Дипломная работа

«Совершенствование организации занятий оздоровительным плаванием с детьми школьного возраста»

  • 63 страниц
Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА 8

1.1. Характеристика оздоровительного плавания и его влияние на организм человека 8

1.2. Теоретико-методологические основы применения современных обучающих технологий в плавании 12

1.3. Специфические особенности и технологии начального обучения плаванию 18

1.4. Возрастные особенности детей среднего школьного возраста 24

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ПЛАВАНИЕМ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32

2.1. Характеристика базы, организации и методы исследования 32

2.2. Результаты исследования 35

ВЫВОДЫ 49

Заключение 50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52

Приложения 58

Введение

Актуальность исследования. В современных реалиях умение плавать является немаловажным навыком, а приобретение его у всех занимает разное количество времени и усилий. Обучение плаванию зависит от многих факторов, таких как: тренер-преподаватель, выбранная им программа, возраст занимающегося, первичные навыки, наличие или отсутствие страха воды, физиологические дефекты.

В настоящий момент все больше людей стремятся обучиться плаванию, возможно, обусловлено это тем, что спорт становится доступнее и популярнее для народа, идет массовая пропаганда здорового образа жизни. Как следствие этого, встает логичный вопрос о использовании наиболее эффективной программы начального обучения плаванию, т.к. компетентная программа позволяет человеку, а тем более ребенку раскрыть свой потенциал, узнать себя, свои возможности, способствует разностороннему развитию личности, развитию морально-волевых качеств, а также укреплению здоровья. Нет необходимости доказывать, что умение плавать может оградить ребенка от несчастного случая не только на открытой воде (в некоторых случаях в бассейне), даже если он сумеет проплывать хотя бы небольшое расстояние[4].

Для того чтобы научиться комфортно и уверенно чувствовать себя в водной среде не нужно обладать заурядными способностями. Но, тем не менее, немалое количество несчастных случаев с детьми ежегодно происходит по причине того, что пострадавшие не умели плавать. В последнее время несчастные случаи участились настолько, что данная проблема не могла остаться незамеченной властями. Таким образом, 4 федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» ст. 14 п. 5.1 гласит, что органы исполнительной власти в области образования и здравоохранения должны обеспечивать высокий уровень проведения учебных и вне учебных занятий, создать условия, для того чтобы каждый учащийся научился плавать, а также мог выполнять установленные спортивные нормативы, изучил основы гигиены и поддерживал свой организм в хорошем состоянии[39]. В связи с этим, массовому обучению плаванию в нашей стране уделяется большое внимание[41].

Плавание включено в школьную программу по физическому воспитанию и как обязательный раздел спортивно-массовой работы в летних спортивно-оздоровительных лагерях для школьников и подростков. Особое место плавание занимает в системе физического воспитания обучающихся средних и высших профессиональных учебных заведений как вид специальной прикладной физической подготовки.

В 1971 году Международная федерация любителей плавания (ФИНА) признала плавание важным дополнительным источником здоровья для детей грудного возраста и рекомендовала медицинским комитетам всех национальных федераций плавания включаться в работу по массовому развитию плавания среди детей грудного возраста, организуя в своих странах широкую популяризацию методики применения этого действенного оздоровительного средства.

Цель исследования - изучить совершенствование организации занятий оздоровительным плаванием с детьми школьного возраста в фитнес центре и школе.

Объект исследования - процесс обучения плаванию детей школьного возраста.

Предмет исследования - совершенствование организации занятий оздоровительным плаванием с детьми школьного возраста.

Исходя из цели исследования, были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературы по проблеме исследования;

2. Исследовать физическую подготовку школьников по результатам первичной тренировки школьников по плаванию.

3. Совершенствовать организацию обучения школьников плаванию.

4. Выполнить сравнительный анализ результатов, внедрения программы.

5. Составить методические рекомендации по формированию здоровья обучающихся.

Гипотеза исследования. Тренировка детей по оздоровительному плаванию в условиях фитнес клуба будет эффективной при условии, если тренер-инструктор будет использовать специальную методику обучения плаванию.

Методы исследования:

- теоретические: системный анализ педагогической, психологической, научно-методической и медицинской литературы по теме исследования, регламентирующих организацию образовательного процесса, проектирование экспериментальных уроков;

- эмпирические: социологический-анонимное анкетирование и беседы со школьниками, инструментальный-оценка физической подготовки, методическая разработка и экспериментально-проектное внедрение программы;

- статистические: математико-статистическая обработка данных педагогического эксперимента проведена с использованием таких статистических методов, как расчет средних (М) и относительных (Р) величин их ошибок (m), среднего квадратического отклонения (о) и для оценки достоверности различия средних величин, критерия Стьюдента (t). Результаты исследования представлены в виде различных графических изображений.

Исследование проведено в три этапа:

Первый этап - поисково-теоретический: изучались программы, средства, формы и методы тренировок по плаванию; определены цель, задачи, предмет и объект исследования; осуществлено проектирование методики исследования; разработан и проведен констатирующий этап педагогического эксперимента, в ходе которого сформулирована рабочая гипотеза и подтверждена актуальность проблемы исследования;

Второй этап - опытно-экспериментальный - проведена проверка гипотезы исследования; разработана и внедрена в тренировочный процесс программа тренировок для повышения уровня плавания у школьников; проведен формирующий этап педагогического эксперимента и выполнена оценка эффективности разработанной программы; обобщены результаты педагогического эксперимента.

Третий этап - обобщающий - выполнен качественный и количественный анализ результатов проведенного педагогического эксперимента; систематизированы и обобщены результаты теоретического и эмпирического исследований; подтверждена гипотеза исследования; сформулированы выводы; оформлено диссертационное исследование.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования, в том числе методологически обоснованная программа обучения плаванию школьников, обогатят научно-теоретическую базу фитнес-индустрии.

Практическая значимость исследования. Методические условия организации тренировочного процесса, а так же разработанная программа обучения по плаванию, могут быть внедрены в тренировочный процесс в других фитнес центрах и клубах.

Результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки студентов - будущих педагогов физической культуры, а также в системе дополнительного профессионального образования для инструкторов по плаванию.

Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на теоретические положения педагогической, психологической, научно-методической и медицинской литературы; использованием современных методов исследования, адекватных поставленным цели, задачам, предмету и объекту исследования; практическим доказательством основных теоретических положений в ходе экспериментального исследования; применением современного математико-статистического аппарата для обработки результатов педагогического эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были внедрены в тренировочный процесса фитнес клуба World Class г.Санкт-Петербург и МОУ СОШ №119 г.Уфа. Основные положения ВКР были доложены на конференциях и опубликованы в статьях:

1. Шурыгина В.В., Гиззатова Э.А., Подавалова М.А. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ: материалы Международный научный журнал «Вестник науки» № 11 (32) Том 5 НОЯБРЬ 2020. - С.2014-2018.

2. Шурыгина В.В., Подавалова М.А., Кашуба Е.А., Авдеева A.A., Ашмарина Р.Э. Особенности организации оздоровительного плавания для взрослого населения. Научно-теоретический журнал"Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта".

3. В.В. Шурыгина, М.А. Подавалова, Э.А. Рахматуллина Педагогические условия реализации оздоровительного плавания.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Характеристика оздоровительного плавания и его влияние на организм человека.

Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта, как в нашей стране, так и за рубежом. Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны, на него воздействуют физические упражнения, с другой водная среда.

Эти особенности так же обусловлены и физическими свойствами воды: ее плотностью, вязкостью, давлением, температурой,

теплоемкостью. К тому же при занятиях плаванием тело человека находится в горизонтальном положении. Воздействие воды на организм начинается с кожи, поверхность которой, как известно 1,5- 2 м. Омывая тело пловца вода очищает кожу, улучшая тем самым ее питание и дыхание. Кроме того, кожа подвергается химическому воздействию содержащихся в воде микроэлементов. Плотность воды примерно в 775 раз больше плотности воздуха, а отсюда затруднение движений, ограничение скорости и большие энергозатраты[5].

При плавании основная мышечная работа затрачивается не на удержание человека на воде, а на преодоление силы лобового сопротивления. Расход энергии при плавании на различные дистанции зависит от их длины и мощности работы. На дистанциях 100 - 1500 м он составляет в среднем от 100 до 500 к/кал. Давление воды препятствует выполнению вдоха, а при выдохе в воду приходится преодолевать ее сопротивление, что приводит к повышенной нагрузке на дыхательную мускулатуру. При плавании вырабатывается новый автоматизм дыхания, который характеризуется уменьшением длительности дыхательного цикла, увеличением частоты и минутного объема дыхания. При этом увеличивается легочная вентиляция и жизненная емкость легких.

Кроме плотности и давления воды существенное влияние на организм при занятиях плаванием оказывает ее теплоемкость. Теплоемкость воды в 4 раза больше и теплопроводность в 25 раз выше, чем воздуха. Поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50-80 % больше тепла, чем на воздухе. В связи, с чем у него повышается обмен вещество для сохранения теплового баланса в организме. Вследствие этого совершенствуются механизмы, обеспечивающие сохранение температурного гомеостаза. И, конечно же, анализируя физиологические изменения при плавании и его влияние на организм нужно сказать о двигательной деятельности пловца. Она определяется горизонтальным положением тела, большим сопротивлением движению, выработкой специфических двигательных автоматизмов и новых координации движений, строгой последовательностью работы отдельных мышечных групп, включением в работу преимущественного мышц рук и плечевого пояса (до 70%) и ног при плавании брассом. Под влиянием тренировки у пловцов хорошо развивается сила мышц[13,18].

При плавании основные мышечные группы выполняют динамическую работу и в зависимости от дистанции должны быть адаптированы к работе, как в аэробных, так и в анаэробных условиях.

Кроме того, горизонтальное положение тела при плавании облегчает работу сердца, улучшает расслабление мышц и функции суставов.

Заключение

Проблема совершенствования организации работы тренера по плаванию в фитнес центре и школе является актуальной. В современных условиях регулярно возрастает число людей занимающихся плаванием. Двигательная активность, как важнейший элемент ЗОЖ, становится все более модной. Известно, что занятия плаванием позволяют человеку поддержать физическую форму, его здоровье и способствуют нормализации психоэмоционального состояния и отказу от вредных привычек. Однако это возможно лишь при условии, если тренер учитывает индивидуальные особенности каждого из занимающихся.

С целью изучения выбранной для исследования проблемы нами использован комплекс современных методов. Так, для изучения субъективной оценки школьниками состояния своего физического здоровья, нами проведено анонимное анкетирование, что позволило получить и социальный портрет наших школьников.

В дальнейшем, отобранные для исследования дети были распределены на две группы: контрольную и экспериментальную. Все прошли контрольные испытания для выявления уровня их подготовленности. На протяжении двух месяцев экспериментальная группа тренировались по разработанной соискателем программе аквааэробике с использованием специального оборудования 2 раза в неделю, а контрольная группа тренировалась по 1 разу в неделю по той же программе.

По окончанию исследования школьники снова прошли нормативные испытания. Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапе исследования показал положительную статистически достоверную динамику всех характеристик состава экспериментальной и контрольной группы.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что, разработанная нами программа аквааэробики для детей с использованием специального оборудования, является эффективной.

Список литературы

1. Алексеева Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 208 с.

2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - М.:

ЛИНКА-ПРЕСС, 2015. - 210 с.

3. Белозерова Л.И., Клестов В.В. Нарушения осанки у детей, коррекция и оценка эффективности //Тез. докл. IV съезда специалистов лечебной физкультуры и спортивной медицины, 19-20 октября 2017, - Ростов-на-Дону, 2017. - С.129.

4. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Психология и педагогика, 2016. - 290 с.

5. Бруменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М., 2016. - 300 с.

+ еще 57 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Совершенствование организации занятий оздоровительным плаванием с детьми школьного возраста»
Раздел: Физкультура и спорт
Тип: Дипломная работа
Страниц: 63
Цена: 2300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика