Дипломная работа

«Мотивация достижения успеха как фактор карьерных установок студентов»

  • 156 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА КАК ФАКТОРА КАРЬЕРНЫХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ 10

1.1 Природа мотивации достижения успеха 10

1.2 Критерии и уровни мотивации студентов 20

1.3 Особенности карьерных установок студентов 36

Выводы по первой главе 46

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА КАК ФАКТОР КАРЬЕРНЫХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ 48

2.1 Организация и методы эмпирического исследования 48

2.2 Анализ результатов исследования 52

2.3 Программа социально-психологического тренинга для студентов по формированию продуктивных карьерных ориентаций 68

Выводы по второй главе 75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

В настоящее время мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. Выбор профессии - довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс, так как профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждения и самореализации. Поэтому к ее выбору нужно отнестись очень серьезно.

Достойная работа дает человеку большие возможности: позволяет ему самореализовать себя, проявить свою индивидуальность, создает финансовую основу благополучия личности, поддерживает психическое здоровье и самое главное - дает ощущение нужности обществу, удовлетворенность жизнью. Следовательно, правильный выбор профессиональной деятельности - один из значимых факторов успешности в жизни человека.

Выбор будущей профессиональной деятельности и овладение ею начинается с профессионального самоопределения, а происходит это именно в студенческом возрасте. Но для того, чтобы сделать оптимальный выбор в ситуации профессионального самоопределения студенты должны уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей профессии.

Анализ практики образовательных учреждений среднего профессионального образования показывает, что студенты испытывают значительные затруднения при выборе будущей профессии, вследствие незнания технологий профессионального самоопределения, неумения проектировать свой жизненный и профессиональный путь в современных условиях. Чаще всего выбираемые студентами профессии либо не в полной мере соответствуют потребностям рынка труда, либо не вполне соотносятся с личностными качествами самих студентов.

Разные виды профессиональной деятельности требуют от человека разных, а иногда даже противоречивых личностных качеств. Решение данной проблемы предполагает изучение мотивации и мотивационных факторов, помогающих сделать студентам правильный выбор будущей профессии. Проблема формирования мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности, что характерно для студенческого возраста. Но даже ни учебное заведение, ни кто-либо другой не могут предопределить жизненный путь человека, заставить его или научить стремиться к самосовершенствованию. Это необходимо осознать самостоятельно, определившись с мотивами.

Актуальность исследования заключается в том, что проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение, так как отношение к будущей профессии, правильная и эффективная мотивация, являются чрезвычайно важными факторами, обусловливающими успешность ее выбора. Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии.

Мотивационно-потребностные компоненты учебной и учебно-профессиональной деятельности рассматривались многими отечественными и зарубежными учеными (Л.И. Божович, Р.С. Вайсман, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина, Н.В. Нестерова, А.Н. Печников, Г.А. Мухина, В. Апельт, В.Я. Кикоть, В.А. Якунин, И.П. Ильин, П.М. Якобсон и др.).

Объективность появления проблемы исследования связана с дефицитом знаний о природе мотивации студентов, их мотивации достижения успеха и - избегании неудач. Также проблема связана с недостатком методов исследования особенностей мотивационно-ценностной сферы молодежи. Проблема исследования связана с осознанием потребности в устранении дефицита знаний и научных фактов данного исследования и описанием проблемной ситуации и формулирование проблемы в научных терминах. При этом на данный момент наука не имеет однозначного видения природы формирования продуктивных карьерных ориентаций. Актуальна проблема в определении таких понятий как мотивация, карьерные установки и ориентации. Актуальна проблема исследования в рамках изучения природы мотивации достижения успеха, факторов мотивации студентов и особенностей карьерных установок.

Целью исследования является рассмотрение мотивации достижения успеха как фактора карьерных установок студента.

В качестве объекта исследования выступили: мотивация достижения успеха и карьерные установки.

Предмет исследования: взаимосвязь мотивации достижения успеха с карьерными установками студентов.

Гипотезы исследования:

1) Существует взаимосвязь между мотивацией достижения успеха и карьерными установками у студентов.

2) Есть значимые различия мотивации достижения успеха у студентов первого курса, обучающихся на разных факультетах и в институтах: ИИПСГО (Институт исторического, правового и социально-гуманитарного образования), ИПОиИТ (Института Профессионального Образования и Информационных Технологий) и ФП (Факультета психологии).

Задачи исследования:

1) изучить природу мотивации достижения успеха;

2) проанализировать и определить критерии и уровни мотивации студентов;

3) исследовать особенности карьерных установок студентов;

4) проанализировать особенности мотивации достижения успеха у студентов педагогов первого курса;

5) определить взаимосвязь мотивации достижения успеха и карьерных установок студентов первого курса;

6) выявить различия мотивации достижения успеха у студентов, которые обучаются на разных факультетах;

Методологической и теоретической основами исследования стали научные труды отечественных и зарубежных специалистов в области психологии достижения успеха, мотивации и карьерных установок: Т. О. Гордеева Психология мотивации достижения (Природа мотивации достижения успеха), Т. Н. Лобанова Мотивация и стимулирование трудовой деятельности (Факторы мотивации студентов), Н. В. Волкова Карьерные установки студентов стратегически перспективных направлений обучения (Особенности карьерных установок студентов).

Положения, выносимые на защиту:

1. У большинства студентов педагогов первого курса преобладает мотивация избегания неудач.

2. У студентов первого курса ИИПСГО основной карьерной ориентацией является служение, для студентов ИПОиИТ и ФП основным карьерным ориентиром служит стабильность работы.

3. Мотивация достижения успеха является фактором таких карьерных установок как менеджмент, стабильность места жительства, вызов, предпринимательство.

4. Статистически значимых различий между тремя группами студентов, обучающихся на разных факультетах, не выявлено.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

I. Теоретические методы: теоретический анализ научной литературы, конкретизация материала, синтез точек зрения отечественных и зарубежных авторов.

II. Эмпирические методы: тестирование представлено следующими методиками:

1) Тест-опросник А. Мехрабиана измерение мотивации достижения (модификация М. Ш. Магамед-Эминова);

2) Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса;

3) Методика мотивации к успеху (Т. Элерс);

4) Методика «Якоря карьеры»;

5) Новый опросник толерантности - интолерантности к неопределенности (Т. В. Корнилова).

III. Статистический анализ полученных данных: для обработки результатов и их интерпретации использован Н-критерий Краскала-Уоллиса (для независимых выборок). Критерий Краскала — Уоллиса предназначен для проверки равенства медиан нескольких выборок. Данный критерий является многомерным обобщением критерия Уилкоксона — Манна — Уитни. Для изучения взаимосвязи был использован критерий Пирсона. Критерий корреляции Пирсона - это метод параметрической статистики, позволяющий определить наличие или отсутствие линейной связи между двумя количественными показателями, а также оценить ее тесноту и статистическую значимость.

Выборка исследования. В исследовании приняли участие студенты 1 курса, в количестве 90 человек; юноши и девушки в возрасте 17-21 года.

Эмпирическая база исследования: БГПУ им. М. Акмуллы Институт исторического, правового и социально-гуманитарного образования, Институт профессионального образования и информационных технологий, факультет психологии.

Научная новизна исследования заключается в изучении мотивации достижения успеха как фактора карьерных установок студентов в роли многомерного целостного образования, которое имеет отличительные особенности и уникальную структуру. В работе впервые получены результаты, указывающие на взаимосвязь мотивации достижения успеха, толерантности к неопределенности и карьерных ориентаций студентов первого курса, обучающиеся на разных факультетах Педагогического университета БГПУ им. М. Акмуллы.

Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что полученные результаты в ходе теоретического и эмпирического исследования, углубляют, конкретизируют и дополняют знания об особенностях мотивации достижения успеха и карьерных установок студентов. Полученные с помощью эмпирического исследования результаты могут быть использованы в целях формирования и коррекции мотивации достижения успеха, развития качественного карьерного роста студентов. Результаты научного исследования могут значительно повлиять на эффективность и успех студентов и преподавателей.

Апробация исследования: результаты исследования докладывались на заседании кафедры психологии образования и развития и были опубликованы в сборниках семинара «Современные направления образования и педагогики» (Уфа, июнь 2019г.), «Информационные и коммуникативные технологии» (Уфа, декабрь 2019г.)

Этапы исследования. Первый этап (2018-2019 годы) - теоретический. На данном этапе был произведен анализ научной психологической литературы, который позволил определить актуальность работы, выделить объект, предмет исследования, поставить цель, сформулировать гипотезы и задачи. По итогам теоретического этапа мы уточнили понятия мотивации достижения успеха, избегания неудач, карьерные установки, ориентации и выделили ключевые особенности данных терминов.

Второй этап (2019-2020 годы) - экспериментальный. На данном этапе был подобран диагностический материал. Нами проведено эмпирическое исследование на выявление различий в мотивационно-ценностном отношении у студентов первого курса, учащихся на разных факультетах. Также мы провели статистическое исследование корреляции мотивации достижения, толерантности к неопределенности и карьерных ориентаций студентов.

Третий этап (2019-2020 годы) - аналитический. Анализ, интерпретация, систематизация и обобщение полученной информации в ходе эмпирического исследования.

По итогам аналитического этапа сформулированы основные выводы диссертационного исследования, на основе которых составлена программа психологического тренинга, целью которой является формирование продуктивных карьерных ориентаций студентов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются эмпирическими данными, адекватными теоретическими положениями, соответствующими поставленной проблеме,

экспериментальными подтверждениями гипотез, применение методов математической обработки эмпирических данных, а также возможностью повторения работы в новых условиях.

Структура исследовательской работы соответствует логике исследования. Работа включает: введение, в котором отражена актуальность диссертационного исследования, а также основные компоненты научного исследования; первую главу, посвященную теоретическому анализу основных аспектов мотивации достижения и карьерных установок студентов; вторую главу, состоящую из описания этапов экспериментальной работы, интерпретации результатов исследования, а также включающую описание программы психологического тренинга. Заключения; библиографического списка, насчитывающего 54 источника; приложения. Работа изложена на 88 страницах машинописного текста, включающая 4 таблицы, 6 диаграмм и 5 приложений.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА КАК ФАКТОРА КАРЬЕРНЫХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ

1.1 Природа мотивации достижения успеха

Ярко выраженная потребность выполнения поставленных целей - черта сильных, принципиальных, волевых личностей. Мотивация достижения успеха представляет собой стремление добиться высоких результатов в выбранной сфере деятельности [21].

А. Маслоу представлял потребности людей пирамидой, состоящей из физиологических потребностей, безопасности, принадлежности, признания, познания мира, самопознания. Когда потребности не реализованы - личность ощущает себя несчастной, пытаясь выяснить причину и изменить свое состояние в данный момент. Нежелание выяснять причины порождает апатию, депрессии.

Сильная мотивация определяется факторами:

1. Стремление достижения успешности.

2. Отсутствие страха трудных задач.

3. Желание выполнять поставленную задачу качественно.

4. Самосовершенствование.

Представим двух одинаково способных школьников. Школьник, обладающий сильной мотивацией к результату, занимается ежедневно самостоятельно или с репетиторами, пытаясь разобраться с непонятными темами. Стремится получать только хорошие оценки.

Ребенок со слабой мотивацией к результату, сталкиваясь со сложностями, предпочтет с ними не разбираться. В итоге, школьник спишет у товарища.

Редко достигают успешности только при наличии способностей, талантов. Есть знаменитая мотивирующая цитата для достижения успеха Гёте: «гений - это 1 % таланта и 99 % пота».

Существует формула успешного результата. Она выглядит следующим образом:

У = С* М *Ст;

Где У - успешность, С - способности, М - мотив, Ст - ситуация (благоприятная или неблагоприятная среда для развития). С помощью формулы определяется дальнейший шанс реализации целей.

Мотивация к достижению успеха играет главную роль, личность с сильно развитым стремлением больше трудится, что замечают руководители на собеседовании, тренеры при наборе команды, преподаватели. Существуют два понятия, схожих на первый взгляд между собой: мотивация достижения успеха и избегания неудач. Но они имеют очень важные отличия. Отличаются тем, что своевременное определение помогает саморазвитию.

Основные отличия. Встречаются два основных вида - мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач.

Если выражена мотивация к избеганию неудач, и нет стремления к достижению успеха, стоит задуматься. Определить уровень стремлений помогут специальные тесты Т. Элерса.

Для повышения уровня мотивации необходимо:

Думать об удачном исходе начатого дела;

Не сравнивать себя с другими;

Подмечать даже небольшие собственные результаты, вести дневник;

Читать биографии успешных личностей, замечать схожие трудности;

Ограничивать круг общения, отдавать предпочтение оптимистичным людям;

Изучать психологию, смотреть соответствующие фильмы, видеоролики;

Участвовать в различных тренингах, вебинарах. Изучить биографию потенциального тренера, почитать отзывы.

Стимулирование предполагает создание наиболее эффективных условий работы. Поощрение может носить материальный или моральный характер. Естественных стимулов, побуждающих работника трудиться, недостаточно для эффективной деятельности. Особенность стимулирования работников - опора на нормативный уровень труда. Сотрудник осознает степень ответственности, цель, меры наказания. Потеря материального вознаграждения выражается частичной выплатой премий или же полным лишением [22].

Заключение

В результате анализа основных теоретических источников и эмпирических исследований проблемы мотивации достижения успеха, карьерных ориентаций, мы выяснили, что мнения ученых разнятся о природе мотивации достижения успеха, о критериях и уровнях мотивации студентов. Нет при этом и единого мнения и об особенностях карьерных установок студентов.

Встречаются два основных вида мотивации - мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач. Существует множество методов повышения мотивации. И также не стоит забывать о стимулировании мотивации - это предполагает создание наиболее эффективных условий работы. Поощрение может носить материальный или моральный характер. Изучая мотивацию, некоторые ученые сходятся в том, что мотивация достижения является сложным конструктом и состоит из множества факторов, выделяют 5 основных блоков: Мотивационно-регуляционный блок, Целевой блок, Интенциональный блок, Блок «реакция на неудачу» и Блок «усилия».

Обычно выделяют два источника активности в мотивации студентов вуза - внешний и внутренний. Для изучения мотивации студентов создано множество классификаций, где мотивы разнесены по значимости или по признакам однородности по соответствующим группам. Мотивация студентов к обучению - это преследование целей и опора на ценности профессионального образования, перспектива удовлетворения потребностей личности, социума и государства. В связи с изменяющимися жизненными планами, карьерные установки личности, цели и способы их реализации с течением времени меняются, корректируются в зависимости от жизненного опыта человека. Карьерные установки отражают готовность индивида реализовать тот или иной карьерный путь.

В ходе проведенного исследования выявлено, что практически у всех студентов первого курса, участвовавших в исследовании, доминирует мотивация избегания неудач. В процессе деятельности ими управляют негативные стимулы: страх, чувство вины, ожидаемые порицания, осуждения и критика, за то, что они выполнят работу некачественно, с опозданием и т.д. Слишком высокий уровень мотивации к избеганию имеют студенты, обучающиеся на ИИПСГО и ФП - они предпочитают малый, или, наоборот, чрезмерно большой риск. При этом, большинство студентов вне зависимости от факультета, ориентированы на результат в своей ведущей деятельности, они проявляют инициативу, принимают ответственность в деятельности.

У студентов, обучающихся на факультете ИПОиИТ и ФП, доминирует карьерная ориентация на стабильность работы. Они очень ценят социальные гарантии, которые может предложить работодатель. У большинства студентов ИИПСГО, обучающиеся на преподавателей истории и обществознания преобладает карьерная ориентация на служение. Такие люди стремятся приносить пользу людям, обществу, для них очень важно видеть конкретные плоды своей работы, даже если они и не выражены в материальном эквиваленте. Основными карьерными установками у студентов первокурсников являются: стабильность работы, служение, менеджмент, автономия, интеграция стилей жизни.

Большинство студентов, вне зависимости от направления обучения практически в равной степени обладают средним и высоким уровнем интолерантности к неопределенности. При этом, высокий уровень толерантности к неопределенности демонстрируют студенты ИИПСГО и ФП. Они больше готовы к изменениям, новизне и проявляют стремление к оригинальности.

При статистическом анализе данных с помощью Н-критерия Красскало - Уоллиса нами не было выявлено значимых различий между тремя группами студентов первого курса. В связи с тем, что испытуемые являются примерно одного и того же возраста и занимаются в данный период схожей деятельностью, при оценке различий уровня мотивации достижения успеха, и различий в преобладании определенных карьерных установок зафиксировано не было. На качество результатов могло повлиять то, что сбор первичных данных происходил в период адаптации к вузовскому распорядку и социальной адаптации в новом коллективе - студенты на тот момент не отождествляли себя с выбранной профессией.

Изучая взаимосвязь мотивации достижения, уровня толерантности к неопределенности и преобладание карьерных установок студентов с помощью критерия Пирсона, нами было выявлено 12 корреляционных взаимосвязей, 8 из которых являются значимыми. Корреляционный анализ показал положительную значимую взаимосвязь мотивации достижения с карьерными ориентациями, направленные на менеджмент и вызов, слабую положительную связь с карьерной установкой предпринимательство и несильную отрицательную связь со стабильностью места жительства. При этом нами зафиксирована положительная сильная взаимосвязь толерантности к неопределенности и автономией, служением и интеграцией стилей жизни. Менее значимую взаимосвязь толерантности к неопределенности мы выявили с профессиональной компетентностью. Также значимую положительную взаимосвязь мы фиксируем между интолерантностью к неопределенности и такими карьерными установками как служение, интеграция стилей жизни и ориентации на предпринимательство.

Первая гипотеза исследования подтвердилась: существует взаимосвязь между мотивацией достижения успеха и карьерными установками у студентов.

Вторая гипотеза исследования не подтвердилась: нет значимых различий мотивации достижения успеха у студентов первого курса, обучающихся на разных факультетах и в институтах: ИИПСГО (Институт исторического, правового и социально-гуманитарного образования), ИПОиИТ (Института Профессионального Образования и Информационных Технологий) и ФП (Факультета психологии).

Список литературы

1. Абрамова С. Б. Образ будущего: ориентиры современной молодежи [Электронный ресурс] / С. Б. Абрамова - Екатеринбург: УРФУ, [сайт]. - 2015. - С. 3-8. URL: http://elar.u**u.ru/handle/10995/31850 (дата обращения 13.04.2020)

2. Бухарина А.Ю. Управление талантами: чему учить сотрудников сегодня, чтобы выжить завтра [Электронный ресурс] / А.Ю. Бухарина - Социальная психология и общество. [Сайт]. - 2017. Т. 8. № 1. С. 144-162. URL: http://psyj**rnals.ru/social psy/2017/n1/bukharina.shtml (дата обращения 20.02.2020)

3. Волкова Н.В. Карьерные установки студентов стратегически перспективных направлений обучения [Электронный ресурс] / Н.В. Волкова [Сайт]. URL: http://psyjo**nals.ru/files/91943/sps 2018 n1 Volkova Chiker.pdf (дата обращения 13.04.2020)

4. Волкова Н.В. Особенности карьерной мотивации в контексте теории поколений: результаты эмпирического исследования [Электронный ресурс] / Н.В. Волкова - Вестник Санкт-Петербургского университета: Менеджмент. [Сайт]. - 2016. - 4. С. 79-105. URL: https://cybe**enmka.ru/article/n/osobennosti- kariernoy-motivatsii-v-kontekste-teorii-pokoleniy-rezultaty-empiricheskogo- issledovaniya (дата обращения 14.04.2020)

5. Волкова Н.В. Первичная адаптация персонала как процесс усвоения организационной культур [Электронный ресурс] / Н.В. Волкова - СПб., [Сайт]. - 2013. 245 c. URL: https://disser.s**u.ru/disser/%7Bzashiti disser id%7D/avtoref-Volkova.pdf (дата обращения 18.03.2020)

+ еще 44 источника

Покупка готовой работы
Тема: «Мотивация достижения успеха как фактор карьерных установок студентов»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 156
Цена: 3500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика