Дипломная работа

«Защита прав потребителей при продаже товаров через интернет: вопросы теории и практики права»

  • 67 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ 6

1.1. Законодательство в области защиты прав потребителей 6

1.2. Основные понятия законодательства о защите прав потребителей 16

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ 23

2.1. Последствия продажи товаров ненадлежащего качества 24

2.2. Недостатки товаров: сроки предъявления потребителем требований, их устранение 29

2.3. Защита прав потребителей при продаже товаров через Интернет 38

2.4. Практика и проблемные аспекты осуществления судебными органами защиты прав потребителей 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62

Введение

Актуальность. На сегодняшний день продажа товаров дистанционным способом, посредством использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», приобретает все большую популярность. Это связано, прежде всего, с удобством приобретения товара и его получением потребителем. Но поскольку дистанционный способ продажи товаров начал развиваться в нашей стране сравнительно недавно, то, прежде всего, необходимо знать про основные положения законодательства о защите прав потребителей и особенностях защиты прав потребителей при продаже товаров через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Современное законодательство Российской Федерации призвано защитить интересы потребителей и сделать процесс покупки максимально прозрачным. Однако, в силу изменений в Законе «О защите прав потребителей», вступивших в законную силу с 1 января 2019 года и законодательных пробелов в сфере защиты прав потребителей, существуют неурегулированные проблемные вопросы. В частности, к ним можно отнести отсутствие практики привлечения к ответственности владельцев агрегаторов, неполнота предоставляемой информации и сокрытие достоверной информации о товаре (продавце, производителе, исполнителе, владельце агрегатора), проблема создания мошеннических сайтов (клонов) и другие проблемы.

В связи со всем вышеизложенным, тема защиты прав потребителей при продаже товаров через сеть «Интернет» является насущной и актуальной на современном этапе развития российского общества.

Целями исследования выпускной квалификационной работы является рассмотрение основных положений законодательства в области защиты прав потребителей при продаже товаров через сеть «Интернет», а также разработка методических рекомендаций по теме: «Защита прав потребителей при продаже товаров через Интернет: вопросы теории и практики».

Для достижения указанной цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:

- изучить и проанализировать законодательство в области защиты прав потребителей;

- рассмотреть основные понятия законодательства о защите прав потребителей;

- выявить последствия продажи товара ненадлежащего качества;

- изучить сроки предъявления требований потребителем в случае выявления недостатков товара, их устранение;

- выявить особенности защиты прав потребителей при продаже товаров через сеть «Интернет»;

- изучить особенности рассмотрения судами гражданских дел о защите прав потребителей;

- проанализировать практику реализации судами обращений с иском о защите прав потребителей.

Объект исследования: общественные отношения, возникающие при продаже товаров через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Предмет исследования: нормативно-правовые акты и механизм правового регулирования в сфере гражданско-правовых отношений, возникающих при продаже товаров через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Источниковая база. Правовой основой настоящего исследования является Закон РФ от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей» и Гражданский кодекс РФ.

Помимо вышеупомянутых нормативных правовых актов, в выпускной квалификационной работе анализируются подзаконные акты, уточняющие применение законодательства, а также научная литература и другие ресурсы по проблемам нарушения прав потребителей.

Методологической основой выпускной квалификационной работы послужили различные методы познания, в частности, сравнение, анализ, обобщение, индукция и дедукция. Кроме того, применялись и специальные методы юридического исследования: право-социологический и сравнительно-правовой.

Степень изученности проблемы. Проблемами защиты прав потребителей, возникающими при дистанционной торговле в своих научных трудах занимались Симонян А.Л., Сутягин А.А., Шапсугова М.Д. и другие авторы. Однако законодательство в сфере защиты прав потребителей при продаже товаров через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» претерпело значительные изменения 1 января 2019 года вследствие появления в Законе РФ «О защите прав потребителей» нового субъекта гражданско-правовых отношений - владельца агрегатора информации. На современном этапе российского права отсутствует научная и учебная литература, соответствующая изменениям современного законодательства в Законе «О защите прав потребителей». Ввиду вышеуказанного, проблемы, возникающие при защите прав потребителей при продаже товаров через сеть «Интернет» исследованы ненадлежащим образом.

Новизна данной ВКР состоит в том, что в настоящей работе рассматриваются основные положения защиты прав потребителей при продаже товаров через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» которые нашли свое отражение в методических рекомендациях по теме: «Защита прав потребителей при продаже товаров через Интернет».

Практическая значимость. Материалы настоящего исследования, в том числе материалы методического продукта - методические рекомендации по теме: «Защита прав потребителей при продаже товаров через Интернет» могут быть использованы педагогами в образовательных организациях профессионального и дополнительного образования.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ

1.1. Законодательство в области защиты прав потребителей

Сравнительно недавно - в начале 1990-х годов в России возникло законодательство в сфере защиты прав потребителей как определенная отрасль права. До этого момента отношения, связанные с удовлетворением потребностей граждан, регламентировалась в основном Гражданским кодексом, устанавливающий общие нормы, которые в последствии послужили базой для создания специального законодательного акта. Поэтому до принятия специализированного Закона в правовых актах не учитывалась особенность взаимоотношений потребителей с организациями, спецификация которых является сфера обслуживания. Де-факто, существовали некоторые виды договоров, которые никак не могли быть отнесены к действовавшей классификации отношений в гражданско- правовом обороте. К дополнении ко всему вышеуказанному, в действовавшем Российском законодательстве отсутствовала специализированная система гарантий охраны прав граждан при заключении договоров, спецификация которых была направленна на обслуживание их потребностей. Также существовали нормативно-правовые акты, которые регулировали отношения, связанные с участием граждан-потребителей в сфере обслуживания ненадлежащим образом, а зачастую нормы соответствующих актов не только ущемляли и ограничивали права потребителей, но и противоречили другим российским Законам.

В действовавшем законодательстве не прослеживалось соответствие и Руководящим принципам для защиты интересов потребителей, отражение которых находило в нормах международного права, принятых единогласно 9 апреля 1985 г. Главным образом, вышеуказанное несоответствие было связано с тем, что большая часть прав потребителей, которые признаны международным сообществом, были ненадлежащим образом законодательно закреплены и урегулированы (право на объединение в общественные организации для защиты интересов потребителей, информацию, просвещение, возмещение вреда, безопасность), но та часть, которая нашла законодательное закрепление, не имела достаточно эффективный механизм правового регулирования, ввиду чего носила лишь декларативный характер. Кроме этого, на законодательном уровне отсутствовала система защиты прав и интересов потребителей, что способствовало созданию не выгодных условий, ущемляющих права потребителей.

Необходимость в специализированном законодательстве становилась наиболее острой в условиях отсутствия культуры потребления и тотального дефицита в стране.

Первой попыткой создания специального законодательства была разработка осенью 1988 г. проекта Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Основная часть этого законопроекта была отнесена проблемам в сфере обеспечения качества товаров и услуг, и всего лишь один раздел содержал нормы, направленные на защиту прав и интересов потребителей. Факт появления данного законопроекта, в котором признавалась необходимость принятия специальных норм, гарантирующих государственную защиту прав потребителей, стал основополагающим шагом в создании потребительского законодательства.

В данном проекте имелся ряд существенных недостатков. Во-первых, он не разграничивал понятия потребитель-гражданин и потребитель - юридическое лицо. Во-вторых, все его правовые нормы были сформулированы лишь относительно обеспечения права на качество, минуя другие важные права для потребителей (право на возмещение вреда, право на объединение и др.). Проект получил большую критику, но все равно не был принят, т.к. большинство его положений носило декларативный характер и не могло быть реализовано.

Кардинальным моментом в создании потребительского законодательства стало принятие 22 мая 1991 г. Закона СССР «О защите прав потребителей», однако в связи с распадом СССР он так и не вступил в силу . Данный Закон имел несомненное достоинство - в нем имелись положения, которые не были разработаны в гражданском законодательстве и механизм реализации всех его норм. Закон СССР «О защите прав потребителей» является одним из первых нормативных правовых актов, отразивших право граждан на денежную компенсацию за причиненный моральный вред. В то же время имелись положения, которые носили декларативный характер, например, право граждан на потребительский минимум.

7 апреля 1992 г. в действие вступил Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее - Закон), который действует по настоящее время . Одним из центральных положений Закона стала норма, которая запрещает при принятии других правовых актов, затрагивающих непосредственно интересы потребителей, снижать гарантии защиты их прав по сравнению с установленными в Законе. Не менее важным является норма, закрепляющая исключительное право принятия нормативных актов, затрагивающих интересы потребителей, Правительству РФ и прямо запрещающая различным министерствам и ведомствам. Закон под потребителем стал понимать физическое лицо, заказывающее либо намеривающее сделать заказ для личных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Таким образом, юридические лица были выведены из сферы действия Закона. Этим законодатель подчеркнул необходимость защиты особо уязвимого субъекта гражданско-правовых отношений в условиях рыночной экономики.

Заключение

В заключение настоящей выпускной квалификационной работы необходимо отметить, что цель исследования - рассмотрение основных положений законодательства в области защиты прав потребителей при продаже товаров через сеть «Интернет», а также разработка методических рекомендаций по теме: «Защита прав потребителей при продаже товаров через Интернет: вопросы теории и практики» достигнута в полной мере путем реализации поставленных задач.

В работе рассматривались следующие вопросы: история развития законодательства о защите прав потребителей, а также нормативно-правовые акты, регулирующие потребительские отношения при продаже товаров через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», анализ и систематизация понятий, отраженных в преамбуле Закона «О защите прав потребителей», сроки предъявления требований по поводу недостатков товара, особенности защиты прав потребителей при продаже товаров через «Интернет», а также практика и проблемные аспекты осуществления судебными органами защиты прав потребителей. Исходя из рассматриваемого, мы пришли к следующим выводам.

Законодательство в сфере защиты прав потребителей претерпевает значительные изменения в реалиях современной рыночной экономики и движется по пути ужесточения. Так, например, с 1 января 2019 года в Законе «О защите прав потребителей» появляется новый специальный субъект потребительских отношений - владелец агрегатора информации, который несет ответственность за недостоверность или неполноту информации о себе или продавце (изготовителе). Как было выявлено, главным субъектом в сфере потребительского права, охрана и защита которого осуществляется особым образом, является - потребитель.

Одним из важнейших прав потребителя является право на получение товара надлежащего качества. Продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. Если же в договоре условия о

качестве товара отсутствуют, то продавец обязан передать товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Для потребителей, которые приобретают товар посредством дистанционной покупки через сеть «Интернет», является наиболее важным то, что недостатком признается несоответствие непосредственно самого товара условиям договора. Необходимо отметить тот факт, что существуют ситуации, когда определенный товар является исправным и без привязки непосредственно к самому договору может быть признан товаром надлежащего качества.

Потребитель имеет право предъявлять требования по поводу недостатков товара в период срока годности или гарантийного срока. В случае, когда гарантийный срок не был установлен, недостатки товара обнаружены в течении разумного срока, а этот срок законодатель ограничил двумя годами со дня передачи товара, потребитель имеет право также предъявлять соответствующие требования. Следует акцентировать внимание на том, что при продаже товара через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» срок годности и гарантийный срок исчисляется со дня доставки товара непосредственно потребителю.

Что же касается непосредственно защиты прав потребителей при продаже товаров через сеть «Интернет», то новый субъект в Законе «О защите прав потребителей» - владелец агрегатора будет нести ответственность за причиненные убытки потребителю в случае предоставления неверной информации о продавце (исполнителе) или товаре (услуге), на основании которой был заключен договор купли-продажи (возмездном оказании услуг) между потребителем и продавцом (исполнителем).

Владелец агрегатора не несет ответственность за причиненные убытки, если представленная информация продавцом (исполнителем) о товаре (услуге) является недостоверной и (или) неполной.

Продавец (исполнитель), в случаях непредоставления покупателю полной и достоверной информации о товаре (услуге), несет ответственность за недостатки товара (услуги), возникшие после его передачи вследствие отсутствия у покупателя такой информации. В таком случае покупатель имеет право предъявить требования, равносильные требования как при выявлении в товаре недостатков.

В Законе «О защите прав потребителей» в ст.17 закреплено право потребителя на судебную защиту при нарушении его прав продавцом (исполнителем). При этом, судебная защита права осуществляется исходя из принципов разумности, добросовестности и справедливости.

В дополнении ко всему изложенному, можно сделать вывод о том, что Закон «О защите прав потребителей» является одним из самых часто применяемых российских законов. Важность закона не вызывает сомнения, его невозможно недооценить. Правильно пользуясь этим законом, можно найти правовую защиту от недобросовестных продавцов, исполнителей и производителей, импортеров, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, владельца агрегатора, думающих о собственном обогащении, а не об интересах тех, для кого предназначены их услуги и товары.

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URI: http://www.pr**o.gov.ru. 10.11.2018.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 138 - ФЗ от 14 ноября 2002 г. // Собрание законодательства РФ. 18.11.2002. № 46 Ст. 4532.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон РФ №51 от 30.11.1994 // Российская газета. 8 декабря 1994 г. №238-239.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон РФ №14 от 26.01.1996 // Российская газета. 8 февраля 1996 г. №23.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья): Федеральный закон РФ №147 от 26.11.2001 // Российская газета. 28 ноября 2001 г. №224.

+ еще 38 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Защита прав потребителей при продаже товаров через интернет: вопросы теории и практики права»
Раздел: Право
Тип: Дипломная работа
Страниц: 67
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика