Дипломная работа

«Влияние дидактических игр на развитие мышления детей подготовительной к школе группы»

  • 89 страниц
Содержание

Введение 4

Глава 1. Теоретические аспекты развития мышления у детей дошкольного возраста 7

1.1 Мышление как психический процесс 7

1.2 Особенности мышления детей дошкольного возраста 21

1.3 Дидактические игры как средство развития мышления старших дошкольников 29

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния дидактических игр на развитие мышления старших дошкольников 42

2.1 Диагностика исходного уровня развития мышления детей старшего дошкольного возраста 42

2.2 Организация работы по развитию мышления старших дошкольников посредством дидактических игр 51

2.3 Оценка эффективности проведённой работы 60

Заключение 64

Список используемой литературы 68

ПРИЛОЖЕНИЯ 74

Введение

Одной из наиболее актуальных проблем в дошкольной педагогике является проблема подготовки детей к школе, которая во многом зависит от уровня развития их познавательной сферы, то есть тех психических процессов, которые необходимы для усвоения новых знаний. Исследования показывают, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с тем, что у старших дошкольников недостаточно развиты мыслительные операции, такие как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание, способность рассуждать, лежащих в основе логического мышления.

Необходимо учитывать, что развитие логического мышления у детей должно осуществляться своевременно и последовательно, это сложный и длительный процесс. Данная проблема вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

Проблемами психологии мышления занимались как отечественные, так и зарубежные ученые: П. Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддъяков, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, С. А. Рубинштейн, Л.А, Венгер и др. Детский психолог Л. С. Выготский первый сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Он утверждал: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли» [11].

Для развития у детей старшего дошкольного возраста логического мышления были определены следующие задачи:

– научить детей, узнавать признаки предметов и явлений, выделять и описывать их;

– сформировать у детей умение сравнивать объекты, находить сходство и отличительные признаки;

– обучить детей приёмам группировки предметов и их классификации;

– сформировать умение устанавливать временную последовательность, выносить суждения и умозаключения;

– развить у детей различные стороны психической деятельности: внимание, память, мышление и речь.

Средством достижения данных задач были выбраны дидактические игры. В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствуют исследовательскому и творческому поиску, познанию законов окружающего мира и сущности предметов, овладению такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, классификация, обобщение, умозаключение.

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития мышления дошкольников. Это обусловлено тем, что с развитием игры связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребенка, и прежде всего в его интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом для развития всех других сторон детской личности. Учитывая всё вышесказанное, можно считать тему работы «Дидактическая игра как средство развития мышления дошкольников» актуальной.

Объект исследования: мышление детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить результативность использования комплекса дидактических игр, направленных на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста.

Объект, предмет, цель исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:

1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме влияния дидактических игр на развитие мышления детей дошкольного возраста.

2. Определить уровень развития мышления у дошкольников на констатирующем этапе исследования.

3. Реализовать дидактические игры, направленные на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста.

4. Оценить влияние использования игрового комплекса на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

- анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;

- тестирование;

- констатирующий, формирующий, контрольный этапы эксперимента;

- качественный и количественный анализ эмпирических данных;

- математико-статистическая обработка данных.

Структура работы. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложений.

Фрагмент работы

Для проведения эксперимента была выбрана группа детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Результаты изучения логического мышления детей старшей группы представлены в виде таблицы 2.

Таблица 2

Изучение логического мышления детей старшей группы

Дети

Прием анализа

Прием сравнения

Прием обобщения Прием классификации Прием аналогии Прием конкретизации понятий Уровень развития логического мышления

1 Лиза Г. Н С Н Н С Н Н

2 Максим Ш. Н С С С Н Н Н

3 Валя Б. В С В В С В В

4 Дима Д. С Н С Н С С С

5 Никита С. В С С В С С С

6 Настя П. Н Н Н Н С Н Н

7 Егор П. С С В С В С С

8 Даша С. С Н С Н С С С

9 Ирина Ж. С В В С С С С

10 Костя Б. С В С С С С С

11 Линда Я. В В В В В В В

12 Ваня Д. Н С Н С С С С

13 Влад К. С Н С С Н С С

14 Настя У. В В В В С В В

15 Никита С. С С С С Н С С

16 Максим В. С В В В С В В

17 Света С. В С С В С С С

18 Слава С. В В С С В В В

19 Мария Ц. Н С С С Н Н Н

20 Василий Ц. Н С Н Н Н Н Н

Для проведения исследования дети были разделены на 2 группы контрольную и экспериментальную. В каждой группе по 10 человек. Уровень мышления в контрольной группе показан в таблице 3, в таблице 4 – приведены данные по экспериментальной группе. В таблицах указано количество детей, которое разделено на уровни. Так, например, в контрольной группе 4 детей имеют высокий уровень приема анализа, обобщения, классификации и т.д.

Таблица 3

Уровень развития мышления по контрольной группе детей на начальном этапе исследования (количество детей)

Уровни Прием анализа Прием сравнения Прием обощения Прием классификации Прием аналогии Прием конкретизации понятий Уровень развития логического мышления

Высокий 4 3 4 4 2 4 4

Средний 3 6 5 5 4 6 4

Низкий 3 1 1 1 4 2 2

В контрольной группе, наибольшее количество детей испытывают при аналогии 4 ребенка (40%), также затруднения возникают при анализе, конкретизации понятий и при выстраивании логических размышления, соответственно, 3 ребенка, что составляет 30% от общего количества детей в контрольной группе, 2 ребенка или 20% (конкретизация понятий и выстраивание логических размышлений).

У большей части детей в контрольной группе при исследовании преобладает средний уровень развития мышления.

Таблица 4

Уровень развития мышления по экспериментальной группе детей на начальном этапе исследования (количество детей)

Уровни Прием анализа Прием сравнения Прием обощения Прием классификации Прием аналогии Прием конкретизации понятий Уровень развития логического мышления

Высокий 5 2 3 2 1 1 1

Средний 2 5 5 4 8 6 6

Низкий 3 3 2 4 1 3 3

Детям трудно было сконцентрировать внимание на задании и самостоятельно выполнить его. Например, Лиза Г. на первый тест «Самое непохожее» перечисляла цвета геометрических фигур, размер и их форму, но не формулировала сам признак и нашла самую непохожую фигуру от указанной по одному признаку (цвету). Ребенок не справился с заданием, поэтому поставила низкий уровень анализа и синтеза. При сравнении одуванчика и ромашки, ели и березы, Лиза ответила: «Не знаю». А при сравнении кошек и собак ответила: «Это домашние животные. Кошки ловят мышей, пьют молоко, мурлыкают

Заключение

В рамках формирующего этапа опытно-экспериментальной работы был использован комплекс дидактических игр составлен с учетом теории поэтапного формирования логических операций Гальперина. Начала с игр, направленных на развитие умения анализировать, так как этот прием лежит в основе всех остальных. Далее учились сравнивать, а потом проводить аналогии. Освоив эти три приема легче научиться обобщать. Овладев этими четырьмя приемами, легче научить детей классифицировать. Самый сложный, на наш взгляд, прием — это сериация. Она требует и умения хорошо анализировать и сравнивать, поэтому детям были предложены задания на сериацию в самом конце эксперимента.

На констатирующем этапе были полученные следующие результаты: в контрольной группе, наибольшее количество детей испытывают при аналогии 4 ребенка (40%), также затруднения возникают при анализе, конкретизации понятий и при выстраивании логических размышления, соответственно, 3 ребенка, что составляет 30% от общего количества детей в контрольной группе, 2 ребенка или 20% (конкретизация понятий и выстраивание логических размышлений).

У большей части детей в контрольной группе при исследовании преобладает средний уровень развития мышления.

В ходе формирующего этапа была выявлена положительная динамика развития мышления у детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в экспериментальном исследовании.

Дидактические игры и упражнения представленные в программах «Развитие», «Из детства — в отрочество», «Детство», являются одним из средства реализации идей современных программ развития детей дошкольного возраста. Основным видом деятельности дошкольника является игра. Среди различных детских игр особое место занимают дидактические игры. Они дают возможность ребенку проявлять творческую активность, расширяют его кругозор, развивают такие психические процессы как память, воображение, речь, мышление, дают возможность проявить находчивость, смекалку, пробуждают интерес к знаниям. Все эти факторы в совокупности дают ребенку логически мыслить.

Был разработан комплекс занятий, включающий задания на развитие всех логических приемов мышления, который оказал эффективное влияние на повышение уровня логического мышления дошкольников из экспериментальной группы, что подтверждают позитивные изменения, произошедшие в развитии мыслительной деятельности детей к концу учебного года.

Результаты проведённого эксперимента позволили сделать следующие выводы:

- при сравнении исходного уровня развития мышления у детей экспериментальной и контрольной группы результаты оказались сравнительно одинаковые;

- после окончания эксперимента явилось характерным увеличение показателей уровня развития мышления детей в экспериментальной группе, что может быть свидетельством объективных процессов становления и развития мышления детей.

Анализ на заключительном этапе показал следующее: при сопоставлении результатов исследования экспериментальной и контрольной групп было установлено, что в первой группе испытуемых уровень развития мышления значительно повысился, что свидетельствует об эффективности целенаправленного использования дидактических игр для развития мышления дошкольников. Это подтверждает гипотезу исследования.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования методических разработок - комплекса игр, методических рекомендаций и диагностических методик - в процессе совершенствования процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Абасова Р. В. и др. Влияние дидактических игр на развитие логического мышления старших дошкольников //Вестник научных конференций. – ООО Консалтинговая компания Юком, 2018. – №. 7-1. – С. 7-8.

2. Алимова Г. К. Формирование операций мышления у детей дошкольного возраста //Наука и образование сегодня. – 2021. – №. 6 (65). – С. 72-73.

3. Артюхова Т. Ю., Федорова Е. П. Возможности развития мышления детей старшего дошкольного возраста средствами психолого-педагогического сопровождения //Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2022. – Т. 6. – №. 1 (21). – С. 16-25.

4. Басов А.В., Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: Город, 2007. – 348 с.

5. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников как методическая проблема (теория и технология) //Дошкольное воспитание. – 2018. – №. 1. – С. 21-29.

+ еще 52 источника

Примечания

К дипломной работе прилагаются презентация и речь

Покупка готовой работы
Тема: «Влияние дидактических игр на развитие мышления детей подготовительной к школе группы»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 89
Цена: 1200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика