Дипломная работа

«Правовое образование и его роль в становлении гражданского общества»

  • 79 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 8

1.1. Концепции гражданского общества 8

1.2. Взаимодействие государства и гражданского общества 15

1.3. Условия и этапы становления гражданского общества в России 26

Глава 2. РОЛЬ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 40

2.1. Правовое образование в российском социокультурном пространстве. .40

2.2. Правовая и политическая культура как необходимое условие становления гражданского общества 51

2.3. Методические рекомендации по разработке рабочих программ правовых дисциплин 61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75

ПРИЛОЖЕНИЯ 79

Введение

В последние годы все большую популярность приобретают разнообразные модели право - воспитательной деятельности, взаимосвязанные с многочисленными концепциями правовой культуры и образования в различных регионах России.

Актуальность нашего исследования обусловлена, прежде всего, состоянием правового образования и правовой культуры, учитывая их значимость в процессе формирования гражданского общества в современной Российской Федерации. Проанализировав существующие научные публикации по данной проблематике, можно констатировать отсутствие единства в понимании специфики российской правовой культуры и правового образования, недостаточную теоретическую и методологическую разработанность данных понятий.

Правовое образование - современная актуальнейшая проблема, поскольку без неё нельзя реализовать потенциал гражданственности, заложенной в Конституции, а также формировать само гражданское общество и правовое государство.

Известно, что правовая культура, как и правовое образование, является важным комплексным компонентом механизма правовой социализации личности - процесса усвоения, принятия и реализации субъектами правовых ценностей общества, идей, переживаний, чувств и эмоций людей, правовых оценок, норм и моделей поведения.

Актуальность вопросов правового образования в современных условиях обусловлена тем, что понятие права во многих случаях становится условием и предпосылкой для формирования гражданского общества, где не могли бы доминировать различные формы насилия. Почему происходят данные явления, учитывает ли право реальные и разнообразные социокультурные ценности людей, их представления о справедливости и предназначении права - все это требует исследования права в комплексе социокультурной и антрополого - философской проблем.

Сложность, многогранность и комплексность проблемы правового образования являются причиной того, что некоторые его аспекты разработаны не в достаточной мере. Сегодня существуют различные подходы к формированию правовой культуры через образование, разнообразные концепции правового и патриотического воспитания, системы демократического гражданского образования и т.д.

Эффективность формирования гражданского общества зависит от уровня и качества правовой образованности молодежи и учащихся при помощи правовых дисциплин, что, в свою очередь, утверждает предположение о том, что среди многообразия внешних и внутренних условий для формирования правообразованной личности необходимы:

— опора на различные виды и организационные формы правообразовательной деятельности, что позволит молодежи овладеть высокой правовой культурой и занять достойное положение субъекта социальной действительности в обществе;

— разработка и систематические обновления учебных методик и программ по правовому образованию для достижения высокого уровня правовой культуры и формирования гражданского общества;

— создание в школьных и студенческих сообществах демократического микроклимата, который способствовал бы повышению уровня правового образования подрастающего поколения;

— широкое использование региональных традиций и компонентов правового образования граждан.

В нынешних социально - экономических условиях знание права как основы гражданского общества приобретает все более ощутимую жизненную значимость. Россияне приходят к пониманию того, что, кроме законов, у них нет и не будет в меняющемся обществе средств защитить свои права и интересы. Поэтому задачей правового образования является обучение не только молодого поколения, но и людей более старшего возраста правовым знаниям, которые помогут им в нынешних условиях риска и кризиса.

Степень изученности проблемы. Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных учёных, содержащие базовые положения и концепции, раскрывающие роль правового образования и правовой культуры в жизни общества. В процессе работы проанализированы труды зарубежных социологов в области социологии права - М. Вебера, Э. Дюркгейма, П. Бурдье, А. де Токвиль и др.; отечественной представителей - Л.И.Петражицкого, П.И. Новгородцева, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, В.С. Соловьёва, Н.А. Бердяева, Б.Н. Чичерина, П.А. а также работы современных советских и российских политологов и социологов - А.С. Алексеева, В.Э. Бойкова, И.В. Василенко, В.А. Ядова, Ф.А. Хайек, А.А. Галкина, А.В. Кива, В.П. Сальникова, Т.И. Заславской, Ю.А. Красина, Н.И. Лапина, П.П. Баранова, В.И. Курбатова, Н.В. Гончарова, А.Г. Сапрунова, В.С. Данилова, Н.Н. Кожевникова, С.Х. Корпенко, А.Ю. Шадже, О.Н. Дамениа, А.А. Хашира, Р.Д. Хунагова, Т.И. Афасижева, М.К. Горшкова, Ю.А. Агафонова, М.Ю. Попова и других. В работах Е. Сухомлинского, В. Лазарева, П. Виноградова раскрываются вопросы социально - правовой компетенции личности как элемента социально - правовой культуры.

Параметры и ориентиры правового образования также исследуются на основании материалов, представленных в аналитических вестниках органов государственной власти Российской Федерации и её субъектов. В настоящее время достаточно широко освещаются вопросы правовой культуры, просвещения и воспитания в России.

Нашему исследованию наиболее близкими являются работы Е.А. Певцовой и Н.И. Элиасберг, которые рассматривают вопросы правовой культуры и правового образования в истории России.

В то же время проанализировав указанные работы, мы пришли к выводу: несмотря на существование обширных публикаций по правовому образованию и воспитанию как средству формирования и повышения правовой культуры, не все теоретические аспекты были разработаны в достаточной степени.

Объектом исследования выступает правовое образование в системе сложившихся социальных отношений гражданского общества современной России.

Предмет исследования - правовое образование и его роль в развитии правовой культуры формирующегося гражданского общества современной России.

Источник база ВКР. В ходе работы были проанализированы и использованы научно - методическая, нормативная, литературная база, периодические издания, а также интернет публикации и электронные материалы.

Цель исследования - социологический анализ роли правового образования в развитии правовой культуры формирующегося гражданского общества в современной России.

Достижение намеченной цели предполагает решение следующих научно - исследовательских задач:

— показать эффективность сформулированных теоретических оснований для анализа места и роли правовой культуры с позиций их влияния на процесс формирования гражданского общества;

— показать, что механизм формирования гражданского общества блокируется низким уровнем правовой культуры;

— выявить на основе эмпирических данных, что правовая культура влияет на формирование гражданских позиций в процессе становления гражданского общества;

— проанализировать условия развития современного правового образования как основы правовой культуры;

— определить место и роль правового образования в культуре российского общества;

— разработать методические рекомендации по составлению учебных программ правовых дисциплин.

Новизна данной ВКР является то, что правовое образование только начинает складываться. Важной частью данной тематики, что нашло отражение в данной ВКР, становится анализ и оценка перспектив совершенствования системы правового образования и его роли в становлении гражданского общества.

Практическое значение ВКР. Материалы исследования могут использоваться при модернизации действующих учебных планов и программ подготовки будущих специалистов профессионального обучения, а также в системе дополнительного профессионального образования.

Структура данной работы состоит из введения, двух глав по три параграфа, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений. Список литературы и источников включает 44 наименований.

Фрагмент работы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

1.1. Концепции гражданского общества

Современный научный анализ историко - правовых аспектов формирования концепции гражданского общества невозможно представить без всестороннего и подробного изучения процесса зарождения и развития институтов гражданского общества, связанного с рассмотрением правовых интерпретаций в структурировании организации гражданского общества.

Начало конструирования такого исторического явления, как гражданское общество, проходит далее на определенном этапе развития и осознания положения индивида в обществе и связано с формированием совокупности обозначенных определенных социальных институтов. Впоследствии эта идея, подвергаясь политическому, социальному и идеологическому влиянию, претерпевает изменения. Даже в настоящее время происходит трансформация и созревание институтов гражданского общества, его идеологических компонентов и ценностей.

Формирование основных представлений о гражданском обществе происходит ещё в древности. Задаваясь вопросасми тайны жизни, древние мыслители прошлого обращались к вопросам, касающимся взаимоотношений личности, общества и государства. Даже в работах Платона и Аристотеля этому вопросу уделялось пристальное внимание.

Например, размышляя о гармоничном обществе, Платон подчеркивает важность распределения функций государства, не противопоставляет общество государству и пытается сформулировать принцип его устойчивого развития. Мыслитель указывает, что в социальной системе в любом случае нужно стремиться к идеалу, поскольку именно такое стремление обеспечивает социальное развитие.

В своих размышлениях Аристотель также пришел к выводу о существовании гражданского общества, поскольку государство рассматривалось им как самодостаточная структура для существования граждан. В целях обеспечения интересов населения Аристотель одним из первых философов предложил определить необходимость разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, указав на верховенство законодательной власти.

В чистом виде понятие гражданского общества отсутствует в трудах Платона и Аристотеля, по причине того, что государство и общество рассматривалось мыслителями как единое целое, в основе которого закладывались определённые этические и правовые принципы, обеспечивающие стабильное социально правовое развитие.

Таким образом, предпосылками формирования гражданского общества в античности выступили идеи связанные с обеспечением незыблемости и верховенства закона, как средств а имеющего своё божественное и справедливое назначение в процессе регулирования общественных отношений. В трудах мыслителей впервые указывается на необходимость соответствия закона и права.

В античности формирование гражданского общества связывалось с активным поведением человека, его морально - этической оценкой поведения. Гражданин полиса обладал правами, совпадающими с обязанностями. Это означало, что он не только мог принимать участие в ритуалах, нести воинскую службу, заниматься судопроизводством, но и был обязан реализовывать данное ему право. Свобода гражданина древнегреческого полиса предполагала, прежде всего, меру его ответственности, а не меру самовыражения.

Что касается следующего этапа становления институтов гражданского общества - римского, то он выделился с получением самостоятельного существования гражданственно - индустриального аспекта политической системы. Изменился и смысл понятия «гражданское общество» в контексте взаимообусловленности отношений экономики, обществ а и государства.

В соответствии, с нормами римского права гражданское общество трактовалось как частная сфера жизни людей, которая регулируется с помощью права и в определённом отношении является автономной от государства.

Заключение

Правовая культура относится к наиболее актуальным проблемам нашего общества, поскольку тысячами невидимых нитей связаны с задачей построения демократического, правового государства.

Повышение правовой культуры, всеобщее правовое образование является общенациональной задачей. Для этого необходимы концепции и долгосрочные программы правового образования и воспитания, которые в настоящее время должны быть не только на федеральном, но и на муниципальном уровнях.

Если мы хотим жить в демократическом правовом государстве, то государство, общество, сама личность нуждаются в сильном правовом образовании.

Проведенное нами исследование является одним из первых работ по рассмотрению правового образования в России. В современной юридической и социологической литературе вопрос правового образования не нашел пока еще достаточного освещения как в теоретическом, так и в практическом плане. Значимость нашего исследования в области правового образования граждан России обусловлена тем, что построение правового государства и гражданского общества в Российской Федерации взаимосвязано с повышением всеобщей правовой культуры, что, в свою очередь, приведет Россию в новое правокультурное пространство.

Необходимость повышения уровня правового образования вызвана высоким значением роли права, законности в условиях совершенствования правовой основы жизни общества. Состояние правопорядка, развитие демократии оказывают огромное влияние на уровень правосознания и политической активности граждан.

В правовом образовании необходимо сформировать и укрепить у населения правовые убеждения, мотивы правомерного поведения, осознания нравственного отношения людей к правовым нормам, уважения к закону, правосудию, правам личности и интересам общества.

Правовое образование призвано сформировать современное правовое мышление; способствовать созданию нравственных и правовых ценностей; укрепить умения в применении положений законов; повысить уровень правового сознания, а также выработать активную правовую позицию.

Правовое образование направлено на обеспечение процесса формирования у молодого поколения уважения к закону, включение молодых людей в задачу государства по укреплению законности, обеспечению прав человека и гражданина, повышению их активности в избирательном процессе.

Цели правового образования и гуманистического образования совпадают, но направлено на формирование духовно свободной, законно ориентированной нравственной личности с развитым правосознанием, которая понимает роль и место права, закона в современных условиях правового государства, умеющей защитить свои права и свободы надлежащими правовыми средствами.

Правовое образование - неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования правосознания. Жизнь в гражданско - правовом обществе формирует правовое сознание (позитивное или негативное), независимо от того, происходит ли это стихийно или целенаправленно в рамках правового образования. Но правовое образование является залогом того, что право станет регулятором жизни индивида, а не помехой, препятствием на его пути реализации своих личных задач. В современных условиях именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально - правовом согласии друг с другом и с государством.

В условиях российской действительности развитие правового образования - актуальная проблема, ибо на протяжении всего исторического развития в нашей стране было распространено пренебрежение к праву, которое в современных переходных условиях усугубляется целым рядом негативных факторов, таких как несоблюдение конституционных прав и свобод граждан; принятие законов, не соответствующих Конституции РФ; несоблюдение государственными органами, ведомственными и должностными лицами установленных государством предписаний; проявления правового нигилизма, связанного с несовершенством законодательства; повсеместное проявление крайних степеней деформации правосознания, выражающееся в криминализации общественных отношений, распространение взяточничества и др.

Правовая культура встроена в институциональную систему общества, определяет контуры нормативных фигур, характер отношения к формальным нормам в ходе развертывания социальных практик, качество и уровень правосудия и законотворчества, эффективность правовой регуляции и пропорциональную долю неправового сектора социального пространства.

Для развития правового сознания человека и правовой культуры общества в целом необходимо развивать и совершенствовать правовое образование населения, государственных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное обеспечение прав и свобод человека.

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Официальный интернет - портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru. 01.08.2014.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51 - ФЗ. Российская газета 22 декабря 2006 года.- Федеральный выпуск 4255.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 - ФЗ от 29 декабря 2012 года Российская газета 25 декабря 2018 г. - Федеральный выпуск №497 (303).

4. Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464.О6

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования // Минюст России 30.07.2013 № 29200.

Литература

5. Абдигалиев, А.У. Деформация правовой культуры: понятие, последствия, пути преодоления./А.У.Абдигалиев // История государства и права. 2006. № 3.С.19 - 27.

+ еще 39 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Правовое образование и его роль в становлении гражданского общества»
Раздел: Право
Тип: Дипломная работа
Страниц: 79
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика