Курс лекций

«Основы управленческого учета»

  • 49 страниц
Содержание

1. Введение в управленческий учет.4

2.Теоретические основы управленческого учёта.9

3. Затраты и их классификация в управленческом

и производственном учёте.18

4. Организационные системы управленческого

учета.24

5. Производственный учёт.30

6. Нормирование, планирование и контроль издержек.40

7. . Управленческий учёт и анализ.45

Введение

Управленческий учет — это область знаний, которая необходима каждому, кто занимается предпринимательством. Менеджер несет ответственность за выполнение целей, поставленных ему администрацией или учредителями предприятия. Результаты деятельности менеджера во многом зависят от информации, которую он использует для планирования, контроля и регулирования управленческой деятельности и принятия решений.

Значение этой дисциплины состоит в том, что она позволяет системно рассмотреть внутри предприятия вопросы оперативного планирования, контроля и учета отдельных видов деятельности. Основным критерием действенности системы является эффективное управление финансовыми и людскими ресурсами, а управленческий учет обеспечивает для этого необходимый механизм.

Дисциплина "Управленческий учет" служит инструментом преемственности и гармонизации изучения учетных дисциплин. Она позволяет расширить кругозор в отношении цикла учетных дисциплин "Финансовый учет", "Бухгалтерская (финансовая) отчетность", "Финансовый анализ", "Аудит".

1.2. Международная практика выделения управленческого учета из общей системы бухгалтерского учета

В конце 40-х и начале 50-х годов XX в. произошли значительные изменения в области бухгалтерского учета в странах с развитой рыночной экономикой. Прежде всего бухгалтерский учет стал не только средством обработки и группировки экономической информации, содержащейся в первичных документах, но превратился в "участника" и "исполнителя" управленческой политики предприятия. Появились дополнительные функции по сбору и обобщению информации для группы лиц, прини-мающих хозяйственные решения, по формированию и сохранению справочной информации разного назначения — в целях планирования, прогноза, принятия решения, контроля.

Бухгалтерский учет приобретает оперативность, аналитичность. Большое внимание бухгалтеры уделяют учету затрат на производство, учету фактического объема производства, оценке выполнения производственных программ не только всего предприятия, но и его подразделений.

В условиях концентрации капитала, внешней и внутренней конкуренции, инфляции, значительного роста объемов производственных издержек, создания и функционирования транснациональных корпораций традиционные методы учета не соответствовали требованиям управления.

Принцип эффективности управления предопределил необходимость появления управленческого учета. Постепенно в разных странах термин "производственный учет" был заменен на "управленческий учет". Однако это было не просто изменение терминологии, но и большая организационная и методологическая перестройка системы бухгалтерского учета. Он разделился на две отрасли: финансовый и управленческий учет.

Фрагмент работы

Тема 2. Теоретические основы управленческого учёта

2.1. Определение сущности управленческого учета

Управленческий учет — составная часть информационной системы предприятия. Эффективность управления производственной деятельностью обеспечивается информацией о деятельности структурных подразделений, служб, отделов предприятия. Эту информацию управленческий учет формирует для руководителей разных уровней управления внутри предприятия в целях принятия ими правильных управленческих решений.

Содержание управленческого учета определяется целями управления: оно может быть изменено по решению администрации в зависимости от интересов и целей, поставленных перед руководителями внутренних подразделений.

Сущность управленческого учета — интегрированная система учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, систематизирующая информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия.

Предложенное определение дано исходя из объектов, признаков, задач и целей управленческого учета, которые рассмотрены в этой главе.

Предметом управления является процесс воздействия на объект или процесс управления в целях организации и координирования деятельности людей для достижения максимальной эффективности производства. Управление воздействует на предмет управления с помощью планирования, организации, координирования, стимулирования и контроля. Именно эти функции выполняет управленческий учет, образуя свою систему, которая отвечает целям и задачам управления.

Предметом управленческого учета в общем виде выступает совокупность объектов в процессе всего цикла управления производством. Содержание предмета раскрывают его многочисленные объекты, которые можно объединить в две группы:

• производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности предприятия;

• хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность предприятия.

В состав производственных ресурсов входят:

• основные фонды — это средства труда (машины, оборудование, производственные здания и т.д.), их состояние и использование;

• нематериальные активы — объекты долгосрочного вложения (право пользования землей, стандарты, лицензии, товарные знаки и т.д.), их состояние и использование;

• материальные ресурсы — предметы труда, предназначенные для обработки в процессе производства при помощи средств труда.

Заключение

Оценка затрат в целях контроля и регулирования. Это третье и последнее из названных выше направлений подразумевает сбор информации о том, как распределяются затраты между отдельными участками производства (центрами затрат и ответственности). Необходимо установить взаимосвязь затрат с действиями конкретных лиц, ответ-ственных за расходование ресурсов. С этой целью все затраты классифицируют на регулируемые и нерегулируемые руководителем определенного уровня. Регулируемые затраты подразделяют по статьям, сопоставляют плановый и фактический уровень затрат, при наличии отклонений выявляют причины и виновников и принимают корректи-рующие меры. Таким образом осуществляется управление по отклонениям.

Итак, используя различные классификации затрат и методы их учета, можно получить информацию, необходимую для тех или иных целей управления предприятием, и строить разнообразные системы управления затратами.

Как уже говорилось, потребность в модификации системы управления порождается необходимостью решения тех или иных экономических задач на определенном историческом этапе. Так, концентрация промышленного производства, снизившая к 1920-м гг. остроту конкуренции и обусловившая возможность установления монопольных цен, поставила повышение прибыли в зависимость от организации производства, внутрипроизводственной экономии ресурсов. Фактическая калькуляция, дающая так называемую посмертную информацию, препятствовала принятию оперативных решений. Кроме того, усредненная себестоимость конечного продукта, изготавливающегося во многих производственных подразделениях, не отражала всей картины формирования себестоимости, нивелируя и искажая ответственность за перерасход ресурсов. Назрела потребность в создании новых систем управления затратами, о которых речь пойдет далее.

Примечания

Защищено на отлично!

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика