Курсовая работа

«Возникновения социальной активности детей младшего школьного возраста»

  • 53 страниц
Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические основы возникновения социальной активности детей младшего школьного возраста 5

1. История вопроса 35

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению социальной активности детей в Российской Скаутской Организации 39

Методические рекомендации по повышению социальной активности детей и подростков в деятельности детских общественных организациях 47

Заключение 49

Список литературы 51

Введение

Своеобразие современного этапа развития нашего государства, противоречивость социальных отношений, расслоение общества, недостаточное внимание взрослых к проблеме социального развития молодежи требуют сегодня глубокого переосмысления функций всех социальных институтов по отношению к детям и созданию условий для их жизнедеятельности.

Среди этих институтов особое место занимают детские организации, работа которых строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает развитие их инициатив и общественной активности.

Необходимость изучения проблемы социализации ребенка в детских общественных организациях возрастает в связи с приобретением ими большей автономности - отдаленности от школы и других социальных институтов, а также в связи с усилением принципа добровольности участия в их работе детей и подростков.

Новые социальные условия требуют существенного переосмысления теории и методики социализации личности ребенка. В связи с этим нуждаются в уточнении содержание, формы и методы работы.

Опираясь на традиционные подходы к организации работы детских объединений, взрослые сталкиваются с трудностями пробуждения у детей активной позиции в различных типах социальных отношений.

Поэтому необходимо рассмотреть, что способствует развитию активности и в зависимости от этого руководителям детских общественных организаций строить деятельность в организациях.

Актуальность проблемы исследования определяется необходимостью более глубокого изучения, выявления и разработки теоретико-методических основ возникновения социальной активности детей и подростков в детских общественных организациях и определяется той огромной ролью, которую играет детская организация в развитии и формировании социальной активности личности детей и подростков. В соответствии с вышесказанным, темой данной курсовой работы является «Социальная активность детей младшего школьного возраста»

Цель: изучить возможности детской организации как способа педагогического влияния на социальную активность детей и подростков.

Объект: социальная активность детей и подростков в детской общественной организации.

Предмет: организация деятельности в детской общественной организации.

Гипотеза: мы полагаем, что дети и подростки обладают высоким уровнем социальной активностью при условии их участия в деятельности детской общественной организации.

Задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.

2.Определить уровни социальной активности детей и подростков.

3.Изучить состояние работы детской организации по формированию социальной активности детей и подростков.

4.Разработать методические рекомендации по повышению социальной активности детей и подростков в деятельности детских общественных организациях.

Метод исследования: опрос.

База исследования:

Российская скаутская организация, г. Северодвинск. «Орлёнок »

МОУ гимназия № 21, г. Архангельск, 1 “б” класс.

Фрагмент работы

Вторая точка зрения — это стремление утвердить незыблемость учения о коллективе и доказать возможность и сегодня работать «по Макаренко».

В теории и практике проблемы коллектива могут быть выделены следующие аспекты:

— целеполагание в коллективе, вопрос о цели;

— коллектив и личность;

— способы организации воспитательной деятельности, формотворческая функция коллектива;

— результативность коллективной деятельности.

Целеполагание в коллективе

Целеполагание в коллективной деятельности одна из самых существенных проблем. Подходы к проблеме цели коллектива в первую очередь определялись идеологической обусловленностью в формулировке общих целей воспитания как становления человека с коммунистическими взглядами и способами поведения. Идеологизация целей воспитания вообще, определяла идеологическое основания в определении целей коллективной деятельности, что особенно отчетливо проявляется в учении о коллективе А.С. Макаренко.

Заключение

Нами изучена психолого-педагогическая литература, при анализе которой мы выяснили, что характерным видом деятельности младшего школьника является игра, которая выступает и как специальная форма коллективной деятельности, и как элемент всех других видов деятельности.

Мы изучили теоретические основы возникновения социальной активности у детей и подростков, вклад в которую внесли такие педагогические деятели как Л.С. Выготский, И.И. Давыдов, А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн.

Определили уровень социальной активности детей и подростков в детско-юношеской общественной организации. Для этого нами были использованы методика КОС (коммуникативные и организаторские способности) и опрос «Моя организация помогает мне стать». По результатам, которых выявлены определенные зависимости. Так, например, дети, обучающиеся в специальных детских организациях, целью которые является не только получение детьми знаний, но и развитие их креативных, организаторских и коммуникативных способностей, показало, что младшие школьники проявляют себя отлично как организаторы или руководители, всегда являются ведущими, а не ведомыми по сравнению со школьниками обучающимися в школах с традиционной системой воспитания, что подтверждает нашу гипотезу которую мы выдвинули в начале нашего исследования.

Разработали методические рекомендации по повышению социальной активности детей и подростков. Привели свои варианты и примеры работы с младшими школьниками.

Особенно значимой группа сверстников становится в младшем школьном возрасте, так как помогает разрешить многие психологические проблемы, связанные с трудностями переходного возраста.

Группа сверстников становится для ребёнка младшего школьного возраста своеобразной школой жизненного опыта, который не могут обеспечить другие институты, такие как семья или образовательные учреждения.

В первую очередь, она дает опыт горизонтального общения, то есть общения с равными, опыт совместной деятельности, и усвоения связанных с этой деятельностью новых ролей.

Значения группы сверстников как института социализации меняется на протяжении истории и во многом зависит от преобладающего в данном обществе типа культуры.

Есть еще ряд причин делающих группу сверстников особенно важной именно для детей младшего школьного возраста.

Общение со сверстниками оказывается важным каналом информации, по нему подростки и юноши узнают, которых им по тем или иным причинам не сообщают взрослые. Часто через сверстников подростки получают информацию по вопросам пола, и именно через этот канал транслируется молодежная субкультура.

Кроме того, общение со сверстниками, это специфический вид деятельности и межличностных отношений.

В ходе этого общения вырабатываются навыки социального взаимодействия, увеличивает набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности.

Скаутинг дожил до наших дней не только в силу приспособляющейся идеологии, но и благодаря своим привлекательным методам.

Обучая детей и опираясь только на традиционные подходы к организации работы детских объединений, взрослые сталкиваются с трудностями пробуждения у детей активной позиции в различных типах социальных отношений. Работа затрагивает данную проблему, которая характерна не только для подрастающего поколения, но и для современного общества.

Список литературы

1. Андриенко Е.В. «Социальная психология». – М., 2003.

2. Ананченко М.Ю., Овсянкин П.Е. Курс «Лидерство» в школе. Книга для педагогов и старшеклассников. – Архангельск. – 1995.

3. Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума // Педагогика. – 2000. – №7. – С. 48-52.

4. Вохминова Л.В. Формирование активной жизненной позиции школьников в деятельности органов самоуправления. – Вологда, 1989.

5. Вичев В. «Мораль и социальная психика». – М., 1978.

6. Вульфов Б.З. Взаимодействие факторов социализации личности ребенка// Сотрудничество семьи, детских объединений и социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка. - Челябинск, 1996.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.

8. Выготский Л.С. «Педагогическая психология». – М., 1996.

9. Выготский Л.С. «Проблемы возраста». – М., 1984.

10. Головей Л.А., Рыбалко Е.Р. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2001.

11. Годфруа Ж. «Что такое психология». – М., 1992.

12. Голованова Н.Ф. «Социализация школьников как педагогическое явление». – М., 1998.

13. Донцов А.И. «Проблемы групповой сплочённости». – М., 1977.

14. Донцов А.И. «Психология коллектива». – М., 1984.

15. Звягина Н.В., Копосова Т.С. Методические рекомендации для специалистов общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений. –Архангельск. –2003.

16. Каптерев. П.Ф. История русской педагогии. Педагогика,1994, № 4

17. Крупская Н.К. «Педагогические сочинения в десяти томах», Том 5, М.: Издательство академии педагогических наук, 1959г, 390с

18. Кудряшов Ю.В. Российское скаутское движение. Исторический очерк. (Науч. изд.). – Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета,1997 – 400с.

19. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведение: В 2-х томах. – Т. 11. – М., 1983.

20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.

21. Лебедев Д. Детское общественное движение: испытание временем // Воспитание школьников. – 2003. – № 1. – С. 52-61.

22. Макаренко. А.С.Коллектив и воспитание личности. Под редакцией В.В.Кумарина. М – 1972.

23. Мальковская Т.Н. Социальная активность: (Педагогическая наука — реформе школы). – М.: Педагогика, 1988. –144 с.

24. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5– 9 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002.

25. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издат. центр "Академия", 1999.

26. Мудрик А.В., Бодалев А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И., Караковский В.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. - М., 1991.

27. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.:Academia, 2000. – 184 с.

28. «О Надежде Крупской. Воспоминания, очерки, статьи современников», составители Т.Н. Кузнецова, Е.П. Подвигина, М.: Издательство политической литературы, 1988.

29. Радугина. А.А.Психология и педагогика. М. – “Центр”, 1997.

30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. –М., «Владос», 2002.

31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. I. – М., 1989.

32. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. – М., «Просвещение», 1988.

33. Фришман И.И., Байбородова Л.В., Волохов А.В и др. Разноцветный мир детства: Детские общественные организации. – М.: Академия, 1999.

Покупка готовой работы
Тема: «Возникновения социальной активности детей младшего школьного возраста»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 53
Цена: 600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика