Курсовая работа
«Использование элементов проблемного обучения на уроках биологии»
- 48 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.5
1.1.Понятие и сущность проблемного обучения в современном образовательном процессе….5
1.2. Технологии проблемного обучения в развитии познавательного интереса
1.3. Методы проблемного обучения…16
Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ….23
2.1. Проблемное обучение на уроках биологии как основа процесса, развивающего потребность и умение учиться….23
2.2.Создание проблемной ситуации при изучении учебного материала….29
2.3.Использование биологических задач при развитии познавательного интереса к изучению биологии….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.….45
ПРИЛОЖЕНИЯ….….48
Актуальность темы исследования объясняется тем, что в условиях обновления общества и изменения целей и задач школьного образования в 21 веке на первый план выдвигается разностороннее развитие личности ребенка, в том числе и его интеллекта, способностей самостоятельно мыслить, проявлять элементы творчества, умения и навыки мышления. Реализация этих целей невозможна без обеспечения подлинно развивающего обучения.
Развивающим и воспитывающим современное обучение может быть только принадлежащей активизации мышления учащихся. Чем активнее протекают у ученика познавательные процессы (ощущение, восприятие, представление, запоминание, воображение, мышление), тем выше эффективность его обучения. Поэтому умение учителя активизировать, т.е. пробуждать, стимулировать, направлять мышление и другие познавательные процессы учащихся, относится к числу важнейших признаков педагогического мастерства.
Внедрение проблемности в учебную деятельность организуется через разработку проблемных задач, заданий и вопросов, через проблематизацию определенных аспектов обучения.
Анализируя данные определения, можно сделать вывод, что проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей
По словам В.Т.Кудрявцева, проблемное обучение, в отличие от любого другого, способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самообучению, самообразованию. Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач. Нужно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения: формирование особого стиля умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности учащихся [17,с 44]
В. Т. Кудрявцев видит суть процесса проблемного обучения понимает как выдвижение перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач.
В результате исследования, проведенного в курсовой работе можно сделать следующие выводы:
1. Проблемно-развивающее обучение - это современный уровень развития дидактики и педагогической практики. Оно является эффективным средством общего развития учащихся. «Проблемным» оно называется потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения. Поскольку вся система методов при этом направлена на общее развитие школьника, его индивидуальных способностей, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением.
2. Технология проблемного обучения была разработана и получила развитие благодаря трудам крупных отечественных дидактов, таких как И.Я. Лернер, М.М. Махмутов, В. Оконь, A.M. Матюшкина. По И.Я. Лернеру проблемное обучение – это обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала.
3. Проблемное обучение это система методов обучения,
1. Арапов, К. А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников / К. А. Арапов, Г. Г. Рахматуллина. // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — С. 290-294.
2. Абушкин, X. X. Проблемная ситуация и учебная проблема: содержание, сущность, функции / X. X. Абушкин, А. X. Биккиняева // Гуманитарные науки и образование : науч.-метод, журнал. — 2015. — № 3. — С. 7—12.
3. Бухвалов В.А. Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии // Образование в современной школе.-Б.М.-2011.-№12.-с.48-52.
4. Береснева, И.В. Проблемное обучение как эффективный метод обучения / И.В. Береснева // Альманах мировой науки. - 2018. - № 3. С. 114-115.
5. «Большой психологический словарь» зинченко
6. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
7. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: «Знание», 1983. - 96 с.;
8. Брушлинский, А.В. О тенденциях развития современной психологии мышления / А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров // Национальный психологический журнал - 2015. - №2(10) - с. 10-16.
9. Дементьева, Ю.В. Проблемное обучение: метод или принцип обучения в современной педагогике / Ю.В. Дементьева // Успехи современной науки и образования. - 2017. - № 2. С. 22-25.
10. Дьюи Дж. От ребёнка - к миру, от мира - к ребёнку (Сб. статей). - М.: Карапуз, 2012. - 352 с.
11. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования. // http: // www.e**os.ru / journal / 2012/ 0505.htm
12. Колбасина Л. В. Вопрос как средство управления самостоятельной деятельностью учащихся на уроках биологии // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 553-556.
13. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы.-М.:Знание, 2011. - 80 с.
14. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: «Знание», 1994. - 64 с.;
15. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе: книга для учителя / М.И. Махмутов. - м.: инфра, 1997. - 240 с.
16. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1999. – 208 с.
17. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками: пособие для учителя / Е.Л. Мельникова - М.: АПК и ПРО, 2016. -168 с.
18. Петровский А.В. Психология: Учебник для студентов высших пед. заведений, - 2-е. издание стереотипное – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 512 с.
19. Оконь В. Основы проблемного обучения / пер.с польск. - М.: Просвещение, 1968 г. - 208 с.;
20. Педагогический словарь
21. Породенко, А. С. Приемы и методы технологии проблемного обучения на уроках биологии / А. С. Породенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 447-450. — URL: https://m**uch.ru/archive/293/66398/ (дата обращения: 18.04.2021).
22. Разумная Е.В. Использование элементов проблемного обучения на уроках биологии // Молодой учёный.-2011.-№10.Т.2.-С.175-177.
23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - Издательство: Питер, 2017 г.
24. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 1998. - 290 с.;
25. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1994. – 214 с.
26. Софронов Р.П. Сидорова Л.В. Кейс-технология в обучении биологии в школе. // Вестник Бурятского ГУ. 2015
27. Цветкова Л.И. Использование проблемного обучения на уроках биологии. // Интеллектуальный потенциал ХХI века: ступени познания 2019
28. Чембрович Е.А. Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии [Электронный ресурс]. – 2016. - Режим доступа: https://mult**rok.ru/files/stat-ia-ispol-zovaniie-tiekhnologhii-probliemnogho.html– Дата доступа: 25.05.2021.
29. Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г. Педагогические технологии, учебник / под общ. ред. Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018.- с 258
30. Шарапатова Е. П. Элементы проблемного обучения на уроках биологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 230–235.
Приложение 1
На этапах изучения нового материала, закрепления знаний возможно применение следующих проблемных ситуаций, проблемных заданий:
5 класс. Раздел: «Разнообразие живых организмов. Среды обитания»
1. Учитель называет животных (или предлагает также изображения этих животных): крот, дельфин, жираф, сова, дождевой червь, акула. Могут ли все эти животные встретиться в одном месте в природе? Почему?
2. Учитель называет три группы экологических факторов: живой природы (биотические), неживой природы
Тема: | «Использование элементов проблемного обучения на уроках биологии» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 48 | |
Цена: | 700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
682 автора
помогают студентам
23 задания
за последние сутки
10 минут
среднее время отклика
Дипломная работа
«Интерактивные методы обучения в процессе формирования художественно-эстетических потребностей школьников на уроках музыки»Дипломная работа
«Формирование творческого мышления младших школьников в процессе решения проблемных задач на уроках математики»Дипломная работа
«Обучение чтению на среднем этапе с использованием элементов проблемной методики»Дипломная работа
«Обучение чтению на среднем этапе с использованием элементов проблемной методики»Дипломная работа
«Проблемное обучение младших школьников на уроках окружающего мира»