Курсовая работа

«Социально-экономическое развитие России в сфере услуг»

  • 38 страниц
Содержание

Введение 3

1 Теоретические аспекты проблемы социально-экономического развития России в сфере услуг 5

1.1 Сущность и роль сферы услуг в социально-экономическом развитии 5

1.2 Особенности развития сферы услуг в современной экономике 10

2 Эмпирическое исследование проблемы социально-экономического развития России в сфере услуг 17

2.1 Анализ влияния сферы услуг на социально-экономическое развитие на примере Ивановского региона 17

2.2 Перспективы развития сферы услуг 27

Заключение 33

Список литературы 35

Введение

Характерной особенностью развития современной цивилизации является превращение сферы услуг в доминирующий сектор экономики. По данным Всемирного банка, в 2019 году доля сектора в валовом внутреннем продукте развитых стран составляет 74%, в общей численности занятых 70-75% и в общем количестве предприятий 90-95%. Уровень развития сферы услуг стал 4/12 определяющим фактором обеспечения высокого качества жизни населения и ускорения темпов экономического роста. Реализация огромного потенциала сферы услуг способна превратить ее в надежный источник устойчивого экономического роста и снизить зависимость последнего от внешнеэкономической конъюнктуры. Особо следует подчеркнуть ее абсорбирующие способности в отношении рабочей силы, большое значение в решении проблем обеспечения занятости и, следовательно, повышения доходов трудоспособного населения. На современном этапе социально-экономического развития в стране нельзя переоценить роль сферы услуг в решении таких насущных задач, как снижение безработицы среди населения, повышение доходов населения и семей.

Перспективы развития сферы услуг во многом зависят от того, насколько стимулируются труд и предпринимательская деятельность в данном секторе, как оплачивается труд занятых в нем работников.

Мировой опыт борьбы с бедностью накопил немало позитивных примеров повышения качества жизни населения на основе развития предпринимательства в тех областях хозяйственной деятельности, которые характеризуются относительно низкой капиталоемкостью и высокой скоростью оборота капитала. Сфера услуг удовлетворяет этим условиям, и деятельность в данном направлении позволяет части экономически активного населения предпринимать действия в направлении преодоления бедности и повышения качества жизни. Кроме того, развитие сферы услуг – общепринятый показатель степени зрелости индустриального общества, так как основным, наиболее массовым их потребителем является средний класс.

Цель исследования заключается в разработке практических рекомендаций по определению стратегических приоритетов развития подотраслей сферы услуг, обеспечивающих повышение качества жизни населения в циклически развивающейся экономике на материалах регионов Центрального федерального округа.

На сегодняшний день в научной и учебной литературе, а также нормативных документах, освещено множество подходов к определению уровня социально-экономического развития регионов. Одним из самых распространенных способов является исследование различных статистических показателей, которые количественно отображают те или иные параметры системы. Иногда подобный анализ дополняется расчетом нескольких индексов, включающих не более трех-пяти первичных индикаторов. Применение подобного инструментария вполне оправдано в целях оперативного мониторинга отдельных компонентов системы. В то же самое время необходимо признать тот факт, что многие сложные социально-экономические системы характеризуются достаточно обширным перечнем показателей. При этом их рассмотрение, в силу большого количества, существенно осложняется, что во многом затрудняет анализ и как следствие – принятие адекватных и эффективных управленческих решений. Кроме того, подобный подход не отражает комплексный характер системы, что не позволяет в конечном итоге осуществлять стратегическое управление.

В некоторых случаях оценка уровня социально-экономического развития регионов производится через составные части данной категории или смежные показатели. В отдельных публикациях уровень социально-экономического развития рассматривается в контексте показателей уровня и качества жизни. Следует признать, что подобная точка зрения вполне уместна, поскольку цели региона напрямую с ними соотнесены.

Фрагмент работы

1 Теоретические аспекты проблемы социально-экономического развития России в сфере услуг

1.1 Сущность и роль сферы услуг в социально-экономическом развитии

Последние десятилетия характеризуются увеличением роли сферы услуг в экономике страны. Доля услуг в совокупном мировом валовом внутреннем продукте (ВВП) в настоящее время составляет более 70% от его общего объёма и значительно превышает сферу производства товаров. В сфере услуг занято более половины работоспособного населения мира.

Как показывает опыт развитых стран, по мере насыщения рынка товарами увеличивается спрос на услуги. Важной причиной является научно-технический прогресс, который привёл к появлению новых видов деятельности, в том числе и в сфере услуг. Развитие страны в настоящее время сложно представить без финансовых, информационных, транспортных и других услуг.

Развитие сферы услуг в России испытывает влияние ряда факторов:

• значительное увеличение числа организаций сферы услуг;

• увеличение спроса на качественные услуги;

• стремительное появление новых видов услуг;

• появление на российском рынке иностранных конкурентов, имеющих эффективный опыт организации бизнеса в своих странах;

• укреплением негосударственного сектора экономики, в том числе малого и среднего бизнеса и др.

Импорт товаров и услуг после присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО) возрос, обостряется конкуренция по большинству позиций, иностранные производители вытесняют отечественных по ряду направлений. По мнению автора, это касается и сектора услуг, где наиболее развит малый и средний бизнес. Следует признать, что, несмотря на принимаемые государством меры по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, они не дают ожидаемого эффекта. Если в сфере услуг и торговле малый бизнес развивается средними темпами, то в промышленном секторе его доля остается достаточно низкой.

Возрастание роли и влияния а сферы услуг на экономику страны вызвало необходимость проведения исследований с целью классификации услуг, определения особенностей стратегического управления.

К услугам часто относят все виды полезной деятельности, которая не создаёт т материальных ценностей. Главным критерием отнесения той или иной деятельности к сфере услуг служит неосязаемый, невидимый характер производимого продукта.

Понятие «услуга» насчитывает множество трактовок, которые можно структурировать по двум группам:

• «услуга» как действие;

• «услуга» как продукт деятельности.

В соответствии с первой трактовкой «услуга» понимается как «действие, которое приносит пользу или помощь другому. Современный экономический словарь трактует услуги как «виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности» .

На наш взгляд необходимо рассматривать услуги как конкретный результат экономически полезной деятельности, который проявляется в виде товара или в виде деятельности. Так, производство услуг может быть связано с производством товара в его материальном виде (услуги, оказываемые при продаже товаров), а может и не быть связано с товарами.

Услуги - как особый вид деятельности, имеют специфические характеристики. Услуги неосязаемы, их нельзя оценить визуально, ощутить запах. Для услуг характерна неотделимость их оказания от потребления. Так, в отличие от товаров, услуги вначале продаются, а затем одновременно производятся и потребляются. В большинстве случаев т субъект обслуживания практически лишён «права на ошибку». Услуга уникальна вследствие различий в реакции, поведении или субъективном восприятии каждого клиента. Для услуг характерна невозможность хранения или накопления. Так как процесс обслуживания ограничен во времени, то, соответственно, объёмы обслуживания не прочны во временном отношении. Когда наблюдается падение спроса, например, в гостиничной сфере, неполную загруженность предприятий нельзя возместить в последующие дни большого спроса. Кроме того, качество сервиса оценивается потребителем в условиях эмоционального состояния, которое зависит от огромного количества факторов, в числе которых и субъективные характеристики клиента: возраст и образование, национальные традиции и привычки.

Состав отраслей, относящихся к сфере услуг достаточно большой. Так, современный мировой рынок услуг включает торговлю самыми разнообразными услугами (160 видов). Они проклассифицированы статистической комиссией ООН в 12 разделов : деловые услуги; услуги связи; строительные и инжиниринговые услуги; дистрибьюторские услуги; общеобразовательные услуги; услуги по защите окружающей среды; финансовые услуги, включая страховые; услуги по охране здоровья и социальные услуги; туризм и путешествия; услуги в области организации досуга, культуры и спорта; транспортные услуги и прочие услуги.

В России сложилось другое определение отраслей услуг. Часть из вышеперечисленных в включается в материальное производство, другая относится к нематериальному производству. Некоторые виды услуг или отсутствуют на российском рынке, или официально не признаются (операции с недвижимостью, валютой). К сфере нематериального производства (услуги) в России относят: жилищное и коммунальное хозяйство; бытовое обслуживание населения; здравоохранение и социальное обеспечение; физкультура и спорт; образование; культуру и искусство; науку и научное обслуживание; кредитование; страхование; государственное управление и оборону; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. Такое перечисление отраслей услуг, по нашему мнению, показывает их разнообразие, но не раскрывает специфику и экономическую сущность услуг.

В мировой практике выделяют определённые области услуг, которые отличаются друг от друга, но внутри этих областей услуги имеют схожие проблемы и признаки , которые структурированы в табл.1.

Заключение

На уровень благосостояния и качество жизни населения региона оказывают непосредственное влияние отрасли социальной сферы. Социальная сфера – это совокупность отраслей, обслуживающих базовые социальные потребности населения. К социальной сфере относится всё, что обеспечивает жизнедеятельность человека.

Качество жизни в регионе определяется, прежде всего, доступной городской инфраструктурой, избыточностью комфортного жилья и безопасностью городской среды.

Для проведения объективной оценки влияния развития сферы услуг на качество жизни населения за определенный период времени необходим комплексный показатель, который мог бы учитывать одновременное влияние всех значимых и малозначимых показателей развития.

Таким образом, анализ научной литературы показал наличие достаточного количества методик и подходов оценки эффективности управления развитием сферы услуг в регионе. Имеющиеся показатели и коэффициенты не представляют определенной системы, что не позволяет оценить различные параметры, связанные с деятельностью регионов с точки зрения внутренних и внешних эффектов, основанных на результатах качества жизни населения. Некоторые методики затруднительны для практического использования, так как базовые параметры являются трудноизмеримыми: управленческие мероприятия, состояние системы управления.

Современный период функционирования и развития сферы услуг в регионах характеризуется сложными интеграционными процессами, обусловленными стагнацией экономической системы, трансформацией системы управления на всех уровнях, ее адаптацией к новым реальностям, программно-целевому подходу реализации стратегических целей. Анализ уровня развития сферы услуг в регионах Российской Федерации показал, что наметились положительные тенденции, обусловленные системной государственной поддержкой, однако велика вероятность реализации инерционного прогноза развития экономики, поскольку необходима качественная перестройка механизма управления системы развития сферы услуг в процессе повышения качества жизни населения с учетом циклического развития экономики.

Для эффективного управления необходимо проводить оценку развития сферы услуг с позиций качества жизни населения, сгруппированных по различным признакам.

Поэтому необходимо использовать структурированное представление данных, которые используются в принятии управленческих решений. Классификацию регионов целесообразно проводить в пространстве не исходных, а информативных параметров, которые имеют значительно меньшую размерность. Для получения информативных параметров (интегральных показателей, индексов и т.п.) необходимо использовать экспертные и классификационные алгоритмы, базирующиеся на факторном анализе, группировке, модели индексного нормирования оценки результативности.

Список литературы

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента от 7 мая 2018 года.URL: http://www. k**mlin.ru/events/president/new

2. Закон Ивановской области № 22-ОЗ от 11.03.2010 "О Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года".

3. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года: постановление Правительства Ивановской области №240-п от 04.06.2015. http://www.ivan**oobl.ru.

4. Постановление Правительства Ивановской области №220-п от 27.04.2021 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2024 года».

5. Демидов Л. Сфера услуг США: факторы ускорения динамики //МЭ и МО. - 2012. - №12. – С.38-50.

+ еще 36 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Социально-экономическое развитие России в сфере услуг»
Раздел: Экономика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 38
Цена: 1100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика