Дипломная работа

«Русский народный танец как средство нравственно-эстетическое воспитание детей»

  • 54 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА.9

1.1. Психолого-педагогические проблемы нравственно-эстетического воспитания детей в процессе художественного образования.9

1.2. История становления и развития русского народного танца как предмета обучения.15

1.3. Русские народные танцы и их специфика.22

Выводы по первой главе.31

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА.32

2.1. Содержание, формы и методы нравственно-эстетического воспитания детей в процессе освоения русского народного танца .32

2.2 Педагогический эксперимент и его результаты.36

Выводы по второй главе.41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.44

ПРИЛОЖЕНИЕ.50

Введение

Нравственно - эстетическое воспитание было актуально во все времена. Танцевальная культура учащихся формируется путем воспитания ценностного восприятия ими этического и эстетического начала танца.

В современной ситуации широко вовлечены в танцевальную среду дети самых разных возрастов. Среда, в которой зачастую сегодня находится ребенок, с её разговорным сленгом, музыкальными пристрастиями, потребительской психологией, цинизмом, бездуховностью влияет на формирование подрастающего поколения. Над этим «воспитательным опустошением» доминирует феномен танца. В создавшихся условиях необходимо объединить усилия учителей общеобразовательных школ, педагогов учреждений дополнительного образования детей, а также специалистов средств массовой информации.

При этом отметим, что именно народные танцы обладают необходимым потенциалом для развития нравственно-эстетического воспитания детей школьного возраста. На сегодняшний день естественна значимость народного танца в духовной жизни подрастающего поколения, расширился диапазон его эмоционального воздействия на ребенка. Ребенок всеобъемлюще воспринимает искусство и окружающий мир, в этом заключается значимость народного танца в духовной жизни ребенка.

Танец имеет огромное значение, в том числе, и как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов, в том числе и русском народном танце также необходимо, поскольку в этом и заключается основа национального характера, любовь к своему краю, своей родине. Русским народным танцам свойственны общие черты: это жизнерадостность, скромность и простота, поэтичность, удаль и широта движений в сочетании с немалым чувством собственного достоинства в танце.

Проводя анализ степени разработанности рассматриваемой нами проблемы в научных трудах, мы можем констатировать следующее: существует довольно большое количество тех или иных научных публикаций, которые раскрывают основы системы современного дополнительного образования. Это труды А.А. Алферова, М.М.Бахтина, Т.И.Баклановой, П.П.Блонского, Ю.В.Богачевой, А.У.Зеленко, Н.К.Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко.

Выявлению особенностей процесса нравственно-эстетического воспитания учащихся посвящены работы В.Г.Асеевой, Л.И. Божович, А.В.Запорожца, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, А.К.Марковой, А.Г.Рузской.

Перечислим работы, посвященные методологии художественного и хореографического образования: фундаментальные труды и пособия А.И.Бочарова, А.Я. Вагановой, В.В. Ванслова, М.В.Васильевой-Рождественской, Г.Д. Добровольской, B.C. Костровицкой, Е.Я. Суриц.

Психологический и педагогический аспекты, искусствоведческий аспект, культурно-исторический аспект, философско-эстетический аспект в области хореографии раскрываются в работах A.A.Алферовой , А.И.Борисовой, Г.В.Бурцевой, Е.П.Валукиной , М.Е.Валукиной, Ю.А.Герасимовой. И.Е. Ереськовой. Исследования С.Ю.Бакиной , H.A.Вихревой, Н.И Эльяшной.

Труды культурологической направленности Н.В.Атитановой , Э.Н.Егоровой, Ли Ен Чжин, Н.В.Осинцовой , Н.В. Петроченковой освещают широкий круг различных проблем: от описания танца в русле науки «антропологическая онтология» до анализа танца в виде воплощения того или иного национального народного характера в образах и пластике (образно-пластическое воплощение).

Работ, посвященных исследованию истории хореографического образования, немного. Это труд В.Н. Всеволодского-Гернгросса, книга Э.В.Бочарниковой и О.М. Мартыновой, сборник под редакцией С.Н.Головкиной.

Издан ряд монографий, учебно-методических пособий, сборников, в которых собран богатейший материал по записи и обработке народных танцев. Это работы Н.А.Заикиной, Р.А.Каримовой, А.А.Климовой, М.П.Мурашко, Н.С.Надеждиной, Н.И.Тарасовой, Т.С.Ткаченковой, В.И.Уральской, Т.А.Устиновой и др.

В 1966 г. опубликовано учебно-методическое пособие по народному танцу А.Н. Блатовой. В 1972 г. издана книга Н.М. Стуколкиной «Четыре экзерсиса», в 1976 г. К.С. Зацепина, А.А. Климов, К.Т. Рихтер, Н.Р. Толстая, Е.К.Фарманянц в соавторстве опубликовали 1-ю часть учебно-методического пособия для средних и высших учебных заведений искусств и культуры «Народно-сценический танец». В 1983 и 1984 гг. изданы две части книги А.А. Борзова «Танцы народов СССР».

Синтезом теории и практики этнохореографии становится монография «Образы русской народной хореографии» К.Я. Голейзовского, где дается подробный анализ плясок и хороводов.

Фундаментальным трудом по русской хореографии является монография «Лексика русского танца» Т.А. Устиновой, в которой впервые был дан полный анализ русской народной хореографии и описаны взаимодействие народного и народно-сценического танца .

В работах Т.Б. Бадмаевой, Э.А. Королевой, С.С. Лисицианой, Л.И.Нагаевой, Э.Х. Петросяновой, Г.Х. Тагировой, Ж.К.Хачатрян, Ю.М.Чурковой рассматриваются вопросы, связанные с сохранением и развитием народного танца, а также классификации танцев разных народов.

В 1990-е гг. продолжаются сбор эмпирического материала и анализ форм народного танца. Основными работами этого периода являются «Основы русского народного танца» А.А. Климова и «Областные особенности русского народного танца» Н.И. и Н.А. Заикиных.

Сегодня проблемами хореографии разных народов России занимаются такие ученые, как О.Б.Буксикова, А.Г.Бурнаев, Е.И.Григорьева, О.Л. Ефимова-Соколова, О.В. Ромах, Л.К. Сальманова.

Однако данные работы не были направлены на освещение проблемы нравственно-эстетического воспитания детей средствами русского народного танца.

Таким образом, в сложившейся на данный момент системе нравственно-эстетического воспитания школьников наблюдаются противоречия. Это противоречие между:

-потребностью общества в воспитании высоконравственного гражданина и образовательным процессом в хореографических коллективах в учреждениях дополнительного образования детей, где преимущественно изучают не народные танцы, а современные эстрадные танцы, например модерн;

-правом ребенка на нравственно-эстетическое воспитание и отсутствием целенаправленной, систематической работы в контексте изучения народного танца;

-нравственно-воспитательными возможностями художественного образования и отсутствием содержания, форм и методов развития нравственно-эстетического воспитания детей в процессе освоения русского народного танца.

Таким образом, актуальность и недостаточная изученность данной проблемы определили тему исследования: «Русский народный танец как средство нравственно - эстетического воспитания детей».

Цель исследования – теоретически обосновывать и экспериментально проверить содержание, формы и методы развития нравственно-эстетического воспитания детей в процессе освоения русского народного танца.

Объект исследования - процесс дополнительного хореографического образования.

Предмет исследования - содержание, формы и методы развития нравственно-эстетического воспитания детей в процессе освоения русского народного танца.

Объект, предмет и цель обусловили задачи исследования:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме гуманизации личности подготовки;

- проанализировать психолого-педагогические проблемы нравственно-эстетического воспитания детей в процессе художественного образования;

- раскрыть историю становления и развития русского народного танца как предмета обучения;

- выявить специфику русского народного танца.

- разработать формы и методы развития нравственно-эстетического воспитания детей в процессе освоения русского народного танца.

- провести педагогический эксперимент и проанализировать его результаты.

Гипотеза исследования - состоит в предположении о том, что нравственно-эстетическое воспитание средствами русского народного танца будет осуществляться значительно результативнее, если внедрить в учебно-воспитательный процесс личностно-деятельностный подход, предполагающий:

- целенаправленную педагогическую деятельность руководителей хореографического коллектива, овладевших спецификой преподавания танца в учреждениях дополнительного образования детей по воспитанию танцевальной культуры;

- целостность технологического процесса с учетом специфики функционирования хореографического коллектива в учреждениях дополнительного образования детей по воспитанию танцевальной культуры;

- мотивацию подростков на участие в хореографическом коллективе в учреждении дополнительного образования детей и нацеленность на высокую танцевальную культуру;

- постоянный поиск инновационных педагогических технологий по воспитанию танцевальной культуры у школьников на основе личностно-деятельностного подхода.

Методологической основой исследования послужили

- идеи личностно-деятельностного подхода (Г.М.Андреев, М.Я. Басов, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский).

- философские труды о проблемах нравственности и этики, о проблемах искусства (А.А.Климов, И.А.Моисеев, В.К.Нестеров);

- труды о нравственно-эстетическом воспитании (А.Г. Андреева, Л.П.Буева, И.В. Бурцева, Е.С. Волков);

- работы, посвященные методологии художественного или хореографического образования (А.А.Алферов, А.И. Борисов, Е.П. Валукин, М.Е. Валукин, Ю.А. Герасимова);

- труды о русском народном танце (К.Я. Голейзовский, Г.В.Иноземцева, С.Д. Салимова).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыты историко-теоретические аспекты проблем нравственно-эстетического воспитания средствами русского народного танца, изучена история становления и развития русского народного танца.

Практическая значимость исследования состоит в том, материалы исследования могут быть использованы на курсах повышения квалификации педагогов-хореографов школы и учреждений дополнительного образования детей. Результаты исследования могут быть использованы начинающими руководителями танцевальных коллективов.

Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

1.1. Психолого-педагогические проблемы нравственно-эстетического воспитания детей в процессе художественного образования

В соответствии с задачами данного исследования, рассмотрим понятие «нравственность». В словаре С.И. Ожегова даётся следующее толкование этого понятия: «нравственность ― внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами»[38]. С.Л. Рубинштейн считает, что именно развитие нравственных качеств составляет основу поведения.[46] Той же точки зрения придерживаются А.В. Брушлинский и К.А. Абдульханова-Славская.

В своем исследовании мы опирались на труды классиков отечественной педагогики - К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского[39] и зарубежной - Я.А. Коменского, Я. Корчак, А. Нилл, И.Г. Песталоцци, Р. Штайнера, которые считали проблемы нравственного воспитания молодежи краеугольным вопросом педагогики. Большой интерес представляют работы российских общественных деятелей, публицистов - В.Г. Белинского[3], Н.И.Пирогова[24]. И сегодня актуальными мы находим размышления педагогов начала XX столетия И.А.Сикорского и М.М. Манасеина, в которых нравственное образование отождествляется с воспитанием культуры чувств или вопросы нравственного воспитания ребенка тесно связаны с религиозным.

Понятие нравственности тесно связано с этическими категориями свободы, равенства, самосовершенствования, и эта взаимосвязь наиболее полно отражена в трудах российских философов и педагогов Д.С. Лихачева, Б.Т. Лихачева, представителей личностно-ориентированной педагогики Е.В.Бондаревской, Н.Е. Щурковой. Утверждение гуманистических принципов образования, возможности формирования гражданина обновленной России в воспитательном процессе современной школы обоснованы в трудах ярославских ученых Л.В. Байбородовой, М.И. Рожкова.

Психологические основы формирования нравственных ценностей личности мы находим в исследованиях как зарубежных, так и российских ученых-психологов. Моральное развитие личности, его факторы, закономерности и условия исследованы в трудах Л. Кольберга, Ж. Пиаже. Видные отечественные психологи: Б.Г. Ананьев, П.Н. Блонский, Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконин внесли значительный вклад в понимание нравственного сознания личности, в развитие личности как субъекта, формирующегося в деятельности и общении с другими людьми.

Воспитание эстетики, последовательные шаги по формированию у того или иного человека эстетического восприятия действительности – одно из важнейших звеньев в воспитательном процессе в целом.

Ученые А.С.Макаренко, Б.Т.Лихачев и другие дают множество толкований понятия «эстетическое воспитание», но мы в нашем исследовании опираемся на трактовку К. Маркса. «Эстетическое воспитание ― целенаправленный процесс формирования творчески активной личности школьника, который способен воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в искусстве и жизни, жить и творить по законам красоты»[17].

Эстетическое воспитание направлено на формирование эстетического сознания, по которому судят об эстетической культуре человека. Главным звеном является эстетический идеал.

Эстетическое воспитание, по нашему мнению, нельзя рассматривать отдельно от нравственного воспитания, потому что этические и эстетические представления связаны как с положительными, так и с отрицательными переживаниями человека. Кроме этого, нравственное и эстетическое есть ценностные отношения, т. е. предполагают восприятие и оценку предметов и явлений с позиций основных нравственно-эстетических ценностей ― добра и красоты.

В нравственно-эстетическом воспитании эстетика связана с нравственностью, так как красота в какой-то степени регулирует человеческие взаимоотношения, благодаря этому человек интуитивно тянется к добру[19].

По мнению О.В. Лармина, целью нравственно-эстетического воспитания является формирование сознания и деятельности людей в духе высоких, непрерывно творчески развивающихся нравственных и эстетических идеалов»[19]

Нравственно-эстетическое воспитание лучше всего осуществляется в процессе художественного образования, поскольку оно представляет собой

процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.

По мнению Б.М. Неменского - искусство совершает гигантскую работу по нравственно-эстетическому формированию личности, оно приобщает к огромному человеческому опыту поисков нравственно - эстетических ценностей, к находкам, ошибкам. Искусство очеловечивает, но не назиданием: «оно не дает рецепта правильного поведения, оно открывает путь к освоению грамотного, многовекового людского опыта восторга и презрения, любви и ненависти для формирования собственного опыта отношений, поисков сегодняшних, «сугубо личных» критериев нравственного и безнравственного»[19].

Воспитывающая функция искусства связана с его воздействующей природой, основой которой являются:

-эмоциональное воздействие на человека, основанное на эффекте сопереживания;

-диалогический характер художественного восприятия;

-творческие возможности воображения воспринимающего, его художественная интуиция;

-коллективная форма восприятия искусства, ее «соборность»;

-обобщенное, целостное, образное и проблемное отражение действительности;

-оценка действительности с точки зрения ее прогрессивного развития, критерием чего является эстетический идеал художника.[18]

Важно добавить, что художественно-эстетическое воспитание соотносится с такими понятиями, как художественная грамотность и эстетическая образованность. Эстетическая образованность отражает более высокий уровень художественного развития человека, включающий широту кругозора в области искусства; устойчивую потребность в общении с искусством, понимание закономерностей его развития, развитое эстетическое чувство, основанное на умении ценить и понимать прекрасное; способность к художественному творчеству, навыки практической деятельности в конкретных видах искусства; владение спецификой языка разных искусств, сформированный эстетический вкус, целостное представление об окружающем мире на основе единства рационального и образно-художественного познания; уважение к художественному наследию прошлого.

Заключение

В нравственно-эстетическом воспитании эстетика связана с нравственностью, так как красота в какой-то степени регулирует человеческие взаимоотношения, благодаря этому человек интуитивно тянется к добру.

Личностно-ориентированный подход в преподавании - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Цель личностно ориентированного образования - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума: способность человека к выбору;умение рефлексировать, оценивать свою жизнь;поиск смысла жизни, творчество;формирование образа “Я”;ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).

Как известно, нравственно-эстетическое воспитание является одним из аспектов развития личности.

Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:

- возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;

- образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;

- выделение групп учащихся по знаниям, способностям;

- распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;

- отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.

Русский народный танец же, отличающийся строгой соразмерностью мелодической линии, благородством пропорций, выразительностью, способствует развитию более тонкого музыкального вкуса, развивает умение красиво танцевать, слаженно взаимодействовать с другими участниками танца, способствует наиболее эффективному нравственно-эстетическому воспитанию ребенку.

Участие детей в системе нравственно-эстетического воспитания в процессе освоения русского народного танца открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Педагог, занимаясь с заинтересованными школьниками, имеет возможность широко приобщать их к художественно-творческой деятельности, формировать самостоятельность и творческую активность. При этом необходимо помнить, что все виды эстетической деятельности в системе должны быть направлены на духовное воспитание, формирование культуры детей и подростков. Широкое использование нравственно-эстетического воспитания детей в процессе освоения русского народного танца должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, художественно-творческих способностей школьников, воспитывать у них интерес к просветительской, исполнительской деятельности, пропагандированию различных видов искусства.

По факту проведения педагогического эксперимента мы видим высокую эффективность развития нравственно-эстетического воспитания детей в процессе освоения русского народного танца.

Список литературы

1.Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Педагогика, 1996. – 176 с.

2.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1995. – 208 с. – (Библиотека учителя по

общим проблемам теории обучения и воспитания). – Библиогр. в конце глав. Шифр РНБ: 86-5/435.

3.Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). – М.: Педагогика, 1992. – 234 с.

4.Балашов М.Е. Школа как эстетически ценная предметно-пространственная среда // Учитель в современном мире : материалы девятой науч.-практ. конф. - СПб. : Изд-во Ленингр. обл. ин-та развития образования, 2003. - С. 113-122.

5.Бежан Ф.И. Психолого-возрастные особенности учащихся начальных классов / Ф.И. Бежан. - Кишинев : Лумина, 1993. - 106 с.

6. Белоусова Е. В. Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников : Автореф. дис. . канд. пед. наук / Ульян. гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова. — Чебоксары, 1998. — 16 c. :табл. — Библиогр.: с. 14-16.

7. Богданов Г. Урок русского народного танца. – М.: Академия, 1995. – 150 с.

8. Болдышева Е.Г. Привитие общечеловеческих ценностей детям младшего школьного возраста // Университетские чтения - 2007 / Пятиг. гос. лингвист. ун-т. - Пятигорск : ПГЛУ, 2007. - Ч. 10: Секция 7 симпозиума 2. - С. 41-45.

9. Бочкарева Н.И. Русский народный танец / Н.И. Бочкарева ; Федер. агентство по культуре и кинематографии, Кемер. гос. ун-т культуры и искусств. - Кемерово : Изд-во КемГУКИ, 2006. - 177 с. - Библиогр.: с. 177-178 (19 назв.).

10. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. В.И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1998. – 201 с.

11. Власова Т. И. Воспитание духовности школьников в пространстве русской культуры // Инновац. шк. — 1997. — № 4. — C. 45-51.

12. Главатских Р.Р. Теория и практика развития творческого потенциала младших школьников / Р.Р. Главатских ; М-во образования и науки Удмурт. Респ., Ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования Удмурт. Респ. - Ижевск : Изд-во ИПК и ПРО УР, 2007. - 304 с.

13. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1994. – 367 с.

14. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца (упражнения у станка). – М.: ВЛАДОС, 2012. – 207 с.

15. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца (танцевальные движения и комбинации на середине зала). – М.: ВЛАДОС, 2011. – 207 с.

16. Исламгулова С.К. Об организации процесса обучения в начальной школе // Вестн. Моск. гос. гуманитар. ун-та им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2009. - № 1. – С. 41-48 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: h**t://cyberleninka.r*/article/n/ob-organizatsii-protsessa-obucheniya-v-nachalnoy-shkole (01.04.2014).

17. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 160 с.

18. Климов А. Основы русского танца. – М.: Искусство, 1994. – 270 с.

19. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2009. – 243 с.

20. Куранова М.В. Формирование общечеловеческих добродетелей у младших школьников в учебно-воспитательном процессе : автореф. дис. . канд. пед. наук / Куранова М.В. ; Ин-т молодежи. - М., 1999. - 27 с.

21. Луговая Е.К. Философия танца / Е.К. Луговая ; С.-Петерб. ун-т кино и телевидения. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - 128 с.

22. Мессерер А.М. Танец. Мысль. Время / [лит. запись Р. Шейко]. - [2-е изд., доп.]. - М. : Искусство, 1990. – 259 с.

23. Методы обучения при формировании умений и навыков учащихся в начальных классах : метод. рекомендации / сост. Н.Г. Уткина [и др.] ; Моск. гор. ин-т усоверш. учителей. – М. : [Б. и.], 1992. – 68 с. Шифр РНБ: 82-4/30946.

24. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.: Роспедагентство, 2009. – 198 с.

25. Народный танец. Проблемы изучения : сб. науч. тр. / М-во культуры России, ВНИИ искусствознания ; сост. и отв. ред. Соколов-Каминский А.А. - СПб.: Искусство, 1991. - 235 с.

26. Новикова В.И. Воспитание у младших школьников нравственных ценностей / В.И. Новикова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Таганрогский гос. пед. ин-т". - Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. пед. ин-та, 2006. - 386 с.

27. Новицкая М. Ю. Народная культура как основа создания комплексной гуманистической системы обучения и воспитания : [К пробл. разраб. учеб. прогр. для нач. шк.] // Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. — Шуя, 1994. — C. 121-133.

28. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. – Орловский государственный технический университет. – Орел: Оргту, 2000. - 145 с.

29. Остапенко А.А. "Скрытые" факторы образования // Школьные технологии. - 2005. - № 3. - С. 16-39. ; То же [Электронный ресурс]. – URL:h**t://ost101.narod.r*/2005_ShT_3_Hidden.pdf (18.03.2014).

30. Педагогика младшего школьного возраста. Вопросы обучения и воспитания в начальных классах / Челябин. пед. ин-т. – Челябинск: Педагогика, 1994. - 103 с.

31. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Энциклопедия, 2007.- 654 с.

32. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2008. – 144 с.

33. Перчун Н. В. Русские народные традиции — источник нравственного воспитания младших школьников на уроках // Воспитание молодежи на общечеловеческих нравственных ценностях. — Ростов н/Д, 2000. — C. 41-50.

34. Перчун Н. В. Педагогические условия результативности гуманистических традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников // Вопросы филологии и педагогики в школе и вузе. — Таганрог, 2001. — C. 116-124.

35. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1997. – 144 с.

36. Попова Е.Н. Русский народный танец / Е.Н. Попова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования " Сам. гос. пед. ун-т". - Самара : Изд-во СГПУ, 2008. - 207 с. - Библиогр.: с. 204-206 (50 назв.).

37. Раковчена С.С. Возрастные и индивидуальные особенности развития познавательных процессов младших школьников // Акмеология. – 2013. - № 2 (46). – С. 87-89. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: h**t://akmeology.r*/data/documents/2-2013-Akmeology-Maket.pdf (01.04.2014).

38. Русский народный танец : история и современность : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. по рус. нар. танцу, [февр. 2003 г., г.Владимир / сост. Т.В. Пуртова, ; науч. ред. В.И. Уральская]. - М. : ГРДНТ, 2003. - 110 с.

39. Слонимский Ю.М. В честь танца / Ю.М. Слонимский. – М. : Искусство, 1968. – 371 с.

40.Сычева Т.Ю. Формирование нравственных ценностей младших школьников в современных социокультурных условиях : автореф. дис. . канд. пед. наук / Сычева Т.Ю. ; [Барнаул. гос. пед. ун-т]. - Барнаул, 2004. - 23 c.

41. Сычева Т.Ю.Нравственные ценности младших школьников / Т.Ю. Сычева ; Ун-т Рос. акад. образования, Рубцов. фил.- Рубцовск ; Барнаул : Изд-во БГПУ, 2005. – 198 с.

42. Танец в России [Электронный ресурс] // Русский танец : [сайт]. – [Б.г.]. – URL: h**t://rustanec.narod.r*/ (21.04.10).

43. Ткаченко Т. Народный танец. – М.: Искусство, 1997. – 654 с.

44. Толстых И.Н. Танец как особый вид искусства. Специфика танца // Интеллектуальный потенциал вузов-на развитие Дальневосточного региона России : материалы V Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых исслед. 28-29 мая 2003 г. / М-во образования РФ. Администрация Примор. края, Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2003. - Кн. 5, ч. 2. - С. 159-160.

45. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика. – 1997. – № 6. – C. 59-65.

46. Формирование нравственных отношений в учебной и внеклассной работе младших школьников : межвуз. сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина ; отв. ред. Ю.П. Сокольников. – М.: МГПИ, 1994. – 130 с. – Библиогр. в конце ст. Шифр РНБ: 85-3/3959.

47. Хромов Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости : практич. пособие / Н.И. Хромов. – М. : Айрис пресс : Айрис дидактика, 2007. – 123 с. : ил. – (Библиотека психолога образования). – Библиогр.: с. 119-120 (33 назв.). Шифр РНБ: 2007-3/3688.

48. Уварина Н.В. Актуализация творческого потенциала младших школьников в образовательном процессе : монография / Н.В. Уварина ; Федер. агентство по образованию РФ, ГОУ ВПО "Челяб. гос. пед. ун-т", Проф.-пед. ин-т. - Челябинск : Взгляд, 2007. - 294 с. - Библиогр.: с. 218-240 (388 назв.).

49. Уварина Н.В. Теоретические основы проблемы самоактуализации младших школьников в творческой деятельности : монография / Н.В. Уварина ; Федер. агентство по образованию РФ, ГОУ ВПО "Челяб. гос. пед. ун-т". - Челябинск : Изд-во ИИУМЦ "Образование", 2007. – 178 с.

50. Уральская В., Соколовский Ю. Народная хореография. – М.: Педагогика, 1972. – 160 с

51. Филатов С.В. От образного слова - к выразительному движению / под ред. А.Л. Гройсмана, Е.П. Валукина. - М. : NB Магистр, 1993. - 128 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Русский народный танец как средство нравственно-эстетическое воспитание детей»
Раздел: Искусство и культура
Тип: Дипломная работа
Страниц: 54
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика