Курсовая работа

«Проблемы повышения квалификации и непрерывного обучения профессионального социального работника»

  • 38 страниц
Содержание

Введение 4

1 Профессиональные требования к социальному работнику 8

1.1 Должностные обязанности социального работника 8

1.2 Профессиональная компетентность и личные качества социального работника 11

2 Повышение квалификации профессиональных социальных работников 16

2.1 Зарубежный опыт повышения квалификации социальных работников 16

2.2 Система повышения квалификации социальных работников в Российской Федерации 21

3 Непрерывное обучение профессиональных социальных работников 28

Заключение 35

Список использованной литературы 37

Введение

Общество на протяжении своего существования переживает трансформации, только разными темпами. Даже общества традиционного типа, правда, очень медленно и еле заметными темпами, но все-таки меняются. А начиная с Нового времени, когда капиталистические экономические отношения и свободное предпринимательство твердо укрепились на Западе, ускорились изменения, происходящие в обществе. Социальная среда, социальные ситуации, в которых приходиться работать и жить индивидам, усложняются в силу изменений и затруднительна адаптация к ним. Быстро устаревают выработанные индивидом навыки и, чтобы адаптироваться к измененной среде, ему перманентно приходиться выискивать и осваивать новые навыки, новые методы решения проблемных жизненных ситуаций. Чем быстро изменяется общество, вместе с происходящими в нем научно-техническими или информационно-технологическими революциями, тем более неопределенностью и беспредельностью сталкивается индивид, который не способен отрегулировать ситуации без преодоления, и что «наиболее сложное, с чем приходится сталкиваться, это, так сказать, «метаперемены» — изменение самого способа, которым осуществляется смена ситуаций». Именно сегодня «постоянная и непрерывная технологическая революция превращает обретенные знания и усвоенные привычки «из блага в обузу» и быстро сокращает срок жизни полезных навыков, которые — как правильно отметил З. Бауман — нередко теряют свою применимость и полезность за более короткий срок, нежели тот, что требуется на их усвоение».

Еще более усложняется и усугубляется положение индивида, который вместе с глубокими изменениями, происходящими в мире, переживает все трудности и невзгоды качественной трансформации своего общества. Что касается современных постсоветских обществ, то они, пребывая уже достаточно длительное время в условиях глубочайшей трансформации, так же как и другие в подобных ситуациях, не могут не испытывать дисфункциональные напряжения. Таким образом, постсоветские общества находятся в анемичном состоянии, что подразумевает разлад общественной и моральной регуляции. Но ситуацию «усугубляет еще и то, что трансформация общества происходит на фоне криминализации общества. Криминализация общества — эта такая форма аномии, когда стирается сама возможность различия социально позитивного и негативного поведения, «действия». Преступный социальный мир уже не находится на социальной обочине, он — на авансцене общественной жизни, оказывает существенное воздействие на все ее грани. Разрушаются позитивные социализирующие возможности общества, ускоряется подготовка резерва преступного мира, что обуславливает все большее вовлечение в антисоциальные действия молодежи, подростков; происходит атомизация, индивидуализация обществ, теряется чувство коллективного единства и, соответственно, надежда социальной солидарности, поддержки и самой «помощи». Большинство людей остается один перед сложными проблемами. Если раньше государству кое-как «удавалось» социальное обеспечение граждан, защита их социальных прав, обеспечение занятостью, то сегодня, хотя постсоветские граждане приобрели свободу, оказались одиноки при решении сложных проблем, для чего у большинства из них не оказалось ни опыта, ни умения.

В современном западном обществе почти не существует такой сферы социальных отношений, где не функционировали бы более или менее успешно институты социальной работы и социальных работников. Социальный труд представляет собой слишком гетерогенную рабочую сферу и поле. Он включает в себя: социальную политику, социальное планирование, социальную помощь, воспитание и просвещение, социальную терапию, спасение души и организованную самопомощь. Часто считают невозможным точное определение поля и сферы социальной работы.

По мнению М. Фуко «социальная работа является частью более крупного механизма, механизма надзора-исправления, столетие за столетием непрестанно охватывающего новые области. Наблюдать за индивидами, их исправлять (в обоих смыслах этого слова) означает наказывать и воспитывать их». Да, социальная работа является определенным механизмом социального контроля и власти, который способствует сохранению статус-кво, но это — не главная его цель и назначение; это, в первую очередь, помощь индивиду или группе, которая сама не способна восстановить нарушенное равновесие и снять напряжение, изменить ситуацию, отрегулировать ее соответственно своей цели.

Социальная работа и социальный работник выполняют роль посредника, медиатора между индивидом и социальными институтами, особенно тогда, когда индивид сам не способен выработать новые привычки и навыки, удовлетворить возросшие потребности измененной социальной среды, выискивать индивидуальные и социальные ресурсы и, соответственно, избежать социальную дисфункцию.

Фрагмент работы

1 Профессиональные требования к социальному работнику

1.1 Должностные обязанности социального работника

Профессия «социальный работник» введена в Российской Федерации в 1991 г. В квалификационном справочнике специалист по социальной работе наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы, оказывает содействие в их разрешении и обеспечивает социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением.

Социальный работник: выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде: участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье (усыновление, попечительство и опека, социальная реабилитация), приютов, молодежных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.

2 Повышение квалификации профессиональных социальных работников

2.1 Зарубежный опыт повышения квалификации социальных работников

Осмысление особенностей образования в области социальной работы в России и за рубежом связано с поиском наиболее оптимальных форм университетской подготовки специалистов. В нашей стране университеты начали подготовку специалистов по социальной работе десять лет назад. Принимая во внимание масштабы страны, следует иметь в виду неравномерность этого процесса. В одних регионах университеты приступили к обучению в начале 90-х годов, в других несколько позднее, а в некоторых оно лишь начинается.

В настоящее время в университетах имеется собственный опыт, характеризующийся интересными новациями, изобретениями и складывающимися традициями. Учебно-методическое объединение вузов России, осуществляющих подготовку социальных работников, включает свыше 120 университетов, разработаны государственные образовательные стандарты второго поколения, в соответствии с которыми студенты проходят подготовку по программам обучения специалистов, бакалавров и магистров. Университеты могут гордиться своими выпускниками, которые становятся профессионалами, завоевывая ведущие позиции в социальных учреждениях, разрабатывая новые программы помощи и поддержки людей, нуждающихся в них. Можно надеяться, что именно они в ближайшем будущем, будут определять контуры новой социальной политики нашего государства и влиять на формирование отечественной модели социальной работы.

Вместе с тем для многих преподавателей, вовлеченных в обучение студентов профессиональной социальной работе, притягательным остается зарубежный опыт, поскольку там профессия насчитывает около ста лет, хотя и считается одной из самых молодых. Во многом освоению такого опыта способствуют международные научные конференции, обучающие визиты в страны, имеющие традиции подготовки специалистов, профессиональное личное взаимодействие с коллегами из зарубежных университетов.

Существенным потенциалом в этом отношении обладают международные проекты, проходящие в рамках программ TEMPUS/TACIS, нацеленные на сотрудничество российских и европейских университетов в сфере подготовки социальных работников. Наше участие в проекте NP 22129, объединившем семь российских (Астрахань, Барнаул, Волгоград, Екатеринбург, Саратов, Смоленск, Ульяновск) и три европейских университета (Дания, Германия, Голландия), послужило отправной точкой для анализа обозначенной темы. Не претендуя на всесторонний анализ особенностей развития образования в области социальной работы в европейских странах и в России, нам хотелось бы коснуться лишь некоторых тенденций, которые вызвали интерес.

3 Непрерывное обучение профессиональных социальных работников

Появление профессии социального работника было обусловлено изменениями перестроечного периода. Большинство социальных служб тогда создавали на базе бывших советских организаций по работе с молодежью. Последние, бесспорно, не вписывались в поток перемен, происходивших в обществе. Прежняя система ценностей, стереотипы поведения разрушались. Государство отказалось от финансирования социальных служб, которые пытались поддерживать нуждающихся буквально на последние гроши. Зародившись в таких сложных условиях, ныне социальные организации поднимают свой престиж, заставляя чиновников и общество обращать более пристальное внимание на острейшие проблемы простых граждан.

Данная деятельность подразумевает помощь в решении вопросов как семейного, так и личностного характера. Представители социальной службы трудятся в больницах, местах заключения, домах престарелых, детских домах, школах. В круг их обязанностей входит оказание содействия инвалидам, одиноким, матерям-одиночкам, детям из неблагополучных и неполных семей, бывшим преступникам.

Социальных работников можно встретить везде, где кто-то нуждается в подмоге. Они ухаживают за стариками и детьми с ограниченными возможностями, взаимодействуют с семьями из групп риска, помогают мигрантам адаптироваться к новым условиям жизни, дают консультации по оформлению документов на получение пособий и пенсий. Если соцработнику не хватает собственных знаний, он обязательно посоветует, какого специалиста следует посетить.

Разумеется, в этом деле необходимы доброта и отзывчивость. Но профессионал, кроме того, должен разбираться в вопросах организации социального обслуживания, предоставления льгот, уметь оказывать неотложную врачебную помощь. Многие сложные задачи находят свое решение исключительно благодаря самоотверженному труду, преданности своему делу, чуткости и открытости этих благородных людей (см. Приложение).

Как известно, самые уязвимые и нуждающиеся в помощи люди — старики и дети. Больные одинокие пенсионеры, у которых нет сил даже выйти на улицу, чтобы купить лекарства или продукты, дети из неблагополучных семей — о каждом из них социальный работник должен помнить. Такие проявления заботы, как звонок и разговор по душам, — часть его повседневных обязанностей. Иногда своевременное вмешательство помогает подопечному сохранить веру в добро, спасает его от озлобленности и подозрительности к окружающему миру.

Потребность в соцработниках постоянно растет: чем более развито общество, тем больше внимания уделяют в нем социальным проблемам. Профессионалы являются посредниками между простыми людьми и представителями власти, помогая находить взаимопонимание и пути устранения накопившихся проблем.

Заключение

Появление профессии социального работника было обусловлено изменениями перестроечного периода. Большинство социальных служб тогда создавали на базе бывших советских организаций по работе с молодежью. Последние, бесспорно, не вписывались в поток перемен, происходивших в обществе. Прежняя система ценностей, стереотипы поведения разрушались. Государство отказалось от финансирования социальных служб, которые пытались поддерживать нуждающихся буквально на последние гроши. Зародившись в таких сложных условиях, ныне социальные организации поднимают свой престиж, заставляя чиновников и общество обращать более пристальное внимание на острейшие проблемы простых граждан.

Обучающая социальных работников деятельность организации представлена достаточно разнообразными ее видами. Прежде всего, обращает на себя внимание, что обучение может быть организовано непосредственно собственными силами. Во вне организационном обучении роль организации сводится к определению требований не только к количеству, но и к направленности обучения, закрепленных в соответствующих договорах на подготовку. Само обучение осуществляется в специально обучающих центрах, а также в системе высшего и среднего специального образования.

Система повышения квалификации социальных работников, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменение потребностей общества, а с другой – предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами.

Появление на рынке трудовых ресурсов социальных работников с различным уровнем образования диктует необходимость структурной реорганизации последипломного образования, которая должна в полной мере удовлетворять потребности в профессиональном развитии выпускников всех уровней образовательных программ

Таким образом, непрерывное образование используется как механизм контроля качества и для того, чтобы обращаться к вопросам профессиональной компетентности.

В непрерывном образовании специалистов в равной степени заинтересованы две стороны: работодатель и работник. Первые заинтересованы в постоянном повышении качества услуг социальных работников для поддержания конкурентоспособности учреждения, что недостижимо силами неквалифицированного персонала. Вторые - стремятся быть востребованными на рынке трудовых ресурсов. В данном вопросе определяющими становятся не только качество подготовки, но и стремление специалиста поддержать уровень знаний и умений на последипломном этапе.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 376с.

2. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства. // Педагогика. 1992. — №№ 7-8. — 23-27с.

3. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Курс лекций. — Москва — Воронеж: Институт практической психологии, 1996.

4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М: SvR Аргус, 1994.-207 с.

5. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192с.

6. Васильев Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М: Издательский центр "Академия", 2001. - 160 с.

7. История социальной педагогики / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000. - 544 с.

8. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: Состояние, тенденции, перспективы. М.: Флинта—МПСИ, 1998.

9. Лаврененко И.М. Социальная работа: проблема, поиск решений (вопросы профессиональной деятельности социального работника) // Российский журнал социальной работы. — №2. — М., 1995.

10. Липский И.А. Социальная педагогика: практика, научная дисциплина, образовательный комплекс // Педагогика. - 2001. - С. 24-32.

11. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Издательский центр"Академия", 2000. - 200 с.

12. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М., Ин-фра-М, 2001.-395 с.

13. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 1997.

14. Павленок П.Д. Социальная работа как научная и учебная дисциплина // Социологические исследования. - 2000. - С. 119-122.

15. Словарь-справочник по социальной работе. - М., 1997.

16. Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 1994. — 688с.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика