Дипломная работа

«Взаимосвязь образа отца и эмоционального благополучия подростков»

  • 125 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ОТЦА В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ ПОДРОСТКОВ 8

1.1. История становления и модели отцовства 8

1.2. Роль отца в психическом развитии ребенка 20

1.3. Психологические особенности подросткового возраста 35

Выводы по первой главе 45

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБРАЗА ОТЦА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ 46

2.1. Организация и методы исследования 46

2.2. Анализ результатов исследования 49

2.3. Программа коррекции негативных эмоциональных состояний подростков 69

Выводы по второй главе 75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79

ПРИЛОЖЕНИЕ 88

Введение

Актуальность проблемы. Рождение ребенка оказывает существенное влияние на развитие мужчины. Его превращение в отца в психологическом плане - центральная задача развития личности в период взрослости и один из критериев достижения ею зрелости.

Однако, как подчеркивают исследователи, «стать отцом» и «быть отцом» - не одно и то же, т.к. переход к активной воспитательной и образовательной деятельности у мужчин не связан автоматически с рождением ребенка. Исследования показывают, что одним из основных аспектов личности мужчины отца и одновременно фактором, определяющим направление ее развития, является родительская мотивация и система ценностей. В последние десятилетия о роли отца в воспитании ребенка говорят много, активно стали изучаться вопросы значимости отцовской вовлеченности, любви, позитивной отцовской заботы для детей и подростков и на данный момент в современном мире проблема значения отцовской фигуры для гармоничного психического развития ребенка является одной из самых актуальных.

Исследователи связывают с недостаточной представленностью мужской функции в семье многие психологические проблемы современного человека: диффузность идентичности, в том числе половой и полоролевой, эмоциональное неблагополучие, антисоциальное поведение и т.д. Однако, несмотря на важность реальных отношений с отцом, многочисленные теоретические предположения и клинические наблюдения позволяют сделать вывод о не меньшей значимости «внутреннего отца», его образа в психике.

Специалисты отмечают, что довольно сложно вырастить полноценную личность, будь то мальчик или девочка, без мужского влияния. Никто не отрицает возможность добиться успеха в области воспитания без отца, но как показывает жизнь, это большая редкость. Ведь от обоих родителей зависит, каким вырастет их чадо. Ряд теоретических предположений и клинических наблюдений позволяет сделать вывод о значимости не только реальных взаимодействий между отцом и ребенком для нормального психического развития последнего, но «внутреннего отца», представленного в психике, его образа, формирующегося под воздействием различных условий.

Цель исследования: изучение взаимосвязи образа отца и эмоционального благополучия в подростковом возрасте.

Объект исследования: образ отца.

Предмет исследования: взаимосвязь образа отца и эмоционального благополучия подростков.

Задачи исследования:

1. Изучить историю становления и модели отцовства.

2. Рассмотреть роль отца в психическом развитии ребенка.

3. Проанализировать психологические особенности подросткового возраста.

4. Исследовать взаимосвязь образа отца и эмоционального благополучия в подростковом возрасте.

5. Разработать программу коррекции негативных эмоциональных состояний подростков.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между образом отца и эмоциональным благополучием в подростковом возрасте.

Степень разработанности проблемы. Родительское отношение отца и его влияние на развитие ребёнка изучены в гораздо меньшей степени, чем данные вопросы в контексте проблем материнства. Влияние отца на развитие ребёнка является предметом исследований таких учёных как А.Адлер, Н. Аккерман, Ж. Александер, Б. Беттельхейм, Ж. Ванден Брук, Т. Гордон, Ф. Дольто, Р. Дрейкурс, И.С. Кон, Р.В. Овчарова, К. Роджерс, В. Сатир, Р. Скиннер, С.Л. Соловейчик, К. Сэрдер, А. Эллис, А. Фромм, Э. Эриксон и др.

Теоретико-методологическая основа исследования:

- теоретические взгляды Т.В. Андреевой, А.С. Спиваковской, Г.Г. Зубовой, И.С. Кона, Л. Зойя, О.Г. Калина, А.Б. Холомогоровой и др. на феномен отцовства и его роль в развитии ребёнка;

- эмпирические исследования феномена отцовства И.А. Аликина, Л.И. Бочачанцевой, Н.Б. Гафизовой, М.В. Пастуховой, Ю.А. Токаревой, Л.Х. Урусовой, О.С. Прилепских, Н.В. Нозиковой;

- исследования эмоциональной сферы в подростковом возрасте П.К. Анохин, А.М. Прихожан, М. Ковач и др.

Методы исследования:

I. Методы теоретического исследования проблемы: изучение и анализ научной литературы, сравнение теорий и обобщение различных научных позиций по изучаемой проблеме.

II. Эмпирический методы - тестирование. В исследовании были использованы методики:

1. «Шкала личностной тревожности учащихся» А.М. Прихожан.

2. «Шкала детской депрессии» (CDI) М. Kovacs.

3. Тест «Эмоциональная экспрессивность отца» О.Г. Калина.

4. «Опросник родительской связи» (PBI) G. Parker.

111. Методы математической обработки данных: критерия ранговой корреляции Спирмена.

База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ Лицей № 96 г. Уфы.

Выборка исследования: в исследовании приняли участие 80 учащихся 6-8 классов в возрасте от 12 до 14 лет.

Этапы исследования.

I этап: изучение теоретических аспектов проблемы, определение понятийного аппарата исследования, операционализация понятий, подбор методов и методик исследования, составление программы эмпирического исследования.

II этап: эмпирическое исследование взаимосвязи образа отца и эмоционального благополучия в подростковом возрасте.

III этап: качественный и количественный анализ результатов исследования с применением методов математической статистики, интерпретация результатов, разработка программы коррекции негативных эмоциональных состояний подростков, оформление работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Эмоционально негативный образ отца связан с повышением личностной тревожности подростков и особенно межличностной и самооценочной тревожности.

2. Восприятие отца как эмоционально теплого связано с более низкими показателями межличностной тревожности и депрессии.

3. Восприятие отца как чрезмерно контролирующего связано с повышением уровня депрессии у подростков.

Научная новизна исследования: состоит в изучении влияния не фигуры, а образа отца, складывающегося под влиянием различных факторов, на эмоциональное благополучие подростков.

Теоретическая значимость исследования: в работе

конкретизированы и дополнены существующие в научной литературе подходы к изучению роли образа отца в развитии личности, рассмотрена взаимосвязь образа отца и эмоционального благополучия в подростковом возрасте.

Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть использованы в практике психологического консультирования родителей по вопросам детско-родительских отношений. Разработанная программа коррекции негативных эмоциональных состояний подростков может быть рекомендована к внедрению в деятельности психологических служб образовательных организаций.

Достоверность результатов исследования обеспечена ясностью его теоретико-методологических основ, репрезентативностью выборки, применением надежных и валидных методов исследования, разнообразием взаимодополняющих методик, использованием адекватных методов статистической обработки эмпирических данных.

Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования докладывались на заседании кафедры возрастной и социальной психологии, а также были опубликованы и докладывались на очном межвузовском научно-практическом семинаре «Психическое здоровье в реалиях современного мира» (Уфа 2019), Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции «История, современное состояние и перспективы инновационного развития общества» (Калуга, 2020).

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы из 79 источников, из них 30 на иностранных языках, 4 приложения. Работа включает 8 таблиц, 11 рисунков. Общий объём работы 126 страниц.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ОТЦА В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ ПОДРОСТКОВ

1.1. История становления и модели отцовства

Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной, который после рождения ребенка начинает выполнять функции родительства. Отцовство и материнство представляют собой два разных института родительства, имеющие свои специфические функции в зависимости от социокультурных факторов. Современные сравнительноисторические данные убедительно свидетельствуют, что современные житейские представления о родительстве не являются универсальными, и родительская любовь, как мы ее понимаем - продукт длительного и весьма противоречивого исторического развития.

Работы социологов и историков по отцовству говорят о том, что отцовство, по существу, социальное явление. Каждое поколение формирует свой культурный идеал отца согласно своему времени и условиям, и каждое поколение имеет дело с неизбежным пробелом между тем, что LaRossa R (1993) назвал «культура» отцовства и «поведение» отца в семье. Социологические и исторические исследования также показывают, что отцовство не может быть определено в изоляции от материнской заботы и ожиданий матерей, от социальных стереотипов заботы о детях в обществе. Эти социальные ожидания были довольно разнообразными в двадцатом столетии: культура отцовства и поведение отцов изменяется от столетия к столетию, как изменяются и социальные, и политические условия.

На ранних этапах развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание были делом всей родовой общины. Родительские функции распределялись между широким кругом родственников, и детей считали себя принадлежащими к общине как к целому. Привязанность между ребенком и его физическими родителями не развивалась. Поэтому говорить об отцовстве в современном понимании этого термина не приходится.

В первобытном обществе убийство ребенка не считалось таким тяжким преступлением как убийство взрослого, похоронный обряд сводился к минимуму или отсутствовал. Но иметь детей считалось почетным. И не только родители и близкие родственники, но и другие взрослые члены общины обычно были ласковы и внимательны к детям.

Даже во времена античности забота о детях была весьма избирательна. Аристотель считал справедливым, что ребенка-калеку кормить не следует, Цицерон писал, что смерть ребенка нужно переносить «со спокойной душой». Маленькие дети не вызывали у античных народов чувства умиления, их по большей части не замечали. Ребенок рассматривался как низшее существо, которое принадлежит родителям как прочая собственность. Например, по данным Ш. Барта в Древнем Египте отношения отцов и детей строились на взаимовыгодном сотрудничестве: дети помогали по дому, отцы их кормили. Дети были полностью подчинены воле отца. И, хотя в позднем Египте уже существовали школы, тем не менее, в большинстве случаев, подчиняясь традиции, именно отцы обучали своих сыновей, в том числе и тому, что значит быть отцом.

Право полновластного распоряжения жизнью и смертью детей было отобрано у отцов только около 390 г. н. э., инфантицид стал считаться преступлением только в 318 г. при императоре Константине, и только в 318 году был приравнен к человекоубийству.

Авторитетное мнение Аристотеля гласит, что мужчина и женщина участвуют в рождении ребенка, как плотник и дерево - в создании мебели. Отец вносит активный вклад; женщина пассивный. Порожденный будет обладать характером того, кто придал ему форму, вклад материи незаметен. Тот, кто порожден, - ребенок отца, потому что будет расти в соответствии с генетическим отпечатком семени; он не ребенок матери, потому что в простом сырье нет генетических характеристик. Мать не порождает, это делает отец.

Миф, согласно которому порождает только отец, достигает свой кульминации в греческом обществе. Но в древности он был распространен в разных местах: от Индии («женщина - это поле, мужчина - это семя»; «между семенем и чревом говорят, что важнее первое, потому что семя дает характер потомству») до Египта («египтяне. .придерживаются идеи, согласно которой один лишь отец творит потомство, а мать только дает плоду питание и место, где жить и называет плодоносящим растением отца и бесплодным - мать»).

В Древнем Риме отношения отца и детей строились как отношения владения вещью, а не на основе любви или заботы. У отца были более важные интересы, чем воспитание детей. Отец имел абсолютную власть над детьми, и даже сыновья не могли получить ничего, пока он был жив. Однако в последнее время исследователи поменяли свое мнение относительно отношений отца и детей в Древнем Риме. Раньше изучались только нормативные и юридические документы, которые действительно показывали такую картину отцовства, однако сейчас принимаются во внимание также и литературные источники, анализируя которые можно сделать вывод о том, что отец в Древнем Риме был не чужд милосердия и не был жесток к своим детям. Самый великий лирик римской эпохи Катулл объяснял, что для того, чтобы описать возлюбленной силу своей страсти к ней, он говорит, что «любит ее не как любят возлюбленных, но как отец любит каждого из детей». Но эта отеческая любовь оставалась делом свободного выбора.

Глагол «Suscipere» (поднимать) был таким важным, потому что жест поднятия ребенка на руки на мгновение означал его общественное и моральное возвышение на всю жизнь. Это был выбор отца: дар общественной и моральной жизни сыну, очень отличный от первого дара, физической жизни, который ему сделала мать. Первый дар получали все дети. Второй - не все. В основе этого лежала интуиция.

За рамками отцовства оставался любой ребенок, которого отец, по своему вольному выбору, не хотел принимать. Рождение не давало прав: их передавал тот, у кого они уже были. Отцовство было правом отца, а не правом сына.

Чтобы стать отцом в Риме юридический акт сопровождался торжественным обрядом: когда ребенка посвящали в состояние сына или дочери, не гарантированное ему от рождения, мужчина также проходил инициацию на роль отца, что являлось вершиной его частной жизни, и было также осью общества.

Заключение

Фигура отца играет уникальную роль в психическом развитии ребенка, равно (но не тождественно) как и любой другой значимый в жизни ребенка близкий взрослый человек. Он незаменим в жизни ребенка. Даже если родители не вместе, отец все равно может успешно играть свою роль. Благодаря общению с отцом у ребенка развиваются критическое мышление, мотивация, социальные навыки, самостоятельность и независимость. Такие дети вырастают более чуткими, имеют лучшие отношения в социуме и гораздо эффективнее справляются со стрессами и разочарованиями. Возможно выделить инвариантные, устойчивые и относительно независимые от социально-культурных условий аспекты его значимости. Чтобы быть достаточно хорошим отцом для своего ребенка, отец должен быть для него достаточно хорошим вторым объектом, мужчиной, мужем матери и родным человеком.

Если отец физически недоступен подростку, его функции могут взять на себя мать или общество, не становясь сами заменителями отца, но способствуя формированию отцовского образа у подростков. В противном случае подмена отца и его диффузный образ повышают риск потери подростком части собственной истории и идентичности.

Идеальный отец должен благоприятствовать росту, дифференциации, автономии детей. Отношения с отцом как с мужчиной позволяют мальчику- подростку принять собственную полоролевую идентичность. Для девочки надежный внешний и внутренний отец будут являться необходимым источником подкрепления ее женственности.

В эмпирической части исследования было показано, что характер отцовского образа у подростков влияет на их эмоциональное благополучие. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод: подростки, воспринимающие образ отца в негативном ключе, отличаются повышенной школьной тревожностью, самооценочной, а также с общей тревожностью. Эти подростки не уверены в себе, склонны полагать, что другие, окружающие их люди, также плохо к ним относятся, как их отец. Для них также свойственна заниженная самооценка, неудовлетворенность собой, несамостоятельность, высокая потребность в одобрении и поддержке со стороны других.

Таким образом, можно сказать, что существуют значимые взаимосвязи между эмоциональными отношениями с отцом и эмоциональным благополучием в подростковом возрасте. Выдвинутая гипотеза подтверждена и есть перспективы для дальнейшего исследования данной проблемы.

Список литературы

1. Берд Ш. Теоретизируя маскулинности: Современные тенденции в социальных науках // Наслаждение быть мужчиной: Западные теории маскулинности и постсоветские практики [Текст] / Ш. Берд, С. Жеребкина. - СПб.: Алетейя, 2008.С. 7-37.

2. Берлингейм Д. Доэдиповы отношения между отцом и ребенком // Журнал практической психологии и психоанализа [Электронный ресурс] . 2002. - №2. URL: https://ge**ocs.ru/v21393/журнал_практической_психологии_и_психоан ализа_2002,_2?раде=9

3. Берн Ш. Гендерная психология [Текст] / Ш. Берн. СПб.: ПраймЕВРОЗНАК, 2001. - 320с.

4. Борисенко Ю. В. Модель взаимосвязи факторов, определяющих

специфику отцовства [Текст] / Ю. В. Борисенко // Семейная психология и семейная терапия, 2006. - № 2. С. 44 - 55.

5. Борисенко Ю. В., Портнова А. Г. Проблема отцовства в современном обществе [Текст] // Ю. В. Борисенко // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 122-130.

+ еще 74 источника

Покупка готовой работы
Тема: «Взаимосвязь образа отца и эмоционального благополучия подростков»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 125
Цена: 3000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика