Курсовая работа

«Мотивация и стимулирование труда на примере служащих ОАО «Продторг»»

  • 58 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ПРОДТОРГ» 5

1.1. История создания, цели и задачи предприятия 5

1.2. Структура управления предприятием 12

1.3. Основные виды деятельности 19

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА 21

2.1. Роль мотивации и стимулирования труда 21

2.2. Мотивация как элемент процесса управления персоналом 23

2.3. Системы трудовой мотивации и стимулирования труда 29

3. АНАЛИЗ МЕТОДОВ И ВИДОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НА ОАО «ПРОДТОРГ»

35

3.1. Анализ существующей системы мотивации и оплаты труда служащих предприятия

35

3.2. Мероприятия по совершенствованию стимулирования труда служащих на предприятии

45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56

Введение

Каждая организация состоит из людей. Каждый человек является субъектом, то есть имеет интересы и возможности. Возможности работника - это его профессиональные знания, умения и навыки. Последние две составляющие часто называются профессиональным опытом. Таким образом, возможности работника определяют его способность выполнять определенные функции, что естественно применяется при подборе персонала на работу, распределении должностных обязанностей, поручении производственных задач и пр.

Интересы, представляя собой проявление системы ценностей, определяют предпочтения (склонность) субъектов по отношению, в частности, к производственной деятельности. Одна из крайних точек зрения на отношение между интересами субъекта и деятельностью заключается в том, что субъект делает только то, что он хочет, то есть то, что соответствует его интересам. Системы стимулирования персонала работают именно с данным аспектом поведения работников как субъектов.

Сотрудники в организации объединены в различные коллективы (структурные подразделения, проектные группы под конкретную цель и т.д.). Для получения общего результата коллективной деятельности необходимо осуществлять взаимодействие между работниками, заключающееся в коммуникации между ними, и дальнейшую интеграцию результатов выполнения функций в единый общий результат. Успешность коммуникации и интеграции результата существенно зависит от поведения членов коллектива, которое может быть конструктивным, способствующим коммуникации и интеграции результата, или деструктивным, разрушающим нормальную коммуникацию и препятствующим интеграции результата.

В значительной степени поведение человека зависит от его личностных особенностей, обобщенно называемых характером. Характер определяет предрасположенность работника к выполнению определенных видов деятельности, что также должно учитываться при распределении должностных обязанностей.

Характер и интересы субъекта определяют его отношение к тем или иным событиям и, тем самым, определяют его реакцию (ответное поведение) на них. Таким образом, порождая определенные события, можно вызвать необходимую ответную реакцию, то есть формировать поведение человека в группе. Именно в этом заключается стимулирование. Поскольку две составляющие части, определяющие поведение человека - характер и интересы - разнообразны, система стимулирования должна учитывать это разнообразие, подстраиваться под него. Это определяет постановку задачи - исходя из анализа интересов и характера членов трудового коллектива, построить такую систему стимулирования, которая вызывала бы предельно конструктивное поведение, обеспечивающее эффективную коммуникацию и достижение совокупного результата деятельности коллектива.

Целью курсовой работы является изучение и анализ системы стимулирования и мотивации труда. Объектом исследования – ОАО «Продторг». Предметом – мотивационные предпочтения работников предприятия.

Реализация цели курсовой работы требует решения следующих задач:

 исследование теории мотивации;

 анализ деятельности предприятия;

 анализ оплаты труда;

 анализ мотивационной структуры персонала.

Курсовая работа состоит из трех разделов. В первом разделе проводится характеристика ОАО «Продторг». Во втором – проводится теоретическое исследование факторов управления мотивацией, основных мотивационных типов персонала, методов стимулирования персонала. В третьем проводится анализ мотивационной структуры персонала и оплаты труда служащих предприятия, предлагаются направления по совершенствованию мотивации и стимулирования труда на предприятии.

Фрагмент работы

Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация [9, с.264].

Трудовая мотивация - это определение показывает тесную взаимосвязь управленческого и индивидуально-психологического содержания мотивации, основанную на том обстоятельстве, что управление социальной системой и человеком, в отличие от управления техническими системами, содержит в себе, как необходимый элемент согласование цепей объекта и субъекта управления. Результатом его будет трудовое поведение объектом управления и, в конечном итоге, определенный результат трудовой деятельности [13, с.130].

Дуглас Макгрегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:

 задания, которые получает подчиненный;

 качество выполнения задания;

 время получения задания;

 ожидаемое время выполнения задачи;

 средства, имеющиеся для выполнения задачи;

 коллектив, в котором работает подчиненный;

 инструкции, полученные подчиненным;

 убеждение подчиненного в посильности задачи;

 убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;

 размер вознаграждения за проведенную работу;

 уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.

Все эти факторы зависят от руководителя и, в то же время, в той или иной мере влияют на работника, определяют качество и интенсивность его труда. Дуглас Макгрегор пришел к выводу, что на основе этих факторов, возможно, применить два различных подхода к управлению, которые он назвал “Теория X” и “Теория Y”.

“Теория X” воплощает авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше факторам. “Теория Y” соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учета соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы [11, с.64].

Обе теории имеют равное право на существование, но, в силу своей полярности, в чистом виде на практике не встречаются. Как правило, в реальной жизни имеет место комбинация различных стилей управления.

Теории Макгрегора были разработаны применительно к отдельно взятому человеку. Дальнейшее совершенствование подходов к управлению было связано с развитием организации как системы открытого типа, а также была рассмотрена работа человека в коллективе. Это привело к концепции целостного подхода к управлению, т.е. к необходимости учета всей совокупности производственных и социальных проблем.

Так Уильям Оучи предложил свое понимание этого вопроса, получившее название “Теория Z” и “Теория A”, чему в большой степени способствовали отличия в управлении, соответственно, в японской и американской экономиках. Оучи отмечает непропорциональное внимание к технике и технологии в ущерб человеческому фактору. Поэтому “Теория Z” базировалась на принципах доверия, пожизненного найма (как внимание к человеку) и групповом методе принятия решений, что дает еще и прочную связь между людьми, более устойчивое их положение [7, с.421]. В целом японский и американский подходы разнонаправлены (табл.1). Однако можно видеть, что управление развивалось большей частью в сторону идей, заложенных в “Теории Y”, демократического стиля управления. Таким образом, с определенными допущениями “Теорию Z” можно назвать развитой и усовершенствованной “Теорией Y”, адаптированной, прежде всего, под Японию. ”Теория A” в большей степени характерна для США.Однако некоторые компании западных стран успешно применяют у себя принципы “Теории Z”, в том числе корпорация IBM.

Таблица 1

Отличие концепций теории управления США и Японии

Концептуальный фактор США Япония

“Человеческий капитал” Малые вложения в обучение

Обучение конкретным навыкам

Формализованная оценка Крупные вложения в обучение

Общее обучение

Неформализованная оценка

“Трудовой рынок” На первом месте - внешние факторы

Краткосрочный наем

Специализированная лестница продвижения На первом месте - внутренние факторы

Долгосрочный наем

Неспециализированная лестница продвижения

“Преданность организации” Прямые контракты по найму

Внешние стимулы

Индивидуальные задания Подразумеваемые контракты по найму

Внутренние стимулы

Групповая ориентация

Рассмотренные выше стратегические теории управления человеческими ресурсами каждая фирма адаптирует под специфические особенности своего функционирования. От успешности решения этого вопроса зависит, будут ли подчиненные стремиться работать хорошо или же просто отбывать присутственные часы.

Согласно “Теории Y” любой сотрудник, приходя на новое место работы, хотел бы проявить себя, и заинтересован в своей новой деятельности. Кроме того, руководство заинтересованно в том, чтобы сотрудники творчески и с воодушевлением относились к своим обязанностям. Однако в силу ряда факторов у работника может наступить разочарование в своей деятельности.

Заключение

В ходе работы были полностью решены поставленная цель и задачи, в частности:

 исследование теории мотивации;

 анализ деятельности предприятия;

 анализ оплаты труда;

 анализ мотивационной структуры персонала.

Открытое акционерное общество «Продторг» зарегистрировано под N 421/45 от 30.11.1992г. Юридический адрес Общества: г. Ижевск, ул. 40 лет Победы,110. Открытое акционерное общество «Продторг» создано на основе добровольного объединения нескольких лиц, объединивших свои средства для совместной деятельности, имеющей целью удовлетворение общественных потребностей и получения прибыли. Основная цель – это получение прибыли. Но при создании предприятия Учредители ставили перед собой следующие задачи:

- обеспечение населения продовольственными товарами в большом ассортименте при низких ценах;

- повышение качества обслуживания в магазинах;

- организация конкурентоспособных точек общественного питания;

- создание дополнительных рабочих мест;

- повышение благосостояния населения и т.д.

Основными видами деятельности ОАО «Продторг» является:

- организация оптовой и розничной торговли;

- организация общественного питания;

- бытовое обслуживание населения;

- производство продуктов питания.

По мере развития рыночной экономики Общество стало заниматься и другими видами деятельности, которые позволили предприятию оставаться конкурентоспособными:

- строительство и строительно-монтажные работы;

- сервисное обслуживание холодильного оборудования;

- транспортные услуги;

- проектные работы;

- услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта;

- полиграфическая деятельность;

- деятельность по химической обработке помещений;

- услуги образования;

- оказание консультационных услуг;

- купля-продажа ценных бумаг, в том числе собственных;

- трастовые операции;

- участие в капитале и прибыли других предприятий;

- коммерческое кредитование физических и юридических лиц;

- деятельность по совершению сделок купли-продажи, обмена, мены жилых и нежилых помещений.

Во втором разделе были рассмотрены теоретические аспекты мотивации и оплаты труда служащих предприятия.

Мотивация включает в себя внутреннее состояние человека, называемое потребностью, и нечто вне его, определяемое как стимул или задача. Поведение человека определяется потребностью, которая доминирует в данный момент времени.

Основным стимулирующим фактором работников на рынке труда является заработная плата. На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

Процесс мотивации сложен и неоднозначен. Существует достаточно большое количество разнообразных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. Системы трудовой мотивации разработаны как на основе теоретических исследований, так и практического опыта. На основе систем мотивации труда строятся системы стимулирования труда, привлечение работников к высокопроизводительному труду, вовлечение их в процессы совершенствования организации производства и труда, участие в рационализаторской деятельности предприятия. Стимулирование труда – способ вознаграждения работников за участие в производстве, основанный на сопоставлении эффективности труда и требований технологий

Система морального и материального стимулирования труда на предприятиях предполагает комплекс мер, направленных на повышение трудовой активности работающих и как следствие повышение эффективности труда, его качества.

Система морального стимулирования включает гарантии занятости, предоставление возможность повышения квалификации, должностное продвижение работника, предоставление определенной самостоятельности в выполнении возложенных функций или производственных заданий, содержательную работу, участие в принятии решений на более высоких ступенях управления.

В третьем разделе проведен анализ заработной платы служащих и разработаны мероприятия по совершенствованию стимулирования их труда.

В ходе работы были разработаны мероприятия, которые позволяет повысить эффективность применяемой системы:

 ранжирование должностей (анализ организационной структуры, анализ бизнес-процессов, анализ должностей и составление должностных инструкций, оценка веса должности, расчет сумм окладов должностей);

 установка грейдов;

 определение переменной части вознаграждения и ее разделение на оплату по результатам и бонусы;

 установление компенсационного пакета;

 разработка плана профессионального развития каждого сотрудника.

Список литературы

1.Адамчук В.В., Ромашов О.В. и др. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 407с.

2.Беседина В.Н. Социально – экономическая специфика трудовой деятельности человека. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 245 с.

3. Брэддик У. Менеджмент в организации. – М.: ИНФРА – М, 1997.-344с.

4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Высш. шк., 1998.-224 с.

5. Волгин Н., Валь Е. Мотивационная основа эффективности труда // Человек и труд, 2000, №4. с.75-79.

6. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М.: 1999.-384 с.

7. Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х.- мл. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. – 8-е изд. - М.: ИНФРА – М, 2000.-662 с.

8. Десслер Г. Управление персоналом: Учебн. Пособие. / Под ред. Шленова. – М.: БИНОМ, 1997. – 432 с.

9. Егоршин А. П. Управление персоналом. - Н. Новгород, НИМБ, 1997. – 607 с.

10. Карташова Л.В., Никонова Т.В. и др. Поведение в организации: Учебник - М.: ИНФРА – М, 1999.-220 с.

11.Кочеткова А. И. Основы управления персоналом. – М.: ТЕИС, 1999. – 88 с.

12. Климычев В.И., Смирнова А. П. Проблемы мотивации и удовлетворённости трудом// Социологические исследования, 1999, №12. 77с.

13. Литвак Б.Г. Управленческие решения. – М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ", Изд-во ЭКМОС, 1998.-248 с.

14. Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять: Секреты и опыт практического менеджмента: Пер с англ. – М.: ИНФРА – М , 1995.-144 с.

15.Лютенс Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. 7-го изд. – М.: ИНФРА – М, 1999.- 692 с.

16. Мазманова Б.Г. Управление оплатой труда: Учеб. пособие М.: Финансы и статистика, 2001.- 368 с.

17. Мескон М. и др. Основы менеджмента /Пер с англ. – М.: Дело, 1992.-702 с.

18.Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: Учебн. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 160 с.

19. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами: 17 – модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации": Модуль 16. – М.: ИНФРА – М, 1999.-360 с.

20. Никифорова А.А. Рынок труд: занятость и безработица. – М.: Международные отношения, 1991. – 181 с.

21.Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 279 с.

22.Раицкий К. А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. –2-е изд. - М.: Информационно – внедренческий центр «Маркетинг», 2000. - 696 с.

23.Рощин С. Ю. Экономика труда: экономическая теория труда: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000 – 400 с.

24.Сарно А.А. Типы трудовой мотивации и их динамика // Социологические исследования. – 1999. – N 5. – 44 с.

25. Смолкин А.М. Менеджмент: Основы организации: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 1999.-248 с.

26. Травин В. В., дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб – практ. пособие. – 2-е изд. – М.: Дело, 2000.-270 с.

27. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. Кибанова. М.: ИНФРА - М, 1997.-512 с.

28. Управление персоналом организации: Учебник для вузов / Под. Ред. Т.Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ, 1998. - 432 с.

29. Управление по результатам: Пер. с финск. / Т. Санталайнен, Э. Воутилайнен, П. Поренне, Й.Х. Ниссинен; Под общ. ред. Я.А. Лейманна, М.: Издательская. группа "Прогресс", 1993.-320 с.

30.Фальцман В. К., Давыдова Л.А. Основы управления предприятия. –М.: ТЕИС, 2000. – 122 с.

31. Цветкова Г. Кризис трудовой мотивации и его последствия // Экономист – 2000. - №4 – с. 51-56.

32. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учебно - практич. пособие. – М.: Бизнес – школа "Интел – синтез", 1996.-300с.

33. Шмален Р. Основы и проблемы экономики предприятия: Пер. с нем. – М.: Финансы и статистика, 1996.-512 с.

34. Щукин В. Как организовать оптимальную систему оплаты и стимулирования труда // Управление персоналом. – 2000. - №12 – с. 38-41.

Покупка готовой работы
Тема: «Мотивация и стимулирование труда на примере служащих ОАО «Продторг»»
Раздел: Промышленность и Производство
Тип: Курсовая работа
Страниц: 58
Цена: 450 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика