Курсовая работа

«Развитие творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству»

  • 30 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству 5

1.1. Понятия творчества, творческих способностей и одаренности обучающихся 5

1.2. Организация внеурочной деятельности в системе дополнительного образования детей 9

Глава 2. Анализ развития творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству (на примере художественной обработки стекла и его декорирования на кружке «Витраж») 17

2.1. Исторический обзор витражного искусства 17

2.2. Разработка примерной программы кружка «Витраж» 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Введение

Актуальность исследования. Развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения.

Дополнительное образование дает возможность самоопределиться в выборе профессии. Художественная деятельность включает в себя различные виды человеческой деятельности - преобразовательную, познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую. А, кроме того, дополнительное образование является прекрасным способом развития творчества детей, их способностей в этом виде деятельности.

Современные требования к общему развитию детей в целом, и творческому развитию, в частности, регламентируют создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС), которая может быть частично создана самими детьми. Особенно интересно создание развивающих игрушек, которые являются универсальным развивающим средством. Эти игрушки являются элементами РППС, могут быть востребованы как в дошкольных организациях, так и в начальной школе, а также в домашних условиях. Поэтому важно научить детей создавать свои эскизы, придумывать и самостоятельно изготавливать игрушки, картины, чему способствует система дополнительного образования, например, кружки по рисованию.

Цель данной работы – исследование процессов развития творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству

Задачи работы:

1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения проблемы развития творческих способностей обучающихся.

2. Разработать примерную программу кружка «Витраж» по развитию творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству

Объект исследования – творческие способности обучающихся.

Предмет исследования – процесс развития творческих способностей обучающихся посредством создания витражной росписи во внеучебной деятельности.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

1.1. Понятия творчества, творческих способностей и одаренности обучающихся

Реформирование системы современного школьного образования ориентирует педагогов на реализацию личностно-ориентированного подхода в образовании детей, предполагает создание условий для выявления и оптимального развития способностей учащихся, их творческого самовыражения в разных видах деятельности. На сегодняшний день общепризнанным является факт, что именно способности лежат в основе прогресса во всех сферах человеческой деятельности. Следует отметить, что при этом особое значение имеет комплексный подход, согласованность в деятельности педагогов – как всего школьного педагогического коллектива, так и педагогов отдельных предметных направленностей.

Как часто ребенку, имеющему способности (или одаренность) в какой-либо одной области, нужна поддержка и помощь педагогов в других областях: математически одаренный ребенок может быть абсолютно неуспешен на уроках искусства или, наоборот, музыкально одаренный может оставаться абсолютно «глухим» к математическим формулам. Что же делать в таких ситуациях учителям? На «неуспешных» предметах проявлять принципиальность и добросовестно ставить двойки, а на «любимых» развивать только имеющиеся способности, не обращая внимания на неудачи в других предметах? При таком развитии событий неизбежно появление всякого рода проблем: от банальной неуспеваемости до глубоких психологических переживаний. Тут уж не до развития способностей. Так, может быть, чтобы ребенку было комфортно учиться, педагогам стоит договориться между собой? Нет, вовсе не ставить «просто так» хорошие отметки, а индивидуально подходить к процессу обучения такого ребенка, наконец, просто знать о его особенностях.

Таким образом, возникает необходимость в создании системы взаимодействий между всеми участниками образовательного процесса, которая обеспечит создание условий для выявления, поддержки и самореализации одаренных учащихся. В данной статье представлен опыт создания системы деятельности с одаренными учащимися в рамках отдельного профессионального объединения педагогов.

Способности – это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

Способности делятся на общие и специальные. Принято выделять различные виды способностей, среди которых – учебные и творческие, математические, музыкальные, литературные и т.д.

Отдельно следует рассмотреть понятие одаренность. Это качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

Происхождение этого термина опирается на представление о «даре» – высоких задатках, которыми природа награждает тех или иных людей. Поэтому одарённость следовало бы понимать как показатель высокого уровня способностей, опирающихся на природную предрасположенность. Однако Н.С. Лейтес отмечает, что в реальности бывает трудно отследить, являются ли способности в большей степени результатом целенаправленного воспитания (саморазвития) или же они преимущественно – воплощение задатков. Таким образом, существует возможность допущения ошибок, когда может остаться незамеченным ребенок, обладающий незаурядными способностями, или, наоборот, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который впоследствии не подтвердит ожиданий. Именно поэтому возрастает роль разработки методов выявления и диагностики одаренности, т.к. оценка психического развития ребенка может оказать значительное влияние на условия воспитания и обучения ребенка, на отношение к нему окружающих, изменить его самооценку или отношение к окружающим.

- - -

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ (НА ПРИМЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ СТЕКЛА И ЕГО ДЕКОРИРОВАНИЯ НА КРУЖКЕ «ВИТРАЖ»)

2.1. Исторический обзор витражного искусства

Витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства.

Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле. Они обычно устанавливаются в световых проемах окнах, дверях, фонарях. В наше время, в связи с усовершенствованием художественной обработки стекла, расширено и понятие витраж. Витражами называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий.

Витражи в виде орнаментальных композиций, узоров или картин выполняются из бесцветных или цветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости стекла керамическими красками или без росписи. Витражи из отдельных стеклянных деталей армируются свинцовой лентой, монолитные стекла арматуры не требуют. Витраж - стеклянная картина, мозаика или ковер, чьи краски никогда не меркнут, не тускнеют.

Когда были созданы первые витражи, сказать трудно. Во всяком случае, нет основания, утверждать, что они появились вскоре после изобретения стекла. Известно только, что мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи (первое столетие до н. э. - начало н. э.) и в храмах первых христиан. Окна Софийского собора в Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 году н. э., были застеклены цветными стеклами, по-видимому, вскоре после сооружения собора. По одним литературным источникам известно, что при раскопках городов древней Италии Помпеев и Геркуланума, погибших в 79 году н. э. при извержении Везувия, обнаружены цветные стеклянные мозаичные полы, настенная живопись и фрагменты витражей. По другим источникам - в Помпеях обнаружена только стеклянная мозаика полов и стен, так как в домах окон было мало и то большей частью без стекол. Но употребление оконного стекла подтверждается найденными при раскопках кусками матового или, быть может, непрозрачного стекла.

Заключение

Художественная роспись стекла не ограничивается только лишь самой росписью, в некоторых случаях после нанесения краски, стекла витражи закрепляются при помощи высокой температуры. Роспись по стеклу – это хрупкий и оригинальный способ показать неотразимые картины, разнообразить интерьер, придав ему живопись и цвет. Витражная роспись и роспись мебели могут стать ярким дополнением в доме, превратят интерьер и его предметы в «живую» картину, наполненную смыслом и чувствами. Витражная роспись может быть замечательным дополнением при оформлении интерьера кафе, ресторана, гостиницы, отеля, где необходимо создать уютную атмосферу, наполнить помещение необычными цветами, создать домашнюю обстановку спокойствия и романтизма.

Художественные качества интерьера зависят от целостного подхода и согласованности всех его элементов между собой. Пространственная композиция интерьера определяется планировкой квартиры и принятой функциональной программой. Это, в свою очередь, влияет на цветовое решение, отделку помещений, декоративное убранство, освещение и озеленение.

Работа над темой дали нам практическое представление о сложности организации и проведения занятий по прикладному искусству, составление темы обогатили понимание о составе курсового проекта, об особенностях технологии и составления программы обучения. В ходе выполнения курсовой работы нами выполнены практические работы по витражной технике, использованы специальные краски по витражу, проведены занятия среди студентов по освоению витражной техники на уроках декоративно-прикладного искусства. Творческая работа выполнена на различных материалах и предметах. Технология росписи по стеклу интересная и увлекательная работа, что требует аккуратности исполнения, декоративного решения композиции, состав композиции зависит от формы и объема выполняемой работы. На основе практического задания составлены технологические карты по последовательности выполнения.

Ценность курсовой работы заключается в учебно-методическом освоении творческой работы. Организация кружковой деятельности по технологии витража очень интересная и увлекательная работа. Особенно дети среднего возраста осознанно подходят к выполнении разного вида работ по ДПИ. В результате проведенной проектной работы нам удалось показать, что путем использования простых по составу материалов можно своими руками выполнить художественную работу.

Список литературы

1. Асташенко, А.Н. Внеурочная деятельность учащихся как фактор повышения эффективности образовательного процесса [Текст] / А.Н. Асташенко // Начальная школа: плюс до и после. - 2018. - №1. - С. 82 - 83.

2. Андрианова, О. Скульптурный текстиль Секреты кукольного мастера Издательство: М.:Кора 2021

3. Бахчиева, О.А. Государственная система дополнительного образования детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения [Текст] / О.А. Бахчиева // Внешкольник. – 2018. – № 1. – С. 27-31.

4. Белозерских, Г.М. Развитие творческого потенциала личности.//Нач. школа.- 2019 г.- № 1 - с. 22-24.

5. Бесан, С.Б. Мастер-класс по созданию мягкой игрушки // Преподавание технологии. – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2019.

+ еще 28 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 30
Цена: 1100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика