Дипломная работа
«Синхронизация работы полушарий мозга на уроках английского языка на основе творческих заданий»
- 78 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛАТЕРАЛИЗАЦИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА И ИХ СИНХРОНИЗАЦИЯ 6
1.1. Сущностные характеристики левого и правого полушарий головного мозга 6
1.2. Современные тенденции в системе образования 11
1.3. Синхронизация работы полушарий головного мозга 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА 23
2.1. Творчество, как вид самореализации человека 23
2.2. Работа полушарий мозга в процессе творчества 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 31
ГЛАВА 3. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК ОСНОВА СИНХРОНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА 32
3.1. Творческие задания на уроках английского языка 32
3.2. Организация творческой деятельности учащихся на основе УМК «Spotlight» в 5 классе 38
3.3. Апробация системы упражнений на синхронизацию работы полушарий мозга 52
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Н.Н. Моисеев в работе «Время определять национальные цели» замечает: «никто не знает, с чем придется столкнуться нашим питомцам, значит, их надо учить так, чтобы они были способны учиться самостоятельно, имели широкий личностный и творческий потенциал, могли принимать нестандартные решения, научились активно воспринимать действительность» [Моисеев, 1990: 125].
Современная методика и дидактика переживают значительные изменения вследствие развития науки, общества образования и введения в эти отрасли инновационных процессов.
Современное мировое сообщество сейчас находится в процессе перехода от социально-экономической модели, основанной на мышлении, навязываемым информационным обществом, мышлении логическом, последовательном, компьютерном, к новой социально-экономической модели, основанной на творческом, эмпатическом и глобальном мышлении, которого требует от нас новое время.
Сегодня уже недостаточно левополушарных качеств, характерных для предыдущей эры и определявших жизнь в информационном обществе. Необходимы правополушарные качества, к которым ранее относились не очень серьезно: умение изобретать, сочувствовать, веселиться, искать смысл жизни. Эти качества все сильнее начинают влиять на конечный результат. И для того чтобы добиться профессионального успеха и личностной самореализации, необходимо развивать новое целостное сознание на основе положительного взаимодействия левого и правого полушарий.
Школьные методики обучения рассчитаны, в основном, на левополушарных учеников. Е.А. Смирнова в своем исследовании межполушарной ассиметрии мозга и обучения иностранному языку в подростковом возрасте делает вывод, что левополушарные и правополушарные школьники нуждаются в различных технологиях обучения.
Правополушарным обучающимся необходимы такие методы, как: интенсивные, натуральные, коммуникативные. А для левополушарных - аналитические, сознательно-сопоставительные. Однако использование интенсивных методик обучения способствует повышению успеваемости, как у правополушарных, так и у левополушарных. Это свидетельствует о том, что не следует резко противопоставлять людей по виду доминирования полушарий, а необходимо обеспечивать положительное взаимодействие обоих полушарий при всех видах латеральности на основе использования современных инновационных образовательных технологий. Данный факт и обусловил актуальность данного исследования.
Предметом исследования является процесс синхронизации работы мозга в ходе обучения иноязычному общению в общеобразовательной школе.
Объект исследования - творческие задания как одно из средств синхронизации работы полушарий мозга на уроках английского языка.
Цель исследования: изучить и описать алгоритм использования творческих заданий для синхронизации деятельности полушарий мозга на уроках иностранного языка.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1) рассмотреть деятельность мозга с точки зрения методики обучения иноязычному общению;
2) рассмотреть понятия «творчество», «процесс творчества», «творческие задания»;
3) создать банк творческих упражнений, учитывая синхронизированную работу мозга.
Гипотеза исследования: синхронизация работы полушарий мозга на уроках английского языка позволяет достичь более высоких результатов в освоении образовательной дисциплины.
Методология исследования: тест-струпа - Джон Ридли Струп, игра «Codenames» - Владимир Хватил, тестирование на выявление доминантного полушария - П. Торранс, Р. Рейнолд, Т. Ригель, О. Болл.
В ходе выполнения работы были использованы следующие методы исследования: теоретические - изучение литературы, статистических данных, наблюдение; практические - анализ изученной литературы, апробация, создание банка упражнений, экспериментальное обучение, анализ полученных результатов.
Выпускная квалификационная работа включает введение, 3 главы, выводы по главам, заключение, список литературы (50 источников), приложения.
В работе используются следующие сокращения:
ИЯ - иностранный язык,
ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт,
УМК - учебно-методический комплекс,
ИКТ - информационно-коммуникационные технологии.
ГЛАВА 1. ЛАТЕРАЛИЗАЦИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА И ИХ СИНХРОНИЗАЦИЯ
1.1. Сущностные характеристики левого и правого полушарий головного мозга
В мире уже давно известно про линию, разделяющую мозг на два участка (Мейсона - Диксона). Однако научное сообщество достаточно долго считало эти участки неравноценными. Издавна люди считали левую половину мозга более значимой, так как именно она отличает нас от животных. Правую же сторону считали подчиненной, некоторые принимали ее функцию за пережиток более ранней стадии человеческого развития.
Еще в эпоху Гиппократа врачи считали, что левая сторона - та, на которой находится сердце, - важнее правой. «Левое полушарие отвечает за речевые способности» - данное открытие сделал французский невролог Поль Брока в 1860 году. А десять лет спустя было сделано открытие, что левое полушарие может понимать речь. Сделал это открытие немецкий невролог Карл Вернике. Благодаря этим открытиям на свет появилось убедительное и удобное умозаключение. Язык отличает человека от животных. За владение языком отвечает левое полушарие. Следовательно, левое полушарие делает нас людьми [Дикая, Дикий, 2015: 135].
Наш мозг разделен на две части. Однако, как формулировал сам Сперри: «Так называемое подчиненное, или малое, полушарие, которое мы прежде признавали неграмотным и интеллектуально неполноценным - а некоторые специалисты даже отказывались считать разумным, - в действительности оказалось главным членом мозговой семьи там, где речь идет о выполнении определенных интеллектуальных задач» [Дикая, Дикий, 2015: 136]. Иными словами, правое полушарие вовсе не было менее
значимым, просто оно отличается от левого.
Латерализация функций головного мозга - это процесс, проходящий в онтогенезе, посредством которого различные психические функции связываются с левым либо правым полушарием головного мозга.
Часто функциональную асимметрию мозга рассматривали как наличие «праворуких» и «леворуких» групп людей. Но становится очевидным, что традиционные факторы латеральной предпочтительности, которые основаны только на факторе «рукости», не могут выступать единственно верным фактором мозговой латерализации [Ильюченко, 1989: 6].
Во Франции в 1836 году сельский врач Марк Дакс выступил с докладом, в котором сделал следующее заключение: каждая половина мозга контролирует свои, специфические функции. При этом он утверждал, что речь контролируется левым полушарием. Данное заключение было сделано в процессе его работы с больными, страдавшими от потери речи. Нарушение речи возникало как следствие повреждения мозга. В ходе своих наблюдений Дакс обнаружил, что у всех больных была нарушена деятельность левого полушария мозга [Спринтер, Дейч, 1983: 25].
Но его доклад не имел успеха. Детальное изучение описанного Даксом явления ученые начали ближе к концу XX века.
В 1981 году С. Спрингер получает Нобелевскую премию за открытие функциональной асимметрии мозга. Он отмечает что, если разделить мозг на две половины, то человек получит две раздельные сферы знания, два раздельных мозга. В 1983 году выходит книга «Левый мозг, правый мозг» авторов С. Спрингер и Г. Дейч.
Но в 1983 году Брэдшоу, Неттлетон, Магаро и другие исследователи сделали вывод, что данное преобладание не абсолютно, что в каждом полушарии заложены как лингвистические, так и пространственные способности [Ильюченко, 1991: 54].
Сперри, в одной из своих работ, провел детальный анализ, в котором показал, что отдельно правое полушарие думает, обучается, воспринимает, принимает решения - только делает это бессловесно.
Правое полушарие способно накапливать опыт, легко узнавать фотографии друзей, родственников, знаменитых людей. Оно знает расписания, контролирует отрицательные эмоции. Хотя каждое полушарие работает на высоком уровне, но опыт, полученный им, недоступен другому полушарию. Основная особенность в том, что левое полушарие может выражать мысли словами, а правое - нет.
Сложно было себе представить еще 10 лет назад, что в один день станет возможным дома иметь робота, который будет помогать по хозяйству или что профессия водитель станет не востребованной. В настоящее время мы можем заметить множество изменений, облегчающих жизнь человеку. Но, что же делать тогда людям, если множество профессий заменят роботы? Необходимо менять взгляды на профессии, но отношения к ним. Стоит сложная задача перед системой образования, изменить мышления, взгляды детей и подростков. Учителям необходимы новые подходы к обучению. образования устаревает и необходимы другие подходы к обучению.
Человеческое общество развивается очень стремительно, что требует «нового» человека с синхронной работой полушарий мозга. На данном этапе мы все еще видим четкую латеритизацию полушарий мозга.
Функциональную асимметрию мозга, стоит рассматривать не только как наличие «праворуких» и «леворуких» людей, но и как процесс, посредством которого различные психические функции связываются с левым либо правым полушарием головного мозга.
Учителям необходимо начать менять методики подхода к обучению школьников. Упражнения, используемые на уроке должны способствовать синхронизированной работе полушарий головного мозга. Педагогам необходимо начать развивать творческую личность школьников, учить их использовать интуицию, быть гибкими.
Целью данного исследования было разработать и апробировать банк творческих упражнений, созданных с учетом синхронизированной работы полушарий головного мозга.
В ходе работы необходимо было рассмотреть деятельность мозга с точки зрения методики, рассмотреть понятия «творчество», «творческая деятельность», «творческое задание», создать банк творческих упражнений, учитывая синхронизированную работу мозга.
Буквально около 40 десятилетий назад общество считало, что правое полушарие является пережитком прошлого, что оно является бесполезной частью головного мозга. Полагалось, что левое полушарие - это главная часть, так оно способно понимать и воспроизводить речь. Но время идет, наука развивается, и общество начинает понимать, что способности правого полушария необходимы будущему. Так как без творческого подхода, креативности нам будет тяжело выжить в этом стремительном мире. Так как творческий подход требует использования обоих полушарий мозга, то перед учителями стоит задача задействовать творческие методы в процессе обучения.
Рассмотрев различные определения понятия «творчество», мы сделали заключение что творчество - это деятельность, направленная на создание нового. Она не целенаправлена, т.е. мы не творим с целью создать нечто новое; это происходит непроизвольно, в процессе творческого акта.
«Творческое мышление» является неотъемлемой частью понятия «творчество». Но отличает их только взаимосвязь с деятельностью. Тогда как творчество - это деятельность, то творческое мышление - это психологический инструмент деятельности. По содержанию творчество является более широким понятием, нежели творческое мышление.
Доминирование полушарий мозга в процессе творческой деятельности существенно зависит от характера творческого задания и уровня креативности ученика.
О.М. Разумникова, процессы, происходящие в правом полушарии, отвечают за генерирование новых идей, которые затем актуализируются при помощи левого полушария.
С учетом полушарной организации мозга, каждое полушарие играет свою роль в творческом процессе, то есть креативность обеспечивается обоими полушариями.
Как было сказано ранее одним из основных подходов в современном обучении должна стать творческая деятельность.
Основными плюсами использования творчества на уроке является: самостоятельность учащихся, мобилизация умственных сил учащихся, полное вовлечение в учебный процесс, постоянное взаимодействие учащихся между собой и учителя с учащимися.
Анализ УМК «Spotlight» за 5 класс показал, что авторы учебника используют недостаточно творческих упражнений, способствующих синхронизации работы полушарий мозга. Вследствие чего нам необходимо было создать банк упражнений, помогающих учителям развивать творческую личность, умеющую синхронизировать работу полушарий головного мозга.
Созданный банк упражнений был апробирован с учениками 5 Б класс МОАУ СОШ №4 г.Нефтекамск. Результаты апробации следующие: использование творческих упражнений, направленных на синхронизацию работы полушарий мозга, способствуют увеличению качества овладения иностранным языком.
1) Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М.: Сов.радио, 1979. - 103 с.
2) Английский язык. Английский в фокусе: учеб.для 5 класса общеобразоват. учреждений/ Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс. - Москва: ExpressPublishing: Просвещение, 2016. - 164 с.
3) Баутина Е.Н. Виды заданий для развития творческого мышления студентов технических специальностей при обучении иностранному языку / Е.Н. Баутина, П.В. Короткова // Наука через призму времени. - М., 2018. - №6 (15). - С. 100-104.
4) Бикеева А.С. Интеллектуальные игры для школьников. Английский язык / А.С.Бикеева. - Ростов на Дону : Феникс, 2015. - 302 с.
5) Б. М. Бим-Бад. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.
+ еще 46 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Синхронизация работы полушарий мозга на уроках английского языка на основе творческих заданий» | |
Раздел: | Литература и лингвистика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 78 | |
Цена: | 2700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
682 автора
помогают студентам
23 задания
за последние сутки
10 минут
среднее время отклика
Курсовая работа
«Развитие социокультурной компетенции на уроках английского языка»Дипломная работа
«Формирование фонетических навыков у младших школьников на уроке английского языка на начальном этапе обучения»Дипломная работа
«Английские и русские фразеологизмы, отражающие концепты «труд» и «отдых» и работа с ними на уроках английского языка в школе»ВКР
«Изучение роли лингвостилистических средств в создании художественного образа на уроках английского языка (на примере тома феннела в романе у.с. моэма «театр»)»ВКР
«Повышение читательской культуры русскоязычных учащихся на уроках татарского языка на основе проектной деятельности»