Дипломная работа

«Выявление задержки речевого развития у младших дошкольников»

  • 63 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения задержки речевого развития у младших дошкольников 6

1.1 Понятие «задержка речевого развития» в психолого-педагогической литературе 6

1.2 Развитие речи у младших дошкольников 10

1.3 Логопедическая работа с младшими дошкольниками с задержкой речевого развития 17

Выводы по главе 1 29

Глава 2. Экспериментальное изучение задержки речевого развития у детей младшего дошкольного возраста 31

2.1 Организация и методика исследования 31

2.2 Анализ результатов исследования 38

2.3 Рекомендации по преодолению задержки речевого развития у младших дошкольников 41

Выводы по главе 2 55

Заключение 57

Список литературы 59

Приложение

Введение

Актуальность исследования.

Речь, как известно, возникает в раннем возрасте в процессе совместной деятельности и общении ребенка со взрослыми. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым (матерью).

Младший дошкольный возраст является важным в развитии речи и всех психических функций. В этом возрасте дети поступают в дошкольное учреждение, многие испытывают трудности в приобретении первичного социального и коммуникативного опыта в среде сверстников.

Известные отечественные ученые в области логопедии Г.В. Чиркина и Т.Б. Филичева писали, что нет единой системы определений речевых нарушений для детей раннего и младшего дошкольного возраста. В специальной литературе встречаются следующие группы речевых отклонений в возрасте 2-4 лет: задержка речевого развития, нарушение речевого развития, недоразвитие речи, которые по своим проявлениям во многом схожи. В данной работе мы использовали понятие «задержка речевого развития», которое наиболее широко распространен сегодня в представленной возрастной группе [14, 19].

Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка, по мнению, Г.В.Чиркиной это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4-х лет.

Своевременное выявление задержки речевого развития детей четвертого года жизни и оказание им педагогической помощи в условиях группы детского сада является актуальной проблемой науки и практики.

Цель исследования: изучить речь младших дошкольников и разработать рекомендации по преодолению задержки речевого развития.

Объект исследования: речевое развитие младших дошкольников.

Предмет исследования: изучение и выявление задержки речевого развития у младших дошкольников.

Гипотеза исследования: задержка речевого развития у детей младшего дошкольного возраста имеет отставание в фонематическом слухе, слоговой структуре слов (двух и трех сложные слова) и отставание в словарном запасе.

Задачи исследования:

- проанализировать развитие речи у детей в онтогенезе и при задержках развития в психолого-педагогической литературе;

- подобрать диагностический материал и провести экспериментальное изучение речи у младших дошкольников;

- проанализировать экспериментальные данные и сделать выводы;

- разработать рекомендации по преодолению задержки речевого развития у младших дошкольников.

Теоретико-методологические основы исследования:

- идея об общих закономерностях развития нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский и др.);

- исследования в области развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста (В.В.Гербова, Г.М.Лямина и др.)

- исследования детей с задержкой речевого развития (О.Е.Громова, Г.В.Соломатина, Г.В. Чиркина и др.).

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анализ медико-психолого-педагогической документации на детей, эксперимент, качественно-количественный анализ данных.

Теоретическая значимость исследования: проведен анализ

психолого-педагогической литературы по проблеме изучения развития речи у младших дошкольников в онтогенезе и при задержке речевого развития, раскрыто понятие «задержка речевого развития».

Практическая значимость исследования: результаты

экспериментальной работы могут быть использованы в деятельности логопеда, дефектолога, воспитателей дошкольных организаций.

База исследования. МАДОУ Детский сад № 21 «Колокольчик» г. Кумертау РБ.

Структура работы: введение, две главы с выводами, заключение, список литературы, приложение. Объем работы 62 страницы. Приложение 4 страницы. Список литературных источников составил 41 наименований.

Фрагмент работы

Глава 1. Теоретические основы изучения задержки речевого развития у младших дошкольников

1.1 Понятие «задержка речевого развития» в психолого-педагогической литературе

В психолого-педагогических исследованиях накоплен большой объем важной информации для обучения и воспитания детей с задержкой речевого развития (О.Е Громова, Т.В.Волосовец, Л.Н.Галигузова, Е.О. Смирнова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева, Ю.Ф.Гаркуша, И.С. Кривовяз, О.Г. Приходько, Л.Г. Садовникова, Л.С.Цветкова)

Задержка речи - это термин, используемый в логопедии и дефектологии, который касается детей в возрасте до 5 лет, которые испытывают проблемы с речевым развитием из-за слаборазвитой нервной структуры, ответственной за речь, но, несмотря на задержку, развиваются[19].

По данным отечественных исследователей (Т.В.Волосовец, М.Ф.Фомичевой, Е.Н. Кутеповой), задержка речи-условное понятие. Оно используется для обозначения типичного развития речи, где эта функция отставания во всех структурных компонентах (в фонетике, лексике, грамматике), независимо от степени, является временной и относительно легко устраняется, специально разработанными для этого методиками.

Понятие задержки речевого развития включает в себя все формы и разновидности функционального и органического происхождения речевых расстройств. Причиной задержки развития речи может быть органическое поражение коры головного мозга или задержка ее созревания. Задержка в развитии речи проявляется, прежде всего, в позднем развитии детской речи, грубое нарушение фонемной структуры детской речи, бедность и крайние ограничения лексики, трудности в освоении грамматики[7].

Дети с ЗРР изучают необходимые речевые навыки, а у детей без проблем с речевым развитием, просто медленнее и, следовательно, чуть позже. Со временем, дети с ЗРР и без ЗРР выравниваются в развитии, в том числе в развитии речи. Но общая задержка развития ЗРР становится «значительным ЗРР» и может быть уже не компенсирована.

В настоящее время ЗРР имеет следующие причины:

1) Неполноценная речевая среда - когда взрослые по каким-то причинам не могут или не хотят разговаривать с детьми (поздние дети, антисоциальные родители, дети двуязычных семей), дети не разговаривают, не общаются с другими, могут стесняться говорить перед незнакомыми людьми.

2) Дети с недостаточным физическим или психическим развитием. В отличие от общей задержки развития и аутизма, потери слуха, потеря двигательных функций лицевых мышц и первичные нейрогенные нарушения речи, дети могут выражать свои потребности. Грудное вскармливание затруднено из-за отсутствия движений лицевых мышц, так как ребенок не может правильно двигать языком;

3) Замедленный, врождённо обусловленный, темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь. ММД (минимальной мозговой дисфункции) причины, приводящие к недостаточному физическому или психическому развитию ребенка: наследственность; неблагоприятные условия на стадии внутриутробного развития; родовые травмы (беременность не первая, длительная, быстрая, преждевременная, асфиксия плода при родах); дети с низким уровнем слуха.

При воздействии неблагоприятных (биологических, социальных, психологических) факторов наиболее значимо нарушаются те участки мозга, которые наиболее интенсивно развиваются в этом возрасте.

Можно сказать, что причина задержки развития речи понимается как воздействие на организм внешних или внутренних вредных факторов или их взаимодействия, которые определяют детали речевого расстройства, и без которых последнее не может произойти.

Существует 4 основные формы нарушения речевого развития:

1. Различия в речевом развитии ребенка и уровне его психического развития. Проще говоря, ребенок не может сказать, чего хочет, хотя мышление работает нормально.

2. Расстройство рецептивной речи, не понимание ребенком обращенную к нему речь других людей, при этом никаких проблем со слухом он не испытывает.

3. Дизартрия. Ребенок не выговаривает звуки, и ни его родители, ни другие дети не способны разобрать, что он говорит. Уже в возрасте 3 лет родители должны обращать внимание на произношение ребенка, если оно нарушено, обратиться к специалисту.

4. Смешанные речевые расстройства, которые указывают на наличие нескольких расстройств. Такое отклонение речевого развития ребенка может вызвать отставание в интеллектуальном развитии [7].

Они также могут вызвать расстройство в эмоциональной области ребенка, у него есть чувство изоляции, нерешительности и эмоциональной нестабильности.

Наиболее типичная форма ЗРР:

1. Без осложнений задержки и развития речи (ребенок произносит несколько журчащих слов, у него нет новых слов для полноценного гармоничного развития других функций);

2. В других областях (двигательные, сенсорные, эмоциональные и др.) нарушения единства речи развиваются с задержкой.): Пассивная лексика ограничена основными бытовыми понятиями, дети практически не выполняют таких задач, как «найти такой же куб», «показать такую же картину»;

3. В других областях общая задержка развития речи по частичным заболеваниям (ребенок с достаточным количеством пассивных лексиконов проявляет крайне низкую речевую активность, как правило, прямая ссылка на нее четко указывает на языковую негативность);

4. Задержка развития речи в структуре сложного дефекта (например,

РДА).

Принимая во внимание задержку развития речи как обратимого состояния в принципе, мы предлагаем использовать этот термин для обозначения возможности единого феноменологического подхода на ранних стадиях ее становления к развитию речи в сфере специального образования. авторитетные специалисты считают, что все дети на определенном возрастном этапе имеют проблемы со сторонами речи, при проведении систематических логопедических занятий могут полностью преодолеть свои языковые недостатки (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева) положительная роль логопедической работы значительно усиливается на раннем этапе коррекционно-стимулирующего действия на развитие речи у детей. В то же время индивидуальное наблюдение за речью ребенка показывает, что оно широко распространено как с точки зрения его становления, так и с точки зрения индивидуальной тактики освоения родного языка ребенка[30].

Заключение

В первой главе нашей работы мы рассмотрели теоретическую часть.

Таким образом, на четвертом году жизни ребенка произошло заметное улучшение произношения, речь стала более заметной. Дети прекрасно знают, что правильно назвать объекты ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире стали использовать прилагательные, наречия, предлоги. Основания для появления монологических симптомов. В детской речи преобладает простое, универсальное предложение. Сложные и сложные предложения дети используют, но редко. Четырехлетние дети не могут быть одиноки в голосе слова, но они легко замечают неточности в голосе слова в речи своих сверстников.

Детская речь в основном ситуативна, недостаточно точна в словаре, совершенна в грамматическом смысле, менее чиста и корректна в произношении.

Во второй главе проведено экспериментальное исследование. Исследование проводилось на основе МАДОУ № 27 Кумертау. Исследование включала 15 детей четвертого года жизни с задержкой развития речи: 7 мальчиков и 8 девочек.

Для диагностики выявление детей с задержкой речевого развития в работе мы опирались на закономерности развития речи в онтогенезе, представленные в работах исследователя А.Н. Гвоздева. В качестве методики исследования взят диагностический инструментарий для обследования речи детей 2-4 лет Л.С.Соломаха, Н.В.Серебряковой [27].

В ходе исследования мы подтвердили свою гипотезу о том, что задержки в развитии речи ребенка является системным дефектом, обусловленным его физиологическими, психологическими, в частности, личностными особенностями, условиями развития в микросоциуме, следовательно, диагностическая программа изучения специфики задержки должна быть разработана с учетом общей его структуры.

Таким образом, после исследования для детей с ЗРР было предложено разработать рекомендации, которые будут всесторонне развивать речь ребенка на четвертый год жизни.

Список литературы

1. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей / В.М. Акименко.- Ростов н / Д: Феникс, 2008. 141 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Развитие диалогического общения / А.Г. Арушанова. М.: Мозаика-Синтез, 2004. 128 с.

3. Балабанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. Диагностика речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ. Санкт- Петербург «Детство-Пресс» 2001г.

4. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Ярославль: Академия развития. 2001г.

5. Бородич А.М. Методика развития речи у детей/ А.М. Бородич. М.: Просвещение, 2001. 149 С.

+ еще 36 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Выявление задержки речевого развития у младших дошкольников»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 63
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика