Дипломная работа

«Синтез искусств как основа развития музыкального восприятия детей младшего школьного возраста»

  • 90 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА I. СИНТЕЗ ИСКУССТВ ИЛИ НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ….7

1.1. Проблема цветного слуха в трудах крупнейших ученых и деятелей 17 -18 веков….…7

1.2. Цветомузыкальный слух в трудах русских композиторов….15

1.3. Идея «программности», как живописное начало в музыке…24

ГЛАВА II.ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ

МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ…33

2.1. Особенности развития музыкального восприятия у детей младшего

школьного возраста….33

2.2. Реализация педагогических методов и приемов развития

музыкального восприятия у учащихся на уроках музыки….38

2.3. Уровни развитости музыкального восприятия у младших школьников44

2.4. Методические рекомендации для учителей музыки к организации

уроков по творческому рисованию….50

Заключение….56

Список литературы…59

Приложения….63

Введение

Актуальность темы.

Синтез искусств. Интегрированные подходы. Взаимовлияние форм различной художественной специфики. Эти термины все более популярны в современной практике. Неудивительно, художественно - педагогическая практика насыщена парадоксальными противоречиями. В чем, например, заключается синтез искусств в ходе работы с младшими школьниками? В иллюстрировании? Пояснении одного вида другим? А может во взаимодополнении произведений различной художественной специфики, в то время как ребенок решает творческие задачи, передает художественный образ, выражает определенную нравственную идею?

Каждый из нас, отвечая, расставит свои акценты, определит личное проблемное поле в понимании этого термина. В слово синтез многие вкладывают различные смысловые значения. Синтез это взаимодействие различных видов искусств. Мы рассмотрим взаимодействие музыки и изобразительного искусства, где слушание музыки будет объединяться с творческим рисованием.

Вопрос о синтезе музыки и цвета выдвигался на различных этапах общественного и культурно-художественного развития. Выдвижение и решение этого вопроса имело определенную мировоззренческую основу, и было связано с системой философских и эстетических взглядов. Цветомузыка - новый экспериментальный вид художественной деятельности, основанный на синтезе музыки и цвета. Писатели-фантасты до сих пор включают цветомузыку в ряд неизменных атрибутов будущего. Но мы уже сегодня можем видеть воочию чудо явления искусства светящихся звуков, которое имеет свою интересную историю.

Первый этап развития идеи цветомузыки относится к XVII-XVIII векам. Мысль о соединении звука с цветом, основанная на прямой аналогии между оптическими и акустическими отношениями принадлежала И. Ньютону.

Реальное воплощение идея цветомузыки нашла лишь в ХХ веке, когда к ней обратились музыканты и художники. Огромный вклад в развитие цветомузыки внесли такие известные ученые, музыковеды, как А. Лассо, А. Лапп, О. Фишингер, А. Клейн, Д. Бентам, Т. Вильфред, М. Гринуолта, Д. Холл, Кирхер, Крафт, Б. Галеев, К. Леонтьев и другие.

Следует подчеркнуть, что вопрос правомерности цветомузыки как самостоятельной области искусства еще дискутируется. Между тем изучение литературы по данной теме обнаружило недостаточную степень разработанности проблемы. Исследования по выявлению и развитию музыкального восприятия у младших школьников весьма ограничены. Этим в значительной степени обусловлена актуальность предпринятого нами исследования, что послужило основанием для определения ее темы –

«Синтез искусств как основа развития музыкального восприятия у младших школьников».

Цель исследования заключается в определении и обосновании комплекса педагогических путей и условий совершенствования музыкального восприятия у младших школьников.

Объектом исследования является процесс развития восприятия музыки у младших школьников.

Предмет исследования – педагогическое руководство процессом слухоцветового восприятия музыки младшими школьниками.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс развития музыкального восприятия у младших школьников будет проходить успешно при условиях:

- формирования этой способности с самого начала музыкального образования в школе;

- выявления музыкальных жанров с ярко выраженной картинно-изобразительной направленностью и доступностью для восприятия младшими школьниками;

- нахождения способов, помогающих учащимся установить ассоциацию музыкально-интонационных комплексов с определенным цветом;

- выявления определенной последовательности введения в содержание музыкального образования наиболее адекватных поставленной задаче жанров и видов музыкально-художественной деятельности.

Для достижения поставленной цели ставились и решались следующие задачи исследования:

1. На основе изучения литературы философского, общенаучного и частно-научного характера: а) определить содержание, формы и методы развития музыкального восприятия у младших школьников посредством синтеза искусств; б) охарактеризовать особенности процесса слухоцветового постижения младшими школьниками образцов картинно-изобразительной музыки; в) выявить факторы и особенности развития музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста.

2. Теоретически обосновать и апробировать опытно-экспериментальным путем методику слухоцветового постижения картинно-изобразительной музыки учащимися младшего школьного возраста.

Методологической основой представленной работы явились учения о цветном слухе в исследованиях А.Бинэ, Ч.Майерса, Л.Б.Кастеля, Ф.И.Юрьева, А.Ригминтона; теория музыкального восприятия в трудах Е.В. Назайкинского; теория музыкальных жанров В.А. Цуккермана; теория музыкального языка Л.А. Мазеля; психолого-педагогические исследования младших школьников Л.С. Выготского и Г.С. Тарасова.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на примере изучения идеи музыки и цвета в трудах ученых разработаны содержание, формы и методы использования синтеза искусств как основы развития музыкального восприятия в практике современной общеобразовательной школы.

Практическая значимость выпускная квалификационная работа исследования определяется тем, что ее результаты могут быть использованы педагогами-учителями музыки, а так же при разработке лекционных курсов по «Методике музыкального воспитания» и «Музыкальной психологии».

Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимосвязанных методов исследования: анализ музыковедческой, музыкально-психологической, психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы и материалов по проблеме исследования, наблюдение, беседа, сравнение, анализ, синтез.

База исследования: эксперимент проводился на базе Сибайской средней школы №7 в младших классах.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. СИНТЕЗ ИСКУССТВ ИЛИ НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

1.1. Проблема цветного слуха в трудах крупнейших ученых и

деятелей 17-18 веков

Об искусстве цветомузыки было известно давно, но в, то время она не пользовалась значительным успехом. Вопрос о синтезе музыки и цвета выдвигался на различных этапах общественного и культурно-художественного развития и решался по-разному (4, с. 56).

Цветомузыка – сочетание музыки с цветосветовыми эффектами, основанное на явлении синопсии. С греческого «синопсия» это ассоциации между зрительными и слуховыми впечатлениями. Первый этап развития идеи цветомузыки относится к XVII – XVIII в. Он связан с открытием спектра в физике и установлением соответствия между семью его цветами и семью звуками гаммы. Мысль о соединении звука с цветом, основанная на прямой аналогии между оптическими и акустическими отношениями, принадлежала великому физику И. Ньютону (10, с.34). Он установил сходную закономерность в возрастании частот световых колебаний цветов спектра (от красного к фиолетовому) с возрастанием частот звуковых колебаний в диатонической мажорной гамме (при движении вверх). В сознании Ньютона эта закономерность подкреплялась пифагорейским учением о гармонии сфер, которое было воспринято Ньютоном через Кеплера (17, с.58). Цвета спектра и звуки гаммы оказывались выражением мировой гармонии и управлялись одними и теми же числами. И. Ньютон (10, с.47) утверждал, что белый цвет сумма всех цветов, поскольку в сочетании с красным можно получить розовый, с синим – голубой и т.д. Механистическая аналогия «спектр – октава», предложенная Ньютоном, легла в основу антихудожественной идеи «перевода» музыки в цвет.

По мнению ученого Пифагора (18, с.14), любое движение тела в воздухе сопровождается звуком, и космос тоже должен был звучать, притом гармонично. Предполагалось, что скорость движения зависит от того, как далека планета от Земли, а со скоростью соответственно связывалась, высота издаваемого планетой звука…Данная теория получила название «гармонии (или музыки) сфер».

Известный философ Аристотель (18,с.21) считал, что различие звука и тишины относительно, подобно тому, как медикам вследствие привычки кажется, что нет различия между тишиной и стуком при работе их, так и со всеми людьми бывает то же самое при восприятии гармонии сфер. Гармония, обычно воспринимаемая в небе разумом и зрением, музыкой переводилась в слышимые звучания.

Ученый монах, французский музыкальный теоретик Луи - Бертран Кастель (16,с.5-30) считал, что между тонами гаммы и цветами существует однозначная зависимость. До – голубой, ре – зеленый, ми – желтый, фа – оранжевый, соль – красный, ля – фиолетовый, си – синий. Им был построен «цветовой клавесин» – первый в истории цветомузыкальный инструмент. При нажатии клавиш на стоящем над клавесином сооружении отдергивались шторки и открывались различные цвета по принципу «гамма – спектр».

В XVIII предлагался ряд других вариантов реализации идеи цветомузыки, в том числе с использованием цвета по тому же принципу однозначных цветозвуковых соответствий (16,с.21).

Связь между звуком и цветом была известна еще народам древности (в Китае, Индии и др. странах Востока). Она изучается и современным сравнительным музыкознанием по наблюдениям над музыкальным бытом различных народов мира. Явление синопсии отражается на процессе творчества и восприятия музыки. При сопоставлении мажора и минора обычно возникает ощущение светотени: мажор – «светлый» лад, минор – «темный» лад. Аналогичное впечатление производят тембры, регистры, с чем связано использование всех этих средств в целях программной изобразительности (картина рассвета во вступлении к опере «Ночь перед Рождеством» и т.п.), а также в цветных кинофильмах. Отсюда и представления о «красочности», «колорите» тех или иных гармоний, сочетаний инструментов в оркестре и т.д. У некоторых музыкантов возникает более субъективные конкретно – цветовые ощущения от тональностей, аккордов, звуков, тембров и, наоборот, звуковые представления в связи с цветовыми красками природы (21, с. 95).

Гете и Л. Тик (16, с.32) обращали внимание на «цветной слух», на «окраску» звуков и тембров. Людвиг Тик сделал вывод о единстве всех искусств, о возможностях их взаимопереходов, смешений и синтеза.

По мнению Е. Гофмана (55,с.49), это не пустой образ и не аллегория, когда музыкант говорит, что краски, запахи и лучи представляются ему в виде звуков, в их сочетании он видит дивный концерт. Подобно тому как, по выражению одного остроумного физика, слух есть внутренне зрение, так и для музыканта зрение есть внутренний слух, служащий для более глубокого осознания музыки, которая одинаково вибрируется с его духом, звучит во всем, что обнимает его глаз.

С. Новалис подразумевал положительный ответ, исходящий из идеи относительности границ между органами чувств, а также между опирающимися на них искусствами и из вытекающего отсюда взаимопроникновения различных родов деятельности.

На протяжении XIX века опыты по осуществлению цветомузыки не делались, и сама идея почти не разрабатывалась, но, начиная с романтиков, широкую популярность получила мысль о цветозвуковых соответствиях, о единстве зрительных и слуховых ощущений. У каждого человека, замечаем мы это или нет, при слушании музыки или даже отдельных звуков, созвучий возникают некие цветовые или световые ассоциации, которые в психологии называют синестезией. Точно также у большинства из нас какие –то цветосветовые образы закрепляются за отдельными цифрами, днями недели, месяцами и т.д. Интересно, что есть и обратное явление: те или иные цвета вызывают определенные музыкальные ассоциации. Синестезии у всех индивидуальны. Поэтому наука пока не в состоянии, вывести какие – либо закономерности. Пионером цветомузыки заслуженно признан великий русский композитор А.Н.Скрябин. В 1910 г. он написал симфоническую поэму "Прометей", в которую впервые в мировой музыкальной практике ввел световую партию с постоянно меняющимися пластическими образами, сочетаемыми с музыкой в разнообразных отношениях, включая и противопоставления звука и света (контрапункт). Этот прием синтеза был назван "слухозрительной полифонией", и современная практика подтверждает жизнеспособность скрябинских идей. Только такой подход позволяет перейти от промежуточного жанра "световых сопровождений" к оригинальным светомузыкальным произведениям, где и звуковая и световая партии создаются совместно, для воплощения единого и целостного художественного образа. Следует указать, что "прометеевский" замысел Скрябина отнюдь не был изолированным явлением в художественной культуре. Рождение светомузыки подготавливалось всем предыдущим развитием музыки, изобразительного искусства. Выдающиеся композиторы издавна пытались воплощать в музыке, казалось бы, недоступные для нее образы видимого мира. Подлинной "музыкальной живописью" являются многие произведения Р.Вагнера, Н.А.Римского-Корсакова, К.Дебюсси, А.К.Лядова. Светоносность и полетность являются отличительными признаками большинства инструментальных пьес того же Скрябина (о том говорят их названия - "К пламени", "Мрачное пламя", "Гирлянды" и т.д.).

А.Н.Скрябин, имевший необычайно развитый цветной слух, мечтал о «синтетическом искусстве» (35, с.67).

«Цветным слухом» обладали композиторы Берлиоз, Лист, Вагнер, Римский-Корсаков, Скрябин и некоторые другие. Но независимо от цветового слуха как психофизиологического явления, в связи с идеей программности очень большое значение приобрели внемузыкальные (в том числе цветовые) ассоциации при восприятии музыки, получили развитие категории живописности музыки и музыкальности живописи.

Заключение

Цветомузыка – это способность видеть звук, в частности, и музыку. Развитие идеи синтеза цвета и музыки проходило в нескольких этапах, начиная с XVII века. Эта идея возникла на основе механицистского мировоззрения, пифагорейского учения о «гармонии сфер» и мистификации числа семь. Эксперименты в области цветомузыки, делавшиеся в XVIII веке, были основаны на механической аналогии «гамма-спектр» (А. Ласло, А. Лапп, О. Фишингер, А. Клейн, Д. Бентам, Т. Вильфред, М. Гринуолта, Д. Холл, А. Гектор, З. Пеманека). Так же предлагался и ряд других вариантов реализации идеи цветомузыки, в том числе с использованием света по тому же принципу однозначных цветозвуковых соответствий (Кирхер, Крафт, Крюгер, Эккартсгаузен и другие).

В XIX веке идея цветомузыки, по сути, не разрабатывалась. Большое значение приобрело реальное взаимодействие музыки и изобразительного творчества, возрастание роли ассоциативных перекличек в образном строе того и другого искусства, художественная разработка категории изобразительности музыки и музыкальности живописи.

Важным этапом в разработке идеи цветомузыки стало творчество гениального русского композитора А.Н. Скрябина. Образ пламени олицетворял для него горение творческого духа. Помимо Скрябина теоретическую и практическую разработку цветомузыка получила в трудах А. Римского-Корсакова, А. Кондрацкого, Г. Гидони.

Современный педагогический процесс характеризуется повышенным вниманием к развитию идеи цветомузыки. Анализируя данные, полученные в ходе педагогического эксперимента и учитывая все необходимые подходы к вопросу, мы пришли к следующему выводу: процесс музыкального восприятия будет проходить успешно только в том случае, если слушание музыки будет объединяться с творческим рисованием.

Разноцветный урок – это возможность восхититься вместе с детьми красотой окружающего мира, устроить разноцветное «пиршество для глаз», но при этом связать и объединить разные чувственные ощущения, сделать самое обычное – музыкально – образным. Разноцветный урок – это интегрированный урок, на котором дети познают, чувствуют, действуют, воображают, импровизируют, размышляют, общаются и получают удовольствие. Разноцветный урок словно просматривает жизнь ребенка через калейдоскоп, в котором причудливо сочетаются разные стеклышки, заставляя каждый раз удивляться новой картинке. Оказывается, этот мир огромен, мы все в нем живем, и в нем цвет является важнейшей характеристикой.

Музыкальные образцы картинной программности как предмет слухоцветового восприятия младшими школьниками относятся к жанрам баркаролы, ноктюрна, пасторали. При введении их в учебных материал необходимо: ознакомление учеников с наиболее яркими, доступными восприятию детей образцами названных жанров на примере музыки XIX-XX веков; раскрытие сущности музыкально-художественного образа как некого единства звукоизобразительного и эмоционально-выразительного начал.

Восприятие младшими школьниками образцов, относящихся к жанрам баркаролы, ноктюрна, пасторали, имеет свою специфику. Она обусловлена отсутствием ассоциирования музыкально-интонационных комплексов с определенным цветом в пользу целостных эстетически переживаемых эмоционально-образных слухоцветовых представлений.

Развитие музыкального восприятия у младших школьников будет проходить также успешно происходит при следующих условиях:

определенной последовательности введения в содержание обучения названных жанров: пасторали, баркаролы, ноктюрна; сочетания слушания музыки с ее последующей словесно-метафорической характеристикой и воплощением ее колористических свойств в рисунке; поэтапного слухоцветого восприятия младшими школьниками музыкально-художественного образа, которое предусматривает целостное звукоцветовое становление этого образа в сознании слушателя на основе первично возникших впечатлений через их последующее эмоциональное переживание и детальное осмысление.

Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила правомерность избранного пути развития музыкального восприятия у младших школьников посредством синтеза искусств; эффективность методов и приемов работы по совершенствованию у детей музыкального восприятия. Все, что нас окружает, сияет цветом и звучит, потому что разноцветный урок - это урок музыкальный.

Гипотеза, выдвинутая нами, в начале исследования подтвердилась полностью. Цель доказана и решены поставленные задачи.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.:изд. центр «Академия», 1999 - 560 с.

2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. – 2-е изд. перераб. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. – 379 с.

3. Алехин А.Д. Когда начинается художник: Кн. для учащихся. – М.: Прсвещение, 1993. – 160 с.

4. Андреева М.П., Конорова Е.В. Первые шаги в музыке: методическое пособие (Под ред. Ред. П.М. Сергеевой.) – М., 1991.

5. Аникушин М. Цвет нашей жизни. Кое-что о науке колористике. (заметки о цветовосприятии)// Семья и школа – 1994. – №10. – С. 35-40.

6. Ардаширова Э.Т. Интеграция музыкального искусства с естественно-математическими науками в педвузе. М.: Владос, 2001. – 63 с.

7. Антонов Ю. Синтез искусства на уроках изобразительного искусства // Искусство в школе – 2000. - №3. – С. 34-38.

8. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии / под ред. В.Е. Рожнова. – 3-е изд., перераб. доп. – ташкент, 1985. – С. 273-304.

9. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 364 с.

10. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. – СПб., 1997. – 223 с.

11. Ванечкина И.Л., Галеев Б.М. От аналогии и синестезии к синтезу: Эволюция идей «Видения музыки» // Музыка и время, 2005, № 4. С. 62 – 66.

12. Ванечкина И.Л., Галеев Б.М. Новые ошибки – хорошо забытые старые.// Музыкальная наука Среднего Поволжья. – Казань: Консерватория, 1999. С.48 – 54.

13. Васина – Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. – М.: Просвещение, 1993. – 160 с.

14. Воспитание музыкой: из опыта работы / сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. – М.: Просвещение, 1991. – 205с.

15. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Возрастная психология – 1972. - №2. – С. 114-123.

16. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997.

17. Выготский Л.С. Психология искусства: Минск, 1998. – 308 с.

18. Галеев Б.М. Поющая радуга: Рассказы о светомузыке и светомузыкантах. – М.: Просвещение, 1980.

19. Галеев Б.М. Рассказ о видимой музыке. – В. сб.: Панорама, М., «Молодая гвардия», 1967. – с. 130-134.

20. Галеев Б.М. Философские проблемы светомузыкального синтезирования как формы отражения действительности.: Автореф. – М., 1973. – С. 3-32.

21. Галеев Б.М. Полифоническое мышление в искусстве // Галеев Б. Исксусство космического века (Избр. статьи). – Казань: Изд–вл «Фэн», 2002. С 146 -159.

22. Галеев Б.М. Что же такое цветомузыка? //Муз.энциклопедия в 6 тт. - Т.6.М., 1982. С.108 -110.

23. Геккель Л.Е. Я не боюсь, я музыкант. – СПб, «Северный олень», 1993. – 176 с.

24. Гидони Г.И. Искусство света и цвета. Введение, генезис, формы, прогнозы. Л., 1930. – 128 с.

25. Голошумова Г.Д. Искусство и гармонизация эмоциональной сферы ребенка // Искусство в школе – 2003. - №1. – С. 21-25.

26. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М., 1993. – 256 с.

27. Дзюбенко А.Г. Цветомузыка. М., «Знание», 1973. – С.24-43.

28. Дьяков П. Синтез искусств в творчестве Эжена Делакруа // Искусство в школе – 2000. - №5. – С. 28-35.

29. Земцовский И.Д. Апология слуха // Муз. Академия – 2002. -№1. – С.1-18.

30. Зверева О.Л. , Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.: Учебное пособие для студентов сред.пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.

31. Каменева Е.О. Какого цвета радуга. – М.: Дет. Лит, 1971. – 214 с.

32. Кириллова Г., Яковлева Е. Синтез искусств – основа содержания предметов эстетического цикла // Искусство в школе – 2000. - №3. – С.16-20.

33. Кириллова Г., Яковлева Е. Синтез искусств – основа содержания предметов эстетического цикла // Искусство в школе – 1997. - №5. – С.12-19.

34. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. – М.Н.: нар.асвета, 1980. – 256 с.

35. Кремлев Ю.З. Очерки по эстетике музыки.: «Советский композитор», 1972. – 152 с.

36. Куранов Ю.Г. Озарение радугой.: Лирические темы искусства. – М: Просвещение, 1995. – 208 с.

37. Курпова В.П. Я слышу цвет, я вижу звук // Наука и религия – 1993. - №4. – С.38-42.

38. Кюрегян Т.П. Первовестниксветозвука // Музыкальная академия. – 2002. - №2. – С.5-19.

39. Леонтьев К.Д. Музыка и цвет. М., «Знание», 1961. – 28 с.

40. Леонтьев К.Д. Цвет Прометея. М., «Знание», 1965. – С.117-118.

41. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976. – 258 с.

42. Назайкинский Е.З. Звуковой мир музыки. – М.: Просвещение, 2002. – 130с.

43. Нечаева О.О. О Фуге Чурлениса. Из книги Ф. Розинера // Искусство в школе – 2001. - №5. – С.18-24.

44. Николаева А.Н. Особенности фортепианного стиля А.Н.Скрябина. – М.: Сов.композитор, 1083. С. 58 – 98.

45. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М., 1997. – 380 с.

46. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М., 1997. – 250 с.

47. Полуянов Ю. Замысел и процесс изобразительного творчества младших школьников // Искусство в школе – 1997. - №2. – С. 21-22.

48. Рагс Ю., Назайкинский Е.О. О художественных возможностях синтеза музыки и цвета (на материале анализа симфонической поэмы «Прометей» А.Н. Скрябина). – В кн.: Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., «Музыка», 1970. – С.175-189.

49. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике / Ред. С.Я. Фильштейн. – М., 1994. – 154 с.

50. Ряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997. – 126 с.

51. Сабанеев Л.И. Воспоминания о Скрябине. М., Музсектор Госиздата, 1925.- 203 с.

52. Самигуллина Р.В. От Петрушки к Прометею. – Уфа. Китап, 1994. 144 с.

53. Скребкова М.Н., Филатова Р.Л. А.Н. Скрябин // Искусство в школе – 2000. - №3. – С. 28-32.

54. Сохор А.Р. Воспитательная роль музыки: изд-во «Музыка». – Ленинград, 1975. – 60 с.

55. Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 9 т. – т. 2 – М., 1989.

56. Торопова А.В. Восприятие музыки как процесс актуализации бессознательного // Взаимосвязь… Материалы Второй конференции МПТУ 1994 года. – М., 1994. – С. 40-42.

57. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М., 1995.

58. Щетинина А.Н. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии. – 1984. - №3. – С. 25-34.

59. Элькин В.П. Уроки Макса Люшера (опыт интерпретации восьмицветового теста Люшера), СПб., 1998. – 30 с.

60. Hoffman Е.Т. GesammetteSchriften. Berlin, 1872, Bd. VII, S. 344.

61. NovalisSchriften. Jena, 1907, Bd. III S. 18.

Покупка готовой работы
Тема: «Синтез искусств как основа развития музыкального восприятия детей младшего школьного возраста»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 90
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика