Курсовая работа

«Образы Бога и Дьявола в живописи 20-21 века»

  • 57 страниц
Содержание

Введение 2

Глава 1 Изображение Бога 7

1.1.Каноническое изображение Бога 7

1.2. Лючио Фонтана 12

1.3. Сальвадор Дали 13

1.4. Ренато Гуттузо 17

Глава 2 Изображение Дьявола 26

2.1. Происхождение Сатаны 26

2.2. Иконография Дьявола 28

2.3. Пауль Клее 33

2.4. Борис Валеджо 34

2.5.Михаил Шемякин 36

Заключение 39

Список использованной литературы 47

Приложение 51

Введение

Религиозное изобразительное искусство, в том числе и христианская живопись, конечно же, не исчерпывалось иконописью. На протяжении многих веков Библия служила источником сюжетов для всех жанров изобразительного искусства. Великие европейские мастера часто обращались к Евангелию и находили в нем темы и сюжеты, имеющие непреходящий общественный смысл.

Актуальность темы: на мой взгляд, данная работа имеет практическую значимость и актуальность для студентов отделений религиоведения и культурологи, так как затрагивает и религиоведческие, и культурологические аспекты исследования. Особенно необходимо отметить роль в учебном процессе для студентов религиоведов, так как в рамках этой специальности не рассматриваются такие важные аспекты культурной жизни, как современная живопись.

Проблема изучения данной темы: состоит в недостаточном объеме критических статей и в малой освещенности ее в отечественной литературе. Выбранная тема имеет перспективы для дальнейшего исследования; так как данная работа является курсовой и ее объем ограничен, уместно было бы дальнейшее изучение этой области, что позволит сделать более точные выводы.

Объект исследования: произведения художников на религиозную тематику 20-21 веков.

Предмет исследования: являются образы Бога и Дьявола в современной живописи.

Цель курсовой работы: исследовать эволюцию образов Бога и Дьявола.

Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

1) Изучить изображения Бога и Дьявола в произведениях художников 20-21 веков.

2) Рассмотреть каноническое изображение Бога и Дьявола.

3) Обозначить наиболее характерные образы Бога и Дьявола для живописи 20-21 веков.

4) Установить общие и отличительные черты канонических изображений Бога и Дьявола с изображениями обозначенных персонажей в 20-21 веках.

В данной работе использовались сравнительный, искусствоведческий, а также метод анализа литературы.

При написании данной работы были использованы альбомы по искусству, а также критические статьи на творчество приведенных ниже художников. В своем докладе «Европа, культура, христианство» Николай Ковальский рассматривает взаимодействие между культурой и верой, церковью и миром, для него лишь католицизм выглядит стройной и упорядоченной системой, а следовательно только он и может сделать для культуры что-то полезное, может помочь разрешить некоторые проблемы.

В статье «Христианство и культура» Н. Лобковиц говорит о том, что христианство оказало огромное влияние на формирование нашей культуры, но сегодня это влияние почти исчезло. Христианство, по мнению автора, составляет основу всего нашего культурного наследия, но в нынешнем культурном развитии оно уже не играет существенной роли.

В книге «Живопись и кино» даны аннотации фильмов о художниках, о том, когда художники сами становились кинорежиссерами. Например, так говорится о фильме «Саура, Антонио» 1930г. «Впервые придя в музей Прадо в 12 лет, Саура запомнит только 2 картины «Собаку» Гойи, раздавленную мировым роком, и большое «Распятие» Веласкеса, где тело Христа выступает из ночной темноты. Он начинает писать картины как самоучка. С 1956 года Саура пишет свои первые

«распятия» под влиянием Веласкеса, не религиозные образы, но размышления об одиночестве в мире, полном опасностей». В целом в данной книге тема религии в искусстве мало освещена.

В написании данной работы использовались альбомы по искусству, например издания по современной живописи, такие как: «Кубизм», «Европейская живопись 12 – 20 веков», «Западное искусство 20 века», «Символисты и декаденты», «Шедевры искусства 20 века» и другие. Также были изучены альбомы о творчестве таких живописцев, как Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Пауль Клее, Гоген, Марк Шагал, Брак и других.

Из общетеоретической литературы были использованы учебные пособия по культурологии и религиоведению, а также литературные источники, которые показывают взаимосвязь религии и искусства.

Исследуя данную тему необходимо просматривать альбомы, и вместе с тем используя общетеоретические материалы по искусствоведению, религиоведению и культурологии, сопоставляя иллюстрации с критическим материалом по данной теме.

В основном альбомы художников представлены зарубежными авторами, тогда как общетеоретические материалы распространены и в отечественной литературе.

Изучение взаимоотношений между религией и искусством в современной культуре представляет особый интерес. Согласно известным исследованиям П. Сорокина, к середине 20 в. в Европе лишь 4% произведений изобразительного искусства были посвящены собственно религиозным темам, а 96% - светским (для сравнения: в 17-18 вв. доля религиозных картин и скульптур составила 97% при 3% светских произведений).

В современной библиографии существует множество отдельных публикаций по живописи и много литературы по религиоведению, но совсем немного источников, которые бы синтезировали эти важные стороны общественной жизни.

Многих европейских мастеров привлекал сюжет "Тайной вечери" - последней трапезы Христа с учениками. Достаточно вспомнить итальянских художников Возрождения Леонардо да Винчи, Я. Тинторетто, их предшественников и современников, русского живописца Н.Н. Ге, сюрреалиста 20века С. Дали, обращавшихся к этой теме. В каждом их произведении выразилась и конкретная эпоха, и морально-этические представления современников, и темперамент художника.

Одним из ярчайших представителей итальянского Возрождения был Леонардо да Винчи. Мастера этого времени нередко трактовали сюжеты из Евангелия как жанровые, реальные сцены из жизни. Средневековый аскетизм сменился почти языческим интересом к реальному миру и человеку, менялся и язык изобразительного искусства. Тайная вечеря - фреска в трапезной монастыря Санта- Мария делла Греция близ Милана - является одной из самых прославленных работ великого живописца. Все произведение построено на тончайшем расчете: фигура Христа - логический центр повествования - занимает в композиции главное место. Мастер поместил Христа на фоне окна, отделив его, таким образом, от апостолов. Апостолы изображены в тот момент, когда Христос произносит слова о том, что один из них предаст его. Леонардо впервые истолковал известную библейскую тему как общечеловеческую, актуальную во все времена - разоблачение предательства. Художник изображает просто обставленную комнату, здесь собрались на последнюю трапезу Христос и его ученики. В полумраке комнаты отчетливо видны сам Христос, Иоанн, Петр, Иуда. Иуда противопоставлен всем. Черное дело измены воплощает его темная фигура, освещенная со спины. Свет же объединяет группу единомышленников.

Иную стилистику, иной смысл мы видим в картине "Тайная вечеря", написанной известнейшим испанским художником - сюрреалистом 20 века Сальвадором Дали (1904-1989). К картинам на религиозные сюжеты С. Дали обратился после 1950 года, когда предложил всем художникам, объединится на "единственно общей платформе - мифологии католицизма", после чего получил ряд заказов на картины от папской курии, признавшей сюрреализм.

На картине С. Дали Христос и его ученики помещены в некий прозрачный многогранник с бронзовыми гранями, придающий картине строгость и простоту. Произведения буквально завораживает своим необыкновенным сиянием и магнетизмом иллюзорной реальности. Мы замечаем юношу, сквозь тело которого можно разглядеть абсолютно реальные лодку и далекие скалы. Юноша Христос за столом прекрасен. Все реально и в то же время невозможно в этом мистическом действе, которое осуществляется будто бы в каком-то надмирном пространстве.

Позднее Христос изображается в самых различных образах, самыми различными художниками.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1

Изображение Бога

1.1.Каноническое изображение Бога.

Образы Богов в развитых религиозно-мифологических системах очень сложны по структуре и по составу вплетенных в них элементов, но многие из них глубоко уходят корнями в первобытность. В мифологии народов, не достигших стадии зарождения классового общества, преобладает вера в духов, демонов и прочее, отсутствуют четкие представления о Боге, но существуют отдельные элементы будущего образа Бога. Один из наиболее древних истоков представлений о божестве - это мифологический образ культурного героя. В монотеистических религиях вера в единого Бога стала главным религиозным догматом. При этом в христианстве, в отличие от иудаизма и ислама, монотеизм выступает в компромиссной форме: единый Бог имеет три лица (ипостаси): Бог – отец, Бог-сын и Бог-дух святой ("святая троица"), поэтому рассматривая образ Бога, мы включаем в это понятие, прежде всего, Иисуса Христа, а с ним и Бога-Духа и Бога-Отца. Икона Святой Троицы — визуальное выражение догмата о Святой Троице. Непосредственное изображение Троицы противоречило бы концепции вечного, непостижимого и триединого Бога: «Бога не видел никто и никогда» (Ин.1,18), поэтому каноническими признаны лишь изображения в символическом виде. Наиболее часто используется сюжет «гостеприимства Авраама» — явления ему трех ангелов. Три ангела символизируют собой ипостаси Бога, которые мыслятся как нераздельные, но и неслиянные — как единосущная Святая Троица.

В ранних изображениях изображение предельно исторично, но уже́ в первых композициях можно отметить подчеркнутую одинаковость гостей Авраама. Изокефальность, равноправность путников показана и одинаковыми одеждами, и одинаковыми позами. Позже исторический план изображения полностью вытеснен символическим. Три ангела рассматриваются теперь только как символ троичного Божества. Но в состав иконографических композиций продолжают входить Авраам, его жена Сарра, множество мелких второстепенных деталей «приземляют» изображение, возвращая его к историческому событию.

Понимание трёх ангелов как изображения Троицы порождает желание выделить среди них ипостаси, а вывод о возможности или невозможность подобного вычленения порождают два основных вида композиции: изокефальный и неизокефальный. В первом случае ангелы подчеркнуто, равны, а композиция предельно статична, во втором один из ангелов (обычно центральный) так или иначе выделен, его нимб может содержать в себе крест, а сам ангел подписывается сокращением IС ХС (атрибуты Христа). Споры вокруг подобных композиций приводили к появлению даже таких икон, где у каждого ангела были атрибуты Христа. Наивысшей степени раскрытия духовной сути Пресвятой Троицы достиг преподобный Андрей Рублев в своей иконе. Композиция со вписанными в круг фигурами ангелов не выделяет среди них отдельные ипостаси, но каждый из ангелов обладает своей индивидуальностью. Рублёв достиг в изображении простоты и лаконичности, в ней нём лишних элементов или персонажей. По решению Стоглавого Собора (Москва, 1551 г.), иконы следует писать по старым греческим образцам и по образцу Рублёва, то есть, не различая ипостасей, подписывая же только «Святая Троица». Наряду с иконографической композицией Андрея Рублёва (т. н. «Ветхозаветной Троицей»), существует и более поздняя «Новозаветная Троица» — изображение Троицы в непосредственном виде. Выделяют два основных типа иконографии: «Сопрестолие» — изображение Бога-Отца в виде седовласого старца (Ветхого Деньми), Сына в виде мужа, восседающего на троне по правую руку от Него; Святого Духа в виде голубя над троном; и «Отечество», отличающееся тем, что Бог-Сын изображён в виде отрока на коленях Отца. Изображения Новозаветной Троицы широко распространены, но не являются каноническими. Бог-Отец непознаваем и не изобразим, а изображение Бога-Сына в виде отрока на коленях Бога-Отца считается недопустимым применением категории времени к Богу, чье существование безначальное и бесконечно. Святой Дух являлся людям в виде голубя и в виде огненных языков, как же Он выглядит во вневременном и в непространственном бытие никто не знает. Определением Большого Московского Собора 1667 г. иконы Господа Саваофа, или «Ветхого Деньми», а также «Отечество» запрещены. В соответствии с ветхозаветной традицией, подтвержденной в Новом завете, христианская доктрина запрещала воображать и изображать Бога иначе, как в облике Иисуса Христа, поскольку этот облик единственное зримое явление людям незримого Бога. И все же, начиная с эпохи зрелого средневековья, в католическом, а затем и православном ареале распространяется иконография Саваофа как седовласого и седобородого старца, позднее изображаемого восседающим на облаках. Теология утверждала не изобразимость, мифология - изобразимость. Образы новозаветных повествований, трансформированные и опосредованные вторичной мифологизацией в апокрифической письменности и народных верованиях, оказали универсальное воздействие на художественное творчество. Вплоть до раннего средневековья литература и особенно изобразительное искусство акцентирует мотивы царственной небесной славы (очень долго темы "страстей" Христа и страданий мучеников остаются редкими и трактуются условно). Позднее средневековье открывает эмоциональные возможности подражания Христу в его земном унижении, сочувствия страданиям девы Марии; на византийско-славянском Востоке проявляется новая чувствительность. Например, в изображениях Голгофы или оплакивания Христа, на Западе, особенно германском, она соединяется с резким натурализмом в изображении истерзанных тел Христа и мучеников. Начиная с эпохи Возрождения, в культуре Западной Европы впервые происходит сознательное использование христианской системы, как мифологии, ее перевод на условный язык образов, заимствованный у классицистических истолкованных античных мифов. Так возникает, в частности, христианский мифологический эпос.

Заключение

В ходе работы были рассмотрены образы Бога и Дьявола в их каноническом изображении, а также в контексте изменяющейся культуры, так же была рассмотрена современная культурно-религиозная обстановка. По полученным данным необходимо сделать следующие выводы.

На протяжении веков и тысячелетий религия и искусство были тесно взаимосвязаны. В самый ранний период развития человеческого общества искусство было органично вплетено в синкретическое мифологическое мировосприятие и связано с магическим действием. Позднее, когда искусство выделилось в особую сферу культуры, оно находилось в сильной зависимости от религии. Большая часть истории искусства – это история религиозного искусства. Напротив, весьма часто функционирование современного искусства предполагается в контексте полностью секуляризованной культуры, что не вполне верно. Культура является секуляризованной лишь в том смысле, что традиционные религиозные институты уже практически не оказывают на нее влияния, но ведь "вечные" мировоззренческие и целеполагающие вопросы никуда не исчезают, и на них пытаются ответить не только религия, но и наука, и искусство.

Именно между 19 и 20 веками, по крайней мере, в Европе и Америке, обозначился определенный перелом в мироощущении людей и их отношении к действительности. Бурно развивались наука и техника, материальное производство, общественная жизнь, происходило ослабление религиозного сознания, менялись и другие стороны человеческого бытия, что, как в зеркале, конкретно и зримо отражалось в искусстве. Словно предвещая новый этап его развития, уже к концу прошлого века, в качестве реакции на критический реализм и натурализм предшествующей эпохи, творческая интеллигенция Европы переболела недолгой, но острой болезнью, так называемого декадентства (от фр. decadence — упадок). Впервые появившись во Франции, декадентские настроения безнадежности, неприятия жизни, крайнего индивидуализма затронули значительную часть художников многих направлений и видов искусств, но прежде всего — поэтов. В разных странах подобное состояние духа проявлялось в разное время.

Религиозное возрождение, как начала, так и конца 20 века имеет мало общего с возрождением традиционных, исторических религий. Получают широкое распространение оккультные, магические практики, вообще устойчивый интерес к потустороннему.

20 век оставил после себя множество мифов, один из которых заключался в том, что прошедшее столетие явило век секуляризированного сознания.

На протяжении двух тысячелетий Библия была Книгой Книг для европейского искусства, а в последние несколько столетий – для искусства всего мира. Обращение к Библии для художников было возможностью в иносказательной, притчевой форме рассказать о своем времени и одновременно выразить надежды, попытаться найти вечные и весомые ответы на вопросы, которые новейшая история ставила перед ними. Много веков изображая Иисуса в образе Царя, художники открывали Библию в его руках на разных страницах, и по текстам, которым внимали художники, их произведения можно датировать не менее точно, чем по манере изображения.

В 20 веке казалось, что искусство в своих интересах далеко ушло от тем Книги Книг. Но, несмотря на научные заключения о ее содержании, как совокупности разновременных текстов, как хранилища мифов, несмотря на массовое равнодушие к ее вести, Библия продолжала волновать величайших мастеров искусства прошлого столетия, для кого-то становясь залогом возрождения религиозного сознания, для кого-то – источником поэтических видений. И каждый, обращаясь к библейским текстам, прикасался к многовековой традиции воплощения вечных сюжетов.

В настоящее время каждый по-своему видит Бога и Дьявола, хотя стоит отметить, что образы Дьявола (чертей, бесов, панов) имеют немного расхождений и довольно каноничны, в отличие от образа Бога.

В современном мире прослеживается связь живописи и с другими видами искусств, например с литературой. Например, Марк Шагал (1887-1985) иллюстрировал Гомера и «Сказки тысячи и одной ночи», Н.В. Гоголя и Ж. Лафонтена. В 1956 году в Париже увидела свет иллюстрированная им Библия. Священное Писание иллюстрировал и сюрреалист, творец кошмарных фантасмагорий Сальвадор Дали (1904-1989). Созданный им том поражал колоссальными размерами и роскошью отделки.

Конец 20столетия был ознаменован появлением компьютерной графики, возможности и преимущества которой безграничны. Компьютер позволил значительно облегчить, упростить и удешевить создание новых шрифтов. Однако новейшие электронные технологии на первых порах привели к снижению уровня оформительского мастерства. Особенно этому подвержен жанр фэнтези, в котором значительную роль играет компьютерная графика.

Стоит так же заметить, что значительная часть компьютерных игр щедро использует оккультно-мистическую символику, а персонаж в дьявольской личине становится центральным во многих играх.

Многие современные художники, разрабатывающие христианскую тематику, являются лишь подражателями мастеров прошлого (в том числе - мастеров авангарда и модернизма), явно ориентируясь на коммерческий успех. Но даже в этом случае довольно часто в канонические сюжеты включаются инородные оккультно-мистические элементы. Скорее всего, это объясняется тем, что собственно церковное, Богослужебное искусство отделено от светского.

Но и религиозная внецерковная живопись испытывает влияние со стороны современной культуры, в том числе - новой религиозности. Интерес к духовному (в частности, к религиозному) в искусстве 20 в. несомненен. Современное искусство постепенно избавляется от своей "чувственности", не столько обращаясь к религиозным сюжетам, сколько стремясь преодолеть материальность и детерминированность этого мира "изнутри".

Массовая культура фактически является новым религиозным культом со своими Богами, героями, жрецами, ритуалами и, конечно же, адептами, со священным трепетом взирающими на телеэкраны. Безусловно, медиакультура - важнейшая часть современной массовой на почве, которой вырастает новое религиозное сознание. Кино, телевидение, видео, системы мультимедиа, используя различные религиозные символы и смыслы, влияют на картину мира современного человека. С точки зрения традиционного религиозного сознания, медиарелигиозность – это грубая подделка под вечные божественные ценности, а то и «религия Антихриста» В современном кинематографе зачастую затрагивается тема религиозности, рассказывается о культах, присутствует большой элемент магии. В настоящее время много фильмов, причем сатана является в человеческом облике, но это всего лишь внешняя оболочка, которая в кульминационный момент сбрасывается, и мы можем видеть истинный образ дьявола, который изображен еще в средневековой живописи.

Как и в кинематографе, сети интернет, архитектуре, так и в живописи к 20 веку многое меняется, хотя образы Иисуса выполняются в более каноничном виде, нежели образы Бога-отца. Так же существует большая разница между работами художников 20 и 21 века. На современных выставках (последние 5 лет) художники представляли отдаленные от канона образы Христа, Бога, Дьявола.

На выставках была дана возможность представить себя Христом (что говорит об эгоизме нашего общества), также можно было попытаться разглядеть образ Бога-сына в инсталляции с рыбой, которой отрубают голову. В последнем случае Иисус показывается через вполне устойчивый символ, но в то же время в совершенно ином облике. Может подобно Ницше, который когда-то сказал о том, что мы убили Бога, автор хотел показать, что мы до сих пор убиваем Христа, убиваем религиозность. Можно сказать, что если в современном обществе есть спрос на «популяризованного» Христа, то соответственно есть и предложение. С одной стороны человек все более упрощает образы Бога и Дьявола, а с другой все более их усложняет и все дальше отходит от канонических изображений. Но в то же время, например плакат под логотипом «Coca Cola»: «This is my blood» на котором изображен Иисус, как поп- герой, выступает как бы в укор самому себе, ведь под этим плакатом подразумевается упрек потребителям, доверяющих коммерческой рекламе, в том, что для нее товары типа «Кока-колы» заменили собой святыню, логотипы известных фирм превратились в сакральные тексты, а само потребление материальных благ - в подобие сакрального таинства.

Если рассматривать образы наиболее каноничные, можно отметить работы Сальвадора Дали, отчасти Ренато Гуттузо, Марка Шагала. У этих художников сам лик Христа немногим отличен от канонического изображения, но в то же время кардинально меняется расположение образа на картине, а также обстановка вокруг него (хотя «Гиперкубическое тело» Сальвадора Дали каноничным не в коей мере назвать нельзя).

Дьявол в современной культуре изображается со многими атрибутами, присущими ему еще с древних времен, это и рога, копыта, длинные хвосты. уродливые морды и все это с обилием шерсти. Образ дьявола наиболее часто встречается в жанре фэнтези, а так же в компьютерных играх, в обоих случаях существует масса вариаций на тему Сатаны и его приспешников, они могут наделяться какими-либо атрибутами, будь то магическое умение или лишняя пара рогов, но выявить образ Дьявола всегда можно с легкостью. В современной массовой культуре дьявол иногда не изображается напрямую, а лишь подразумевается, например, под пороками, под какой бы то не было распущенностью и падением нравов в современном мире. Особенность жанра фэнтези состоит в том, что даже положительные персонажи наделяются демоническими чертами.

Как Бога, так и Дьявола художник 20 века может изобразить в виде набора символов, графических фигур, примером тому могу послужить картины Макса Эрнста и Паула Клее.

В современном мире для изображения Бога, Дьявола нет никаких границ, современная культура позволяет нам самим выбирать, как мы видим эти образы, а средства массовой информации доносят наши «шедевры» к огромному кругу зрителей, к массе, которая уже решает признать тебя как великого художника, либо отвергнуть.

В настоящее время, кроме устоявшихся образов, Бога может олицетворять абсолютно любой объект. Кто-то считает, что это зеркало, кто-то, что треугольник, иные усматривают Бога в музыке. Так, например, символическое изображение Христа, как рыбы дошло и до наших дней, но довольно в преобразованном виде, теперь это не просто рисунок на стене, а целая инсталляция поражающая своей реалистичностью.

За многие века меняется и образ Господа, и его восприятие, так например, в Византии – Бог – вседержитель, во времена готики – страдающий мессия, в эпоху возрождения – идеал красоты и величия. В искусстве 20 века, такой определенности нет, может быть каждому, что мы имеем слишком много свободы и не умеем ей правильно распоряжаться. Выявить какие-либо черты характерные черты в изображении Бога в современном мире достаточно сложно, чаще всего подразумевая Бога – изображают Иисуса, и в этих картинах мы всегда сможем различить его лик (если конечно автор хотел этого).

В 20 веке приходят такие направления как экспрессионизм, кубизм, сюрреализм. В каждом из этих направлений, носивших абсолютно светский характер, были художники, обращавшиеся к образу Христа. И у каждого из них Его образ не связан с предыдущей традицией, словно в Новое время каждый хотел иметь своего Христа. У Поля Гогена Христос мужиковатый и грубый, как бретонский крестьянин. У Сальвадора Дали Христос вполне гармоничен, но весь антураж его картин похож на кошмарный сон, в котором распадается в воздухе, словно от взрыва, крест («Гиперкубическое тело») или растворяются, как в кислотной среде, стены дома («Тайная вечеря»). Христос у Марка Шагала — это еврей, гибнущий в огне холокоста, принимая на Себя все страдания человечества. Канонические изображения претерпели уже множество изменений, это и отход от идеи Христа, как композиционного центра, и радикальная смена окружающей обстановки Иисуса, она больше не вызывает умиротворения, а подталкивает на действия. Уже к концу 20 века, к началу 21 становится сложно выделить какие-то общие черты в изображении Бога. И живопись и скульптура и кинематограф представляют нам массу различных образов, символов, своих ассоциаций, через которые пытаются показать нам Бога, каждый своего.

В мае 1982 года в Ватикане был образован Папский совет по делам культуры. Цель его - способствовать продуктивному диалогу Церкви с культурой, ориентировать культуру на поиски истины и истинных ценностей. Политика католической церкви заключается в желании вернуть Церкви былую славу покровительницы художников и искусства. Церковь отстаивает представление о том, что от Средневековья до наших дней религиозные ценности продолжают оставаться источником художественного творчества. С этой целью в Ватикане был создан Музей современного искусства. Основой музейной коллекции стали произведения с выставки современного религиозного искусства, организованной в 1973 году в Сикстинской капелле. В экспозиции были представлены произведения наиболее известных мастеров XX века: П. Гогена, А. Матисса, М. Шагала, Р. Гуттузо, Ф. Лете, П. Пикассо, С. Дали и других.

В современной живописи и графике отчетливо просматриваются два направления в развитии религиозной тематики. Одно из них - обращение к религиозному сюжету как к первоисточнику в авторской интерпретации и стилистики другое направление представляют художники, которые включают в композицию своих произведений уже известные образы искусства: иконы, памятники архитектуры и пластики, соединяя их со своим видением сюжета и вводя каноническое изображение святых. Произведения на религиозную тематику широко экспонируются на современных выставках, активно входят в быт.

Обращение художников к вечным темам, сюжетам и образам, возможно, является своеобразным поиском точки опоры в современном мире.

Список литературы

1) Ангелы в искусстве: Европейские художники/Сост. Э. Сандалова. - М.: Издательский дом «Крон пресс», 1997.-71с.

2) Антонова Ольга Абрамовна. Католицизм и искусство 20 век. - М.: Мысль, 1985. - 175с.

3) Антонова Ольга Абрамовна. Современное зарубежное искусство о христианском гуманизме. – М.: Знание,1989. - 60с.

4) Батракова Светлана Петровна. Искусство и утопия. – М.: Наука, 1990. – 300с.

5) Бернен С. Мифологические и религиозные мотивы в европейской живописи. – СПб.: Академический проект,2000. – 300с.

6) Библейские и мифологические сюжеты/Сост. Гвоздкова и др. – М.: Русское энциклопедическое товарищество,2002. – 32с.

7) Гентфюрер – Триер, Анна. Кубизм. М.: Арт-Родник,2005. – 65с.

8) Гибсон, Ян. Безумная жизнь Сальвадора Дали. – М.: Арт-Родник,1998. – 734с.

9) Дешарн Роберт и Никола. Сальвадор Дали. Пер. Серафима Савич. - М.: Эдита,1994. – 85с.

10) Дзери, Федерико. Сальвадор Дали. М.: Белый город,1998. – 48с.

11) Европейская живопись 12–20 веков. Энциклопедический словарь/Сост.Т. С. Воронина и др. М.: Nota Bene,1999. – 527с.

12) Живопись и кино: 1924 – 1991/Сост. Ж. Брето – Скира и др. М.: Музей кино,1994. – 48с.

13) Западное искусство 20 век./Сост. Б. И. Зингерман. СПб.: Дмитрий Буланин,1999. – 218с.

14) Камминг, Роберт. Живопись. М.: Слово,1999. – 104с.

15) Керист, Хуан Эдуардо. Словарь символов М.: RELF – book,1994. – 603с.

16) Ковальский Н. А. Европа, культура, христианство//Свободная мысль,1995. - №6.

17) Кристиан, Джон. Символисты и декаденты. М.: Искусство,2000. – 40с.

18) Лобковиц Н. Христианство и культура // Вопросы философии,1993. - №3.

19) Майнапар Александр Евгеньевич. Новый завет в искусстве. М.: Крон – Пресс,1998. – 349с.

20) Мерфи, Ричард. Мир Сезанна. М.: Терра – Книжный клуб,1998. – 191с.

21) Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т./Гл. ред. С. А. Токарев. – М.: Сов. энциклопедия,1992. – 1390с.

22) Одинцов М.И. Государство и церковь. М.: Знание,1991. – 90с.

23) Писманик М.Г. Религия в истории и культуре.– Пермь: Книжный мир, 1995.– 304 с.

24) Разлогов К. Боги и дьяволы в зеркале экрана. – М. Политиздат 1987 г. – 224 с.

25) Сандулов Ю. Дьявол. Исторический и культурный феномен. – СПб.: Лань, 1997. – 192 с.

26) Фетисов Игорь Викторович. Западноевропейская живопись XX века. М.: Изобразительное искусство,1998. – 63с.

27) Ходаковский Евгений. Немецкая живопись. СПб.: Аврора,2002. – 286с.

28) Холл, Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: Крон – пресс,1997. – 656с.

29) Шеваль, Дени. Пауль Клее. М.: Слово/Slovo, 1995. – 96с.

30) Шедевры искусства 20 века/Пер. с англ. Е.С. Гордон.- М.: АСТ-ЛДТ, 1996. - 511с.

31) Энциклопедический словарь живописи/Под ред. М.Лаклотта. М.: Терра,1997. – 1134с.

32) Энциклопедия живописи/Под ред. Н. А. Борисовской. М.: АСТ Трилистник,1997. – 521с.

33) Якимович Александр Клавдианович. Восстановление модернизма. М.: Галарт: Олма-пресс,2001. – 174с.

34) Якимович Александр Клавдианович. Магическая вселенная. М.: Галарт,1995. – 168с.

Электронные ресурсы

1) Библия. Режим доступа:http//w*w.r*ssianBible.net

2) Господь-Вседержитель. – Режим доступа: http//w*w.ikona.info/siteslink/php

3)Гуттузо Ренато. Биография, история жизни, творчество, писатели. Режим доступа: http//w*w.tonnel.r*

4) Жизнь и влияние Блаватской. - Режим доступа http//www theosophy.r*

5)Изображение Христа. Режим доступа: http//w*w.web know.r*

6) Иисус в Европейском искусстве. - Режим доступа: http//w*w.gazetaprotestant.r*

7) Искусствоведческая экспертиза экспонатов выставки «Осторожно религия». - Режим доступа http//w*w.kolokol.r*

8) Михаил Шемякин. Биография. - Режим доступа: http//w*w.biogs.r*

9) Мэй любовь и воля. Библиотека. Экзистенциональная психотерапия. - Режим доступа: http//w*w.psyinst.r*

10) Наше наследие. - Режим доступа:http//w*w.nasledie.r*

11) Новые известия - У каждого свой Бог. - Режим доступа: http//www/newizv.r*

12)Пауль Клее. - Режим доступа http//www theosophy.r*

13) Фонтана Лючио. Биография. – Режим доступа: http//w*w.krugosvet.r*

14) Эзопедия: Дьявол.- Режим доступа http//w*w.esopedia.r*

15) Boris Vallejo Pages . - Режим доступа: http//w*w. Vallejo.spb.r*

Покупка готовой работы
Тема: «Образы Бога и Дьявола в живописи 20-21 века»
Раздел: Разное
Тип: Курсовая работа
Страниц: 57
Цена: 700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика