Дипломная работа

«Развитие компетентности студентов в области звукотехнического оборудования студии»

  • 88 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ЗВУКОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ СТУДИЙ…. 7

1.1. Компетентностный подход в образовании.…. 7

1.2. Основные характеристики современного оборудования студий….… 18

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ЗВУКОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ СТУДИЙ ….… 41

2.1 Педагогические условия развития компетентности студентов в области звукотехнического оборудования студий ….… 41

2.2 Педагогический эксперимент….… 65

Заключение….… 82

Список литературы….….…. 84

Введение

Актуальность темы исследования

Согласно концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, основная цель профессионального образования заключается в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных с ней областях, способного к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [1]. В новых образовательных стандартах третьего поколения на первый план выходит понятие компетентности как понятие развития не только знаний, умений и навыков, но и развития способностей для их применения. Под компетенциями понимают совокупность профессиональных, социальных, личностных характеристик, определяющих способность эффективно исполнять деятельность в определенной области, уверенно используя свои знания и навыки.

Изменение высшего профессионального образования на компетентностной основе предполагает в качестве результата обучения рассматривать развитие компетенций студентов, которые определяются как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области (В.А. Кальней, И.Д. Фрумин, С.Е. Шишов и др.).

Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения содержит перечень необходимых для выпускника общекультурных и профессиональных компетенций, на основе которых в нем выработаны требования к структуре основных и дополнительных образовательных программ. Использование принципа развития компетенций в образовательных программах, основанных на новом стандарте, позволит высшим учебным заведениям подготавливать высокопрофессиональные кадры и объективно оценивать те или иные компетентностные способности студентов на основе различных моделей такой оценки [2].

Следует отметить, что проблема измерения уровня компетентности студентов должным образом не стандартизирована. Не выработаны методы и модели такого измерения, а это, несомненно, является очень важным аспектом для определения количественного уровня освоения студентами тех или иных компетенций [3–5].

Цель исследования – определить и экспериментально проверить педагогические условия развития компетентности студентов в области звукотехнического оборудования студии.

Объект исследования – процесс обучения студентов Вуза профиля «Музыкально-компьютерные технологии».

Предмет исследования – формы и методы развития компетентности студентов в области звукотехнического оборудования студии.

Гипотеза исследования: процесс развития компетентности студентов в области звукотехнического оборудования студии будет эффективным, если:

- рассматривать его как важное направление совершенствования подготовки будущего специалиста МКТ;

- содержание специальных дисциплин будет отвечать таким целям обучения, которые детерминированы особенностями современной профессиональной деятельности звукорежиссера;

- будет найдена оптимальная последовательность дисциплин в учебном плане подготовки студентов специальности МКТ;

- технология обучения специальным дисциплинам будет разработана на основе компетентностного подхода;

- - выявлены и реализованы педагогические условия, способствующие развитию компетентности студентов.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить содержание понятия компетентности студента в области звукотехнического оборудования студии.

2. Разработать критерии для диагностики уровней сформированности компетентности студентов, описать соответствующие показатели.

3. Определить компоненты профессиональной компетентности специалиста в области звукотехнического оборудования студии, их иерархию для развития профессиональной компетентности студентов специальности МКТ.

4. Определить педагогические условия развития компетентности студентов в области звукотехнического оборудования студий.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

• анализ научной литературы по методическим, психолого-педагогическим вопросам относительно поставленной цели исследования, отечественных и зарубежных информационных источников, доступных через глобальную информационную сеть Интернет, анализ опыта учителей информатики, учителей музыки, специалистов в области музыкально-компьютерных технологий, звукорежиссеров студий звукозаписи, телевидения;

• анализ учебной и научной деятельности студентов;

• метод моделирования;

• беседы, тестирование, анкетирование;

• педагогическое наблюдение за ходом обучения студентов специальным дисциплинам и дальнейшее отслеживание творческой и профессиональной деятельности студентов с точки зрения использования ими опыта и знаний, приобретенных в процессе обучения на основе компетентностного подхода;

• педагогический эксперимент.

Теоретическая значимость исследования: изучены отечественные и зарубежные работы по развитию компетенций с использованием новых компьютерных технологий в образовательном процессе. Проведен педагогический эксперимент, в котором проверены педагогические условия развития компетенции в области звукотехнического оборудования студий, на примере использования мультимедийной презентации, на уроке музыки в средней школе.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные в исследовании педагогические условия, приемы и их реализация позволяют развить компетенцию студентов в области звуотехнического оборудования студий. Изученные, обобщенные материалы и разработанные на их основе методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности учителей музыки, специалистов в области музыкально-компьютерных технологий.

Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ЗВУКОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ СТУДИИ

1.1. Компетентный подход в образовании

Та система образования, которая существует сегодня, сложилась в эпоху нового времени и основана на передаче знания о чем-то, то есть это знание всегда содержательно.

Новая европейская культура — культура отраслевая, рациональная (каждое знание или каждая деятельность разделяются на последовательность операций), монологичная (есть только голос разума, который глаголет истину, а истина одна на всех), утилитаристская (все требует оправдания, а польза сама и есть оправдание, поэтому все для чего-то существует). В этой логике квалификация как результат профессиональной подготовки подразумевает наличие у выпускника определенных профессиональных умений и навыков.

С другой стороны, работодателям нужна не квалификация, которая, по их представлению, связана с дроблением производственных функций на ряд задач и видов деятельности, а компетентность как соединение навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация с социальным поведением, способностью работать в группе, инициативностью, умением принимать решения и отвечать за их последствия.

Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной высшей школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних студентов.

Анализ источников по данной проблеме, особенно истории ее становления, показывает всю сложность, многомерность и неоднозначность трактовки как самих понятий «компетенция», «компетентность», так и основанного на них подхода к процессу и результату образования.

Обычно под компетентностью понимается некая интегральная способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы. Но такая способность, непременно, предполагает наличие знаний. Главная идея компетентностного подхода состоит, как считает А.Л. Андреев, в том, что «нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации». Иными словами, компетентностная парадигма образования предусматривает способность индивида самостоятельно отбирать и умение пользоваться уже накопленными знаниями в различных ситуациях и сферах жизни.

Этот же подход, но в рамках личностно-ориентированной парадигмы, задает набор компетенций, ориентированных на смысловую составляющую любого вида профессиональной деятельности. Обладая такими компетенциями, т.е. знаниями и умениями, возникающими в результате специально инициированной учебной деятельности, будущий специалист получает возможность выстраивать свою индивидуальную профессиональную деятельность адекватно условиям современности. Таким образом, компетентностный подход выступает в качестве оппонента утвердившейся в советской педагогике «зуновской» парадигме.

Компетентностная модель образованности соотносится с динамичным «открытым» обществом, в котором продуктом процессов социализации, общего и профессионального образования, должен стать индивид, готовый к выполнению всего спектра жизненных функций и способный к осуществлению свободного гуманистически ориентированного выбора.

Компетентность по А.В. Хуторскому - это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Понятие «компетентности», - согласно разработчикам «Стратегии модернизации содержания общего образования», - «. включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую». Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентации, привычки и т.д. При этом отметим, что компетентность всегда есть актуальное проявление компетенции. Однако многие исследователи не разделяют эти понятия, в ряде случаев они приводятся вместе или взаимозаменяют друг друга.

Понятия «компетенция» и «компетентность» отличаются от традиционного понятия «ЗУН». Отличие понятия «компетенция» состоит в том, что она предполагает взаимосвязанные качества личности (ЗУН + способы деятельности) по отношению к определенному кругу предметов, а также направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т. п.), ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; характер - самостоятельность, целеустремленность, волевые качества. Понятие «компетентность» еще более емкое и значимое, чем «компетенция», т. к. выражает степень владения, обладания человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.

Компетентностный подход к образованию в последние годы становится все более популярным. Е.В. Бондаревская отмечает, что он перестает быть относительно локальной теорией, а постепенно превращается в общественное явление, претендующее на роль концептуальной основы, проводимой в сфере образования.

Анализ литературы по этой проблеме, особенно истории ее становления, показывает всю сложность, многомерность и неоднозначность трактовки как самих понятий «компетенция», «компетентность», так и основанного на них подхода к процессу и результату образования, а также необходимость аналитического рассмотрения компетентностного подхода, внедряемого в российское образование.

Компетентностный подход предполагает формирование компетенции, под которой А.В. Хуторской понимает «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним» [10, с. 60].

Ориентированное на компетенции образование (competence-based education - СВЕ) формировалось в 70-х годах в Америке в общем контексте предложенного Н. Хомским в 1965 году (Массачуссетский университет) понятия «компетенция» применительно к теории языка, трансформационной грамматике. Выделяют 3 этапа становления компетентностного подхода в образовании:

Первый этап (1960-1970 гг.) - характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность.

Заключение

Благополучие и процветание общества в определяющей степени зависит от профессионализма самых разных специалистов, поскольку эффективность их труда обеспечивает прогрессивное развитие профессиональной сферы (содержания, средств деятельности, трудовых операций и т.д.), повышение качества результатов деятельности и т.д.

Переход к новой системе рыночных отношений потребовал поиск оптимизирующих подходов к подготовке высококвалифицированных педагогов, к содержанию образования, а соответственно и к его качеству. Данное обоснование активизируется, когда речь идёт о педагоге, которому в профессиональной деятельности предстоит преобразовать личность ученика средствами искусства.

Для успешности такого процесса необходим достаточный базис знаний умений и навыков в области музыкального искусства. Однако подчеркнём, что реалии сегодняшнего дня дают право характеризовать современное общество как информационное. Поэтому на рынке труда будет востребован музыкант, владеющий музыкально-компьютерными технологиями.

В ходе проведения эксперимента в рамках дипломной работы нами описаны теоретические основания выделенной проблемы развития компетенции студентов в области звукотехнического оборудования студий.

В процессе решения поставленных в исследовании задач были получены результаты, отраженные в педагогической практике:

 выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие развитию компетентности студентов в области звукотехнического оорудования студий;

 экспериментально проверены методы и формы развития компетентности студентов в области звукотехнического оборудования студий, способствующие оптимизации процесса музыкального профессионального образования при использовании музыкально-компьютерных технологий в условиях высшего и среднего профессионального образовательного учреждения;

 уточнены и дополнены критериально-уровневые характеристики и показатели развития компетентности студентов в области звукотехнического оорудования студий;

Подробный анализ результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, позволил сделать вывод о том, что выстраивание образовательного процесса высшего и среднего профессионального образовательного учреждения на развитие потребности познания профессии на основе саморазвития и самопознания, обуславливает высокий уровень усвояемости знаний, умений и навыков в области музыкального искусства и компьютерных технологий.

Таким образом, исследование позволило доказать, что развитие компетентности студентов в области звукотехнического оорудования студий будет более успешным, если будут реализованы выделенные нами педагогические условия.

Результаты исследования подтверждают адекватность выбранной нами логики исследования. Таким образом, поставленные задачи исследования выполнены, а предложенная гипотеза подтвердилась полученными результатами проведенной работы.

Список литературы

1. Андреев А.Л. Инновационный путь развития России в контексте глобального пространства образования. // Вестник Российской Академии наук, 2010. — Т. 80. — № 2. — С. 99-106.

2. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа //Педагогика. - 2005. - №4. - С.19-27.

3. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. — 2004. —№ 11. —С. 17-22.

4. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — С. 25-30.

5. Бегидова, С.Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалиста по физической культуре и спорту / С.Н.Бегидова. - Майкоп, 2001.

6. Берестнева О.Г. Системные исследования и информационные технологии оценки компетентности студентов : автореф. дис. . д-ра техн. наук / О.Г. Берестнева. – Томск, 2007. – 41 с.

7. Берестнева О.Г. Системные исследования и информационные технологии оценки компетентности студентов : автореф. дис. . д-ра техн. наук / О.Г. Берестнева. – Томск, 2007. – 41 с.

8. Галямина И.Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — С. 54-56.

9. Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД «Первое сентября». Сайт фестиваля 2003-2004.

10. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. — ЕФО, 1997.

11. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

12. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С.34-42.

13. Змеев, С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых / С.И.Змеев. - М.: ПЕР СЭ, 2003

14. Змеев, С.И. Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов / С.И.Змеев. - М.: Флинта: Наука,1999

15. Иванова, И.П. Развитие творческого мышления студентов в условиях проблемно-деятельностного обучения: авторф.дис.канд.пед.наук / И.П.Иванов. -Ставрополь, 2002

16. Исаев, В.А. Образование взрослых: компетентностный подход: монография / В.А.Исаев. - Великий Новгород, 2005.

17. Капитанская, А.К. Принципы и организация процесса обучения с андрагогических позиций (Электронный ресурс) / А.К.Капитанская. - Вопросы Интернет образования № 31 (h**t://vio.fio.r*/Vio_31/cd_site/Articles/art_2_5.htm)

18. Козлова А.В. Классификация компетенций и возможности их измерения в вузе с информационно-телекоммуникационными образовательными технологиями / А.В. Козлова, О.С. Михно, Е.В. Чмыхова. – URL: h**t://w*w.edit.muh.r*/content/mag/trudy/09_2008/07.pdf (дата обращения: 15.03.2010).

19. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании. Б. Звездова, к.э.н., доцент, В.Г. Орешкин, к.п.н., доцент кафедры рекламы и коммуникативных технологий; Межрегиональный институт экономики и права

20. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393 // Учительская газета, 2002. — № 31.

21. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393 //Учительская газета. — 2002. — № 31.):

22. Кравченко, А.И. Общая социология: Учебник для вузов. М.:Юнити,2002

23. Краевский В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции «Обновление российской школы» (26 августа — 10 сентября 2005 г.). — М, 2005. —С. 17-23.

24. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы. Вопросы образования. 1988. — № 1.

25. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С.3-1

26. Мачехина, О.Н. Педагогические условия развития социальной компетентности старшеклассников: проектно-контекстный подход: автореф. дисс.канд. пед. наук / О.Н.Мачехина. - Москва, 2007.

27. Мачехина, О.Н. Педагогические условия развития социальной компетентности старшеклассников: проектно-контекстный подход: автореф. дисс.канд. пед. наук / О.Н.Мачехина. - Москва, 2007.

28. Общая социология: Систем. Курс: Учеб пособие / Ю.Н. Аксененко и др.// Под ред. Г.В. Дыльнова. 2-е изд.,перераб., доп. Саратов: СЮИ МВД России,1999.

29. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж.Пиаже. - М., 1994.

30. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 070703 Звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ

31. Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С.И.Розум. - СПб: Речь, 2006.

32. Смелзер, Н. Социология / Н.Смедзер. - М., 1994.

33. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учеб.пособие для вузов / А.М.Столяренко. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

34. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.

35. Таланчук, Н. М. Системно-синергетическая теория воспитания / Н.М.Таланчук // Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогич. специальностям и направлениям. - М., 1997.

36. Тулегенова А.Г. Некоторые психолого-педагогические условия оптимизации учебно-воспитательного процесса (Электронный ресурс) / А.Г.Тулегенова. - h**t://w*w.crimea.edu/tnu/magazine/scientist/edition3/ n03019.html

37. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика». Квалификация (степень) «бакалавр» : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. №783. – URL: h**t://w*w.consultant.r*/online/base/?req=doc;base=LAW;n=97722 (дата обращения: 4.03.2010).

38. Философские проблемы теории адаптации / Ред. А.Б. Георгиевский и др. - М., 1975.

39. Хазова, С.А. Формирование опыта профессионально-творческого мышления у будущих специалистов по физической культуре и спорту: автореф.дисс.канд.пед.наук / С.А.Хазова. -Майкоп, 2004.

40. Харчев, А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности / А.Г.Харчев. - М.: «Политиздат», 1990.

41. Хомский, Н. Аспекты теории синтаксиса / Н.Хомский. - М., 1972 (англ. 1965).

42. Черняева, Т.Н. Формирование творческого опыта педагогической деятельности студентов педвуза: автореф. дисс. канд. пед. наук / Т.Н.Черняева. - М.: РГБ, 2003.

43. Шалашова М.М. Непрерывность и преемственность измерения химических компетенций учащихся средних общеобразовательных школ и студентов педагогических вузов : автореф. дис. . д-ра пед. наук / М.М. Шалашова. – М., 2009. – 41 с

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие компетентности студентов в области звукотехнического оборудования студии»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 88
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика