Дипломная работа

«Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников в процессе развития математических представлений»

  • 73 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6

1.1. Понятие, особенности учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте 7

1.2. Развитие математических представлений как средство формирования элементов учебной деятельности дошкольников 14

1.3. Средства формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 21

Выводы по главе 1 28

ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 29

2.1. Диагностика уровня учебной деятельности на констатирующем этапе исследования 29

2.2. Система работы по формированию элементов учебной деятельности у старших дошкольников в процессе развития математических представлений 39

2.3. Анализ результатов исследования 47

Выводы по главе 2 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Результаты диагностического исследования уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности на начальном этапе опытно-экспериментальной работы по методике «Домик» Н.И. Гуткиной 61

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Результаты диагностического исследования уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности на начальном этапе опытно-экспериментальной работы по методике «Рисование бус» И.И. Аргинской

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Результаты диагностического исследования уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности на начальном этапе опытно - экспериментальной работы по методике «Графический диктант» Д.Б. Эльконина

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Конспект занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста: «Возвращение на Землю»

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Конспект занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста: «Путешествие в Цветочном городе»

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Сопоставление результатов исследования уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности детей по всем методикам на контрольном этапе работы

Введение

Современная система дошкольного образования предусматривает дошкольное воспитание детей старшего дошкольного возраста, которое осуществляется дошкольными учреждениями. На практике подготовка детей к школе часто сводится к решению образовательных задач: детей учат читать, писать, считать, и даются некоторые знания, однако игнорируется очень важный показатель готовности к школе - желание учиться, способность к обучению, то есть к учебной деятельности

В процессе организации деятельности у детей вырабатывается активная позиция, интерес к обучению развивает поведение, повышается познавательная активность, дети учатся принимать поставленную перед ними задачу, находить способы мышления и действия, реализовывать их разнообразие, планировать и анализировать свою деятельность, контролировать, прогнозировать результаты видов деятельности, изменять и совершенствовать. Овладение условиями учебной деятельности позволяет детям самостоятельно создавать новые виды деятельности.

Одним из средств создания предпосылок для образовательной деятельности является развитие математических представлений.

Формирование математических представлений является важной частью в формировании у ребенка «картины мира».

Выдающиеся психологи считают, что формирование математического представления у детей должно основываться на познавательной деятельности субъекта, в ходе которой легко усваивается общий объем знаний и умений, осваиваются навыки вычисления, измерения, получения базовой, конкретной основы для склонности к общим математическим понятиям.

Методика формирования элементарных математического представления у дошкольников прошла долгое развитие. Вопросы, связанные с содержанием и методами обучения детей в дошкольном возрасте математическим представлениям, были отражены в разработанных передовых воспитательных системах и программах. Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым, М. Монтессори, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым и др. И сегодня многие принципы этих педагогических систем остаются актуальными.

Анализ состояния обучения дошкольников математике приводит многих современных специалистов (В.Н. Аванесова, О.М. Дьяченко, З.А. Михайлова, А.А. Смоленцова, А.А. Столяра и др.) к выводу о необходимости реализации в процессе математического образования дидактических материалов, выполняющих функции формирования новых знаний, умений, представлений и способов познавательной деятельности.

Все вышесказанное обусловило выбор темы настоящего дипломного исследования «Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников в процессе развития математических представлений»

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование элементов учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений будет эффективной при реализации следующих педагогических условий:

- взаимосвязанности структурных компонентов образовательного процесса: планирования, непосредственно образовательной математической деятельности, предметно-развивающей математической среды;

- принципов развивающего, личностно-ориентированного обучения.

Объект исследования – организация педагогических условий для формирования элементов учебной деятельности у старших дошкольников в процессе развития математических представлений.

Предмет исследования – формирование элементов учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования элементов учебной деятельности у старших дошкольников в процессе развития математических представлений.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие, особенности учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте;

2. Описать особенности развития математических представлений как средства формирования элементов учебной деятельности дошкольников;

3. Проанализировать средства формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

4. Провести и описать диагностику уровня учебной деятельности на констатирующем этапе исследования;

5. Описать систему работы по формированию элементов учебной деятельности у старших дошкольников в процессе развития математических представлений;

6. Проанализировать результаты исследования;

Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение материалов исследования; педагогический эксперимент.

Теоретико-методологическими основами исследования являются труды: Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М. Монтессори, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.Н. Аванесова, О.М. Дьяченко, З.А. Михайлова, А.А. Смоленцова, А.А. Столяра.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в образовательном процессе ДОО.

Исследование проводилось на базе:

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Фрагмент работы

Для того чтобы правильно и эффективно проводить работу по формированию необходимых условий для учебной деятельности у детей дошкольного возраста, необходимо учитывать, какая учебная деятельность является важным видом деятельности в школе.

«Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно в психолого-педагогической литературе. В широком смысле слова, она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения [Киричек, 2017, c.46].

В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину [Эльконин,1995, c.116], - это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте.

В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением» субъекта к предмету обучения на всем его протяжении».

Д.Б. Эльконин дает следующее определение этому понятию: «Учебная образовательная деятельность» ее содержанием является общая форма действий в области научных концепций, такие действия должны быть мотивированы соответствующими мотивами, которые служат получением обобщенных методов действия или, проще говоря, мотивами собственного роста, одним из способом собственного развития [Эльконин, 1995, с.116].

Т.В. Гебай, «образовательная учебная деятельность» - это деятельность, направленная на сознательное приобретение опыта одним из ее участников. Предоставление знаний, которое дает их в качестве прямого или основного продукта [Гебай, 2007, с.256].

Основанный на внешнем контроле и оценке, самоконтроле и самоуважении [Винтер, 2004, с.42].

В психологическом словаре можем встретить такое определение: «учебная деятельность» - ведущая деятельность младшего школьного возраста, в которой происходит контролируемое присвоение основ опыта социального и когнитивного, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий.

Заключение

В рамках проделанной нами работы мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме условия формирования предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия данной темы, выявили структуру учебной деятельности, определили состав предпосылок. А так же выделили условия, обеспечивающие эффективное формирование предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста и пришли к следующим выводам:

В результате проведенного исследования нами было рассмотрена сущность и основные характеристики учебной деятельности в психолого - педагогической литературе.

Учебная деятельность – вид деятельности, направлена на самого обучающегося как ее субъекта – совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению ими социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности.

Мы выявили, что ученые выделяют различное количество компонентов, включенных в структуру учебной деятельности, но все они едины в том, что основными структурными компонентами учебной деятельности являются:

 учебная задача,

 учебное действие,

 действие контроля,

 действие оценки.

Перечисленные компоненты взаимосвязаны и неразрывны между собой.

Важно, что различный уровень сформированности компонентов учебной деятельности у детей влияет на формирование учебной деятельности в целом. На уровень сформированности самих компонентов учебной деятельности в свою очередь влияет уровень развития предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Мы выделили из большего перечня предпосылок к учебной деятельности, которые необходимо формировать у детей старшего дошкольного возраста, наиболее значимые: умение соподчинять свои действия правилу;

 умение осуществлять контроль за своими действиями;

 умение слушать и слышать взрослого и точно выполнять задание, предлагаемое в устной форме;

 умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно-воспринимаемому образцу.

При выявлении условий успешного формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста была проанализирована как научно-теоретическая, так и методическая литература, в том числе авторские образовательные программы для дошкольного образования.

Мы выяснили, что формирование предпосылок учебой деятельности у детей дошкольного возраста происходит постепенно и последовательно, а так же пришли к выводу, что предпосылки к учебной деятельности нужно формировать, основываясь на ведущую деятельность данного возраста – игру, включая в нее элементы учения.

Список литературы

1. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики. – М.: Амфирита, 2013. – 288 с.

2. Абдулмананова З.И. Психологическая готовность родителей к изменению социального статуса ребенка как условие психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школе. Вестник науки и образования. – 2018. – Т. 2, № 7 (43). – С. 88–92.

3. Алхатова, Т.С. Психологическая готовность ребенка к школе / Т.С. Алхатова, Д.В. Лепешев, Э.С. Алиева. Наука и реальность. – 2022. – № 1 (9). – С. 69–72.

4. Арасланова А.М. Изучение прикладных аспектов пальцевого счета в истории математики. Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования (Барнаул, 11–14 ноября 2014 г.): сб. науч. ст. междунар. конф. – Барнаул : АлтГУ, 2014. – С. 1628.

5. Белошистая, А.В. Понятия и представления в обучении математике дошкольников.: Способы определения понятий. Дошкольное воспитание. – 2016. – № 1. – С. 49-53.

+ еще 48 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников в процессе развития математических представлений»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 73
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика