Дипломная работа

«Работа над развитием речи как основа формирования творческой личности учащихся»

  • 80 страниц
Содержание

Введение…4

I Глава. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА….8

1.1 Психологические основы развития речи …8

1.2 Педагогические основы развития речи …12

1.3 Лингводидактические основы развития речи ….19

Выводы по I главе ….…28

II Глава. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА …29

2.1 Развитие речи в формировании творческой личности….29

2.2 Словарная работа на уроках русского языка как неродного .34

2.3 Сочинение как одна из форм работы над развитием речи учащихся языка.….…41

Выводы по II главе…44

III Глава. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ….45

3.1 Анализ функционирующих учебников русского языка и уровень владения учащихся связной речью….…45

3.2 Условия организации развития речи учащихся на уроке русского языка….….56

3.3 Апробация ….…60

Выводы по III главе….69

Заключение….70

Использованная литература …73

Введение

В наши дни, когда особую актуальность приобретает идея гуманистической направленности образования, что предполагает повышение роли ученика в учебном процессе, когда на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, ценности мировой культуры, трудно переоценить роль предметов гуманитарного цикла среди других общеобразовательных предметов. В этой системе особую роль призван сыграть русский язык.

Огромно образовательно-воспитательное и практическое значение русского литературного языка. Овладевая литературным языком, учащиеся получают возможность изучать все другие учебные предметы и тем самым расширять свои знания об окружающей действительности.

Современная школа ставит перед собой задачу - подготовить грамотных учащихся в широком смысле слова, а это значит - вооружить их навыками пользования устной и письменной речью в такой степени, в какой это будет необходимо для активной творческой, производственной и общественной деятельности. Развитие устной речи учащихся – одно из стержневых направлений в методике преподавания русского языка. Понятие «развитие речи» имеет как философско-психологическое, так и педагогическое значение. Развитие речи представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и её механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности, обогащением её внутреннего мира.

Духовная жизнь человека выражается не только в его производственной и социальной деятельности, но и в «речевом поступке», в его языковом поведении, то есть в текстах, им порождаемых. Речевая и коммуникативная деятельность личности развиваются вместе с развитием её духовных интересов в процессе её контактов с прекрасным, с произведениями искусства. Необходимость в создании инновационных методик развития речи на уроках русского языка в средней школе определяется следующими причинами. 1. Существующая методика не направлена на формирование коммуникативной потребности учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами. Речь наших детей часто бедна просто потому, что они не стремятся говорить более ярко и разнообразно. 2. Используемая в настоящее время методика направлена на ознакомление учеников с разнообразными средствами речи (типами, стилями речи и пр.), но не на практическое овладение ими: немотивированность детей, небольшое количество учебных часов, отводимых на развитие речи, недостаточный тренинг умений и навыков приводят к тому, что учащиеся обычно знают о возможностях речи, но не умеют ими пользоваться. 3. Работа по развитию речи отделена от других видов учебной работы на уроках русского языка, среди которых преобладают тренинги, направленные на выработку орфографических и пунктуационных навыков, а также изучение научной лингвистики, и именно такая работа воспринимается как учителями, так и учениками как основная; соответственно, развитие речи понимается как второстепенная задача. 4. Уроки развития речи не направлены на развитие умения мыслить с помощью языка, фактически существующая методика понимает речь не как высшую психическую функцию, не как творческую деятельность, а как чисто технический навык. 5. Развитие речи в существующей методике понимается как развитие только письменной речи, хотя в жизни все мы пользуемся главным образом устной речью, – вообще общепринятая методика не ориентирована на подготовку детей к реальной жизни, к решению жизненных задач посредством речи. 6. Речь изначально диалогична, возникает в диалоге, в общении двух людей, а уже затем человек приобретает способность к монологической речи, – однако используемая сейчас методика стремится развивать только монологическую речь, искусственно игнорируя то, что речевая деятельность включает в себя умение слушать и слышать собеседника, которое также необходимо развивать. 7. Нормальное освоение речи проходит следующие этапы: а) слушание, б) практическое освоение, в) осознание – существующая методика делает упор на осознание, игнорируя предыдущие этапы.

Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения. Результаты ЕГЭ говорят о том, что необходимы разработки новых подходов в обучении русскому языку и системного курса с ярко выраженной речевой направленностью.

Вышеперечисленные недостатки в процессе обучения русскому языку и определили актуальность темы данного исследования.

Цель данного исследования: разработать методические приемы, способствующие сформировать у детей коммуникативную потребность: стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения, как можно с их помощью воздействовать на других людей, мыслить, выражать себя.

Объект исследования: методика развития речи в процессе обучения русскому языку.

Предмет исследования: развитие речи как основа формирования творческой личности учащихся.

Гипотеза: повысить уровень развития связной речи школьников возможно, если:

- работа по развитию речи опирается на основные положения теоретической литературы;

- учитываются условия эффективной организации развития связной речи учащихся;

- разработаны эффективные методические приемы развития речи;

- систематически диагностируется уровень развития речи учащихся.

Согласно цели, объекту, предмету, гипотезе исследования нами определены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и сделать определенные выводы.

2. Определить и создать комфортные педагогические условия для развития связной речи учащихся.

3. Разработать эффективные методические приемы работы над развитием речи учащихся.

4. Разработать критерий для определения уровня развития речи учащихся.

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы как:

1. Анализ психолого-педагогической, речеведческой, методической литературы в аспекте развития связной речи.

2. Наблюдение и анализ хода обучения детей;

3. Математический метод: количественный и качественный анализ результатов работы, обобщение полученных данных при исследовании.

База исследования: ГБОУ Башкирская республиканская гимназия-интернат №1 имени Рами Гарипова. В исследовании приняли участие школьники 8-9 классов.

Методологическая основа: Проблему развития связной речи учащихся на уроке русского языка исследуют ученые и практики в различных областях знания. В области психологии: Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя и другие. В области педагогики: В.Я. Стоюнин, Н.Ф. Бунаков, В. Водовозов, И.Д. Зверев, М.А. Данилов, В.Н. Максимова, С.П. Баранов, Н.М. Скаткин. В области методики: Г.К. Селивко, К.З. Закирьянов, Т.А. Ладыженская, Л.Г. Саяхова, Р.Г.Давлетбаева, Н.С. Сытина, Л.З.Лисейчикова.

Научная новизна: в разработке основных положений развития связной речи учащихся в процессе обучения русскому языку.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для учителей русского языка по развитию речи детей, изучающих язык как неродной. Результаты исследования могут быть использованы учителями-практиками в процессе обучения русскому языку, студентами при выполнении курсовой, выпускной квалификационной работ.

Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка (источников).

Фрагмент работы

Глава III. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

3.1 Анализ функционирующих учебников русского языка и уровень владения учащихся

Курс русского языка должен быть направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления, устной и письменной речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; совершенствование языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для учебной и трудовой деятельности.

Чтобы учитель мог выполнить эту нелегкую задачу, необходим хороший учебник, который будет хорошим помощником учителю в обучении русскому языку, а учащимся – в изучении предмета. Таким учебником, на мой взгляд, является учебник под редакцией С.И.Львовой, доктора филологических наук, профессора, автора многих работ по русскому языку, одного из составителей заданий к ЕГЭ. Специфика программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой заключается в том, что она обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, усвоения основ лингвистики, развития мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, речевого самосовершенствования. В результате работы по данной программе учащиеся овладевают основными видами речевой деятельности в их взаимосвязи: умением слушать, читать, говорить и писать.

Отличительная особенность пособия не только яркая обложка, цветные иллюстрации, но и главное – ориентация на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими школьными предметами. Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на уроках развития речи, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи. Именно на видах работы по развитию речи мне и хотелось бы остановиться. Кроме традиционных видов работы по развитию речи (выразительно прочитать текст, озаглавить его, определить основную мысль, а также сочинений и изложений), в учебнике предлагаются следующие: работа с разными видами словарей (толковым, орфоэпическим, синонимов, эпитетов, словообразовательным); редактирование текста; текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений). Например:

1. На фотоколлаже изображены предметы одной тематической группы «музыкальные инструменты». Соотнесите каждый предмет с соответствующим словом. Составьте предложения с каждым словом. Г_тара, б_лалайка, к_нтрабас, ф_ртепьяно, м_ндолина, скр_пка.

2. Сочинение-миниатюра. Вообразите, что вы сказочный герой. Придумайте его биографию, напишите ее, начиная словами «Разрешите представиться…» Два предложения вашего текста разберите по членам. Кроме того, в программу включен такой раздел, как текстоведение, способствующий развитию коммуникативной и языковой компетенций ученика. Посмотрим, какими упражнениями представлен этот раздел в учебнике. 1.Прочитайте текст, сформулируйте его тему, главную мысль, определите, сколько микротем в тексте. Докажите, что в нем соблюдено единство темы.

Назовите темы текстов (о чем или о ком говорит автор?).

2. Определите основную мысль текста (что хотел сказать автор? Какую мысль он хотел выразить? Придумайте по 2 заголовка к тексту так, чтобы в одном была отражена тема, а в другом – его главная мысль. Спишите заголовки, распределяя по графам таблицы (заголовки, которые отражают тему, заголовки, которые отражают основную мысль).

3. Прочитайте сочинение ученика. Найдите непоследовательность в описании. Отредактируйте текст, устраняя недостатки. Спишите текст в исправленном виде. Не забудьте об абзацах.

Поскольку в основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции – школьники приходят к убеждению, что определенным смыслом обладает не только слово, но и другие единицы языка. В разделах «Словообразование», « Морфемика» обращаем внимание на взаимосвязь формы и содержания, на смысловое наполнение языковых элементов, формально выраженных в виде типичных моделей, схем, конструкций. Ученик получает возможность наблюдать, как та или иная языковая структура определяет сходство всех словоформ, которые соответствуют этой модели. В соответствии с этим принципом составлены и задания в учебнике. Формированию коммуникативных умений и навыков способствует раздел «Культура речи», который не представлен отдельной темой в традиционной программе. Учащиеся знакомятся с орфографическими, пунктуационными, орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами при изучении соответствующих разделов и тем школьного курса в течение всего учебного года. В пособии реализуется идея дифференцированного подхода к обучению, что выражается в выделении дополнительного материала, а красным цветом выделены более трудные упражнения, поэтому на уроке можно найти задания как для слабых, так и для сильных учеников.

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5-м классе (УМК по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова).

Учебная деятельность, направленная на развитие речи учащихся, предусматривает работу по овладению нормами литературного языка и по обогащению словаря и грамматического строя ученической речи. В результате формируются навыки построения слова, словоформы, воспитывается умение правильного, целесообразного, уместного употребления языковых средств в речи.

Обогащению словарного запаса школьников специально отобранными словами, активизации процесса усвоения лексики способствует УМК по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией С. И. Львовой, В. В. Львова. Отличительной особенностью данного учебника по русскому языку является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Эта особенность помогает пятиклассникам воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово; грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной речи собственные мысли, ориентирует на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие. Содержание учебника соответствует новому образовательному стандарту по русскому языку, что особенно важно в условиях новой формы итоговой аттестации по данному предмету. Центральной единицей обучения по УМК под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова является текст как речевое произведение. Он становится объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящён. В условиях апробации данного учебно-методического комплекта требуется большая, серьезная подготовка к каждому уроку русского языка. В ходе подготовки анализируется весь отобранный материал и выделяются слова, которые требуют разъяснения.

При отборе таких слов учитывается степень новизны слова для детей, важность его для понимания текста или предложения, необходимость введения слова в активный словарный запас учащихся. Отобранные слова могут быть записаны на доске, на плакате. Работа над значением слова обязательно сопровождается комментариями по поводу произношения и правописания. Затем записываются в тетрадь те слова, которые наиболее ценны для коммуникации и введения их в активный словарный запас. Повышению уровня языковой культуры, обогащению словаря учащихся способствуют такие виды работ, предлагаемые учебником, как письмо по памяти. Это один из эффективных видов работы для развития речи. Тексты интересны в познавательном отношении, часто эмоциональны, могут содержать научную информацию. К такому тексту можно предложить выполнить задания по развитию речи: определить тип и стиль речи, средства связи между предложениями, сформулировать основную мысль, указать тему текста, придумать заголовок, назвать основные признаки текста (см. приложение ).

Формируют речевые умения и навыки такие упражнения учебника, как сочинение-миниатюра, при выполнении которых у школьников вырабатывается умение определять тему и основную мысль создаваемого высказывания, отбирать необходимый материал, систематизировать его, использовать соответствующие замыслу тип и стиль речи, наиболее подходящие языковые средства. На уроках подготовки к любому из этих видов работ используется специально отобранный дидактический материал, главное назначение которого – языковая подготовка к созданию текста. При этом происходит обогащение словаря учащихся лексикой определённых тематических групп, овладение синонимическими средствами языка, уяснение особенностей их использования в текстах разных стилей, типов речи; выполнение словарной работы, в процессе которой проводится анализ особенностей употребления слова в тексте. В результате этой работы постепенно накапливается опыт использования слова в речи, что необходимо для работы по предупреждению лексических ошибок. Например: Какое значение в нашей речи имеют вопросительные предложения? В каких ситуациях люди задают друг другу вопросы? Продолжите текст. Какова его тема и основная мысль?

Формированию навыков монологической речи способствует упражнение “Устное высказывание”. Так как монологической речью учащиеся владеют слабее, чем диалогической, эта работа требует специального речевого воспитания. Помимо заданий, указанных в учебнике, следует обратить внимание учащихся на композицию и синтаксическое построение текста, проведя беседу по таким вопросам: найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста; какова роль этого предложения в тексте; что представляет собою этот текст – описание, повествование, рассуждение; почему? После такой подготовительной работы следует составление плана в соответствии с композицией текста и устное высказывание. В центре внимания учителя должна быть работа по формированию у учащихся умения облекать свои мысли в адекватную языковую форму, а это требуется навык соотносить не только содержание и форму каждого предложения, но и содержание и языковую форму отдельных частей и всего высказывания в целом.

Необходимо отметить, что в учебник под редакцией С.И. Львовой включены тексты для изложений. Наличие текста для изложения в самом учебнике – факт необычный, он характеризуется следующими положительными моментами: подобрав текст изложения, авторы действительно облегчили труд учителя, теперь он тратит меньше времени на поиски литературного материала; тексты для изложений, данные в учебнике, - это отрывки из произведений писателей, научно-познавательные статьи, отобранные с учётом всех необходимых требований, они предупреждают использование случайного материала; заключают в себе познавательные, воспитательные аспекты; тексты размещены в учебнике так, чтобы работу по развитию речи можно тесно связать с изучением разделов науки о языке: лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса. Когда текст есть в учебнике, учитель имеет большую возможность вести углублённый анализ содержания отрывка. Размышляя над текстом, помещённом в учебнике, учащиеся постигают содержание во всей его глубине. Вместе с тем учебник создаёт благоприятные условия для проведения таких изложений с языковым разбором, выразительным чтением текста учащимися с последующим устным пересказом. Внимание к тексту, которое возникает при комментировании, а также зрительное восприятие его содействует успешному решению орфографических и пунктуационных задач. Когда у учащихся есть текст, они видят слово в контексте, в сочетании с другими словами, его написание часто подсказывается смыслом всей фразы, всем строем предложения; в классной беседе школьники проявляют большую активность. Для слабого ученика текст учебника – надёжная опора, когда такой ученик может дополнительно прочитать ту или иную часть изложения ещё раз. Но главное заключается в том, что наличие текста в учебнике влияет и на методику проведения изложения она становится более гибкой, более эффективной. В этом случае, необходимо сделать работу учащихся при подготовке к изложению наиболее результативной. Обычно учитель имеет в своём распоряжении один экземпляр текста; учитель читает, учащиеся слушают, а затем – пишут. Учащимся трудно вникать в текст, они не всматриваются в те языковые средства, которые автор использует для выражения своих мыслей. Не всегда ученик, вслушиваясь, понимает фразу до конца, у него нет возможности перечитать её ещё раз. Работая по учебнику “Русский язык, 5 класс” под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова на уроках обучающего изложения, все ученики располагают текстами. Когда текст есть в учебнике, учитель имеет большую возможность вести углублённый анализ содержания отрывка. Не обращаться в основном к механической памяти: где? когда? с кем? происходили те или иные события. Если же текст перед глазами учеников, то можно обойтись совсем без этих вопросов или, по крайней мере, значительно раньше перейти к вопросам, выясняющим понимание содержания: почему? зачем? Размышляя над текстом, помещённом в учебнике, учащиеся постигают содержание во всей его глубине. Когда раскрыто содержание, обращаем внимание на его языковую форму. И очень важное условие для работы над языком – наличие текста у учащихся. При анализе языка писателя иногда бывает важно держать в поле зрения какое-то предложение или абзац, неоднократно возвращаться к нужному слову или фразе, зрительно воспринимать весь текст. Учащимся трудно, а порой совершенно невозможно охватить при устной работе порядок слов в предложении, структуру словосочетания, особенности в построении синтаксических конструкций, членение текста. Для этого нужно вчитаться в текст, подумать над ним. Учебник создаёт благоприятные условия для проведения изложений с языковым разбором, потому что учитель не только прочитает текст, но и объяснит, как он написан, почему писатель выбрал эти слова, а не другие, почему он построил предложения так, а не иначе и расположил именно в таком порядке, поможет учащимся понять приёмы писательской работы, чтобы при изложении ученик воспользовался ими сознательно. Первым чтением, бесспорно, должно быть чтение текста учителем. Так как он находится перед глазами учащихся, разумно предложить прочитать его выразительно ученикам, а не пересказывать устно. Такое чтение поможет закрепить анализ. Внимание к тексту, которое возникает при комментировании, а также зрительное восприятие его содействует успешному решению орфографических и пунктуационных задач. Ученик видит слово в контексте, в сочетании с другими словами, его написание часто подсказывается смыслом всей фразы, всем строем предложения.

Когда на уроках изложения используется текст учебника, учащиеся проявляют большую активность, текст помогает включиться в работу и слабым ученикам. Для такого учащегося текст в учебнике – надёжная опора, а для учителя – возможность дифференцированно подойти к каждому. Как учебник помог учащимся справиться с текстом изложения по учебнику, проследим на примере одного из уроков.

Работы, выполненные учащимися, показывают, что хорошо осмыслив содержание, учащиеся пишут свободно, уверенно, они не боятся изменить авторский вариант словесного оформления содержания. Такой подготовкой к изложению речевые ошибки сводятся к минимуму, а методика работы становится более гибкой, более эффективной.

Овладение видами речевой деятельности по учебнику русского языка под редакцией С.И. Львовой.

В учебнике в новом ракурсе представлены и другие разделы, в том числе фонетика, орфоэпия, морфемика, лексикология, синтаксис, морфология, пунктуация. С.И. Львова выделяет в самостоятельный раздел, наряду с текстоведением и культурой речи, и орфографию. Авторы многих учебников этого не делают. А ведь отсутствие системности орфографических знаний рождает непонимание учащимися её места в языке. Традиционная работа по фонетике и орфоэпии спланирована так, что способствует развитию языковых и речевых навыков учащихся с учетом возрастных особенностей. Например, в 5 классе учащиеся приобретают навыки выделения в слове звуков речи, их фонетической характеристики, различения ударных и безударных звуков, использования элементов транскрипции для обозначения звука и объяснения написания слова, правильного произношения гласных, согласных звуков и их сочетаний в слове, работы с орфоэпическим словарем. В 6 классе формируются навыки нахождения орфоэпических ошибок в звучащей речи.

Много внимания уделяется вопросам этимологии, лексикологии. Учебник предлагает материал, посвященный истории развития родного языка, историко-культурным традициям русского народа. Это актуально, поскольку в заданиях ЕГЭ обязательно есть вопросы, касающиеся истории языка и семантики языковых единиц.

Хочется остановиться еще на одной проблеме, высказанной в точке зрения о том, что "культура становится предметом соизучения при изучении языка". Эта проблема важна для меня, т. к. культуроведческий аспект в преподавании – особенность курса С. И. Львовой. Естественно возникает вопрос: "Использование какого материала даст наибольший эффект для решения задач соединения языка и культуры, единства формирования коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся?"

Культуроведческий аспект - особенность учебно-методического комплекса С. И. Львовой. Мне представляется, что наиболее полно соединению задач развития речи, творческих способностей и знакомство с культурой народа отвечает использование произведений живописи на уроках русского языка. Картины, воздействуя на органы чувств, дают возможность воспринимать действительность более глубоко, способствуют развитию эмоциональной сферы человека, мышления и на этой основе формированию мыслительных и речевых процессов. Работа по картине погружает учащихся в изображаемый художником мир, позволяет реализовать положение о соотношении языка и культуры, коммуникативности и культуроведения. Авторы учебника отдают предпочтение реалистической живописи, где художник изображает природу, городской, сельский пейзаж, портреты современников, быт людей или исторические события. Предметная сущность живописи даёт материал, как для формирования речевых навыков, так и для активизации пассивного словаря. Таким образом, картина становится источником обогащения словарного запаса учащихся, прежде всего лексикой, обслуживающей социально – культурную сферу. Благодаря иллюстрациям в третьей части учебно-методического комплекса, учащиеся знакомятся с картинами А.К. Денисова-Уральского, А.И. Лактионова, А.И. Корзухина, В.А. Серова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана и многих других; узнают, что полотна этих художников хранятся в самых разных картинных галереях нашей страны. Картины, выступая в качестве источника отражения внешнего мира, способствуют сохранению в языковых единицах информации об окружающей человека действительности. В процессе работы над картиной учащиеся находят словесную оболочку найденным и проанализированным фактам культуры. Работа по картине становится хорошей опорой для построения речевого произведения в устной и письменной форме и позволяет соотнести коммуникативные умения с видами речевой деятельности. Обучение видам речевой деятельности с использованием живописи осуществляется успешнее при помощи лингвистических упражнений, которые обеспечивают активное овладение речью и включают в основном творческие задания, предполагающие неодинаковый характер ответов учащихся и создающие условия для формирования свободной, правильной и хорошей речи.

Приведем систему коммуникативных упражнений, связанных с использованием картины для обучения одному из видов речедеятельности – говорению. Эта система характеризуется тем, что она позволяет обеспечить овладение речью на более высоком уровне при большой нагрузке на эмоции и воображение ребят. Система включает в основном творческие задания, предполагающие неодинаковый характер ответов учащихся и создающие условия для выхода в свободную речь в социально – культурной сфере: вопросы для первичного восприятия картины, для формирования монологической речи, вопросно – ответные упражнения на говорение, упражнения и на развитие воображения, разнообразные формы работы на говорение, устные дискуссии, сочинение-миниатюра, устная и (или) письменная газета, журнал, лингвистическая миниатюра, рисунки на лингвистическую тему, доклады и сообщения.

Такая подача материала, на наш взгляд, помогает ребёнку увидеть и представить язык как взаимосвязанную систему, как живой организм, а не как набор правил и терминов, очень сложных для запоминания и воспроизведения. Достаточно простая в методическом плане работа готовит учащихся к публичным выступлениям в социально – культурной сфере, к общению в области искусства. Речевая подготовка позволяет организовать разнообразные формы работы на говорение: подготовленное заранее самостоятельное сообщение учащегося о творчестве художника с описанием картины; неподготовленное заранее высказывание; тематическая беседа; диспут на заранее заданную тему; дискуссия; ситуативный диалог; ролевая игра; интервью. Учащиеся с удовольствием выполняют такие задания и проявляют творческий подход к их текстовому оформлению. Богатый иллюстрационный материал учебника, яркий шрифт, символические значки, разные цвета в оформлении текста способствуют формированию интереса у учащихся к чтению заданий. Теоретический материал, излагаемый в учебнике, подается с помощью интересных таблиц, дифференцируется по степени сложности. Особенностью учебника является также то, что перед знакомством с теоретическим материалом предлагаются вопросы, которые способствуют развитию критического, логического, ассоциативного мышления.

Каждый урок по программе основан на принципе текстоцентризма. От урока к уроку учащиеся все больше приобщаются к работе с текстом: учатся определять его признаки, находить ключевые слова, составлять собственное высказывание по теме.

Таким образом, содержание каждого урока направлено на реализацию языковой, речевой, правописной компетенций. На каждом уроке уделяется внимание работе с речевыми и грамматическими ошибками, редактированию текста. Особенностью учебника является подбор для всех его разделов текстов нравственно-этического содержания, имеющих важное воспитательное значение. Тексты современны, познавательны, интересны для учащихся.

Поэтому они с удовольствием анализируют предлагаемые текстовые материалы, выполняя не всегда простые задания, требующие не репродуктивного воспроизведения знаний, а творческого подхода. Особенность учебно-методического комплекса - в коммуникативной направленности, текстоориентированном обучении, в интенсивности и последовательности использования современной семантики языка, что помогает учащимся в работе над анализом и созданием текстов.

3.2 Условия организации развития речи учащихся на уроке русского языка

На всех уроках в школе дети и говорят, и слушают, и читают, и пишут. Конечно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значения новых слов, оценивают последовательность и выразительность ответа и т.п. Но только на уроках русского языка и литературы задача развития речи решается в определенной системе, с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников.

Приходя в школу, ученики практически уже владеют русским языком. Однако речь их требует совершенствования с самых различных точек зрения.

В методике выделяются три взаимосвязанных направления в работе по развитию речи: овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, обучение различным видам речевой деятельности.

I. Овладение нормами литературного языка

По программе наши ученики должны владеть некоторыми произносительными, лексическими и грамматическими нормами. Важно, как будет организован процесс усвоения этих норм на уроке.

Достижению поставленной цели способствуют:

1) письменное изложение или устный пересказ текста, содержащего необходимые для усвоения языковые средства (в данном тексте они являются опорными);

2) свободный или творческий диктант;

3) письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить в тексте данные слова или конструкции;

4) составление словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить;

5) замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.);

6) сопоставительный анализ нормы и ее нарушений;

7) выбор или поиск одного из данных (нормативного и ошибочного) языковых средств

Заключение

Развитая речь – залог успешного обучения и развития. Поэтому необходимо:

Создать ребенку благоприятную речевую среду: в семье, в школе.

Развитие речи должно проводиться на всех предметах школьного курса и на каждом уроке в системе.

Работу по развитию речи необходимо начинать как можно раньше. Отсюда следует взаимодействие детского сада и школы.

Задача начальной школы – продолжить начатое в детском саду развитие речи на более высоком уровне.

Работа по развитию речи в старших классах – новый этап в развитии и формировании связной речи школьников.

Итак, теоретически осмыслив понятие "речь", обозначив проблему владения языком, выделив "болевые точки" в преподавании русского языка в школе, предложив некоторые технологические приёмы для продуктивной работы по развитию речи, еще раз хочу обратить внимание на то, что мы должны видеть цепь связанных между собой понятий: язык как инструмент общения, речь как система механизмов, принципов его использования и словесность как "совокупный продукт" использования языка. Если же посмотреть на эти понятия "социоцентрично", а не лингвоцентрично, то цепь будет такой: жизнь общества определяет ее коммуникативную культуру, т. е. формирует речь, речевую практику, которая предъявляет свои требования языку, результаты чего проявляются в текстах, в словесности, отражающей жизнь общества и удовлетворяющей его различные потребности.

Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения. Результаты ЕГЭ говорят о том, что необходимы разработки новых подходов в обучении русскому языку и системного курса с ярко выраженной речевой направленностью.

С недавних времен интенсивно стали внедряться в практику методики целенаправленного формирования видов речевой деятельности в процессе обучения русскому языку.

Рассмотрев общие положения методики развития речи на уроках русского языка, мы можем выделить два основных положения: во-первых, это исключительная важность заданий, связанных с развитием речи (все исследователи сходятся на том, что подобным видам работ следует уделять большое внимание не только на специальных уроках, но на уроках изучения лексики, синтаксиса, стилистики), во-вторых, это разнообразие форм и видов работы по развитию речи. Обсуждая данную тему, методисты настаивают на одинаковом внимании к формированию психических, интеллектуальных, языковых умений и навыков.

Сочинение как одна из ключевых форм работы по развитию речи призвано воплощать указанные цели и задачи. Использование сочинения на уроках русского языка позволяет осуществлять всестороннюю языковую подготовку учащихся, формируя коммуникативные и когнитивные навыки.

Процесс развития речи предполагает необходимость увеличения словарного запаса школьников, и в количественном отношении, и в качественном. Этот процесс тем более важен, что без участия в нем ребенок не сможет стать полноценной коммуникативной личностью. Гармоничное соединение сочинения как урока по развитию речи и работы по обогащению лексикона является важной задачей как для теоретиков-методистов, так и для практиков-педагогов.

УМК под редакцией С.И. Львовой способствует развитию и формированию универсальных учебных действий, поддерживающих ключевые компетенции учащихся.

Системное применение компетентностно - ориентированных заданий позволяет формировать и оценивать уровень универсальных учебных действий, поддерживающих ключевые компетенции учащихся.

В ходе обучения по учебнику для общеобразовательной школы под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова реализуется системный подход в обучении русскому языку в современных условиях, совершенствуется речевая деятельность учащихся, формируется система лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, проводится начальная подготовка к Единому государственному экзамену.

Итак, развитие речи – одна из главных задач уроков русского языка согласно УМК под ред. Львовой в средней школе. А речь – это сложнейшая человеческая деятельность, причем творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать, поэтому необходимо учить детей речевому мышлению, речевому творчеству.

Список литературы

Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / - М.: Аспект Пресс, 2002.

Андриенко Е.В. Социальная психология[Текст] /- М.: Академия, 2001.

Асадуллин А.Ш. Основы методики русского языка в татарской начальной школе[Текст]/ Автореф. д-ра пед. наук. /А.Ш. Асадуллин. - М., 1991.-42 с.

Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения[Текст] / Педагогика М.: 2009 – №4.

Базарская Н.И. О некоторых особенностях коммуникативного поведения // Язык и национальное сознание[Текст] / - Воронеж, 1998.

Батаршев А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности[Текст] /– Таллинн, 1998.

Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности[Текст] / - М.: Аспект Пресс, 2002.

Березина В., Ермоленко Г. Социальная педагогика в школе //Воспитание школьников[Текст] / – 1994. - № 3.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте[Текст] / – М.: Педагогика, 1995.

Бодалев А.А. Личность и общение [Текст] / – М.: Педагогика, 1993.

Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология[Текст] / - М.: Аспект Пресс, 2001.

Болотов В. Должность социального педагога скоро станет привычной [Текст] //Учительская газета. – 1994. - № 9.

Брудный А.А. Понимание и общение[Текст] / – М.: Просвещение, 1989.

Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога[Текст] / – М.: Академия, 2001.

Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика[Текст] / – М.: Академия, 2000.

Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга[Текст] / – М.: Политиздат, 1998.

Вульфов В.З. Социальная педагогика в системе общего воспитания //Педагогика[Текст] / – 1992. - № 5, 6.

Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера[Текст] / Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983.

Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте[Текст] / Избр. психологические исследования. М.,1956.

Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования[Текст] /Л.С. Выготский. - М., 1956, -452 с.

Данилова Е.Е. Ценность младшего школьного возраста // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999.

Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя[Текст] / – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях[Текст] / – М.: НГИК, 1994.

Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи /Н.Н. Жинкин[Текст] / - М., 1966.- 156с.

Запорожец А.В. Психология[Текст] / – М.: Учпедгиз, 1961.

Зимняя И.А. Педагогическая психология[Текст] / – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения[Текст] / - М.: Флинта, Наука, 2001.

Конецкая В.П. Социология коммуникации[Текст] / – М.: МУБУ, 1997.

Коломинский Я.Л. Психология общения[Текст] /– М.: Знание, 1974.

Корнев С.М. Организация досуга: что для этого нужно? [Текст] // Веч.сред. шк. – 1999. - №6.

Каган М.С. Диалоги [Текст] / – СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2006.

Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность[Текст] / – Ярославль: Академия развития, 1996.

Куницына В.П. и др. Межличностное общение[Текст] / - СПб.: Питер, 2002.

Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание[Текст] / – Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [Текст] / – М.: Просвещение, 1985.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] /-Н.,1975. С.78

Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности [Текст] / - М., 1965.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики[Текст] / - М.: Высш. шк., 1972.

Липский И.А. Понятийный аппарат и парадигмы развития социальной педагогики [Текст] // Педагогика, 2001. - №10.

Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми[Текст] / – М.: Педагогика, 1985.

Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников[Текст] / Пособие для учителя.- 2-е изд., перераб – М.: Просвещение, 1985. – 72-140.

Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога[Текст] / – Орел, 1994.

Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения: Толпа, слухи, политические и рекламные кампании[Текст] / – М.: Академия, 2004.

Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1.: Общие основы психологии[Текст] / – М.: ВЛАДОС, 2006.

Никитина Л.Е. Технология социально-педагогической работы: Краткий анализ//Воспитание школьника [Текст] / – 2000. - №10.

Новые исследования в психологии и возрастной физиологии / Под ред. А.В. Петровского[Текст] / – М.: Педагогика, 1991.

Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я.М. Яноушека[Текст] / – М.: МГУ, 1987.

Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.С. Ярошевского[Текст] / – М.: Педагогика, 1981.

Парыгин Б.Д. Социальная психология [Текст] / – СПб.: ИГУП, 1999.

Развитие личности учащегося в процессе общения [Текст] / Под ред. М.И. Боришевскиго. – Киев: Высш.шк., 1985.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] /– СПб.: Питер, 2000.

Свенцицкий А.Л. Социальная психология[Текст] / – М.: ТК Велби, Проспект, 2005.

Социальная психология [Текст] / Под ред. П.П. Предвечного, Ю.А. Шерковина. М.: Высш. шк., 1975.

Социальная педагогика [Текст] / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000.

Шишковец Т.А. Справочник социального педагога [Текст] / – М.: ВАКО, 2005.

Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст] / -М.,1960. С.105

Словари

Горбачевич К. С. «Словарь синонимов русского языка» — М.: Эксмо, 2007. — 608 с. (более 4000 синонимов)

Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. — 24-е изд., испр. — М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. — 1200 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Работа над развитием речи как основа формирования творческой личности учащихся»
Раздел: Литература и лингвистика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 80
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика