Дипломная работа

«Формирование личности в процессе преподавания правовых дисциплин в образовательных организациях среднего профессионального образования»

  • 66 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН 7

1.1. Психолого-педагогические аспекты преподавания правовых дисциплин 7

1.2. Личность педагога в преподавании правовых дисциплин 14

1.3. Требования к построению учебных занятий по юридическим дисциплинам и методы их проведения 20

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН 26

2.1. Методы преподавания правовых дисциплин в условиях СПО 26

2.2. Развитие правовой культуры личности посредством преподавания правовых дисциплин 41

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ (МЕТОДИЧЕСКАЯ) ЧАСТЬ 48

3.1. Организация научно-исследовательской деятельности студентов ГАПОУ Туймазинский государственный юридический колледж 48

3.2. Разработка методических рекомендаций по формированию правомерного поведения у обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62

ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Введение

Актуальность темы. Одной из закономерностей зрелого общества является наличие совершенной системы правового регулирования. Основу такой системы составляет высокий уровень правовой культуры членов данного общества. Для построения в России правового государства, для успешного социально-экономического развития страны необходимо воспитать активного молодого человека с развитым правосознанием.

Вступая в жизнь молодежи необходимо быть психологически и практически готовыми к происходящим в обществе изменениям, с одной стороны, а с другой - к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах нравственных и правовых норм. В настоящее время у большей части современной российской молодежи наблюдается уровень правовой культуры, не соответствующий требованиям времени. Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении уровня правовой культуры молодежи, что способствует формированию социально-активной личности, способной грамотно строить взаимоотношения с обществом, государством, другими людьми. Особую актуальность данное положение приобретает в отношении будущих специалистов в области права, так как в их профессиональные обязанности входит не только правоохранительная, но и правотворческая деятельность.

Актуальность данной темы определяется особой доминирующей ролью правовой культуры в процессе социализации личности. В современном обществе правовая культура выступает важнейшим компонентом общей культуры человека. В концепции модернизации в качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Важными целями образования должны стать формирование высокого уровня правовой культуры, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства, умение отстаивать свои права.

Цель данной выпускной квалификационной работы - раскрыть формирование личности в процессе преподавания правовых дисциплин в образовательных организациях среднего профессионального образования.

Для достижения указанной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть психолого-педагогические аспекты преподавания правовых дисциплин;

- выделить личность педагога в преподавании правовых дисциплин;

- изучить требования к построению учебных занятий по юридическим дисциплинам и показать методы их проведения;

- осветить методы преподавания правовых дисциплин в условиях СПО

- проанализировать развитие правовой культуры личности посредством преподавания правовых дисциплин;

- разработать методические рекомендации по формированию правомерного поведения у обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования.

Объектом исследования являются правовое образование и правовое воспитание учащихся.

Предметом исследования является формирование личности в процессе преподавания правовых дисциплин.

Источниковая база ВКР. В ходе работы были проанализированы и использованы законодательно-правовые акты, нормативно-методические документы, научная литература и периодические издания, включая интернет- издания и электронные материалы.

Степень изученности проблемы. Вопросам организации учебно-воспитательного процесса посвящены труды Ю.П. Азарова, Ю.К. Бабанского, В.А. Сластенина и др.

Важное значение для данного исследования имеют работы Л.Г. Арчажниковой, Н.К. Баклановой, Н.В. Кузьминой, Л.С. Зориловой, В.И.

Черниченко и др., где обсуждаются проблемы профессиональной подготовки специалистов, формирование их профессиональных качеств.

Организационно-педагогические проблемы образования (в том числе проблемы целей обучения в современной педагогике, содержания, форм и методов) рассмотрены в исследованиях И.А.Володарской, В.В.Краевского, И.Л. Лернера, А.М. Митиной, М.Н. Скаткина и др. Методы контекстного, развивающего, проблемного обучения исследованы в трудах А.А. Вербицкого, Л.В. Занкова, И.Я. Лернера, А.М. Матюшкина и др.

Разработка научно-методических основ преподавания правовых дисциплин в организациях среднего профессионального образования требует учета возрастных особенностей студентов, которые рассмотрены в работах Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, А.В. Мудрика и др.

Для данного исследования актуальны труды К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, в которых утверждается принцип нравственной ответственности человека перед обществом.

Вместе с тем, не было обнаружено специальных исследований, посвященных вопросам преподавания правовых дисциплин в образовательных организациях среднего профессионального образования.

Новизна данной ВКР. Научная новизна исследования состоят в разработке научно-методических основ преподавания правовых дисциплин в образовательных организациях среднего профессионального образования:

- выявлена и обоснована цель преподавания правовых дисциплин в СПО, состоящая в формировании положительно ориентированного правового сознания будущих специалистов;

- проанализирована структура правового сознания как области сознания, которая отражает правовую действительность в форме системы юридических знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, правовых установок, регулирующих поведение личности в юридически значимых ситуациях.

Практическая значимость ВКР. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в образовательных организациях среднего профессионального образования в процессе преподавания юридических дисциплин.

Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников и приложений.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

1.1. Психолого-педагогические аспекты преподавания правовых дисциплин

Образовательный процесс - процесс комплексный, многоаспектный. Однако если говорить о его сути, качественном своеобразии, коренным образом отличающем его от других, то надо сказать, что он имеет психолого-педагогическую природу. Можно сравнить образовательное учреждение с производственной организацией, у которой на «входе» - «сырье», а на «выходе» - «готовая продукция», в промежутке - технологии для переработки первого во второе. Образовательное учреждение предназначено для превращения новичков в высококвалифицированных специалистов. Можно сказать, что оно - «педагогическое производство». Но его технологии - психолого-педагогические технологии. Это технологии процессов формирования у студентов, курсантов, слушателей профессиональных знаний, навыков, умений, развитие у них профессиональных способностей, привычек, установок, способностей, жизненных и профессиональных ориентиров, норм поведения и другого, которые нужны им как будущим юристам, сотрудникам правоохранительных органов .

Их формирование происходит на уровне психики, сознания, затрагивает, приводит в действие различные психологические механизмы профессиональных превращений и обогащений обучающихся, формирует у них социальные и профессиональные взгляды и убеждения, отношения, развивает способности и т.п. На пути достижения нужных профессионально-образовательных результатов приходится учитывать множество психологических предпосылок, преодолевать психологические трудности, создавать психолого-педагогические условия, проявлять немалые усилия и использовать своеобразные средства. Все они имеют для образовательного учреждения и его успехов доминирующее, определяющее, приоритетное значение.

Нельзя не отметить и место психологических факторов в реформе образования, происходящей в нашей стране на рубеже XXI в., интеграции его в мировую систему образования. Очень многое будет делаться по старинке, малоэффективно, затратив (экстенсивно), если не произойдут должные изменения настроений в обществе . Реализация новых федеральных законов по вопросам образования требует психологической перестройки значительной части педагогического корпуса, принятия подлинно-гуманитарных и демократических идей, отказа от авторитарно-педагогического стиля работы, развития педагогического творчества, использования новых, более интенсивных психолого-педагогических технологий и др.

Все это свидетельствует о научной правомерности и даже необходимости психологического подхода к проблемам профессионального юридического образования.

Психолого-педагогические пути обеспечения развития и эффективности образовательного процесса в юридических образовательных учреждениях. Образовательный процесс представляет собой целостную систему, и его оптимизация может быть успешной лишь при системном походе.

Первое условие - деятельность образовательного учреждения и весь образовательный процесс должны быть приведены в полное соответствие с потребностями обновления нашего общества и создания правового государства . Любая работа может быть успешна, если ее цели осмысленны, если они правильны. Происходящие в нашей стране революционные перемены, вхождение в XXI век, мировой процесс развития образования с большой ответственностью обязывают дать верный ответ на этот вызов времени.

Образованию всегда принадлежала роль ускорителя, катализатора общественного развития и его сфер. Оно - фактор долговременного развития, главный рычаг общественных перемен. Верно говорят: строишь планы на год - сей зерно, строишь планы на несколько лет - сажай деревья, строишь планы на века - выращивай человека. Главные ориентиры образовательного процесса и условий его успешности состоят в приведении целей, содержания и методов работы с установкой на опережающую функцию; на подготовку специалистов не вчерашнего, не сегодняшнего, а завтрашнего дня, людей, способных двигать практику вперед, делать все лучше, чем делается сейчас. Нельзя идти вперед, повернув голову назад или застыв на месте .

Заключение

Вопросы преподавания права в образовательных учреждениях остаются актуальными в современном обществе. Рейтинговые исследования последних лет показывают популярность юридической профессии в мире. Социологические прогнозы о росте значимости правовых знаний и юридических наук, сделанные на рубеже столетий, оказались пророческими: их восхождение на Олимп началось в нашей стране в 90-е гг. XX в., и теперь формирование конкурентоспособной личности, адекватно ориентирующейся в современном мире, невозможно без овладения комплексом правовых знаний.

Известно, что право является системой государственных норм, правил, предписаний, обязанностей и запретов. Такая его трактовка скучна для учащихся, изначально настраивает их негативно по отношению к предмету. Для формирования позитивного (не идеального) образа права и его роли в жизни общества и отдельного человека необходимо изменить способы подачи материала на занятиях. Изучение российского современного права должно опираться на реальность.

Значимость правового образования и воспитания студентов в процессе преподавания правовых дисциплин возрастает в условиях переходного периода. Это обусловлено кризисным состоянием правосознания студенческой молодежи и изменением роли права в жизни общества.

Постановлением Правительства РФ в 1994 году впервые был утвержден Государственный образовательный стандарт профессионального высшего образования. В нем были утверждены государственные требования к минимуму содержания правового образования. В Государственный образовательный стандарт в требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин включены права и свободы человека и гражданина, но не внесены положения об обязанностях и не прописаны задачи правового воспитания студенчества.

Особенности современной системы правового воспитания заключается в том, что одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских образовательных учреждениях является модернизация и развитие правового воспитания и образования. Наряду с конкретизацией содержательных компонентов формирования правовой культуры подростков, особое внимание следует уделить созданию и внедрению эффективной технологии правовоспитательной деятельности в образовательных учреждениях, направленной на формирование личностных ценностей подростка, создание ценностно-правовой среды.

Следовательно, содержание правового воспитания включает в себя систематическое повышение правовой информированности, обогащение правокультурными ценностями, развитие необходимых навыков, умение реализовывать требования правовых норм, выработку привычек правового поведения.

Необходимым средством приближения правовых дисциплин к сфере интересов учащихся, формирования у них высоких правовых убеждений и представлений, передачи правовых знаний и закрепления умений служит отбор содержания учебного материала. Социально значимая для студентов и профессионально ориентированная в их будущей специальности информация в совокупности с определением наиболее оптимальных форм и методов передачи способствует мотивации студентов к участию в процессе познавательной деятельности.

В ходе опытно-экспериментальной работы были выявлены методические основы преподавания правовых дисциплин, обеспечивающие эффективность усвоения правовых знаний, формирования умений и навыков, способностей прогнозировать профессиональную ситуацию и принимать самостоятельные решения.

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URL: http://www.pr**o.gov.ru. 01.08.2014.

2. О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.4.3.1186-03: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2003 № 2 (ред. от 28.04.2007). Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.02.2003 № 4204 // Российская газета. 2003. 27 февраля.

3. О президентской программе «Дети России»: указ Президента РФ от 18.08.1994 г. № 1696 // Собрание законодательства РФ. 1994. № 17. Ст. 1955.

4. О президентской программе «Дети России» на 1998-2000 годы: указ Президента РФ от 15.01.1998 г. № 29 // Российская газета. 1998. 21 января.

5. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г.; одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.]: [ред. от 21.07.2014 г.] // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

+ еще 38 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование личности в процессе преподавания правовых дисциплин в образовательных организациях среднего профессионального образования»
Раздел: Право
Тип: Дипломная работа
Страниц: 66
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика