8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Диплом-центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Административное право

Правовое положение российских граждан за рубежом - Дипломная работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Общая характеристика правового положения граждан Российской Федерации за рубежом 8

1.1. Представительство и защита прав граждан Российской Федерации за рубежом 8

1.2. Правовые механизмы обеспечения прав граждан РФ за рубежом 17

Глава 2. Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом 32

2.1. Соотечественники за рубежом как субъекты миграционных отношений 32

2.2. Поддержка и защита Россией соотечественников за рубежом 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71

Введение (выдержка)

На территории РФ все граждане равноправны и пользуются в равной степени защитой и покровительством Российского государства. Однако отъезд только граждан России на время или для постоянного проживания за пределы РФ не является основанием для ущемления их прав, свобод и законных интересов. Наше государство должно осуществлять помощь своим гражданам, оказавшимся за его пределами.

В этих условиях актуальным является проблемы защиты граждан России, находящихся за рубежом.

Сегодня перед Россией, несмотря на принимаемые меры, остро стоит вопрос о положении соотечественников – исторически, духовно и культурно связанных с нашей страной людей, не по своей воле ставших гражданами иностранных государств. Такая постановка проблемы объясняется тревожной демографической ситуацией; уже стихающим, но все еще актуальным засильем иностранной рабочей силы; сохранением ценностей русской культуры.

Актуальной является и проблема приобретения граждан России, которые постоянно проживают за рубежом – наших соотечественников, гражданства России. Следует отметить, что нормативно-правовая база данной области находится сейчас в процессе реформ. С одной стороны соотечественников, у которых схожие взгляды, культура, язык, национальный дух стоит возвращать на Родину. С другой стороны, следует «отсекать» тех соотечественников, которые не будут приносить пользу нашей стране. Отсюда следует необходимость установления своеобразных «фильтров», в первую очередь, путем разработки соответствующей нормативно-правовой базы. Но таковые ограничения приводят к тому, что для многих соотечественников – граждан России усложняется процесс возвращения в нашу страну.

Анализируя общие принципы представительства и защиты прав граждан Российской Федерации за рубежом, прежде всего, следует отметить, что их соблюдение направлено на гарантирование целого ряда норм Конституции РФ, предусматривающих, что:

- государство признает, соблюдает и защищает права и свободы человека и гражданина;

- непосредственно действуют права и свободы человека и гражданина;

- государство РФ гарантирует и защищает права и свободы человека и гражданина на государственном уровне.

Защита граждан Российской Федерации, пребывающих за пределами территории Российской Федерации, предполагает совершение дипломатическими представительствами Российской Федерации и консульскими учреждениями Российской Федерации действий по восстановлению нарушенного субъективного права (свободы) гражданина Российской Федерации .

В свою очередь, представительство граждан Российской Федерации за границей означает содействие в эффективной реализации их субъективных прав и свобод, предусмотренных на уровне Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, заключенных Россией и государством, в котором пребывает гражданин России, а также российского законодательства и законодательства этого государства .

Таким образом, проблемы правового положения российских граждан за рубежом имеют не только теоретические, но и практические аспекты. К вышеизложенному следует добавить, что в правовой науке отсутствует единство мнений по рассматриваемому вопросу. Поэтому всестороннее исследование теоретических особенностей и практических аспектов правового положения российских граждан за рубежом – необходимо и своевременно.

Данная тема исследовалась такими учеными как Д.В. Андрияновым, К.Д. Галиахметовой, С.С. Гороховой, М.В. Горяиновой, А.Н. Жеребцовым, А.С. Зуевой, Н.В. Леоновой, Ю.С. Лукиной, А.П. Меркуловой, Д.В. Петуховым, Е.Е. Прокошенковой, Г. Сергеевым, А.Г. Хабибулиным, Е.Г. Царенковой. Научные работы по исследуемому вопросу – многочисленны, однако необходима дальнейшая разработка данной проблемы, исходя из того, как складываются современные правовые и социальные условия.

Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие в процессе пребывания российских граждан за рубежом. Предмет исследования – совокупность норм права, регулирующих правовое положение граждан России за рубежом, а также доктринальные положения и материалы правоприменительной практики по теме исследования.

Цель работы состоит в комплексном научном исследовании теоретических и практических положений, связанных с правовым положением граждан РФ за рубежом на предмет выявления существующих в них проблем и дачи рекомендаций по их решению.

На основании цели в работе были поставлены следующие задачи:

- изучение представительства и особенностей защиты прав граждан РФ за рубежом;

- анализ правовых механизмов обеспечения прав граждан РФ за рубежом;

- анализ соотечественников за рубежом как субъектов миграционных отношений;

- изучение методов и способов поддержки соотечественников за рубе-жом.

Для решения поставленных в работе задач использовались общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение), частнонаучные методы (статистический и социологический), а также специальные юридические методы (сравнительно-правовой и формально-юридический).

Теоретическую основу исследования составили труды С.С. Гороховой, М.В. Горяиновой, А.Н. Жеребцова, А.С. Зуевой, Н.В. Леоновой, Ю.С. Лукиной, А.П. Меркуловой, Д.В. Петухова, Е.Е. Прокошенковой, Г. Сергеева и других ученых.

Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ, Феде-ральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», Федеральный закон от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации».

Эмпирическую основу исследования составляют Постановления Вер-ховного Суда РФ, а также судебная практика судов общей юрисдикции.

Проведенное исследование позволило сформулировать, и обосновать положения и выводы, выносимые на защиту и содержащие элементы науч-ной новизны, наиболее существенными из которых представляются следующие:

1. Защита граждан России, которые находятся за границей, базируется на правовой и организационной основе.

2. Правовая основа имеет многоступенчатый характер и два уровня – наднациональный и национальный. Наднациональный уровень составляют международно-правовые акты. Национальный уровень составляет Конституция РФ, федеральное законодательство, а также подзаконные нормативно-правые акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ, а также Министерством иностранных дел РФ.

3. Организационная основа заключается в выделении двух подсистем защиты: граждан России, временно проживающих за границей, а также по-стоянно проживающих за рубежом граждан России.

4. Для оптимизации законодательства в исследуемой области необхо-димо определить теоретически и закрепить законодательно понятие «соотечественники за рубежом».

Практическая значимость работы заключается во внесении автором предложений по оптимизации законодательства в исследуемой области.

Работа включает в себя введение, две главы, четыре параграфа, содержание которых соответствует поставленным в работе задачам, заключение, список использованных источников.

Основная часть (выдержка)

Прежде всего, следует отметить, что в качестве объектов государственной политики по защите прав граждан России за рубежом выделяется комплекс правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, организационных и иных мер. В свою очередь, субъектами государственной политики является Президент РФ, федеральные и региональные органы государственной власти нашей страны. К таковым возможно отнесение Федерального Собрания, Правительства РФ, федеральных министерств, агентств и служб, Прокуратуры РФ, федеральных судов, региональных законодательных и представительных государственных органов, высших региональных исполнительных органов государственной власти, региональных органов государственной власти, имеющих специальную компетенцию, а также органов местного самоуправления.

Автор работы считает, что выделение различных объектов и субъектов государственной политики по защите прав граждан за рубежом является оправданным и необходимым. В тоже время, в целях определения основных направлений государственной политики, необходимо выделение отдельных видов российских граждан, находящихся за пределами нашего государства. В связи с этим, за основу берется следующая классификация находящихся за границей граждан России :

1. В зависимости от нахождения за пределами нашего государства на постоянной или временной основе.

Граждане России могут временно выехать за пределы нашей страны по приглашению родственников. Причиной временного выезда может также послужить служебная командировка, работа, учеба, туристическая поездка. Возможен также выезд в лечебных целях. Гражданин Российского государства может также переехать в другую страну на постоянное место жительства.

2. Страна – местонахождение гражданина России. Ближнее или Даль-нее Зарубежье.

Заключение (выдержка)

Пребывая за границей, российские граждане находятся под защитой и покровительством своего государства. Защита российских граждан за рубежом имеет, как правовую, так и организационную основу. Правовой основой является комплекс нормативно-правовых актов: международно-правовых, Конституции РФ, федерального законодательства, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ.

Международный уровень защиты прав граждан России, которые находятся за пределами нашего государства, представлен Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. и Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г.

Основные принципы защиты российских граждан, находящихся за рубежом на уровне отечественного законодательства определены в Основном Законе нашей страны – Конституции РФ. В федеральном законодательстве, в качестве основных законов, регулирующих рассматриваемую сферу, возможно выделить Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федеральным законом от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Закон о въезде и выезде), Федеральным законом от 24 мая 1999 г. «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», а также Федеральный закон от 23 июня 2016 г. №186-ФЗ «О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве и Постоянном представителе (пред-ставителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при междуна-родной организации (в иностранном государстве)».

Немалую роль в регулировании рассматриваемого вопроса играют подзаконные нормативно-правовые акты. В первую очередь, это Указы Президента РФ, которые регулируют вопросы, находящиеся в компетенции Министерства внутренних дел РФ, Министерства иностранных дел РФ, а также посольств и консульских учреждений РФ.

Организационной основой является деятельность органов государст-венной власти. Непосредственно права российских граждан за границей защищаются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ. Государственная политика в области охраны прав российских граждан за рубежом представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных и иных мер.

Для улучшения организационной основы защиты соотечественников за рубежом следует производить дифференциацию комплекса защитных мер для различных категорий российских граждан, находящихся за границами нашей страны. Поэтому в работе было предложено выделение групп российских граждан, в первую очередь, исходя из того, сколько времени они будут находиться за границей. В свою очередь, это зависит, как правило, от цели их пребывания – приглашение родственников, работа, учеба, лечение, отдых, туристическая поездка, а также возможный выезд на постоянное место жительства.

Учитывая, что между многими государствами бывшего Советского Союза по-прежнему существуют политические, экономические, культурные и духовные связи, необходимо выделять российских граждан, которые находятся в Ближнем Зарубежье (страны бывшего СССР) и Дальнем Зарубежье.

На условия пребывания российских граждан за рубежом и необходи-мость в защите таковых граждан также оказывает свое влияние и социально-экономический статус. Поэтому в рамках данной категории следует выделять предпринимателей, ученых, студентов, иные категории граждан.

Государственная политика также направлена на защиту проживающих за рубежом соотечественников. Соотечественников возможно определить как лиц, которые родились на территории одного государства, у которых общий язык, религия, культурное наследие, традиции и обычаи, а также лица, которые являются их потомками по нисходящей прямой линии. Существуют следующие виды соотечественников, проживающих за пределами нашего государства:

- граждане России, которые постоянно проживают за пределами нашей страны;

- лица, которые имели советское гражданство, проживают в странах бывшего СССР, имеют гражданство этих государств или являющихся лицами без гражданства;

- лица, являющиеся выходцами или эмигрантами из Российской Империи, Советского Союза, РФ, с соответствующей гражданской принадлежностью – граждане иностранных государств, лица без гражданства, либо лица с видом на жительство;

- лица, которые являются потомками вышеуказанных лиц, исключая потомков лиц титульных наций иностранных государств.

В Федеральном законе от 24.05.1999 «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» произведено закрепление основных принципов и целей, в соответствии с которыми осуществляется государственная политика нашей страны в отношении соотечественников, постоянно проживающими за пределами РФ, в том числе граждан России, действуют органы государственной власти РФ, как федерального, так и регионального уровня.

К основным направлениям поддержки и защиты соотечественников, проживающих за рубежом возможно отнести следующие:

- определение принципов и целей государственной политики РФ в об-ласти поддержки соотечественников;

- признание двойного гражданства, принятие соотечественников в российское гражданство в упрощенном порядке;

- содействие добровольному переселению соотечественников в РФ;

- поддержка в области обеспечения прав и свобод человека и гражда-нина;

- экономическая и социальная поддержка соотечественников;

- поддержка в областях культуры, языка, религии и образования;

- информационная поддержка.

Для оптимизации законодательства, регулирующего правовое положение за рубежом российских граждан, необходимо теоретически определить и законодательно закрепить понятие «соотечественник за рубежом». В него следует включать лиц, которые ранее имели подданство дореволюционной России, гражданство Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, Советского Союза, Российской Федерации, а также их потомков, в том случае, если они считают наше государство родным, владеют русским языком, сохраняют с нашей страной экономические и гуманитарные связи, а также готовы избрать Россию своим постоянным местом жительства. Поэтому понятие соотечественников, проживающих за рубежом, следует определить следующим образом: «соотечественники за рубежом – лица, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации и идентифицирующие себя по отношению к Российской Федерации как к своему Отечеству на основе общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев».

Не следует опасаться того, что категория соотечественников, прожи-вающих за рубежом, резко увеличится. При этом, автоматически предоставлять соотечественникам, проживающим за рубежом, в том числе, и гражданам России какие-либо экономические льготы не следует. Экономически поощрять следует только тех граждан России, кто хочет переехать в нашу страну на постоянное место жительства. В противном случае, граждан России, которые хотят остаться жить «за границей», следует поддерживать дипломатически и политически, стимулировать их к тому, чтобы они изучали русский язык, русскую культуру и искусство.

Необходима дальнейшая разработка, оптимизация и улучшение государственных миграционных программ, направленных на возвращение граждан России, проживающих за рубежом, в нашу страну.

Отечественная законодательная база, как уже отмечалось выше, содержит отдельный закон, определяющий принципы, методы и способы защиты соотечественников за рубежом. В тоже время, необходимо дальнейшее законодательное развитие конституционного принципа, провозглашающего защиту и покровительство российских граждан, которые находятся за пределами России в настоящий момент. Поэтому следует принять специальный Федеральный закон «О гарантиях защиты граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом».

Литература

Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ. // Российская газета. 1993. 25 дек.

2. Федеральный закон от 24.05.1999 №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». // Собрание законодательства. 1999. №9. Ст. 1025.

3. Федеральный закон от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации». // [Электронный режим доступа: СПС КонсультантПлюс]

4. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Россий-ской Федерации». // [Электронный режим доступа: СПС КонсультантП-люс]

5. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации». // [Электронный режим доступа: СПС КонсультантПлюс]

6. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. №186-ФЗ «О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)». // [Электронный режим доступа: СПС КонсультантПлюс]

7. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». // [Электронный режим доступа: СПС КонсультантПлюс]

8. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». // [Электронный режим доступа: СПС КонсультантПлюс]

9. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне». // [Электронный режим доступа: СПС КонсультантПлюс]

10. Указ Президента РФ от 11 августа 1994 года №1681 «Об Основных на-правлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом». // [Электронный режим доступа: СПС КонсультантПлюс]


+ еще 45 источников

Примечания

Оригинальность по АПЛ ВУЗ - 60% (по состоянию на июнь 2018 г.)

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 76
Год: 2018
3500 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X