имеющихся недостатках правового регулирования процедуры медиации в сфере образования, данный метод как новая технология воспитания заслуживает внимательного и пристального изучения. Не вызывает сомнений необходимость внедрения программ по обучению конструктивному способу по разрешению конфликтов. Преимущества добровольного и мирного разрешения споров являются очевидными. Эффективность службы медиации в ссузах зависит от участников образовательного процесса.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы.

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.: (с изм. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 30. - ст.4202.

2. Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990 // Сборник международных договоров СССР. - Вып. XLVI, 1993 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.co**ultant.ru

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Бюллетень международных договоров. - март 2001 г. - №3.

4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» (вместе с «Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», утв. Минобрнауки России 18.11.2013 N ВК-54/07вн) // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. http://le**lacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-18112013-n-vk-84407/ 09.11.2018.

5. Указ Президента РФ от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // Официальные сетевые ресурсы Президента России. http://www.kre**in.ru/acts/bank/41954 08.11.2018.

+ еще 46 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Медиация в системе среднего профессионального образования»
Раздел: Право
Тип: Дипломная работа
Страниц: 70
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика