Доклад

«Трудовое право»

  • 180 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 4

ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА 4

§ 1. Предмет трудового права 4

§ 2. Метод трудового права 8

§ 3. Система трудового права 10

§ 4. Отграничение трудового права от смежных отраслей права 12

§ 5. Предмет, метод и система науки трудового права 14

ГЛАВА II. ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА 15

§ 1. Понятие и виды источников трудового права 15

§ 2. Действие нормативных актов во времени и пространстве. 21

Единство и дифференциация 21

ГЛАВА III. ПРИНЦИПЫ ТРУДОВОГО ПРАВА 23

§ 1. Понятие правовых принципов 23

§ 2. Виды принципов права 26

§ 3. Межотраслевые принципы правового регулирования труда 27

и принципы трудового права 27

ГЛАВА IV. СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА 35

§ 1. Понятие субъектов трудового права 35

§ 2. Граждане как субъекты трудового права 37

§ 3. Организации как субъекты трудового права 40

§ 4. Трудовой коллектив организации как субъект трудового права 45

§ 5. Представительство интересов работников и трудовых коллективов. 49

Права и гарантии деятельности профсоюзов 49

ГЛАВА V. ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ТРУДОВОГО ПРАВА 52

§ 1. Понятие и система правоотношений в сфере трудового права 52

§ 2. Трудовое правоотношение 53

§ 3. Правоотношения, тесно связанные с трудовыми (производные) 57

ГЛАВА VI. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР И СОГЛАШЕНИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ 62

§ 1. Понятие коллективного договора и социально-экономических соглашений 62

§ 2. Осуществление принципа социального партнерства 67

в зарубежных европейских странах 67

РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ 68

ГЛАВА VII. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА 68

§ 1. Экономическая реформа и рынок труда 68

§ 2. Понятие занятости населения и направления государственной политики в этой сфере 69

§ 3. Правовой статус безработного 71

§ 4. Правовая организация трудоустройства 73

§ 5. Трудоустройство отдельных категорий граждан 75

§ 6. Пособие по безработице 77

§ 7. Скрытая безработица 79

ГЛАВА VIII. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР (КОНТРАКТ) 80

§ 1. Понятие трудового договора 80

§ 2. Общий порядок заключения трудовых договоров (контрактов) 81

§ 3. Испытание при приеме на работу и аттестация работников 83

§ 4. Содержание трудового договора 84

§ 5. Виды трудового договора 85

§ 6. Переводы 92

§ 7. Прекращение трудового договора 95

§ 8. Порядок увольнения работников 101

§ 9. Трудовые договоры с некоторыми другими категориями работников 102

ГЛАВА IX. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА 106

§ 1. Понятие и виды рабочего времени 106

§ 2. Режим и учет рабочего времени 109

§ 3. Сверхурочные работы. 111

Ненормированный рабочий день 111

§ 4. Понятие и виды времени отдыха 113

§ 5. Ежегодные очередные отпуска 115

ГЛАВА Х. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА (ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ) 117

§ 1. Понятие и методы регулирования оплаты труда (заработной платы) 117

§ 2. Понятие тарифной системы и ее элементов 120

§ 3. Оплата труда руководителей, специалистов и служащих 124

§ 4. Нормирование труда 125

§ 5. Системы оплаты труда 126

§ 6. Оплата труда при отклонениях от нормальных условий 128

§ 7. Гарантии и компенсации 129

§ 8. Исчисление среднего заработка и порядок выплаты заработной платы 131

ГЛАВА XI. ДИСЦИПЛИНА ТРУДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ 132

§ 1. Понятие дисциплины труда 132

§ 2. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка 133

§ 3. Меры поощрения за успехи в работе 134

§ 4. Ответственность по трудовому праву 135

ГЛАВА XII. ОХРАНА ТРУДА 148

§ 1. Понятие охраны труда 148

§ 2. Правила по технике безопасности и производственной санитарии. 150

Специальные нормы об охране труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных условиях 150

§ 3. Специальные нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью 152

§ 4. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде 155

и правил охраны труда 155

§ 5. Ответственность за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда 158

ГЛАВА XIII. ТРУДОВЫЕ СПОРЫ И ПОРЯДОК ИХ РАЗРЕШЕНИЯ 159

§ 1. Понятие трудовых споров и их виды 159

§ 2. Подведомственность трудовых споров 161

§ 3. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров 161

§ 4. Порядок исполнения решений и постановлений органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров искового характера 166

§ 5. Подведомственность индивидуальных споров, вытекающих из иных правоотношений, тесно связанных с трудовыми 167

§ 6. Понятие коллективных трудовых споров и порядок их рассмотрения 168

РАЗДЕЛ III. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА, ЕЕ ЗАДАЧИ И РОЛЬ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 172

ГЛАВА XIV. МОТ, ЕЕ ЗАДАЧИ И РОЛЬ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ 172

ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 172

Приложение 177

Конвенции МОТ, действующие в Российской Федерации 177

СОДЕРЖАНИЕ 178

Введение

Переход к новым экономическим условиям, к так называемой рыночной экономике, к сожалению, не повлек за собой роста производства, без которого немыслимо и развитие всего общества. За семь лет реформ по данным Академии социальных наук уровень промышленного производства снизился практически в два раза*.

*См. беседу с директором Института социально-политических исследований РАН акад. Г. Осиповым  Труд. 1998. 22 апр.

В условиях такого спада происходит и резкое расслоение общества: существенно возросли доходы одних и упала, а точнее - уменьшилась заработная плата других.

Экономисты объясняют рост доходов при сокращении производства, во-первых, развитием теневой экономики (коррупция, рэкет, проституция и другие виды подпольного бизнеса) и, во-вторых, "проеданием" природных сырьевых ресурсов.

По данным, приведенным той же Академией, резко увеличился разрыв между доходами самых богатых и самых бедных граждан; доля населения, живущего за чертой бедности, составляет более его четверти; разница между минимальным и средним заработком увеличилась в 11 раз и уровень безработицы (с учетом скрытых ее форм) составляет 13 процентов населения.

Сама по себе поляризация свойственна рынку, и сказанное не означает тоску по прошлой уравниловке, которая в условиях рынка неприемлема. Дифференциация действительно должна быть, но перекосы в этой области, которые имеют место в нашей действительности, нельзя признать нормальным явлением.

Изменение основ экономики общества не могло не повлечь за собой определенные отрицательные последствия. Адаптация производства к новым условиям не могла быть совсем безболезненной, и потому в какой-то степени естественной должна была быть и более высокая стоимость производимого, и далеко не всегда соответствующее качество многих видов продукции отечественного производства, не выдерживающее конкуренции с импортными аналогами, отличающимися более низкой себестоимостью при более вы-соком качестве.

Но сутью реформы, возродившей частную собственность, прежде всего должно быть пробуждение в работающем заинтересованности в результатах своего труда, ибо только собственность дает реальную уверенность, хотя и связанную с риском, обеспечивает наиболее прочную зависимость получаемого дохода от вложенного труда.

Только труд должен быть основой нормальной жизни и благосостояния граждан общества, а эта задача пока не входит в число приоритетных в обществе. Для многих сейчас выгоднее посредничать, нежели трудиться в реальном секторе экономики. И именно заинтересованное участие граждан в труде - реальная гарантия необратимости реформ и их нормальной жизни в обществе.

Проблема побуждения людей к производительному труду сама по себе, конечно, не нова, ибо только трудом во все времена создавалась и создается материальная и духовная культура.

Общество, пренебрегающее трудом, обречено. Как же заинтересовать работника в результатах труда в новых условиях? Какими должны быть теперь мотивы к высокопроизводительному труду? Повлияло ли возрождение частной собственности на эти мотивы? Принято считать, что собственник на себя плохо работать не может. Между тем социологические исследования показывают, что работники не осознали себя в достаточной мере совладельцами средств производства. И что самое досадное, проведенная в России приватизация не способствовала этому. Она, к сожалению, не дала положительных результатов.

Фрагмент работы

В результате отсутствия четкого правового регулирования все эти работники оказались в некоем правовом вакууме, породившем неопределенность в регулировании трудовых отношений.

Более того, в последние годы принят ряд нормативных актов, ошибочно определяющих правовую природу трудовых отношений, относя их к гражданским, хотя в действительности они носят трудоправовой характер.

Следствием такой подмены является несоблюдение целого ряда норм, крайне необходимых для защиты работников, начиная с правил по охране труда и технике безопасности и кончая другими нормами-гарантиями, которых гражданское право, естественно, не содержит.

Кстати, такая же тенденция проявляется сейчас в одном из проектов Трудового кодекса, который предстоит принять Государственной Думе. Под видом освобождения от государственного вмешательства и опираясь на якобы существующее равноправие сторон в трудовом договоре, предлагается исключить из Кодекса четкий перечень закрепленных в действующем КЗоТ РФ оснований увольнения работника и включить возможность заключения срочного договора по желанию сторон. Предлагаются и другие новеллы, опи-рающиеся на мнимое равенство сторон в трудовом договоре, хотя в действительности экономически работник зависим от работодателя, стороны здесь не являются полностью равноправными, и работник, разумеется, нуждается в защите государства, объем которой должен быть тщательно продуман.

Незащищенность работника, а сейчас еще и неопределенность правового положения не способствуют формированию его заинтересованности в результатах труда и стабильности трудовых отношений (а только в этом случае он будет хорошо трудиться, в чем, как уже отмечалось выше, заинтересовано общество), создают неразбериху в регулировании этих отношений.

Игнорирование особенностей трудового права как самостоятельной отрасли при выработке концепции механизма воздействия на трудовые отношения не может дать положительного результата. А это требует как минимум внимания к изучению вопроса о предмете данной отрасли, об объеме гарантий, которые должны быть установлены государством, и о других задачах, которые стоят перед наукой этой важной для общества отрасли.

Рыночная экономика поставила перед правовой наукой и наукой трудового права в частности необходимость исследования таких вопросов, как, например, о соотношении правомочий трудовых коллективов и коллективов совладельцев в корпоративных организациях, об объеме норм, принимаемых в централизованном и локальном, императивном и диспозитивном регулировании, о социальном партнерстве, которое, к сожалению, пока остается недостаточно эффективным, о более четком определении правомерности забастовок и некоторых других.

Все изложенное требует глубоких исследований и дальнейшего развития науки трудового права. В современных условиях это особенно необходимо.

Кроме того, в концепции, которая должна быть разработана специалистами с учетом изменений, происходящих в нашей экономике в последнее время, нельзя не учесть и те перемены, которые происходят сегодня и в мире труда, т.е. в зарубежных развитых странах, поскольку формируется новый тип работника.

Информационная техника, а с ней сейчас связан труд значительного количества занятых, требует высокого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки. Причем предпочтение отдается работникам, которые обладают не только высокой квалификацией, но и способностью к творчеству, умеют адаптироваться к меняющимся целям и условиям производства. И это должно быть учтено и самими работниками, и органами государственной службы занятости.

Заключение

Основу конвенций МОТ в этой сфере составляют Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Европейская социальная хартия.

В них закрепляется право на труд, и трактуется оно как право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. И хотя это право, в числе других, в преамбуле к Всеобщей декларации прав человека сформулировано как цель, к которой должны стремиться все народы и государства, тем не менее Хартия обязывает государства проводить политику занятости в качестве средства осуществления права на труд. Во всех названных актах подчеркивается, что право на труд несовместимо с принудительным трудом. Он запрещен Конвенциями № 29 (1935 г.) и № 105 (1957 г.).

Во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте говорится и о защите граждан от безработицы. Ей посвящен ряд актов МОТ. Причем одни из них закрепляют общие задачи государства, направленные на решение проблемы безработицы, в других рассматриваются вопросы трудоустройства отдельных групп трудящихся.

3 июня 1997 г. была принята Конвенция № 181 о частных агентствах занятости, в которой подчеркивается, что они в своей деятельности не должны подвергать дискриминации ищущих работу по признакам расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национального и социального происхождения или любой иной форме дискриминации, и наоборот, содействовать в оказании услуг и помощи тем, кто находится в наименее благоприятном положении.

К рассматриваемой группе относятся Конвенция № 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию (1948 г.) и Конвенция №98 о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров (1949 г.). Эти акты закрепляют право как предпринимателей, так и трудящихся на создание организаций без предварительного согласия властей. Организации имеют право на разработку собственного устава и на выбор своих представителей. В Конвенции № 98 излагается принцип защиты от дискриминации при нарушении принципа свободы объединений. Кроме того, в ней содержится призыв к использованию процедур проведения коллективных переговоров.

МОТ создала специальный механизм защиты принципа свободы объединения, включающий комитет по свободе объединения, представляющий собой трехсторонний орган, назначаемый Административным советом и действующий в соответствии с особой процедурой, обеспечивающей его независимость.

Хотя право на забастовку в Конвенциях № 87 и № 98 прямо не закреплено, комитет неоднократно подчеркивал, что полное запрещение забастовки противоречит принципу свободы объединения и что проведение забастовки может ограничиваться только особыми обстоятельствами.

Во многих странах, присоединившихся к Конвенции № 98, были приняты соответствующие законодательные акты для урегулирования коллективных трудовых споров.

Примечания

Защищено на отлично!

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика