Реферат
«Формирование компетентности здорового образа жизни у школьников»
- 23 страниц
Введение 3
1 Компетентности здорового образа жизни у школьников как психолого-педагогическая проблема 6
2 Психолого-педагогические основы компетентности учащихся в области здорового образа жизни 9
3 Подходы к формированию компетенции здорового образа жизни 14
Заключение 20
Список литературы 22
Важнейшей задачей системы образования является обеспечение здоровья детей и полноценной возможности учиться. В процессе воспитания детей и подростков уже с раннего возраста им необходимо прививать навыки здорового образа жизни, что поможет предотвратить риск нежелательных последствий для здоровья и преждевременную смерть. Поэтому образование в области здоровья является важным и существенным компонентом эффективной программы школьного санитарного просвещения [3], а использование лучших практик в области охраны здоровья подрастающего поколения определяет эффективность работы в этом направлении во многих странах мира [12–16].
Сеть общеобразовательных школ является наиболее доступной для реализации программ гигиенического обучения и воспитания, направленных на формирование ценностного отношения к своему здоровью, высокой мотивации для его сохранения и укрепления среди учащихся, их родителей и персонала образовательных учреждений [1, 3–5, 7]. Необходимость этого подтверждена современными исследованиями, свидетельствующими о высокой распространенности среди школьников поведенческих факторов риска и низкой гигиенической грамотности и профилактической активности [2, 4, 6, 11].
Федеральные государственные стандарты среднего общего образования регламентируют требования к уровню компетентности, в том числе компетентности в области охраны собственного здоровья и формирования здорового и безопасного образа жизни. Среди требований к результатам освоения учебных предметов средней школы обозначено владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики и предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью, а также владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств [8–10].
Цель исследования – изучить образ жизни, уровень гигиенической грамотности и компетенции школьников в области оценки собственного образа жизни для обоснования совершенствования школьных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни в целях повышения эффективности этих программ.
Задачи:
- планировать учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию, физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с учетом конкретных условий школы;
- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;
- формировать интерес учащихся к занятиям физической культурой и спортом;
- организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;
- выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;
- формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования.
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, администрацией учебного заведения;
- учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач;
1 Компетентности здорового образа жизни у школьников как психолого-педагогическая проблема
Сегодня актуальным становится положение о том, что формирование культуры здорового образа жизни - не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого - педагогическая проблема.
В настоящее время постепенно меняется оздоровительная парадигма: акцент переносится с лечения болезней на их профилактику и пропаганду способов сохранения и укрепления здоровья, а также на повышение индивидуальной ответственности человека за свое здоровье. Культура бережного отношения к здоровью, умение и желание заботиться о нем у большинства школьников остаются на очень низком уровне, поэтому крайне важно уже в младшем школьном возрасте воспитывать у детей активное, осознанное отношение к собственному здоровью.
Современные исследователи (А. Г. Гогоберидзе, И. А. Зимняя, Л. П. Кудаланова, А. В. Хуторской и др.) отмечают необходимость и возможность применения компетентностного подхода в ходе решении задачи укрепления здоровья младших школьников, прежде всего, с учетом возрастных особенностей и возможностей ребенка.
Младший школьный возраст является сензитивным периодом в процессе формирования личностных компетенций здоровьесберегающего поведения, что позволяет не только заложить основу знаний и представлений о здоровом образе жизни, но сформировать поведенческие привычки и установки на реализацию здорового образа жизни.
Л. Т. Кузнецова определяет здоровьесберегающую компетентность как совокупность знаний о человеке и его здоровье, здоровом образе жизни; потребность в освоении способов сохранения своего здоровья, ориентированных на самопознание и самореализацию [5]. Этот вид компетентности проявляется в виде готовности самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением своего здоровья.
С понятием «здоровьесберегающая компетентность» тесно связано понятие «отношение к здоровью». Данное понятие включает систему ценностно - мотивационных установок, которые являются связующими в отношениях «личность – общество».
По Г. С. Никифорову [7, с. 279]: «Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния». Это определение выведено из понятия «отношение», сформулированного в концепции психологии отношений В. Н. Мясищева [6].
Понятие «отношение к здоровью» имеет несколько синонимов, как отмечается в статье Т. О. Зинченко «К разработке понятия и типологии отношения к здоровью» [3], - это понятия «внутренняя картина здоровья (ВКЗ)» и «валеоустановка». Последнее понятие разработано и плодотворно используется О. С. Васильевой и Ф. Р. Филатовым [1] применительно и к взрослому, и к детскому контингенту.
Образование в области здоровья должно сочетать усвоение необходимых знаний, формирование определенного отношения и конкретных навыков, необходимых для позитивного поведения, сохранения и развития здоровья. Именно триада «знания – отношения - жизненные навыки» определяет содержание обучения в области здоровья.
С психологической точки зрения эта триада рассматривается в качестве следующих компонентов – когнитивного, эмоционального и мотивационно - поведенческого.
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении .Во многом, это обусловлено и тем, что существующая система образования не рассматривает сохранение и улучшение состояния здоровья как один из приоритетов своей деятельности, в результате же организация и содержание образования ведут к его ухудшению у всех участников образовательного процесса.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на формирование компетентности здоровьесбережения.
Результаты нашего исследования, позволили сделать следующие выводы:
1. Выявлены психолого-педагогические основы исследования, включающие положения о компетентности здоровьесбережения как качестве личности, еѐ компонентах (знаниях, ценностных ориентациях, потребностях, мотивах, опыте здоровьесберегающей деятельности), условиях и принципах формирования.
2. Методика формирования компетентности здоровьесбережения в процессе обучения биологии должна охватывать цели, учебное содержание, формы и методы. Реализации цели способствует еѐ конкретизация через планируемые результаты – компетенции в познавательной деятельности и эмоционально-ценностной сфере.
3. Выявлено, что школьники приобретают опыт деятельности и опыт эмоционально-ценностных состояний, связанных со здоровьем, при создании в процессе обучения ситуаций выбора и принятия решений, выполнении практических работ, проведении учебных игр, подготовке учебных проектов исследовательского характера.
1. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).
2. Балашова В.Ф., Компетенции специалиста по адаптивной физической культуре и их ориентация на виды профессиональной деятельности/ В.Ф. Балашова, Н.Н Чесноков //Педагогическое образование и наука.-2008.-№6.
3. Васильева О. С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. – Москва: Издательский центр Академия, 2001. — 352 с.
4. Васильева, Н.Ю. Ценность здоровья и здорового образа жизни у подростков / Н.Ю. Васильева // Народное образование Якутии. – 2011 – №2. – С.54.
5. Волкова И. В., Маринушкина А. Е., Покроева Л. Д., Рябова З. В. Становление школ содействия здоровью. — Харьков: ХОНМИБО, 2007. — 40 с.
+ еще 16 источников
Тема: | «Формирование компетентности здорового образа жизни у школьников» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 23 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
682 автора
помогают студентам
23 задания
за последние сутки
10 минут
среднее время отклика
Дипломная работа
«Тенденции формирования здорового образа жизни школьников»Дипломная работа
«Формирование здорового образа жизни на уроках физкультуры в начальной школе»Дипломная работа
«Педагогические условия формирования здорового образа жизни младших школьников»Реферат
«Основные положения современной науки о здоровом образе жизни человека»