Дипломная работа

«Особенности коммуникативной компетентности студентов различных специальностей»

  • 93 страниц
Содержание

Введение….3

Глава 1. Коммуникативная компетентность как одна из базовых характеристик профессиональной компетентности специалистов в сфере профессий «человек-человек»

1.1. Понятие коммуникативной компетентности….7

1.2.Основы коммуникативной компетентности у специалистов в сфере профессий «человек-человек»…19

1.3. Особенности коммуникативной компетентности у менеджеров….26

1.4. Особенности коммуникативной компетентности у психологов….28

Выводы по 1 главе….30

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей коммуникативной компетентности у студентов различных специальностей

2.1.Методы исследования и характеристика выборки .….32

2.2. Анализ результатов исследования….…37

Выводы по 2 главе….49

Заключение….51

Список литературы….53

Приложение….58

Введение

Актуальность исследования. В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче.

Формирование коммуникативной компетентности человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Следует отметить, что при рассмотрении такой сферы профессий, как «человек-человек» коммуникативная компетентность играет, если не решающую, то очень важную роль. Особенно в таких сферах, как психология, медицина, менеджмент. В условиях динамично развивающегося российского рынка особое значение приобретает коммуникативная компетентность менеджера, в силу ее значительного влияния на успешность руководства организацией. Важность наличия у руководителя навыков общения отмечают многие авторы, в том числе и крупнейший американский специалист Стогдилл. Доказано, что способность к коммуникативной организации профессиональной деятельности определяет степень профессионализма менеджера, обеспечивает эффективный выбор действий для достижения целей через умение профессионального общения. Поэтому коммуникативная компетентность является одной из определяющих степень профессионализма менеджера [14].

В профессии психолога важнейшее значение имеет коммуникативная

компетентность, умение в процессе общения устанавливать контакт, активно взаимодействовать.

Ю.Н. Емельянов проследил зависимость коммуникативной компетентности от индивидуальных способностей личности, от ее социальной мобильности. На нее влияют изменения, происходящие в обществе, и, в связи с этим, коммуникативная компетентность не может быть готовой характеристикой индивида. Это конгломерат знаний, языковых и неязыковых умений и навыков общения, приобретаемых человеком в ходе естественной социализации, обучения и воспитания. Это сложная личностная характеристика, включающая психологические знания, коммуникативные способности, умения и навыки, а также некоторые свойства личности (темперамент, характер, эмоциональные состояния), проявляющиеся в общении с людьми. Однако коммуникативную компетентность можно рассматривать и как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личностного взаимодействия.

Коммуникативная компетентность у психологов предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстраненной, и близкой. Некоторые авторы [3] включают в коммуникативную компетентность психолога комплекс индивидуальных качеств, от которых зависит согласованность действий людей, весь спектр модальностей, начиная от понимания и заканчивая поступком.

Итак, коммуникативную компетентность определим как такой уровень сформированности межличностного опыта, т.е. обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе [15]. При наличии достаточного количества работ, посвященных особенностям коммуникативной компетентности специалистов различных специальностей [8], в настоящее время практически нет исследований, посвященных сравнительному анализу особенностей становления коммуникативной компетентности специалистов различных профессий сферы «человек-человек», что и определило проблему нашего исследования.

Цель исследования: раскрытие сущности коммуникативной компетентности, выявление основных ее составляющих и сравнительное исследование ее структуры у студентов-психологов и у студентов-менеджеров.

Объект исследования: коммуникативная компетентность специалиста.

Предмет исследования: коммуникативная компетентность специалистов в сфере профессий «человек-человек».

Гипотеза исследования: структура коммуникативной компетентности студентов-психологов и студентов-менеджеров факультета сестринского дело различна, а именно у студентов-менеджеров более выражена ее организаторская составляющая, а у студентов-психологов - эмоциональная составляющая коммуникативной компетентности.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития коммуникативной компетентности у специалистов в сфере профессий «человек-человек». Определить доминирующие компоненты в структуре коммуникативной компетентности студентов-психологов и студентов-менеджеров;

2. Исследовать особенности коммуникативной компетентности студентов-психологов и студентов-менеджеров;

3. Провести математическую обработку данных, и выявить различия в структуре коммуникативной компетентности студентов-психологов и студентов-менеджеров.

Этапы исследования:

1. Рассмотреть теоретические подходы к исследованию коммуникативной компетентности.

2. Подобрать диагностические методики для эмпирического исследования.

3. Провести эмпирическое исследование.

4. Обработать данные эмпирического исследования и сформулировать выводы по результатам исследования.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение

2. Эмпирические: тестирование, методы математической статистики.

Для решения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:

1. Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера;

2. Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко;

3. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко;

4. Методика выявления «Коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-2);

5. Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко.

Теоретическая значимость исследования: были рассмотрены различные теоретические подходы к исследованию проблемы развития коммуникативной компетентности специалистов в сфере профессий «человек-человек».

Практическая значимость результатов исследования: полученные данные могут использоваться в образовательном процессе высших и средне-специальных учебных заведений, при разработке факультативных и элективных программ для студентов-психологов и студентов-менеджеров.

Эмпирическая база исследования: факультет психологии БГПУ им. М. Акмуллы и факультет сестринское дело БГМУ. В исследовании приняли участие 40 человек, в возрасте от 21 до 36 лет. Все респонденты женского пола. Выборки оказались равными по количеству. 20 человек с факультета психологии и 20 человек с факультета сестринское дело.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, одной теоретической главы, одной эмпирической, заключения, списка литературы, приложений.

Фрагмент работы

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей коммуникативной компетентности у студентов различных специальностей

2.1. Методы исследования и характеристика выборки

Цель: Сравнительное исследование структуры коммуникативной компетентности у студентов-психологов и у студентов-менеджеров.

Задачи:

1. Эмпирическое исследование составляющих коммуникативной компетентности у студентов-психологов и у студентов-менеджеров.

2. Выявить различия в коммуникативной компетентности у студентов-психологов и у студентов-менеджеров.

Гипотеза: структура коммуникативной компетентности студентов-психологов и студентов факультета сестринского дела различна, а именно у студентов-менеджеров более выражена ее организаторская составляющая, а у студентов-психологов - эмоциональная составляющая коммуникативной компетентности.

Эмпирическая база исследования: факультет психологии БГПУ им. М. Акмуллы и факультет сестринское дело БГМУ.

Характеристика выборки.

В исследовании приняли участие 40 человек: студенты БГПУ им.

М. Акмуллы (факультет психологии, 5 курс, дневное отделение) - 20 человек и студенты БГМУ (факультет сестринское дело, 5 курс, заочное отделение) - 20 человек. Все участники исследования женского пола. Возраст испытуемых от 21 года до 36 лет. Средний возраст по выборке 25 лет.

Характеристика методик исследования

1. Методика диагностики оценки самоконтроля в общении

М. Снайдера

Методика направлена на исследование уровня самоконтроля в общении. Включает в себя опросник, состоящий из 10 вопросов (предложений). Они описывают реакции на некоторые ситуации. Респонденту необходимо поставить букву «В» (верно) возле тех предложений, которые близки к описанию его поведения и букву «Н» (неверно) возле тех, которые далеки от описания его поведения.Затем идет подсчет результатов. По одному баллу начисляется за ответ «Н» на 1, 5, и 7 вопросы и за ответ «В» на все остальные.

Далее следует описание уровней самоконтроля в общении. Их всего 3: низкий, средний и высокий.

0-3 балла – низкий коммуникативный контроль. Поведение устойчиво, человек не считает нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Способен к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают данного человека «неудобным» в общении по причине прямолинейности.

4-6 баллов – средний коммуникативный контроль. Искренность в общении присутствует, но также присутствует и несдержанность в эмоциональных проявлениях. Учет в своем поведении мнения окружающих.

7-10 баллов – высокий коммуникативный контроль. Легкое вхождение в любую роль, гибкое реагирование на изменение ситуации, хорошо развита интуиция. Человек в состоянии предвидеть впечатление, которое он производит на окружающих.

2. Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко

Методика направлена на выявление присутствия негативной коммуникативной установки, которая включает в себя такие показатели, как завуалированная жестокость, открытая жестокость, обоснованный негативизм, брюзжание, негативный опыт общения. Эти показатели также являются шкалами. Негативная коммуникативная установка обнаруживает себя, если суммарный бал по всем шкалам составляет более 33.

Методика включает в себя опросник, состоящий из 25 предложений. Возле каждого предложения необходимо указать свое согласие («да») или несогласие («нет») с ним, в зависимости от мнения респондента.

Далее идет подсчет набранных баллов по всем шкалам, выясняется суммарный балл и выявляется присутствие или отсутствие негативной коммуникативной установки.

1. О завуалированной жестокости по отношению к людям свидетельствуют такие варианты ответов: 1- да (3 балла), 6- да (3 балла), 11- да (7 баллов),16- нет (3 балла), 21- нет (4 балла). Максимальное количество баллов по этой шкале – 20. Чем больше набранных баллов, тем ярче выражена завуалированная жестокость в отношении к людям.

2. Открытая жестокость в отношениях к людям.

Личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда: 2- да (9 баллов), 7- да (8 баллов), 12- да (10 баллов), 17- да (10 баллов), 22-да (8 баллов). Максимальное количество баллов по этой шкале – 45.

3. Обоснованный негативизм в суждениях о людях.

Таковой выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия: 3- да (1 балл),8- да (1 балл), 13- нет (1 балл), 18- да (1 балл), 23- да (1 балл).

Максимальное количество баллов – 5.

4. Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью. О наличии такого компонента в негативной установке свидетельствуют следующие вопросы из упомянутого опросника: 4- да (2 балла), 9- да (2 балла), 14- да (2 балла), 19- да (2 балла), 24- да (2 балла). Максимальное количество баллов – 10.

5. Негативный личный опыт общения с окружающими. Данный компонент установки показывает, в какой мере респондентам повезло в жизни на ближайший круг знакомых и партнеров по совместной деятельности. О негативном личном опыте контактов свидетельствуют вопросы: 5- да (5 баллов), 10- да (5 баллов), 15- да (5 баллов), 20- да (4 балла), 25- да (1 балл). Максимальное количество баллов – 20.

3. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко

Методика направлена на определение уровня развития эмпатии. Включает в себя опросник, состоящий из 36 вопросов. Респондент отвечает «да» или «нет» в зависимости от своего мнения. Затем идет подсчет. Максимальное количество баллов - 33. 30 баллов и выше – высокий уровень эмпатии; 29-22 – средний уровень эмпатии; 21-15 – заниженный уровень эмпатии; Менее 14 баллов – низкий уровень эмпатии.

+(1 балл) – 1, 7, 19, 25, 8, 20, 32, 9, 15, 21, 27, 4, 5, 12, 18, 30.

-(1 балл) - -13, -31, -2, -14, -26, -3, -33, -10, -16, -22, -28, -34,-11, -17, -23, -29, -35.

4.Методика выявления «Коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-2)

Методика направлена на выявление уровня развития коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т.д.).

Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Время выполнения методики 10-15 минут.

При этом отдельно определяется уровень коммуникативных и организаторских склонностей. Затем идет подсчет.

Коммуникативные склонности (+) Да 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.

(-) Нет 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

Организаторские склонности (+) Да 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.

(-) Нет 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

5.Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В.В.Бойко

Методика направлена на выявление «помех» в установлении эмоциональных контактов. Включает в себя опросник, состоящий из 25 вопросов. Необходимо выбирать из двух вариантов ответа «да» или «нет».

«Помехи» в установлении эмоциональных контактов:

1. Неумение управлять эмоциями, дозировать их: +1,-6, +11, +10.

2. Неадекватное проявление эмоций: -2,+7,+12,+17,+22.

3. Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций: +3,+8,+13, -19, +15.

4. Доминирование негативных эмоций: +16,-21, -9,+4, -24.

5. Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе: +18,-23,+5, -25, -14, +20.

Максимальное количество – 25 баллов. Чем больше баллов, тем очевиднее эмоциональная проблема в повседневном общении. Не более 5 баллов – эмоции обычно не мешают в повседневном общении; 6-8 баллов – есть некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении; 9-12 баллов – в некоторой степени общение осложнено; 13 баллов и выше – эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми.

2.2. Анализ результатов исследования

Методика «Диагностика оценки самоконтроля в общении М.Снайдера»

Проанализируем полученные результаты по методике и отразим данные в таблице

Заключение

Формирование коммуникативной компетентности человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Следует отметить, что при рассмотрении такой сферы профессий, как «человек-человек» коммуникативная компетентность играет, если не решающую, то очень важную роль. Особенно в таких сферах, как психология, медицина, менеджмент. Коммуникативная компетентность, в целом, — понятие достаточно широкое. Оно соотносится с навыками не только речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и четкая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация, дикция), но и самонастройки на общение, а также с культурой жестов, пластики и психоэмоциональной регуляции своего состояния.

Проведено эмпирическое исследование, основной целью которого являлось сравнительное исследование структуры коммуникативной компетентности у студентов-психологов и у студентов-менеджеров.

У студентов-менеджеров коммуникативный контроль в общении развит не больше, чем у студентов-психологов. Данные различия оказались статистически не значимы. Доля лиц, у которых ярче выражена негативная коммуникативная установка среди студентов-менеджеров не выше, чем среди студентов-психологов. Данные различия оказались статистически не значимы. Однако при математической обработке по шкалам выяснилось, что различия оказались статистически значимыми по следующим шкалам: завуалированная жестокость; открытая жестокость; брюзжание; негативный опыт общения. И лишь по шкале обоснованный негативизм различия оказались статистически незначимыми. Доля лиц, которые имеют более высокий уровень эмпатии среди студентов-психологов выше, чем среди студентов-менеджеров. Данные различия статистически значимы. Рассматривались показатели таких шкал, как: рациональный канал эмпатии; эмоциональный канал эмпатии; интуитивный канал эмпатии; установки, способствующие эмпатии; проникающая способность к эмпатии; идентификация в эмпатии. По всем шкалам, кроме рационального канала эмпатии, показатели выше у студентов-психологов. По шкале рациональный канал эмпатии показатели выше у студентов-менеджеров. Более высокий уровень развития организаторских склонностей наблюдается у студентов-менеджеров. Различия статистически значимы. Коммуникативные склонности существенных различий не имеют. Различия статистически не значимы. Доля лиц, которые имеют более высокий уровень эмоциональных «помех» среди студентов-психологов выше, чем среди студентов-менеджеров. Различия статистически значимы. Ярко выражена разница по таким шкалам, как: неумение управлять эмоциями, дозировать их; нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе.

Структура коммуникативной компетентности студентов-психологов и студентов факультета сестринское дело различна, а именно у студентов-менеджеров более выражена ее организаторская (поведенческая) составляющая, а у студентов-психологов - эмоциональная составляющая коммуникативной компетентности.

В перспективах исследования данной проблемы на будущее можно выделить несколько другое сравнение. А именно провести сравнительное исследование между студентами сферы «человек-человек» и студентами сферы «человек - техника». Возможно, различия в структуре коммуникативной компетентности будут иметь несколько иной характер.

Список литературы

1. Адамьянц Т.З. Модель коммуникативной компетентности студентов экономического вуза [Электронный ресурс]. Режим доступа: http.w*w.BestReferat.r*/referat-54396.html

2. Акопов Г. В. Диагностика профессионального сознания // Психология в вузе, 2004, № 3, с.48-53.

3. Общение и оптимизация совместной деятельности/Под редакцией Андреевой Г.М.- М., 1997.

4. Апресян Г. З. Ораторское искусство. – М., 1998.

5. Беттеджер Ф. Вчера неудачник - сегодня преуспевающий коммерсант// "Сибирь. Философия. Образование". Альманах СО РАО, ИПК, Новокузнецк, выпуск 5,с.24-45.

6. Основы социально-психологической теории / Под редакцией Бодалева А.А., Сухова А.Н.- М., Международная педагогическая академия, 1995.

7. Борисов А. Ю. Роскошь человеческого общения. М., 1998.

8. Брычкова Я.В., Потапенко О.П. От коммуникативной к социальной компетентности // Школьный психолог, 2006, № 4,с. 56-58.

9. Введенская Л. А., ПавловаЛ. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1996.

10. Вечер Л. С. Секреты делового общения. Минск, 1996.

11. Герасименко С.Л. Опыт общения в структуре коммуникативной компетентности личности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http.//w*w.emissia.org/offline/2007/1124.htm

12. Дикопольская А.А. Профессиональная коммуникативная компетентность: слагаемые эффективного общения [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://w*w.mirrabot.com/work/work_227771.html

13. Дуброва В.П. Размышления о врачебном искусстве, или социально-психологические факторы успешности деятельности врача // Медицина,1999, №3, c.23-28.

14. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение, Издат. Лен.Гос. Ун., 1995.

15. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьева О.В. Введение в практическую и социальную психологию.М., Смысл, 1999.

16. Зарайский Д. А. Управление чужим поведением. Технология личного психологического влияния, Дубна, 1997.

17. Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера, СПб, 1997.

18. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования, Москва – Воронеж: Н.П.О. «Модек», 2003.

19. Калыгин Н.К. Общение как коммуникативная деятельность и понятие коммуникативной компетентности [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://w*w.seun.r*/books/Books/KafFip/Metod/orlov02/3.htm

20. Каптерев А.И. Информационный анализ профессионального пространства /МГУК, 1992.

21. Карасева Н.И. Развитие информационной и коммуникативной компетентностей в системе информационной подготовки студентов-психологов на основе информационно-образовательной среды [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://w*w.diplomnic.r*/rabota/14705.html

22. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения, Москва, 2001.

23. Кохтев Н. Н., Розенталь Д. Э. Искусство публичного выступления. – М., 1999.

24. Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов под редакцией Кутасовой Т.- М.: Международная педагогическая академия, 1999.

25. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы, М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.

26. Лютова С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетентности: курс лекций , МГИМО, 2007.

27. Маркова А.К. Психология профессионализма, Москва, 2006.

28. Матьяш О.И., Биби С.А. Коммуникативное образование в России: история и современность // Сибирь. Философия. Образование. 2003, №7,с.78-80.

29. Мелибурда Е.Л.- Ты-мы: Психологические возможности улучшения общения, М., Прогресс, 1996.

30. Мир мудрых мыслей / сост.Л.Л. Ермолинский, Т.Ф. Ермолинская, Иркутск, «Символ», 2000.

31. Мякишева Н.В. Совершенствование коммуникативной культуры студентов в условиях медицинского вуза [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://w*w.revolution.allbest.r*/…/00092113_0.html.

32. Панфилов А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности, СПб, 2001.

33. Петровская Л.А. Компетентность в общении, М., Изд-во МГУ, 1999.

34. Печенева Т.А. Мониторинг коммуникативной компетентности специалиста-управленца // Интернет и образование, ноябрь, том 2007, №2, с.66-69.

35. Поляков В. А. Технология карьеры. Практическое руководство, М., 1995

36. Розанов В.В. Взаимосвязь эмоционально-психологической саморегуляции и коммуникативной компетентности студентов-психологов [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://w*w.diplomnic.r*/rabota/25209.html

37. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций, М., ИНФА-М, Новосибирск, ИГАЭиУ, 2003.

38. Савельева О.А. Роль профессиональных норм в организации поведения студентов-психологов [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://w*w.childpsy.r*/dissertations/id/19594.php

39. Серегина Т.П. Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность современного педагога [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://festival.1september.r*/articles/214521/

40. Смолянинова О.Г., Шишканов Д.В. Психолого-педагогическая наука и образование: гуманитарные технологии, Красноярск, 2002.

41. Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996.

42. Соколова В.В. Культура речи и культура общения, М., Просвещение, 1995.

43. Сосиденко Л.В. Коммуникация и коммуникативная компетентность. Коммуникация в жизнедеятельности человека [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://w*w.bestreferat.r*/referat-54354.html

44. Соснова Б.Ю. Перспективный план работы над методической темой «Развитие коммуникативной компетентности» [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://w*w.bsosnova.ucoz.r*/publ/1-1-0-6

45. Столяренко Л.Д. Основы психологии, Ростов н/ Д., Изд. «Феникс», 1995.

46. Субботина Н.Ю. Особенности ценностно-смысловой сферы личности студента на этапе профессионализации // Психология обучения, 2007, № 11,с. 43-46.

47. Титова С.В. Условия формирования коммуникативной компетентности // Школьный психолог, 2006, № 16, с. 12-15.

48. Харламова И.Ф. Коммуникативное мастерство личности – как коммуникативная компетентность [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://w*w.nauka-shop.com/mod/shop/productID/51623/

49. Хуторской А.В. Свободное развитие как пространство образования // Новые ценности образования: Культурные модели школ, Выпуск 7, М., Инноватор-Bennet College, 1997.

50. Часовских И.П. Формирование коммуникативной компетентности учащихся // Интернет и образование, декабрь, том 2008, №3, с. 47-52.

51. Чистякова М.И. Психогимнастика, М., Просвещение: Владос, 2005.

52. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера, М., 1999.

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности коммуникативной компетентности студентов различных специальностей»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 93
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика