ВКР

«Гендерные особенности психологической готовности студентов к браку и родительству»

  • 208 страниц
Содержание

Введение 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К БРАКУ И РОДИТЕЛЬСТВУ

1.1. Понятие «психологическая готовность» и основные теоретические подходы к его изучению

1.2. Психологическая готовность к браку и семейной жизни

1.3. Психологическая готовность к родительству

1.4. Психологические особенности материнства и отцовства

Выводы по I главе

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К БРАКУ И РОДИТЕЛЬСТВУ

2.1. Организация и методы исследования

2.2. Анализ результатов исследования

2.3. Программа психологической подготовки молодежи к семейной жизни и ответственному родительству

Выводы по главе

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность проблемы. Рассматривая психологическую готовность, можно отметить, что это не вопрос готовности вообще, а готовности к чему-то конкретному. В многочисленных исследованиях эта концепция используется как в широком диапазоне значений, так и в контексте очень разнообразного спектра конкретных психологических явлений.

В психологической науке есть две основные области, позволяющие рассмотреть психологическую готовность. Первая- это концепция готовности человека к деятельности (Ананьев Б.Г., Рубинштейн C.JI. и др.). Широко известны исследования, посвященные проблеме готовности человека к трудовой (Левитов Н.Д., Платонов К.К., Кандыбович JI.A. и др.), спортивной (Пуни А.И., Генов Ф. и др.), военной (Дьяченко М.И., Масюченко К.К. и др.), педагогической (Манасян Р.Х., Горелова Т.И., Суиди Р. и др.), управленческой (Ливенцева О.В., Ильин С.С., и др.) и другим видам деятельности. Второй подход связан с изучением психологической готовности в возрастном и личностном аспектах развития человека. В рамках этого подхода готовность рассматривается как личностное новообразование (образование), появляющееся в стабильные периоды, обусловленные заданной ситуацией развития. В рамках этого подхода исследовались: готовность к школе (Венгер Л.А., Мухина B.C., Гуткина Н.И., Эльконин Д.Б., Давыдова В.В., Цукерман Г.А., Рогов Е.И. и др.), готовность к самоопределению (Фельдштейн Д.И., Снигерева Т.В., Дубровина И.В., Гинзбург М.Р. и др.).

В последние десятилетия в связи с возрастанием актуальности проблем, связанных с семьей и семейными отношениями, появились психологические исследования, посвященные изучению готовности к началу половой жизни (Ивченкова Н.П., Ефимова A.B., Аккузина О.П.), готовности к усыновлению (Красницкая Г.С.), готовности к родительству(Овчарова Р.В.), готовности к материнству (Мещерякова С.Ю., Овчарова Р.В., Филиппова Г.Г. и др.), готовности к отцовству (Овчарова Р.В., Демчук H.A., Спиваковская A.C. и др.).

Несомненно, актуальным является исследование психологической готовности к браку. Изменения, происходящие в современном мире (технократизация, демократизация, эмансипация, индивидуализация и др.), привели к тому, что наблюдается изменение отношения к роли семьи и брака в жизни человека. Все больше молодые люди задаются вопросом: «вступать в брак, создавать семью или нет?». Они чаще предпочитают решать вначале свои профессиональные проблемы, откладывая семейную жизнь на потом.

Как альтернатива традиционному браку появились новые формы отношений и виды браков (гостевой брак, «гражданский» брак, брак на время и т.д.). Это также связано с трансформациями самой семьи как социального института. Меняется иерархия функций, которые выполняет семья и каждый ее член. Современные исследования (Дружинин В.Н., Шнейдер Л.Б., Карабанова O.A., Андреева Т.В., Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В., Дубровина И.В. и др.) показывают, что в настоящее время хозяйственно-бытовая, экономическая, сексуально-эротическая и детородная функции не являются основными, на первый план выходят психологическая и воспитательная функции семьи. Они являются основой гармоничных семейных взаимоотношений.

Психологическая готовность рассматривается как один из видов общей готовности (физиологической, социальной, нравственной, педагогической, этической и др.) к браку и семейной жизни (Сысенко В.А., Сизанов А.Н., Гребенников И.В. и др.). До недавнего времени считалось, что человек, достигший определенного возраста, автоматически готов к вступлению в брак и созданию семьи, поэтому все исследования выполнены на людях юношеского возраста. В современном обществе средний брачный возраст продолжает увеличиваться, возрастает и число поздних и повторных браков. Поэтому актуальным является исследование психологической готовности студентов к браку и родительству.

Цель исследования: изучить гендерные особенности психологической готовности студентов к браку и родительству.

Объектисследования: психологическая готовность к браку и родительству.

Предмет исследования: гендерные особенности психологической готовности студентов к браку и родительству.

Гипотезы исследования: существуют гендерные различия психологической готовности студентов к браку и родительству.

Задачи исследования:

1. Проанализировать понятие «психологическая готовность» и основные теоретические подходы к его изучению.

2. Рассмотреть виды психологической готовности в различных жизненных сферах в период студенчества.

3. Изучить теоретические подходы к исследованию проблемы психологической готовности студентов к браку и родительству.

4. Исследовать гендерные особенности психологической готовности студентов к браку и родительству.

5. Разработать программу психологической подготовки молодежи к семейной жизни и ответственному родительству.

Методы исследования:

I. Методы теоретического исследования проблемы:изучение ианализ научной литературы, сравнение теорий и обобщение различных научных позиций по изучаемой проблеме.

II. Эмпирический методы: тестирование. В исследовании были использованы методики:

1. Опросник «Мотивационная готовность к браку» (Жолудева С.В.).

2. Методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубровская Е.М.).

3. Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (Волкова А.Н.).

4. Опросник «Сознательное родительство» (Овчарова Р.В., Ермикина М.О.);

5. Опросник «Измерение установок в супружеской паре» (Алешина ЮЕ.).

111. Метод математической обработки данных: U-критерий Манна-Уитни, факторный анализ.

База исследования: исследование проводилось на базе Башкирского Государственного Педагогического Университета им. М. Акмуллы.

Выборка исследования:В исследовании приняли участие 80 юношей и девушек в возрасте от 18 до 24 лет, которые были разделены на две равные группы - 40 юношей и 40 девушек.

Теоретико-методологическая основа исследования:

- общеметодологические научные принципы (системности, детерминизма, развития, объективности);

- фундаментальные принципы отечественной психологии (детерминизма, единства сознания и деятельности, развития);

- научные идеи по проблеме формирования готовности к семье и браку, предбрачным отношениям А. Адлера, Ю.А. Алешиной, Т.В. Андреевой, М. Будыниной, И.В. Гребенникова, Т.А. Гурко, Н.С. Дашкевич, Ю.П. Ковалева, О.О. Пименовой,А.Н. Сизанова, В.А. Сысенко,Л.Б. Шнейдер и др.

Этапы исследования.

1этап: изучение теоретических аспектов проблемы, определение понятийного аппарата исследования, операционализация понятий, подбор методов и методик исследования, составление программы эмпирического исследования (декабрь 2019 - июнь 2020 г).

II этап: эмпирическое исследование гендерных особенностей психологической готовности студентов к браку и родительству (июль - август 2020 г.).

III этап: качественный и количественный анализ результатов исследования с применением методов математической статистики, интерпретация результатов, разработка программы-тренинга для студентов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Девушки более мотивированы на создание брака, видят в нем реализацию своих целей и потребностей, рассматривают брак как важную жизненную ценность.

2. Для девушек в браке больше, чем для юношей важны общность интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способов время препровождения, моральная и эмоциональная поддержки членов семьи, домашний уют, достаток, распределение обязанностей по их поддержанию между мужем и женой. Для юношей в браке более значимыми являются вне семейные интересы, такие как работа, карьера, друзья и личная автономия.

3. У девушек лучше, чем у юношей, сформированы родительские чувства, положительная установка в отношении будущих детей, имеется выраженный интерес ко всем аспектам родительства.

Научная новизна исследования: в исследовании получены данные, уточняющие особенности гендерных различий психологической готовности студентов к браку и родительству.

Теоретическая значимость исследования: проведенное исследование расширяет и дополняет представление о различиях в готовности к семейной жизни и родительству юношей и девушек, обучающихся в вузе.

Практическая значимость исследования : полученные в исследовании данные могут быть использованы при создании и реализации социальных программ психологической поддержки молодежи, в консультативной практике, при организации психокоррекционной работы с юношами и девушками. Полученные данные могут быть использованы при подготовке семейных психологов.

Достоверность результатов исследования обеспечена ясностью его теоретико-методологических основ, репрезентативностью выборки, применением надежных и валидных методов исследования, разнообразием взаимодополняющих методик, использованием адекватных методов статистической обработки эмпирических данных.

Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования докладывались на заседании кафедры возрастной и социальной психологии, а также были опубликованы на очной Международной научно-практической конференции «Человек в условиях социальных изменений» (Уфа 2019); Международной научно-практической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспективы» (2020).

Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы из 50 источников, 4 приложений.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К БРАКУ И РОДИТЕЛЬСТВУ

1.1. Понятие «психологическая готовность» и основные теоретические подходы к его изучению

Понятие «готовность» в толковых словарях русского языка трактуется, как согласие сделать что-нибудь; состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь (Ожегов, С. И., Шведов, Н. Ю., 2003).

В теории открытых самоорганизующихся психологических систем (Клочко В.Е., Краснорядцева О.М. и др.), в общей теории ригидности Г.В. Залевского, в исследованиях, выполненных на стыке этих теорий (Галажинский Э.В., Гилёва И.О., Тепленева И.А., Шептенко О.Б. Клочко Ю.В. и др.) имеются методологические основания, позволяющие представить готовность как проявление самоорганизации человека. Психологическая готовность здесь предполагает изменение привычного образа жизни, открытость к чему-то новому. Более конкретно, в данном подходе готовность рассматривается широко и связывается с понятием изменения образа жизни. Готовность к изменению образа жизни проявляется в том, насколько человек способен принять неизбежность и необратимость жизненных потерь, вынужденных изменений значимых условий жизни; в том, какие усилия необходимо прикладывать для удержания самоидентичности в условиях, постоянно происходящих изменений образа мира и образа жизни; в способности к той духовной работе, в результате которой человек удерживает целостность собственного Я, своей самости в пространстве конструктивных и деконструктивных внутренних и внешних причин, инициирующих трансформацию.

Анализ использования понятия готовности, показывает, что речь идет не о готовности вообще, а непременно о готовности к чему-либо определенному.

В современной науке можно выделить два основных направления рассмотрения понятия «психологической готовности». Первое направление — это исследование готовности в контексте человеческой деятельности. Учеными данного направления рассматривается готовность человека к различным видам деятельности (трудовой, спортивной, научной, военной, педагогической, управленческой и др.). Например, в психологии труда широко используется понятие «психологическая готовность» к трудовой деятельности. В данном контексте проводятся исследования, посвященные профессиографическому изучению различных профессий (Шпильрейн И.Н., Геллерштейн С.Г. и др.). Здесь также изучается проблема профпригодности к деятельности (Гуревич K.M., Зараковский Г.М. и др.), и проблема профессионального самоопределения личности (Климов Е.А., Атутов Н.Р., Шумилин Е.А., Крылов Н.И., Чебышева В.В. и др.).

В рамках второго направления психологическая готовность рассматривается в аспекте возрастных особенностей человеческого индивида: готовность к школе, готовность к самоопределению, готовность к взрослости, готовность к началу половой жизни, готовность к браку и семейной жизни, готовность к родительству, готовность к материнству, готовность к отцовству, готовность к усыновлению и т.п.

Таким образом, анализ литературы показывает, что можно выделить два основных уровня анализа при использовании понятия «психологическая готовность», методологический и предметный. С методологической точки зрения данное понятие предстает в контексте понимания человека как самоорганизующейся системы. Данный уровень анализа позволяет говорить о системной детерминации различных видов готовности человека. Здесь готовность связывается с изменением образа жизни и, соответственно этому изменением образа мира, а потому готовность предстает как сложное психологическое образование, ведущее к системным изменениям (самоорганизации) как личности в целом, так и ее образа жизни.

Второй уровень - «предметный», так как он предполагает использование понятия «психологическая готовность» в качестве некоторого особого деятельностного или, шире - поведенческого состояния готовности. На данном уровне анализа исследователи, как правило, изучают особенности психологического содержания и психологической структуры конкретных видов готовности. Как мы уже отметили, в отечественной психологии ложилось две основные традиции изучения психологической готовности. Это различные аспекты готовности к различным видам деятельности (чаще всего профессиональной), а также различные аспекты готовности в контексте возрастных изменений личности. Проанализируем основные исследования, имеющие место в обеих традициях.

Проблема «психологической готовности» человека к совершению действия или включению в новую для него деятельность, сферу жизни относится к числу активно разрабатываемых в последнее время психолого-педагогических проблем.

Изучение общей проблемы готовности к труду началось с конца 50-х — начала 60-х годов в связи с необходимостью профессионального обучения людей различным видам труда. Готовность — это условие успешного выполнения профессиональной деятельности, которая должна формироваться и совершенствоваться как самим человеком, так и всей системой мероприятий, проводимых государством в целом.

В настоящее время существуют различные трактовки понятия «готовность» (Ананьев Б.Г., 1962; Рубинштейн С.Л., 1976; Крутецкий В.А., 1968; Калмыкова З.И., 1982 и др.). Эти трактовки обусловлены как спецификой рассматриваемой структуры деятельности, так и несовпадением теоретических позиций исследователей.

Заключение

Мы провели теоретический анализ по проблемам психологической готовности к браку и родительству, так же подобранная нами система эмпирического исследования позволила провести анализ составляющих факторов психологической готовности студентов к браку и родительству и выявить гендерные различия.

Проведенный анализ теоретических данных позволил нам выявить аналогию в возрасте и готовности к определенным действиям. При прохождении из одного возрастного периода в другой меняется и готовность к тем или иным видам деятельности.

Психологическую готовность рассматривают и изучают разные подходы в психологии.Методологический и предметный подходы являются основными уровнями изучения значения "психологическая готовность". Методологическая точка зрения рассматривает понятие в рамках понимания и готовности человека саморегуляции.

Предметный уровень предполагает поведенческое состояние готовности, деятельность. На данном уровне исследователи рассматривают различные уровни самой готовности, ее содержание и структуру.

Исходя из изученного нами, можно сказать, что, нет какого-то общего понимания о содержании психологической готовности к браку и родительству. В основном "готовность" рассматривается как конечный продукт подготовки к браку и родительству. Такое понятие, как готовность к семейной жизни говорит не только об отношениях между супругами, но и расширенной семьей, отношения с родственниками, родителями. В то время, как понятие готовность к браку означает лишь взаимоотношения между супругами и только. Во многих психологичексих книгах эти понятия являются синонимани, но исходя из проведенного нами теоритического анализа можно сказать, что данные понятия различаются по объему значений.

Нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого было изучение гендерных особенностей психологической готовности студентов к браку и родительству.

В ходе работы с результатами опросника «Мотивационная готовность к браку» (Жолудева С.В.) было установлено, что у девушек самая высокая мотивация на сам брак, а у юношей - мотивация на брак с определенным человеком. Данные, полученные нами при помощи опросника «Сознательное родительство» (Овчарова Р.В., Ермикина М.О.), позволяют говорить о том, что у юношей более выраженными являются следующие родительские установки: родительская ответственность и стиль родительского воспитания. У девушек в большей мере выражены родительские: позиции, чувства, ожидания, семейные ценности и отношение.

Согласно значениям, полученным нами по опроснику «Измерение установок в супружеской паре» (Алешина А.Ю.), у юношей более выраженными являются: положительное отношение к другим людям, стремление к автономии в отношениях, важность сексуальной сферы, стремление к построению традиционных отношений в семье, бережливость к деньгам.

Для девушек более выраженными стали: ответственность и чувство долга перед семьей, хорошее отношение к детям, стремление к любви романтического типа, отрицательное отношение к разводу, табуированность темы секса.

Также нами был проведен факторный анализ, позволивший выявить существование следующих трех факторов у юношей: «Зависимость или автономия в отношениях», «Социальная мотивация на брак», «Готовности к семейной жизни». У девушек были выявлены такие факторы как: «Ценности взаимоотношений с супругом», «Отношение к детям», «Эмоциональная связь с супругом».

Таким образом, в ходе эмпирического исследования были получены данные, свидетельствующие о достоверности гипотез, выдвинутых нами в начале исследования.

Список литературы

1. Абрамова, А.А. Формирование культуры родительства в современном российском обществе: автореф. дис. канд. психол. наук / А.А. Аюрамова - М., 2011. - 18 с.

2. Алешина, Ю. Е. и др. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений [Текст] - М., 1987.

3. Андреева, Т. А. Психология семьи [Текст]: учебное пособие. — СПб.: Речь, 2007. - 384 с. - ISBN 5-9268-0655-0.

4. Анцыферова, Л. И. К психологии личности как развивающейся системы [Текст]: Психология формирования и развития личности. - М. 1981, - с.8.

5. Анцыферова, Л. И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования [Текст]: Психологический журнал: науч. журн., издание Российской академии наук и Института психологии РАН. — 1992, №5. - с. 12-25.

+ еще 45 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Гендерные особенности психологической готовности студентов к браку и родительству»
Раздел: Психология
Тип: ВКР
Страниц: 208
Цена: 3500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика