Дипломная работа

«Психологические особенности образа себя как отца у мужчин с разным семейным и отцовским статусом»

  • 132 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ОБРАЗ СЕБЯ КАК ОТЦА В СТРУКТУРЕ «Я-КОНЦЕПЦИИ» МУЖЧИНЫ 9

2.1. Понятие «Я-концепции» и анализ ее структуры в отечественной и зарубежной психологии 9

2.2. Образ себя как отца в структуре «Я-концепции» мужчин 25

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 41

ГЛАВА II. ОТЦОВСТВО КАК БИОПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН 42

2.1. Роль отца в психическом развитии ребенка 42

2.2. Этапы и психологические особенности формирования отцовства как психологического феномена 51

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 69

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА СЕБЯ КАК ОТЦА У МУЖЧИН С РАЗНЫМ СЕМЕЙНЫМ И ОТЦОВСКИМ СТАТУСОМ 70

3.1. Описание выборки и методы исследования 70

3.2. Анализ результатов исследования 74

3.3. Программа психологического тренинга для мужчин «Я- отец» 86

ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ 90

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95

ПРИЛОЖЕНИЕ 103

Введение

Актуальность проблемы. В современном стремительно меняющемся мире претерпевают трансформацию все сферы жизнедеятельности общества, что влечет за собой перемены в семье как социальном институте и личности как субъекте социокультурной жизни. С развитием общества появляются специфические особенности семьи, меняются ее функции, что требует пересмотра детско-родительских отношений, в частности, вопроса отцовства как феномена, влияющего на проявление личностно-смысловой сферы мужчин и на развитие ребенка.

Проблемам отцовства в современном мире уделяется все больше внимания. С одной стороны, данная тенденция вызвана социокультурными изменениями в обществе, требующими пересмотра детско-родительских отношений, с другой стороны, ростом числа случаев девиантного отцовства, низкой степенью вовлеченности отцов в воспитание ребенка и родительской некомпетентностью.

Появляется немалое количество программ поддержки отцов, в том числе и на государственном уровне, отцы объединяются в социальные группы, что свидетельствует об актуальности проблемы и росте потребности у мужчин в информационной, педагогической, психологической и социальной поддержке. При этом большинство исследований ориентированы на изучение роли отца в развитии ребенка, образа отца у детей, подростков и взрослых. Изучению же личностно-смысловой сферы мужчин, образа себя как отца, «Я-концепции» мужчин уделяется не так много внимания. На наш взгляд, исследования именно в данном направлении могут обеспечить формирование эффективных программ психологических тренингов, групп поддержки, коррекционных программ и других форм помощи мужчинам, имеющим детей и готовящихся стать отцами.

Вопросам изучения Я-концепции посвящено немало трудов, это связано с тем, что Я-концепция является доминантой исследований психологии личности.

Все чаще к Я-концепции обращаются при изучении значимых жизненных феноменов личности в различных областях психологии и смежных с ней сферах. Развитие практической психологии способствовало росту исследований содержания и структуры Я-концепции в контексте актуальных жизненных проблем, функций и ролей личности, в частности, в контексте детско- родительских отношений. Исследования же Я-концепции в контексте отцовства, несмотря на практическую значимость, малочисленны.

Анализ исследований по проблеме позволил выделить следующие противоречия:

1) несмотря на ведущую роль Я-концепции в различных сферах реализации личности, в отцовстве ее роль раскрыта недостаточно;

2) несмотря на многочисленность исследований отцовства, множество вопросов остаются несистематизированными и открытыми, отсутствует единая концепция;

3) несмотря на социальную значимость, отцовство изучается преимущественно в контексте влияния на ребенка и семью, отцовству, как фактору развития личности мужчины, уделяется значительно меньше внимания;

4) несмотря на практическую востребованность помощи отцам, наблюдается дефицит исследовательского инструментария, психодиагностического и психоконсультационного обеспечения.

С целью разрешения сложившихся противоречий, на наш взгляд, целесообразно рассматривать отцовство как биопсихосоциальный феномен, специфика которого обуславливается структурой и функциями потребностно- мотивационного, когнитивного, эмоционального, поведенческого, регуляторного компонентов, необходимых для обеспечения развития ребенка и личностно-смысловой сферы мужчин. Каждый компонент вносит свой вклад в специфику проявления отцовства, все компоненты взаимосвязаны, а структура отцовства целостна. Данная позиция, в частности, предполагает изучение образа себя как отца в структуре Я-концепции мужчин.

Цель исследования: изучение психологических особенностей образа себя как отца у мужчин с разным семейным и отцовским статусом.

Объект исследования: образ себя как отца.

Предмет исследования: образ себя как отца у мужчин с разным семейным и отцовским статусом.

Гипотеза исследования: существуют различия в образе себя как отца у мужчин состоящих и не состоящих в браке, имеющих и не имеющих детей.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теории исследования Я-концепции личности в отечественной и зарубежной психологии.

2. Выделить образ себя как отца в структуре Я-концепции мужчин.

3. Изучить исследования роли отца в психическом развитии ребенка.

4. Изучить этапы и психологические особенности отцовства как психологического феномена.

5. Выявить потребность мужчин с разным семейным и отцовским статусом в отцовстве.

6. Изучить влияние биографического фактора мужчин с разным семейным и отцовским статусом на восприятие себя как отца.

7. Выявить отличия содержания образа себя как отца у мужчин с разным семейным и отцовским статусом

8. Разработать программу психологического тренинга для мужчин «Я- отец».

Методы исследования:

I. Методы теоретического исследования проблемы: изучение и анализ научной литературы, сравнение теорий и обобщение различных научных позиций по изучаемой проблеме.

II. Эмпирический методы: тестирование. В исследовании были использованы методики:

1. «20 утверждений самоотношения» М. Куна и Т. Мак-Партланда (модифицированный вариант)

2. Анкета «Включенность в отцовство» (Р.В. Манёров)

3. «Семантический дифференциал «Реальный образ отца» (Р.В. Манёров)

4. «Семантический дифференциал «Конструктивный образ отца» (Р.В. Манёров)

5. Биографический опросник (BIV) (Р. Егер, С. Лишер, Б. Мюистер, Б. Риц).

III . Метод математической обработки данных: t-критерий Стьюдента.

База исследования: МБОУ ДО ЦППМСП «Семья» ГО г. Уфа.

Выборка исследования: в исследовании приняли участие 44 мужчины в возрасте от 21 до 52 лет с различным семейным и отцовским статусом.

Этапы исследования:

I этап: изучение теоретических аспектов Я-концепции и отцовства, определение понятийного аппарата исследования, операционализация понятий, подбор методов и методик исследования, составление плана-схемы эмпирического исследования (сентябрь 2018 - май 2019 г).

IV этап: эмпирическое исследование образ себя как отца у мужчин с разным семейным и отцовским статусом (сентябрь 2019г. - март 2020 г.).

V II этап: качественный и количественный анализ результатов исследования с применением методов математической статистики, интерпретация результатов, разработка программы тренинга для мужчин «Я- отец», оформление работы (апрель 2020г. - октябрь 2020г.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Потребность в отцовстве наиболее выражена у мужчин, имеющих детей, воспринимающих ребенка как «неисчерпаемый источник жизненных стимулов», и наименее выражена у неженатых мужчин.

2. Мужчины, имеющие детей, воспринимают себя как отца более реалистично и критично, считают себя более демократичными, в меньшей степени достойными подражания и способными многому научить ребенка, чем женатые и неженатые мужчины без детей.

3. Включенность отцовства в Я-образ, полнота образа себя как отца встречается преимущественно у женатых мужчин, имеющих детей. Включенность отцовства в образ мужчины практически не различается у мужчин с разным семейным и отцовским статусом.

4. Становление образа себя как отца наиболее интенсивно происходит в процессе реального отцовства, в меньшей степени у женатых мужчин без детей и не является значимым для неженатых мужчин.

Научная новизна исследования: в исследовании выявлены особенности становления образа себя как отца у мужчин с разным семейным и отцовским статусом.

Теоретическая значимость исследования: проведенное исследование расширяет представление об образе себя как отца в структуре «Я-концепции» мужчин с разным отцовским и семейным статусом; вносит вклад в изучение влияния биографического фактора на становление образа себя как отца, а также взаимосвязи образа себя как отца и личностных особенностей мужчин.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы при создании и реализации социальных программ психологической поддержки отцов, в консультативной практике, при организации психокоррекционной работы с отцами и мужчинами, готовящимися к отцовству. Наличие обоснованных знаний об образе себя как отца в структуре «Я-концепции» мужчин поможет улучшить качество жизни мужчин, содействует формированию осознанного отцовства, а также способствует созданию благоприятных условий для развития и воспитания детей и повышению уровня семьи в целом. Разработанная программа психологического тренинга «Я-отец» может быть использована в работе психологов психологических и социальных учреждений.

Достоверность результатов исследования обеспечиваются теоретическим анализом содержания и структуры «Я-Концепции» и «Я-Образа», а также современных представлений об отцовстве; выбором соответствующих цели и задачам методов и методик; сочетанием количественного и качественного анализа эмпирических данных; использованием адекватных методов статистической обработки данных.

Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования докладывались на заседании кафедры возрастной и социальной психологии, а также были опубликованы и докладывались на очной Международной научно-практической конференции «Человек в условиях социальных изменений» (Уфа 2019); «Традиции и инновации в национальных системах образования» (Уфа 2020).

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы из 83 источников, в том числе 1 на иностранном языке, 4 приложений. Работа изложена на 102 страницах машинописного текста и включает 7 таблиц, 2 графика.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ОБРАЗ СЕБЯ КАК ОТЦА В СТУКТУРЕ «Я-КОНЦЕПЦИИ» МУЖЧИНЫ

1.1. Понятие «Я-концепции» и анализ ее структуры в отечественной и зарубежной психологии

Термин «Я-концепция» был предложен У. Джеймсом в 90-х годах XIX века. В отечественной психологии данное понятие получило широкое распространение лишь в последние десятилетия, однако это не означает, что проблемы личностных характеристик, «самосознания», «образа Я», не изучались в нашей стране. Напротив, в отечественной психологии существует солидная теоретическая база изучения данных проблем, что в свою очередь предполагает наличие понятийного аппарата, в той или иной степени отражающего внутренний мир человека, и центральное место среди них занимает «самосознание» [15].

Внимание к познанию человека в философии и религии обусловило изучение самого явления, неразрывно связанного с познанием глубинных сущностных проблем человека, его субъективного мира. Фраза «Познай самого себя», которая по словам Платона, принадлежала семи великим мудрецам Древней Греции, считающим, что они достигли абсолютной истины, как правило, приводится в качестве первого свидетельства. Эту фразу зачастую приписывают древнегреческому философу Хилону (VI в. до н.э.). Популярность ей принес Сократ (469 г. до н. э. -399г. дон. э.) [29].

В философском аспекте самосознание традиционно относилось к гносеологическим проблемам, предполагая способность человека одновременно отображать явления и события внешнего мира и иметь знание о самом процессе сознания на всех его уровнях. В античной философии данная проблема не получила развернутого толкования; в средневековой философии - тесно связана с религиозным мировоззрением: прежде чем осознать себя образом и подобием Бога, человеку необходимо было осознать себя; в философии Нового времени проблема самосознания была связана с вопросом познания и возможностью человека знать о своих собственных способностях. Философы XVII - XVIII века считали, что не существует сознания без самосознания, а объектом самосознания является мышление. Современная философия, отказавшись от отождествления сознания, самосознания и мышления, интерпретирует не вопрос о сознании и самосознании, а проблему принципиальной возможности рефлексии сознательных, бессознательных, эмоциональных, интеллектуальных, волевых проявлений человека. Самосознание подразумевает знание о самом себе и переживание содержания субъективной реальности. В философии нет единства в вопросе о соотношении самосознания и сознания. Одна из центральных идей в немецкой классической и экзистенциальной и феноменологической философии заключается в том, что сознание не существует без самосознания [29].

Среди отечественных философов, изучающих проблемы самосознания можно выделить Э.В. Ильенкова, считающего, что самосознание - лишь атрибут личности, приводящий ее к субъективности; М.А. Гарнцева, который определяет самосознание как динамическое отношение личности к ее собственному миру, включающее в себя, в качестве одного из важнейших компонентов, формирование и осознание комплекса отношений к пространству и времени, признаваемым формами существования внешнего, а с некоторыми оговорками и внутреннего мира, восприятие и осмысление человеком пространства и времени как взаимообусловленных реальностей и категорий; В.В. Иванову, согласно которой, философское понимание проблемы самосознания определяется как единство отношения к себе и миру [70].

А. Г. Спиркин один из первых в современной отечественной философии систематизировал представления о сущности происхождении и содержании самосознания. Согласно его теории, человек проявляется не только в себе самом, но и в обращенности на самого себя, в осознании того, что он делает, думает и чувствует, в осознании себя как личности; самосознание предполагает отделение своего «Я» от окружающего мира [29].

В отечественной психологии вопросами изучения «Я-концепции» и смежными с ней понятиями - «образ Я», «самосознание» и их особенностями в различное время занимались такие учёные, как В.С. Агеев, К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, Л.И. Божович, A.B. Брушлинский, Л.С. Выготский, Д.А. Дриль, И.С. Кон, С.С. Корсаков, H.H. Ланге, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Налачжанян, Ю.М. Орлов, С.Р. Пантелеев, A.C. Прангишвили, С.Л. Рубинштейн, Н.И. Сарджвеладзе, И.М. Сеченов, И.А. Сикорский, Е.Т. Соколова, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, Д.Н. Узнадзе, И. И. Чеснокова, Ш.Н. Чхартишвили, Т. Шибутани и др. По мнению большинства из них Я-концепция занимает центральное место в формировании личности и определяет её как «высшее, сложнейшее интегрированное и динамическое образование в духовном мире человека, регулирующее психическую жизнь; систему представлений о себе, внутреннее ядро личности» [54, 66].

В то же время, данная проблема считается нерешенной ввиду того, что самосознание рассматривается как особый психический процесс, ориентированный на саморегуляцию на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения личности. Это не позволяет поставить самосознание в один ряд с другими психическими процессами (восприятием, мышлением, памятью и т.п.), оно может существовать только на их основе и проявляться через них. В целом, в отечественной психологии исследуются сущность, содержание, природа и детерминанты самосознания; его структура, роли и функции; Я-концепция как продукт самопознания [29, 54, 66].

Заключение

В результате происходящих в современном обществе изменений и логики развития психологической науки, особенно психологии личности, Я- концепция приобрела системообразующую роль при изучении разных жизненных явлений. Отцовство в силу своей социальной значимости и сложности организации нуждается в рассмотрении в контексте Я-концепции. Такая позиция, с нашей точки зрения, позволяет определить детерминанты, с одной стороны, девиантного отцовства, отказа мужчин от вступления в брак и от рождения ребенка и т.п., с другой - вовлеченного отцовства, успешной адаптации мужчин к отцовству и т.п. Традиционно отцовство исследуется в контексте обеспечения условий развития ребенка или в аспекте родительства, что выражается, в частности, в изучении образа отца у детей, подростков и взрослых. Проведенное нами исследование отражает современный подход к изучению отцовства как к проявлению личностно-смысловой сферы мужчин.

Изменение социокультурной ситуации в обществе влечет за собой трансформацию позиции отца в семье, что, в свою очередь, требует переосмысления проблемы роли отца в психическом развитии ребенка. Понимание роли отца кардинально менялось в различные исторические эпохи. И на сегодняшний день, несмотря на множество исследований, данный вопрос остается открытым.

Интерес ученых различных дисциплин (психологии, социологии, педагогики) к проблеме феномена отцовства значительно вырос в последние годы, это обусловлено тем, что концепция отцовства еще не сформирована в теоретическом плане, не существует единой типологии и классификации отцов, недостаточно эмпирических исследований, позволяющих делать те или иные выводы в данной области.

Появление немалого количества программ поддержки отцовства (в том числе государственных) и добровольного объединения инициативных отцов свидетельствует, во-первых, об актуальности данной проблематики, во- вторых, о том, что отцы в наши дни нуждаются в помощи, мужчинам сегодня нужна информационная, педагогическая, психологическая и социальная поддержка.

В результате эмпирического исследования, выдвинутая гипотеза о том, что существуют различия в образе себя как отца у мужчин, состоящих и не состоящих в браке, имеющих и не имеющих детей, частично подтвердилась.

На основании теоретического и эмпирического исследования была разработана программа психологического тренинга для мужчин «Я-отец», направленная на развитие личностно-смысловой сферы мужчин и формирование позитивного отношения с ребенком и его матерью.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. -230 с.

2. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие [Текст] / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2004.-244 с.

3. Андреева Т. В. Социально-психологические факторы формирования направленности личности в процессе творческого становления (на примере архитекторов): автореф. дис. . канд. психол. наук. [Текст] / Т. В. Андреева. - Л., 1989. - 23 с.

4. Архиреева Т. В. Влияние отношений с отцом на мотивационно ценностные аспекты родительства у мужчин, имеющих детей [Текст] / Т. В. Архиреева // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Второй Всероссийской научной конференции. В 3 х ч. Ч. 1/ под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005.

5. Бернс Р. Я-концепция и Я-образы [Текст] / Р. Бернс // Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара, 2003. - 145с.

+ еще 78 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Психологические особенности образа себя как отца у мужчин с разным семейным и отцовским статусом»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 132
Цена: 3100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика