Курсовая работа

«Система исследовательских заданий в процессе изучения И.С. Тургенева в 7 классе.»

  • 34 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛ.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ 5

1.1.ИССЛЕДОВАНИЕ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ 5

1.2.ТИПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАНИЙ 8

ГЛ.2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАНИЙ В УЧЕБНЫХ ПРОГРАММАХ И УЧЕБНИКАХ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11

2.1. АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ 11

2.2. АНАЛИЗ ЗАДАНИЙ В УЧЕБНИКАХ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

ПРИЛОЖЕНИЕ 28

Введение

Тема представленной работы – система исследовательских заданий в процессе изучения И.С. Тургенева в 7 классе.

Актуальность выбранной темы. Применение исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования. Поисковая активность - одно из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям. Учитель литературы не должен смотреть на себя лишь как на пропагандиста готовых научных решений и выводов. Он может ставить перед классом и перед собой проблемы нерешенные, дискуссионные, нуждающиеся в исследовании не только ради упражнения, но и ради поисков истины. И ученикам важно увидеть нечто, выходящее за рамки усвоения готовых решений, регламентированных упражнений. Так, например, анализ художественного текста может проводиться как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне самостоятельных, полезных, пусть и неоригинальных наблюдений и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину.

Цель представленной работы: изучение вопроса об использовании исследовательских заданий на уроке литературы на материале публикаций в методической периодике; разработка и апробация конспекта урока литературы для основной школы с использованием данного вида работы.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

1. Определить понятия исследование и исследовательские умения;

2. Рассмотреть понятие и типы исследовательских заданий;

3. Провести анализ учебных программ по литературе;

4. Провести анализ заданий и вопросов в учебниках по литературе;

5. Разработать конспект урока литературы в 7 классе.

Объектом данной работы является исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы, как процесс постижения авторского замысла (на примере повести И. С. Тургенева "Ася").

Предметом данной работы является использование исследовательских заданий на уроках литературы, способствующих эффективному восприятию литературного произведения школьниками.

Фрагмент работы

От любой другой сферы человеческой деятельности наука отличается своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых научная работа протекает. Цель науки – постижение истины, а способ постижения истины – научное исследование.

Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности – научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

Различают эмпирическое и теоретическое исследования, хотя разграничение это условно. Как правило, большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер. Любое исследование осуществляется не изолированно, а в рамках целостной научной программы или в целях развития научного направления. Изучение особенностей нарциссической личности Э. Фромм проводил в рамках научной программы исследования причин “злокачественной агрессии”. Программа К. Левина послужила основой для постановки исследований уровня притязаний, мотивации достижений, квазипотребностей, групповой динамики и пр. Предложенная Б. Ф. Ломовым программа изучения влияния процесса общения на когнитивные процессы породила исследования динамики и эффективности совместного решения сенсорных задач, запоминания материала, сравнения процессов индивидуального и группового мышления и т. д.[1, с.27]

Исследования по их характеру можно разделить на фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные и т. д. Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний.

Прикладное исследование проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи. Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае – психологии). Как и междисциплинарные, эти исследования требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин. К этой группе можно отнести генетические исследования, исследования в области инженерной психофизиологии, а также исследования на стыке этнопсихологии и социологии. Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности. Однофакторное, илианалитическое, исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

Исследования по цели их проведения можно разделить на несколько типов. К первому типу относятся поисковые исследования. Хотя название звучит тавтологично, под ним подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом. Иногда аналогичные исследования называют исследованиями “методом тыка”: “Попробуем так, может, что-то и получится”. Научные работы такого рода направлены на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области [5, с.44].

Заключение

По итогам проведенной работы, можно сделать вывод, что исследовательскую работу на уроках литературы следует рассматривать с двух точек зрения: как метод преподавания и как уровень, до которого могут подняться школьники в своей деятельности.

Исследовательская работа как метод преподавания - это развитие умения самостоятельного анализа литературного произведения. Основной прием при исследовательском методе преподавания - это постановка проблемных вопросов, исследовательских заданий.

Конечно, исследовательская деятельность не может охватить весь педагогический процесс. Исторически доказано, что ученик не может усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для него законов, правил. Тем не менее, исследовательская деятельность необходима при проведении современного урока литературы, ведь современный урок - это, прежде всего, такой урок, на котором учитель умело использует все возможности ученика. В силу своей гибкости, вариативности, будучи зоной свободного поиска, исследовательская работа непосредственно откликается на интересы и потребности учащихся, способствует реализации творческого потенциала личности, влияет на формирование ценностных ориентаций, вкусов.

Не смотря на то, что исследовательская деятельность не обеспечивает решения учебных проблем, требующих чувственно-образного мышления, то есть деятельности, носящей характер практического или художественного творчества, она связана с решением познавательных задач и учебных заданий с проблемным содержанием, с практической деятельностью учащихся, со сбором дополнительной информации, новых фактов из различных источников. Исследовательская деятельность в результате решения теоретической проблемы позволяет ученику "открыть" новое знание или способ действия.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что исследовательские задания помогают повысить глубину осознания и понимания произведения, а также, способствует более эффективному восприятию литературного произведения школьниками. Поэтому, именно сейчас возникла настоятельная потребность разобраться в специфике ученического исследования по литературе, в методике организации исследовательской деятельности школьников.

Список литературы

1. Быстрова Л.П. Формирование самообразовательных усилий // РЯШ. - 1992. - №1.

2. Еремина О. А. Поурочное планирование по литературе. 7 класс. - М.: Просвещение, 2002.

3. Золотарева И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. 2-е изд. испр. и доп. - М.: Вако, 2005.

4. Калинина И. В. История одной любви: урок в 7 классе по повести И. С. Тургенева "Ася" // Литература в школе - 1994 г. - №6.

5. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М.: Инфра-М, 1988.

6. Леонтович А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. - Народное образование. - № 10. - 1999.

7. Макарова Л.П., Гордияш Е.П. Управление школой: инновационная деятельность. – М.: Учитель, 2008.

8. Методика преподавания литературы. Подред. О.Ю.Богдановой и В.Г.Маранцмана. В2-хчастях. Ч.1. - М.: Наука,2002.

9. Методика преподавания литературы: Под ред. З. Я. Рез. - М.: Просвещение, 1985.

10. Лебедев Ю. В. Русская литература 19 века. 10 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений в 2 ч. Ч. 2 / Ю. В. Лебедев - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2002.

11. Литература: Справ. Шк. / Науч. Разработка и сост. Н. Г. Быковой. - М.: Филолог, центр гуманитарных наук при ф-те журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997.

12. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное - М.: АЗЪ, 1996.

13. Пашинин И. И. Повесть "Ася" в системе уроков по творчеству Тургенева. // Литература в школе. - 1996 г. - №3.

14. Программа «Литература. 5–11 классы»/ Авт.-сост. В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2000.

15. Программа «Литература. 5–11 классы» / Авт.-сост. А. Г. Кутузов. – М.: Дрофа, 1998.

16. Программа «Литература. 5–9 классы» / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: Русское слово, 2003.

17. Тургенев И. С. Повести. Рассказы. Стихотворения в прозе - М.: Дрофа, 2005.

18. Харитонова О. Н. Повесть И. С. Тургенева "Ася" на уроках литературы в 7 классе. // Литература в школе. - 1994г. - №6.

19. Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева - М.: Просвещение, 1997.

Покупка готовой работы
Тема: «Система исследовательских заданий в процессе изучения И.С. Тургенева в 7 классе.»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 34
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика