Дипломная работа

«Пути обогащения представлений об эмоциях и чувствах посредством музыки у младших школьников»

  • 75 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Эмоции и чувства в структуре личности школьника

1.2 Урок музыки как форма обогащения представлений об эмоциях и чувствах

Выводы по 1 главе

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Содержание, формы и методы обогащения представлений об эмоциях и чувствах

2.2 Педагогический эксперимент и его результаты

Выводы по 2 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Начало обучения в школе порождает существенные изменения в эмоциональной жизни детей, у них постепенно развивается умение владеть своими эмоциями, хотя самые младшие школьники еще не могут сдерживать проявление эмоций. Обычно лица и позы детей очень ярко выражают их эмоциональные переживания. Неумением сдерживать свои эмоции объясняется также и возникновение у детей аффективных состояний, их склонность к кратковременным бурным проявлениям радости и горя. Правда, такие эмоциональные состояния у младших школьников нестойки. Дети так же легко успокаиваются, как возбуждаются.

Эмоциональное развитие детей обеспечивается благодаря систематическому, последовательному педагогическому управлению при обязательной деятельностной активности личности. Программа педагогического управления эмоциональным развитием строится на основе закона о функциональном психофизическом единстве деятельности организма человека как целостной системы, о чем свидетельствуют работы известных психологов П. К. Анохина, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца. А также учитываются положения теории и педагогического стимулирования, выдвинутые З. И. Равкиным, В. А. Разумным, и когнитивной теории эмоций С. Л. Рубинштейна и др. Музыка – это и есть собственно эмоция.[8]

Так, Р.М. Чумичева считает, что музыка переносит нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая «жизнь души», интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл.

У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей. Это было доказано в работах педагогов Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой и музыковеда А.Н. Сохор.

Проблема развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна. Актуальность данной темы может быть представлена следующими аспектами:

 кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного младшего школьника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира школьника, или искажает этот процесс.

 Программно-методическое обеспечение эмоционального развития младших школьников отстаёт от потребностей практики.

Наблюдения за младшими школьниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы младших школьников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Всё это даёт основание для более глубокого изучения данной проблемы в теоретическом плане и подводит к необходимости определения цели, объекта, предмета исследования, постановки цели и задач, а также выдвижения гипотезы.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы обогащения представлений об эмоциях и чувствах у младших школьников посредством музыки.

Объект исследования: процесс музыкального образования в школе.

Предметом исследования: содержание, формы и методы обогащения представлений об эмоциях и чувствах у младших школьников посредством музыки.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

 изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;

 выявить особенности развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста;

 раскрыть особенности урока музыки как формы обогащения представлений об эмоциях и чувствах;

 выявить содержание, формы и методы обогащения представлений об эмоциях и чувствах у младших школьников посредствам музыки

 разработать и апробировать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста в процессе восприятия музыки;

 провести педагогический эксперимент и проанализировать его результаты;

 разработать критерии диагностики уровня сформированных представлений у младших школьников об эмоциях и чувствах.

Гипотеза исследования: обогащения представлений об эмоциях и чувствах у младших школьников посредствам музыки будет более успешным при следующих условиях:

 если учитель музыки будет активно использовать разнообразные формы и методы работы по обогащению представлений об эмоциях и чувствах у младших школьников в процессе восприятия музыки;

 если учитель музыки будет обогащать, имеющиеся у детей знания об эмоциях и чувствах;

 если учитель музыки будет обучать детей способам выражения эмоций.

Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов исследования:

 теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;

 наблюдение за процессом обогащения представлений об эмоциях и чувствах у младших школьников посредствам музыки;

 психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

Методологические основы исследования проблемы. В нашей работе по обогащению представлений об эмоциях и чувствах младших школьников был использован теоретический материал и практический опыт таких психологов как У.Джемс, К.Г.Ланге, П.К.Анохин, П.В.Симонов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что составлен и апробирован комплекс занятий, который направлен на развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе слушания музыки на уроках музыки.

Практическая значимость: разработанный комплекс занятий может использоваться преподавателями в работе с детьми младшего школьного возраста.

Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Содержание, формы и методы обогащения представлений об эмоциях и чувствах у младших школьников посредством музыки

Прежде чем рассмотреть наиболее эффективные, с нашей точки зрения, содержание, формы и методы обогащения представлений об эмоциях и чувствах у младших школьников на уроке музыки отметим, особенности чувств и эмоциональных проявлений, свойственных детям этого возраста.

В процессе обучения изменяется содержание чувств младшего школьника и происходит их дальнейшее развитие в плане все большей осознанности, сдержанности, устойчивости.

С приходом ребенка в школу его чувства и эмоции начинают определять не столько игра и общение с детьми в процессе игровой деятельности, сколько процесс и результат его учебной деятельности, та потребность, которую он в ней удовлетворяет, и в первую очередь оценка учителем его успехов и неудач, выставленная отметка и связанное с ней отношение окружающих.

Правда, встречаются иногда случаи безразличного отношения детей к учебе, когда оценка не вызывает переживаний, что не способствует формированию положительной мотивации учения.

Вместе с тем возможности осознания младшим школьником своих чувств и понимания чужих чувств ограничены. Как выяснилось в исследованиях Н.С.Лейтеса и П.М.Якобсона, семилетний ребенок часто не умеет правильно воспринимать выражения гнева, страха и ужаса. Несовершенство в восприятии и понимании чувств влечет за собой чисто внешнее подражание взрослым в выражении чувств. Так, в большинстве случаев доброжелательный или недоброжелательный стиль общения с людьми передается и ребенку.

Участие в учебной деятельности и соответственно общение с учителем, коллективом класса требует сдержанности в чувствах, что в первое время дается ученику с трудом.

Импульсивность поведения, особенно на первом году обучения, часто еще проявляется у первоклассника. То он засмеялся на уроке, увидев в окно прыгающих по ветке птичек, то при коллективном просмотре спектакля, увлекшись сюжетом, нарушил правила поведения.

Ко II, III классу начинает проявляться все большая сдержанность в проявлении чувств. Ученику необходимо управлять своими чувствами, выполняя повседневные школьные обязанности, требования учителя, классного коллектива. Моторные импульсные реакции, характерные для дошкольника и часто еще для первоклассника, начинают заменяться речевыми. К III классу заметно развиваются речевая выразительность, обогащается интонация. Младший школьник, начиная с I класса, старается справиться с сильным волнением, побороть свои желания, подчиниться требованиям, т. е. постепенно произвольность поведения начинает отражаться и на сфере чувств.

В целом общее настроение младшего школьника жизнерадостное, бодрое, веселое. Это — возрастная норма эмоциональной жизни.

Все более глубокими, осознанными становятся высшие чувства школьника: нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Нравственные чувства, и их развитие в младшем школьном возрасте. В младшем школьном возрасте в процессе обучения идет развитие таких нравственных чувств, как любовь к Родине, коллективизм, чувство товарищества, дружбы, долга, чести. Осознанность нравственных чувств к III классу проявляется в том, что дети выбирают друга, товарища не по случайным внешним обстоятельствам (рядом живут, вместе идут домой), а мотивируют свой выбор, характеризуя нравственные черты, которые способствовали сближению с одноклассником.

Безусловно, понимание и раскрытие школьником того или другого нравственного понятия (товарищ, друг, патриот и пр.) еще не всегда говорит о проявлении самого чувства. Осознанность и действенность нравственных чувств проявляется и формируется в поступках.

Развитию нравственных чувств, их осознанности способствует жизнь в коллективе, который объединяет учебная деятельность, участие в общественных делах, личность самого учителя.

Под влиянием учителя в совместной учебной, трудовой и игровой деятельности у учащихся появляется способность к сопереживанию. Но учитель должен помнить, что мало вызвать у ребенка жалость, сочувствие, симпатию; необходимо, чтобы эти чувства влияли на поступки, поведение ребенка и стали одним из звеньев его нравственного опыта.

Интеллектуальные чувства в младшем школьном возрасте. К этим чувствам относятся любознательность, удивление, сомнение, удовольствие от удачного решения задачи, разочарование при неумении ее решать. Первоклассник испытывает огромную радость от того, что научился читать, писать, решать задачи. Процесс познания, вызывая удовольствие, способствует формированию познавательных интересов. Младший школьник стремится узнать, что было, где, когда и как, его больше интересуют сами факты, чем причины.

Эстетические чувства в младшем школьном возрасте. Это особые чувства наслаждения, переживания, испытываемые при восприятии прекрасного. Эстетические чувства проявляются в самых разнообразных формах. Источники эстетических чувств — произведения искусства: литература, живопись, музыка и др. Учеников захватывают поступки героев художественных произведений, фильмов, мультфильмов и т.д., они с волнением следят за их жизнью, восхищаются ими, сопереживают. Книга открывает перед детьми одну из страниц культуры человечества, пробуждает воображение, познавательный интерес, развивает ум.

Особенности произвольно-волевых действий младшего школьника. Как известно, воля проявляется в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия. В младшем школьном возрасте можно говорить о произвольно-волевых поступках, т.е. большую роль играют чувства, которые нередко становятся мотивами поведения.

С поступлением в школу на ребенка действует большое количество разнообразных сильных раздражителей. В процессе учебной деятельности он должен уметь сосредоточиться и под руководством учителя осознанно выбрать главное существенное для своей деятельности.

Очень важна для младшего школьника при этом доступность целей. Разрешимость задачи часто определяется не только тем, в какой мере он владеет средствами для ее решения, но и тем, насколько ему видна цель. Поэтому ребенку небезразлично, где начало и конец задания. «Открытость целей в наибольшей мере обеспечивается таким ограничением объема работы, которое создает возможность обозрения всего пути к цели. Обозначение каких-либо вех на этом пути, указание конечной цели при наличии промежуточных вех и четкое определение отдельных шагов к решению являются необходимыми условиями придания деятельности школьника целенаправленности. И наоборот, размытость границ видения, неочерченность задачи становится препятствием для ее решения.

Другим условием проявления учащимися организованности, упорства и других волевых качеств является такая организация деятельности, при которой ребенок добивается всего собственными усилиями.

В процессе обучения и развития произвольно-волевые качества младшего школьника совершенствуются. Дети начинают проявлять целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержку, смелость, дисциплинированность.

В процессе обогащения представлений об эмоциях и чувствах в качестве наиболее эффективных мы выделяем следующие методы: методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, наглядно-изобразительный метод, эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский и Э.Б. Абдуллин). Рассмотрим их подробнее.

Метод музыкального обобщения предполагает становление у учащихся системы знаний, развитие осознанного отношения к музыке.

Э.Б. Абдуллин определяет ряд последовательных действий этого метода:

 активизация музыкального, жизненного опыта школьников с целью введения в тему или углубления ее;

 ознакомление с новым знанием посредством четко поставленной учителем задачи, совместного решения ее с учащимися и формулирования детьми вывода;

 закрепление знания в разных видах учебной деятельности ребенка.

В силу направленности метода обобщения на развитие художественного мышления Д.Б. Кабалевский считал данный метод основным в музыкальном обучении школьников.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному позволяет устанавливать преемственные связи между темами программы, формируя целостное представление о музыке у учащихся. В программе Д.Б.Кабалевского предусматривается установление связей на трех уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями. Преимущества этого метода заключаются в том, что освоение новой темы на уже знакомом материале становится более легким; пройденный материал поднимается на более высокий уровень новой темы, на уровень большей сложности и большей содержательности; устанавливаются связи между различными музыкальными явлениями. Так, например, в программе Д.Б. Кабалевского для II класса бытовые жанры марша, танца и песни, знакомые детям по I классу, трансформируются в такие важнейшие качества музыки, как маршевость, танцевальность и песенность. При этом сообразно принципу от неосознанного к осознанному дети еще в I классе интуитивно пережили преобразование трех основных видов музыки как ассоциативных моделей в нечто более емкое, знакомясь с произведениями Ж. Бизе, П. Чайковского, С. Прокофьева и других. В этом смысле возвращение к усвоенным знаниям по сути есть выражение качественного преобразования сознания детей.

На уровне связи между темами четвертей реализация метода забегания вперед и возвращения к пройденному еще более очевидна. Так, первое полугодие III класса имеет название "Музыка моего народа", второе - "Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ". Возвращение к пройденным произведениям аналогично подразумевает не просто их повторение, а восприятие уже знакомого в условиях новой темы. Так, во II классе дети обращаются к прелюдиям № 8 и № 20 Ф. Шопена в первой и третьей четвертях - сначала, когда проходят тему "Маршевость, песенность, танцевальность", и позже, когда постигают принципы развития музыки.

В музыкально-педагогической практике широко применяется и наглядно-изобразительный метод. Так, многие преподаватели с успехом используют в качестве своего рода аналогов к музыкальным произведениям репродукции картин известных живописцев, главным образом тех полотен, которые совпадают по своему эмоциональному тонусу и художественной образности с содержанием музыки. Такие иллюстрации, если они подобраны удачно, разумеется, оказывают влияние на процесс музыкального восприятия, оживляя и усиливая его. Схожие функции выполняют и рисунки детей о музыке и под музыку. Подобный метод работы содержит в себе "азы", зачатки так называемых межпредметных связей, весьма актуальных и действенных именно в "педагогике искусства".Наглядные методы предназначаются в педагогике для чувственного ознакомления учащихся с жизненными явлениями, процессами, объектами с помощью все возможных рисунков, репродукций, схем, моделей и др.

Метод эмоциональной драматургии активизирует эмоциональное отношение учащихся к музыке, а также способствует созданию увлеченности и живого интереса к музыкальному искусству. Не менее важная функция данного метода - "режиссура" структуры урока, определение его кульминации. В таком понимании метод эмоциональной драматургии (Э.Б. Абдуллин) близок методу эмоционального воздействия (Л.Г. Дмитриева и Н.М. Черноиваненко). Основными принципами метода эмоциональной драматургии являются эмоциональный контраст и последовательное насыщение эмоционального тона урока. Метод эмоциональной драматургии активизирует эмоциональное отношение учащихся к музыке, а также способствует созданию увлеченности и живого интереса к музыкальному искусству.

Активизируют внимание и интерес учащихся, особенно младшего возраста, различные задания перед прослушиванием музыки. Например: поднимать руку, когда музыка изменится или когда зазвучит скрипка (флейта и т.д.); поднимать руку каждый раз, когда будет звучать основная тема; делать это в том месте, которое ученику больше всего нравится; вспоминать другие произведения такого же характера, настроения. При ознакомлении учащихся младшего возраста с более сложными образами "взрослой" классической музыки полезно использовать прием парного восприятия произведений, облегчающий процесс слушания. Он состоит в том, что к каждому более трудно воспринимаемому классическому произведению подбирается аналогичная по настроению несложная детская пьеса, содержание которой тщательно разбирается с детьми, и когда они "войдут" в настроение пьесы, им предлагается послушать уже "серьезное" произведение. На него переносится настроение, возникшее при слушании детской пьесы, что облегчает восприятие (из опыта Ю.Б. Алиева).

В качестве наиболее эффективных форм работы с учащимися мы выделяем: урок введения в тему, урок углубления темы, урок обобщения темы, урок - концерт, урок – экскурсия. Рассмотрим их подробнее.

Программа предусматривает в каждой четверти один урок введения в тему. Обычно это первый урок в четверти. Главным признаком урока введения в тему является наличие в его содержании первоначальной обобщенной характеристики нового ключевого знания. Процесс введения в тему складывается на уроке из трех моментов:

 активизация накопленного ранее жизненного и музыкального опыта учащихся, усвоенных ранее тем, знакомого музыкального материала под углом зрения нового ключевого знания.

 само введение в тему. Оно происходит на основе создания поисковой ситуации, в ходе которой учащиеся, опираясь на восприятие музыки, приходят с помощью учителя к решению поставленной перед ними задачи.

 закрепление первоначального обобщенного представления о новом знании в ходе восприятия новых произведений.

Заключение

На основании проведенного исследования, цель которого состояла в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы обогащения представлений об эмоциях и чувствах у младших школьников посредством музыки была достигнута.

Нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по развитию представлений об эмоциях и чувствах. Было доказано на практике, что представления об эмоциях и чувствах могут быть развиты на определенном уровне у детей младшего школьного возраста в игровой форме и с помощью специальных методов музыкального обучения. Опыт показал, что младшие школьники с удовольствием проявляли активность, творчество. Уроки проходили в атмосфере взаимного доверия, доброжелательности.

Следует отметить, что развитие представлений об эмоциях и чувствах у младших школьников приводит к успешной деятельности на других уроках. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

В результате проведенного нами исследования мы пришли к тому, что после проведения наших методик уровень развития представлений об эмоциях и чувствах посредством музыки у младших школьников повысился.

Эффективность проведенного эксперимента мы подтвердили результатами исследования.

Таким образом, гипотеза нашего исследования доказана, а цель исследования – достигнута.

Список литературы

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М., 1983.

2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.

3. Анохин П.К. Эмоции и эмоциональные расстройства. – М.: Москва, 1966. – 420 с.

4. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. М., 1984. С.173.

5. Анохин, П. Эмоции / П.К. Анохин. - БМЭ т. 35 М., 1962.

6. Большая энциклопедия психологических тестов. Карелин А. М.: Эксмо, 2007. — 416 с.

7. Вилюнас В. Психология эмоций / В. Вилюнас; - СПб. Питер, 2004. – 496

8. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей школьного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с. (177)

9. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Т5 – М.: Москва, 1953. – 1020 с.

10. А.Затямина «Современный урок музыки». «Глобус», 2007г.

11. Е. П. Ильин ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА Саш-Петербург Москва - Харьков - Минск 2001

12. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке – М.: Просвещение, 1989.-191 с.

13. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Кн. Для учителя / Сост. В.И. Викторов. – М.: Просвещение, 1981.-192 с.

14. Мухина, В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2009. - 558 с

15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456с.

16. Мухина, В. Детская психология / В.С. Мухина – М.: Просвещение, 1985.

17. Психология. Конспект лекций. Макарова И.В. М.: 2010. - 237 с

18. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. — М.: Высшее образование, 2008. — 660 с.

19. Пластическое интонирование в условиях современного урока. Конспект лекций Власенко Наталья Анатольевна, Учитель музыки Высшей категории г. Борисоглебск, № 9

20. Программа по музыке 1-8 классы. Д.Б.Кабалевский, Просвещение 2006г.

21. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. М., 1981. (Что такое эмоция: 10-39.).

22. Е.А.Смолина «Современный урок музыки». Академия развития, 2006

23. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – М.: Инфа-М, 2002. – 365 с.

24. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

25. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Избранные труды. Том 1, 1985 с.16

26. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР - М.- Л., 1947, вып.2.

27. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Известия АПН РСФСР. Выпуск 11. - М. - Л., 1947.

28. Уссури, «Эмоции и чувства младших школьников», 2013г.

29. Цеплитис, Л. К. Анализ речевой интонации / Л. К. Цеплитис. – Рига : Зинатне, 1974. – 139 с

30. Энциклопедический словарь «Музыка». – М., 1998.

31. Эмоции и чувства/Е.П. Ильин; СПб.: Питер,2002.-752с.:ил.- (Серия «Мастера психологии»), (стр. 48-55)

32. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966. (Роль чувств в жизни личности: 64-72.).

33. Якобсон, П. Психология чувств / П.М. Якобсон. – М: Педагогика, 1985.

34. Якобсон, П. Чувства, их развитие и воспитание / П.М. Якобсон. –М.: Знание, 1976.

Покупка готовой работы
Тема: «Пути обогащения представлений об эмоциях и чувствах посредством музыки у младших школьников»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 75
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика