Курсовая работа

«Информационное обеспечение социального управления»

  • 26 страниц
Содержание

Введение 3

1. Информационное обеспечение социального управления 4

2. Классификация информационного обеспечения в социальном управлении 14

3. Роль информационных технологий в социальном управлении 16

Заключение 24

Список используемой литературы 26

Введение

Актуальность темы. Ближайшее будущее России в решающей степени зависит от того, удастся ли преодолеть негативные тенденции в динамике жизненного уровня, обеспечить ресурсную базу для удовлетворения приемлемого минимума социальных потребностей, оправдать связанные с реформой ожидания различных социальных групп. Отсюда вытекает необходимость проведения более осмысленной политики, основанной на учете реальной ситуации в социальной сфере. В этих условиях первоочередной становится задача повышения эффективности социального управления.

Эта задача может быть решена только в случае обеспечения социального управления актуальной, достоверной и полной социальной информацией, которая позволяет судить субъекту управления о характере и особенностях протекания социальных процессов, делать выводы о силе и направленности управленческого воздействия и в конечном итоге принимать правильное управленческое решение.

Происходящая в настоящее время революция в информационных технологиях — глобальный процесс, создающий повсеместно новые, невиданные ранее возможности для повышения эффективности социального управления.

Цель работы – информационные основы социального управления.

Цель предопределила следующие задачи:

1) рассмотреть научное исследование как особую форму познавательной деятельности в области педагогики;

2) охарактеризовать компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования;

Объект исследования: информация и информационные технологии в социальном управлении.

Предмет исследования: информационные основы социального управления.

Методы исследования – теоретический анализ источников и документов.

Степень разработанности проблемы. Значительную ценность в области информационного обеспечения в социальном управлении представляют работы Белавиной О. В., Васильева В. А., Лавриковой А. И., Гасумовой С. Е., Дятченко Л. Я., Заяц О. В., Иванова В. Н., Патрушева В. И., Колина К. К., Курбатова В. И., Кравченко А. И., Комаровой Е. И., Войтенко А. И., Басова Н. Ф. Оганян К. М., Манько Ю. В., Рагулина П. Г., Тетерского С. В., Терентьевой Т. А., Лялиной Е. Г., Палеховой П. В. и Гордина В. Э.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, раскрывающей тему, заключения и списка используемой литературы.

Фрагмент работы

1. Информационное обеспечение социального управления

Впервые понятие «информация» было дано в рамках теории информации в 50-г. 20 века в трудах К. Шенона и Н. Винера в связи с появлением науки кибернетики, где данная теория определялась как количественная математическая теория.

В последнее время понятие «информация» углубляется и дополняется, вследствие чего оно стало употребляться во многих областях научного знания.

Если раньше в советском энциклопедическом словаре информация определялась как «сведения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом», то сейчас по определению ЮНЕСКО информация рассматривается как «универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения».

Не остались в стороне в использовании термина «информация» и социальные науки.

Социальная информация определяется как «ориентированное знание о состоянии социальной системы, процесс обеспечения информационных потребностей общества на основе применения информационных технологий».

Значение информации очень велико, оно представляет собой интеллектуальный фонд человеческих ресурсов, значение которых постоянно растёт.

Большую роль информация играет в управлении социальными процессами, так как здесь информационное обеспечение необходимо на каждом этапе социального управления, будь то постановка целей или принятие управленческих решений. Вследствие этого сбор и обработка информации является важным компонентом в структуре социального управления.

Информация представляет собой знание, но не всякое знание есть информация .

Информация должна обладать рядом признаков. Прежде всего, она должна основываться на объективных данных и в полном объёме отражать управленческий процесс. Информация должна своевременно поступать для переработки субъектам управления, иначе вся её значимость будет сведена к нулю. Кроме этого информация должна быть чёткой и понятной, не допускающей разнотолкования и экономичной при сборе, сохранение и передаче её.

Информация может быть обычной и научной. В социальном управлении используется научная информация. Здесь она зависит от характера объекта управления, от задач, которые перед ним ставятся, а так же от осведомлённости субъекта.

Информация, используемая в социальном управлении, представляет собой сложную совокупность различных информаций, поступающих на разных этапах функционирования социальной системы. Поэтому важной задачей для эффективного управления является отбор нужной информации из представленного разнообразия .

Всю информацию можно подразделить на потоки внутри данной системы, между ее компонентами (внутренняя информация), и потоки информации, циркулирующей между данной системой и внешней средой, с которой она состоит в функциональных связях (внешняя информация).

Информация внутреннего порядка обеспечивает взаимодействие между звеньями системы, объединяет их в единое целое, обеспечивает их движение к стоящей перед системой общей цели. Информация внешнего порядка устанавливает коммуникации данной системы с другими системами, оказывающими на нее различного рода воздействие.

Особенно большое значение имеет циркуляция информации между объектом и субъектом управления. Информация этого рода включает два типа потоков: потоки, циркулирующие по каналам прямой связи — от субъекта к объекту (прямая информация); потоки, циркулирующие по каналам обратной связи — от объекта к субъекту (обратная информация). Надлежащая организация прямой информации обеспечивает своевременное и качественное поступление на объект различного рода (исходных, корригирующих, контролирующих и т. д.) команд со стороны субъекта, а обратной информации — поступление в субъект данных о состоянии объекта и достижении (или недостижение) поставленной перед ним цели.

Оптимальным течение информационных потоков является в том случае, когда при минимуме первичной объективной информации достигается максимум полезной для управления информации, в результате чего обеспечивается эффективное функционирование системы.

Решить задачу оптимума информации весьма трудно, поскольку социальные системы вследствие их многокомпонентности и разнообразия внутренних и внешних взаимодействий являют собой широкую сеть альтернатив. Естественно, что оптимальное количество информации об общественной системе представляется в натуральном выражении достаточно большим. К тому же часть информации, поступающей от объекта к субъекту, теряется, часть искажается в результате ряда помех не только технического порядка, но и психологического, поскольку выбор сообщений для передачи, а также прием сообщений человеком облекаются в субъективную форму и в определенной мере зависят от его личного опыта, компетентности, психических особенностей. Отсюда особую важность для достижения оптимума информации приобретают методика и техника сбора первичных данных, их репрезентативность, надежность и высокая пропускная способность каналов прохождения информации, методика и техника приема и обработки информации.

Средствами интенсификации информации являются научно-техническая революция, использование в информационном деле новейших достижений науки и техники; научная организация, управление информационными процессами; подготовка и совершенствование специалистов, обслуживающих информационные службы системы управления.

Заключение

Понятие «информация» в конце XX в. стало одним из самых употребляемых потому, что информация пронизывает все сферы человеческой деятельности, служит проводником всех знаний и мнений, универсальным инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, нагнетания конфликтов и напряженности, утверждения стереотипов мышления и поведения.

Поэтому сейчас многие учёные говорят о социотехнической революции, которая повлияет на радикальные изменения во всей деятельности социального управления. Следовательно, вскоре всем предстоит решать проблему адаптации в новых информационных условиях. Это повлечёт за собой необходимость приобретения знаний о новейших информационных технологиях и информатики. Особенно большое внимание нужно будет уделить закономерностям влияния информационных технологий на развитие общества, человека, на роль человека в обществе.

В результате информационной революции информация становится важнейшим ресурсом не только управления, но и всей общественной жизни. Социальная информация — это ориентирующее знание о состоянии социальной системы, процесс обеспечения познавательных потребностей общества на основе применения информационных технологий.

Достоверная информация необходима для всех этапов управления: от постановки задач до осуществления мер социального контроля, оценки эффективности принятых решений и их коррекции. Поэтому без необходимого информационного обеспечения нет эффективного социального управления.

Существуют определенные законы и принципы современного сбора, хранения и анализа информации, которые необходимо знать. Например, очень важно понять, что информации не должно быть много, она не должна содержать неиспользуемых сведений, которые осложняют работу по принятию решения. Информация должна формироваться на основе объективных данных, поступать в сроки, достаточные для принятия своевременного решения, и т. п.

В противном случае незнание данных законов, элементарных правил, повлечёт за собой перевоплощение информации из блага во зло, которое станет мешать различным процессам общественной жизни, а также принятиям управленческих решений.

Список литературы

1. Белавина О.В. Информационные технологии в социальной сфере: учебное пособие. – СПб: Питер, 2004.

2. Васильев В. А., Лаврикова А. И. Проблемы информатизации социальной сферы // Информационное общество, 2000, – Вып. 3. – С. 54 – 56.

3. Гасумова С. Е. Информационные технологии в социальной сфере: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2011. – 348 с.

4. Дятченко Л.Я. Социальные типологии в управлении общественными нормами. - М.: Маршрут, 2003.

5. Заяц О. В. Организация, администрирование и управление в социальной работе: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2004. – 144 с.

6. Иванов В. Н., Патрушев В. И. Социальные технологии: Курс лекций, - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2001. – 432 с.

7. Информационные технологии управления: Учеб. пособие / Под ред. Г.А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 280 с.

8. Колин К.К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов. - М.: Фонд «Мир», 2003. – 432 с.

9. Курбатов В. И. Социальная работа: учебное пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – Ростов/на/Д.: Феникс, 2006.

10. Кравченко А.И. Социальная работа: учебник. – М.: Проспект, 2007. – 413 с.

11. Менеджмент социальной работы / Под ред. Е. И. Комарова и А. И. Войтенко: учебное пособие. – М.: Владос, 2001. – 288 с.

12. Основы социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Басова Н.Ф. – Изд. 3-е, испр. – М.: Академия, 2007. – 288 с.

13. Оганян К. М., Манько Ю. В. Теория и практика социальной работы. – СПб: Петрополис, 2008. – 276 с.

14. Павленок П. Д. Основы социальной работы. Учебник. – М.: Инфра-М, 2002. – 395 с.

15. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2007. – 476 с.

16. Рагулин П.Г. Информационные технологии: учебник. — Владивосток: ТИДОТ Дальневост. ун-та, 2004. – 208 с.

17. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учебное пособие для вузов. – М. Академический проект, 2002. – 496 с.

18. Терентьева Т. А., Лялина Е. Г., Палехова П. В. Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2009.

19. Управление социальной сферой. Учебник для вузов. /Под ред. В. Э. Гордина. – СПб: Изд-во СПбГУЭиФ, 2005. – 288 с.

20. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 432 с.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика