Курсовая работа

«Правовое регулирование электронной коммерции»

  • 30 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ 5

1.1 Правовая сущность электронной коммерции 5

1.2 Особенности электронной коммерции в России 9

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ЭЛЕКТРОННУЮ КОММЕРЦИЮ 13

2.1 Правовое регулирование электронной коммерции в ВЭД 13

2.2 Особенности законов, регулирующих электронную коммерцию 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Введение

В XX в. научно-технический прогресс (НТП) радикально изменил системы информационного обмена и общения между людьми и значительно повлиял на основные сферы жизнедеятельности, условия существования и образ жизни каждого человека. Обыденным стало использование систем передачи информации в экономике, социальной сфере, культуре, науке, образовании, медицине. Одним из важнейших средств коммуникации явилась компьютерная сеть Интернет, ставшая за короткий срок неотъемлемым элементом повседневной жизни.

Для обозначения современных технологий информационного обмена было введено новое понятие – «информационно-коммуникационные техно-логии». Развитие коммуникационных технологий существенно повлияло как на международные, так и на внутригосударственные отношения, стало предпосылкой и инструментом интеграции мирового сообщества и создания глобальной информационной экономики.

Воздействуя на основные сферы человеческой деятельности, НТП в области связи и передачи информации значительно влияет на экономиче-скую жизнь общества. В силу того, что хозяйственная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий имеет существенные особенности, ее стали называть специальным термином – «электронная коммерция»

Несмотря на серьезные технические, организационные, психологиче-ские и юридические препятствия, электронная коммерция превращается в один из самых распространенных методов экономической активности. В условиях глобального перехода к информационному обществу сетевые средства электронных коммуникаций, и в первую очередь глобальная мировая сеть Интернет, становятся значительным стимулом развития экономики, позволяя более эффективно решать встающие экономические задачи.

Развитие в последние годы правоотношений, связанных с электронной коммерцией, позволяет говорить о ее «превращении» в правовое явление, что и определяет актуальность темы данной работы.

Цель работы – анализ особенностей правовой базы электронной ком-мерции. Задачи работы:

1) анализ правовой сущности электронной коммерции;

2) изучение тенденций развития электронной коммерции в России;

3) анализ законодательства, регулирующего электронную коммерцию.

Фрагмент работы

Термин «электронная коммерция» – это дословный перевод английского словосочетания «electronic commerce», которое примерно с 1993 г. стало употребляться сначала в СМИ, а затем и в специальной литературе для обозначения экономической деятельности, осуществляемой с использованием компьютерных сетей (о каких именно компьютерных сетях идет речь и каким образом они участвуют в процессе – тут мнения исследователей расходятся). Некоторые авторы утверждают, что электронная коммерция как экономическое явление появилась значительно раньше, в 60-е гг. прошлого столетия, когда большие организации стали применять в транзакциях между собой технологии электронного обмена данными (electronic data interchange), а банки – использовать электронный перевод денежных средств (electronic funds transfer). Однако не вызывает сомнений, что в юридических исследованиях термин «electronic commerce» и его переводы стали активно фигурировать, только когда в электронную коммерцию стала вовлечена сеть Интернет, т.е. с середины 1990-х гг., поскольку именно с этого момента данное явление из исключения превратилось в правило и потребовало соответствующего правового регулирования.

На начальном этапе изучения электронной коммерции в качестве синонимов этого понятия активно использовались термины «электронный бизнес» (electronic business) и «электронная торговля» (cybertrade, electronic trade, e-tailing). Однако в настоящее время большинство специалистов говорят о том, что эти термины обозначают различные явления .

Большую роль в работе по унификации правового регулирования электронной коммерции в целом и разработки единой терминологии в этой области играют международные организации. В первую очередь речь идет об Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирной торговой организации (ВТО) и Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Однако в силу того, что каждая организация ведет свои исследования самостоятельно, дефиниции, предложенные ими, также имеют различия :

Заключение

Электронная коммерция обладает своей спецификой, которая распространяется и на правовое регулирование связанных с ней правоотношений. Хотя термины «электронная коммерция», «электронная торговля» и «электронный бизнес» употребляются довольно часто, единый подход к их определению отсутствует. В настоящий момент четкого единственного определения электронной коммерции не существует. Однако, с правовой точки зрения, электронная коммерция – это совокупность правоотношений, включающих как электронную торговлю, так и связанные с ней правоотношения, обеспечивающие защиту прав и законных интересов участников электронной коммерции и гарантирующие их реализацию (разработка понятийного аппарата в этой сфере, создание условий для использования электронных документов в гражданском праве, совершенствование правовых норм и т.п.).

Основными имеющими более или менее прямое отношение к элек-тронной коммерции актами являются ФЗ от 10 января 2002 г. №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», ФЗ от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об ин-формации, информационных технологиях и о защите информации» и ФЗ от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» в редакции от 01.05.2007, которые посвящены скорее вопросам техническо-правового гарантирования достоверности электронных сообщений. Отдельные положения, относящиеся к сфере электронной торговли, содер-жатся в Законе РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. №2300-1 в редакции. Остальные вопросы регулируются почти по аналогии Гражданским кодексом РФ.

В настоящее время происходит процесс развития законодательства в сфере электронной торговли и электронного документооборота, что явля-ется весьма важным фактором для дальнейшего формирования законода-тельства в области инфокоммуникационных технологий. Отметим, что большая роль в правовом регулировании отношений в области использования электронных документов и цифровой подписи отводится соглашению сторон, благодаря которому, например, могут решаться вопросы применения и использования, определяться технология, используемая для создания цифровой подписи.

Наличие средств электронной коммерции дает нам значительное упрощение отношений, однако к каждой ситуации следует подходить индивидуально, понимая не просто букву, но и дух закона, общие тенденции права, чтобы не допустить злоупотребления им. Вопрос о необходимости введения в России легального определения термина «электронная коммерция» остается открытым. Представляется, что пока в мире не сложилось доминирующей точки зрения, что понимается под электронной коммерцией, следует воспользоваться опытом государств, построивших правовое регулирования отношений в сфере электронной коммерции на понятийном аппарате, по поводу которого нет столь сильных разногласий.

Список литературы

1. Васильева Н.М. Электронная коммерция как правовая категория. // Юрист. – 2006. – №5.

2. Воловик Л.А. Основы внешнеэкономической деятельности. – Калининград, изд-во Балтика, 2008.

3. Гаврилов Н.К. Нормативно-правовая база электронной торговли в России. // Право и политика. – 2009. - №1.

4. Кравченко Р.Ю. Классификация участников ВЭД и особенности регулирования их отношений. // Международный бухгалтерский учет. – 2010. – №7.

5. Кулик Т.Ю. Правовая природа электронной коммерции. // Правовая природа связи – 2006. – №2.

6. Куняев Н.Н. О развитии правового регулирования в области использования информационно-коммуникационных технологий. // Юридический мир. – 2010. – №7.

7. Мелешенко И.П. Специфика налогообложения электронной коммер-ции. // Налоги (журнал). – 2007. – №6.

8. Нугаев Ш.Р. Проблемы правового регулирования электронной коммерции: доктринальные аспекты. // Российский юридический журнал. – 2010. – №2.

9. Рубаева Е.Б. Тенденции и пути развития электронной коммерции в России. // Управление персоналом. – 2010. – №22.

10. Тедеев А.А. Проблемы налоговой юрисдикции и международные пробелы налогообложения при транснациональной электронной коммерции. // Налоги (журнал). – 2008. – №4.

Покупка готовой работы
Тема: «Правовое регулирование электронной коммерции»
Раздел: Гражданское право и процесс
Тип: Курсовая работа
Страниц: 30
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика