Дипломная работа

«Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью в школе»

  • 67 страниц

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы организации и управления физкультурно-оздоровительной деятельности в школе

1.1. Состояние здоровья современных школьников и причины его ухудшения 8

1.2. Оздоровительная направленность как важный принцип системы физического воспитания 10

1.3. Физкультурно-оздоровительная работа в школе 12

1.4. Глобальные рекомендации по физической активности для школьников 13

1.5. Роль школы в популяризации физической активности 17

Глава 2. Организация физкультурно-оздоровительной деятельности в школе

2.1. Основные направления модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности в образовании 22

2.2. Инновационные подходы в системе физического воспитания современных школьников 23

2.3. Пути решения совершенствования физкультурно-оздоровительной деятельности 26

2.4. Физкультурно-оздоровительные технологии в школе 33

Глава 3. Реализация здоровьесберегающих технологий в школе 3.1. Экспериментальное исследование по внедрению здоровьесберегающих

технологий в образовательный процесс 35

3.2. Проектирование модели управления физкультурно-оздоровительной деятельностью 41

3.3. Обобщение и анализ экспериментального исследования 43

Заключение 51

Список литературы 54

Приложение 60

Актуальность исследования. Здоровье школьников является важным экономическим ресурсом страны. Однако качество здоровья школьников продолжает снижаться. Одна из основных причин - отсутствие мотивации к здоровому образу жизни и недостаточная потребность в формировании ценностного отношения к собственному здоровью. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» указано, что государство в сфере образования должно обеспечить всестороннюю заботу о здоровье учащихся и студентов. Один из приоритетов государственной политики в области воспитания - создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в качестве основных направлений развития воспитания также отмечает необходимость формирования у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни.

На сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, ориентирована и «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Работа, проводимая в школе по формированию у обучающихся ответственного отношения к собственному здоровью, не в полной мере соответствует полученным результатам. Одна из причин - педагоги не в достаточной степени владеют методами, способствующими формированию у обучающихся системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, что говорит о недостаточном развитии у них здоровьесберегающей компетентности, именно педагог выстраивает модель управления физкультурно-оздоровительной деятельностью перед обучающимся.

В реальном педагогическом взаимодействии происходит транслирование компетентности от педагога к обучающемуся, что усиливает у него желание быть здоровым. Чем ниже уровень грамотности педагога, его осознанного, неформального отношения к проводимой работе в вопросах физкультурно-оздоровительной деятельности для сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на обучающихся.

Одним из требований ФГОС среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО) является построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья обучающихся [1]. Следовательно, в процессе подготовки будущих педагогов, принимая во внимание реализуемый компетентностный подход, необходимо изыскание ресурсов, имеющихся в системе педагогического образования и способствующих трансформации знаний по вопросам здорового образа жизни в личностные смыслы здоровой жизнедеятельности детей и внедрение приобретенного опыта в этой области в профессиональную деятельность. Эти ресурсы не должны использоваться либо стихийно или оставаться невостребованными.

Констатируя факт, что современными исследователями не достаточно широко рассмотрены вопросы обучения здоровому образу жизни и проанализированы частные вопросы, касающиеся развития физкультурно-оздоровительной деятельности в школе, следует сделать акцент на возможность управления физкультурно-оздоровительной деятельности для преобразования знаний и умений по вопросам здорового образа жизни. Здоровая жизнедеятельность включает в себя как понятие здорового образа жизни, так и методы, умения и навыки ведения здоровой и активной деятельности.

В этой связи необходимо разрешить ряд противоречий между необходимостью поиска и активизации ресурсов школы, дающих возможность для управления физкультурно-оздоровительной деятельностью формирования и обеспечения знаний по вопросам здорового образа жизни и недостаточностью исследований теоретико-методологических оснований для их разработки в системе педагогического образования [2].

Необходимость разрешения противоречий между современными требованиями к качеству управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в школе, подготовки педагогов, владеющих опытом транслирования знаний и построения модели поведения в области ведения здорового образа жизни и здоровьесберегающей компетентностью, обеспечивающей выполнение этих требований в процессе управления физкультурно-оздоровительной деятельностью.

На основании выявленных противоречий определена тема исследования: «Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью в школе».

Цель исследования - повышение уровня физического состояния и физической подготовленности детей на основе высокоэффективной модели управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в школе.

Объект исследования - физкультурно-оздоровительная деятельность в образовательной организации.

Предмет исследования - процесс управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в образовательной организации.

Гипотеза исследования - разработка модели управления физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательной организации будет способствовать физическому совершенствованию и прогрессивному развитию детей, формированию их отношению к здоровью и здоровому образу жизни если: в образовательном учреждении соблюдаются санитарно-гигиенические правила, проводится единая физкультурно-оздоровительная работа, работа с родителями по соблюдению единства требований к здоровому образу жизни, ведется популяризация здорового образа жизни, организуется положительная мотивационная атмосфера на уроках - это будет способствовать формированию мотивации к здоровью как ценности и здоровому образу жизнедеятельности.

Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью будет результативным при реализации следующих педагогических требований:

- повысить компетентность педагогов в области физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательной организации;

- установить тесную взаимосвязь с родителями по вопросам физкультурно-оздоровительной деятельности, с учетом возрастных особенностей;

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы понадобиться решить намеченные задачи:

1. Изучить и обосновать теоретико-методологические основания по вопросам физкультурно-оздоровительной деятельности.

2. Разработать модель управления физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательной организации по физическому совершенствованию развития детей, формированию их отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

3. Проанализировать результаты работы по управлению физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательной организации

4. Разработать методические рекомендации по физкультурно-оздоровительному воспитанию детей для педагогов и родителей.

В процессе исследования применялись следующие методы исследования: исторический анализ проблемы; теоретический анализ

психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; научных источников по физкультурно-оздоровительной деятельности; сравнительный анализ подходов к изучению образовательных результатов; ретроспективный анализ моделей, методов, результатов отечественных и зарубежных исследователей; изучение и анализ нормативных документов; анкетирование, обучающихся, методика «Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья» (Н.С. Гаркуша), математическая обработка статистических данных результатов педагогических наблюдений и эксперимента; экспертная оценка результативности проводимого эксперимента; обобщение полученных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- определено содержание педагогических условий, обеспечивающих физкультурно-оздоровительную деятельность в образовательной организации;

- расширено традиционное представление о возможностях управления физкультурно-оздоровительной деятельностью обеспечения знаний по вопросам здорового образа жизни, их результатов применительно к формированию отношений к собственному здоровью как ценности;

Практическая значимость работы состоит в определении педагогических условий управления организацией физкультурно-оздоровительной работы в образовательной организации; и подготовке рекомендаций по физическому воспитанию и оздоровлению детей для педагогов и родителей.

Результаты исследований могут быть использованы:

- при комплектовании учебных планов по физической культуре в образовательных организациях;

- для разработки приемов и способов педагогического контроля за физкультурно-оздоровительной деятельностью в образовательных организациях; при разработке программно-нормативных документов для формирования здорового образа жизни

База исследования - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 39 города Уфа, юридический адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Достоевского, д. 67, исследуемые респонденты ученики 3, 4 классов, учителя, родители.

Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования апробированы и доложены на конференциях и опубликованы в сборниках научных статей и журналов, в том числе входящих в Перечень ВАК РФ.

1. Изучение регулярной физической активности в период пандемии, журнал Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта" № 11 (189) - 2020.- С. 578-581.

2. Оздоровительная физическая культура - территория здоровья и образования / Материалы V Международной научно - практическая студенческая конференция "Физическая культура и спорт в жизни студенческой молодежи». Омск, 2019. - С.323-327.

3. Гиподинамия в современном обществе / Сборник научных статей по материалам IV - Международной научно-практической конференции 24 ноября 2020г. «Актуальные вопросы современной науки: теория, технология, методология и практика», Издательство «НИЦ Вестник науки». Уфа, 2020. -

С.271-279.

Участник конференций:

4. XII Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов «Экологическая безопасность, здоровье и образование». Челябинск, 2020. (Сертификат участника).

5. V Международная научно - практическая студенческая конференция "Физическая культура и спорт в жизни студенческой молодежи». Омск, 2019. (Сертификат участника).

6. Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной науки: теория, технология, методология и практика». Уфа, 2020. (Сертификат участника).

7. Награждена дипломом I степени в разделе «Актуальные задачи науки и техники» по результатам Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки: теория, технология, методология и практика» (Диплом 1 Степени).

Глава 1. Теоретические основы проблемы организации и управления физкультурно-оздоровительной деятельности в школе.

1.1. Состояние здоровья современных школьников и причины его ухудшения

Состояние здоровья современных школьников с каждым годом ухудшается. По оценке специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные направления:

1. Значительное уменьшение количества абсолютно здоровых детей (их не более 10-12%). По данным Минздрава РФ, из 6 млн подростков в возрасте 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, 94,5% имели различные заболевания. Более того, треть болезней ограничивают выбор будущей профессии.

2. Увеличение количества учащихся с множественными диагнозами (у 20% старшеклассников пять и более диагнозов в анамнезе).

3. Увеличение количества хронических дисфункций и заболеваний наблюдается у более чем 50-60% школьников. К наиболее частым формам патологии у школьников относятся заболевания сердечно-сосудистой системы (вегетососудистая дистония, отклонения артериального давления и др.), дыхательных путей (бронхиальная астма и др.).

4. Рост доли патологии органов пищеварения (гастрит, холецистит, колит и т.д.), костно-мышечной системы (постуральной расстройства, плоскостопие), почек и мочевыводящих путей.

5. Одна из самых частых патологий у школьников - снижение остроты зрения (30-40%). Например: в США средний показатель составляет 18%; в Германии - 13%; в Польше - 21%. Миопия - одна из причин инвалидности и ограничений в выборе профессии.

6. Увеличение количества детей с аллергическими проявлениями и нарушениями иммунитета. Особенно это заметно у детей, живущих в экологически неблагополучных регионах.

7. Отдельная роль в системе детской медицине занимают заболевания нервной системы и психической сферы учащихся общеобразовательных школ (до 80%). Только от 40 до 65% школьников усваивают учебную программу.

Среди обучающихся, у которых не были диагностированы хронические заболевания, более половины - это те, кто находится «между здоровьем и болезнью», в так называемом «третьем сословии». Это различные функциональные нарушения, не достигшие уровня заболевания, но свидетельствующие о напряжении адаптационных ресурсов организма (дезадаптационные расстройства), повышенном риске клинически выраженной патологии.

Назовем существенные источники ухудшения здоровья учащихся:

- учебная перегруженность, повлекшая к ситуации усталости;

- «ученическое перенапряжение»;

- распространение среди учащихся вредных привычек, зависимостей;

- недостаточная физическая активность учащихся;

- пища учеников в часы их нахождения в образовательной организации;

- низкий уровень культуры здоровья учащихся, незнание основ здорового образа жизни;

- некомпетентность учителей и родителей в вопросах здоровья и сохранения здоровья;

- несоблюдение самых простых санитарно-гигиенических правил к организации учебной процедуры;

- нужда в существующем порядке физического воспитания и частичное разрушение службы школьного врачебного контроля.

Происходящие в течение нескольких последних десятилетий преобразования в России, в том числе и в сфере образования, предъявляют качественно новые требования к воспитанию детей. Одной из главных целей образования после его реформирования является создание образовательной среды, которая способствует физическому и нравственному оздоровлению младших школьников, формирует здоровый образ жизни, воспитывает культуру здоровья, нейтрализует негативное действие внешних и внутренних факторов среды, формирует мотивации на здоровый образ жизни.

Значительное место в формировании и укреплении здоровья школьников занимает период обучения в начальной школе. Ухудшение здоровья школьников, наблюдающееся в последние годы, требуют более пристального внимания и принятия конкретных мер по его формированию и укреплению.

Существенным недостатком современной школы является тот факт, что профилактика и сохранение здоровья детей, а также мотивация учеников к здоровому образу жизни в учебном процессе зачастую отходят на задний план, являются вторичными.

Изучив психолого-педагогическую научную литературу, которая достаточно часто обращается к изучению природы понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», но так и не дает конкретного определения понятию «здоровье», мы предложили следующую его формулировку : здоровье - это системный многоуровневый процесс развития организменных, психических и социальных механизмов, обеспечивающих полноценное взаимодействие личности и среды; индивидуальный образ жизни в соответствии с психофизической конституцией личности, поведением и воспитанием.

При работе со здоровьесберегающими технологиями стоит помнить, что школьная среда оказывает огромное влияние на здоровье младших школьников, в связи с чем важной задачей является такая организация обучения, которая соответствовала возрастным возможностям младшего школьника, сохранила их работоспособность, при этом способствуя гармоничному и всестороннему развитию. Учитель - основной посредник между школьником и образовательной средой, несущий ответственность за состояние здоровья ребенка.

Здоровье - системный многоуровневый процесс развития адаптивных и компенсаторных организменных, психических и социальных механизмов, обеспечивающих полноценное взаимодействие личности и среды.

Рассмотрим пути реализации образования, направленного на охрану, сбережение и развитие здоровья:

- трансляция и усвоение знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

- включение в содержание обучения валеологических знаний за счёт ликвидации дублирования предметного содержания;

- разработка и внедрение в учебный процесс различных междисциплинарных модулей, факультативов, практикумов, тренингов;

- проведение внеучебных мероприятий, которые призваны углубить интерес и знания обучаемых о роли здоровья в жизни человека;

- активное участие школьников в научной деятельности по изучению проблемы здорового образа жизни.

В валеологии понятия здоровья и образа жизни выражается через здоровый образ жизни, который выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления здоровья.

Оздоровительные технологии в школе должны способствовать адаптации личности школьника к изменяющимся социальным условиям в образовании, становлении активной, осознанной позиции, самоопределении и преобразовании личности обучающегося.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья при условии, что будут:

- созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации образовательного учреждения;

- внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий на основе статистического мониторинга здоровья детей:

- обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку;

- сформированы положительные мотивации у педагогов и родителей детей.

Здоровье (физическое, психическое, духовное) должно рассматриваться в деятельности педагогического коллектива гимназии как цель, содержание и результат педагогического процесса.

1. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об

утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

2. Трещова О. Л. Формирование культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания : автореф. дис. докт. пед. наук. Омск :СибГУФК, 2013. С. 5.

3. Janssen I, Leblanc A. Systematic Review of the Health Benefits of Physical Activity in School-Aged Children and Youth. International Journal of Behavioural Nutrition and Physical Activity, 2011 [under review for publication].

4. Janssen I. Physical activity guidelines for children and youth. Applied Physiology Nutrition andMetabolism, 2012, 32:S109-S121.

5. EU physical activity guidelines - recommended policy actions in support of healthenhancingphysical activity. Brussels: European Union; 2008

(http://ec.e**opa.eu/assets/eac/sport/library/policy_documents/eu-physical-activity- guidelines-2008_en.pdf,no состоянию на 30 декабря 2018 г.).

+ еще 50 источников

Примечания к работе

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью в школе»
Раздел: Физкультура и спорт
Тип: Дипломная работа
Страниц: 67
Цена: 2300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика