Курсовая работа

«Особенности опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста»

  • 35 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Теоретические исследования развития памяти

1.2. Особенности опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста

1.3. Методы и приемы по развитию опосредованного опосредованного запоминания

ГЛАВА II

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Организация экспериментального исследования

2.2. Обработка и анализ полученных данных

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

В современной психологической науке память понимается как форма психического отражения действительности, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть ни что иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретенный в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям в жизни. Не помня о том, что с ним было организм просто не смог бы совершенствоваться, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнить, оно бы безвозвратно утрачивалось. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигла у человека. Функции памяти различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненную информацию. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые напротив, быстро запоминают, но зато так же быстро забывают, то, что когда-то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативная виды памяти.

На сегодняшний день, соблюдение законов памяти человека, является эффективной основой осмысленного запоминания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствовании, человек выделился из животного мира. Память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности. Память входит в структуру интеллекта. Память включена также в общую способность к учению и обучаемости, является необходимым условием накопления фонда знаний и «интеллектуальных умений». Память, как и все психические процессы, имеет особенности возрастные и индивидуальные.

Объект исследования- память, как психический процесс

Предмет исследования- особенности опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста

Цель работы: изучить особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существует взаимосвязь между опосредованным запоминанием и кратковременной памятью

Основными задачами исследования являются:

-проанализировать научную литературу по проблеме развития памяти в отечественной и зарубежной психологии

- дать определение памяти, её видам и структуре

- выявить основные особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста

-подобрать методики и провести диагностику памяти у детей младшего школьного возраста

-подобрать приемы и методы по развитию опосредованного запоминания у младших школьников

База исследования: ученики 2-Б класса школы №57 города Севастополь(15 человек)

Заключение

Таким образом память рассматривается в рамках различных направлений и в рамках различных научных теорий. Среди основных можно отметить ассоциативный подход, подход социальный, генетический и множество других. Без сомнения в рамках каждой теории было множество практических и без сомнения ценных наработок.

Многие из известных учёных-психологов рассматривали проблемы памяти. Родоначальником экспериментальных исследований памяти считается немецкий психолог Герман Эббингауз. Можно также отметить имена У. Джемса, Г. Спенсера, П. Жане, Ф. Баттлета, советских учёных П.П., Л.С. Выготского, А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия которые внесли значительный вклад в развитие теории и практических исследований памяти.

В современной психологии память понимается как форма психического отражения действительности, действие которой заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память характеризуется на основе своих основных процессов: запоминания, хранения, воспроизведения и забывания информации. В основе классификации её видов лежат характер психической активности личности, характер целей деятельности, а также время закрепления и сохранения материала. Основываясь на этих критериях, учёные выделяют такие виды памяти, как двигательная и образная, произвольная и непроизвольная, кратковременная, долговременная, оперативная и др.

В младшем школьном возрасте память является ведущим познавательным процессом. При усвоении учебного материала необходимо преднамеренное, или произвольное запоминание и воспроизведение. Под непосредственным запоминанием понимается запоминание путем заучивания, не опирающееся на какие-либо вспомогательные опосредствующие приемы. Опосредствованное запоминание предполагает использование определенных более или менее развернутых приемов, средств.

Продуктивность произвольного запоминания зависит от степени интеллектуальной активности школьников в этой деятельности. Для лучшего запоминания учебного материала младший школьник может использовать такие приемы как группировка материала по смыслу или составление плана, который служит смысловой опорой запоминания, а также соотнесение (сопоставление, связывание) запоминаемого материала по смыслу с тем, что может служить опорой для его запоминания.

Исходя из предложенной гипотезы, мы можем сделать вывод, что имеется корреляционно значимая связь между опосредованным запоминанием и кратковременной памятью.

Список литературы

1.Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений.- Ростов-на-Дону., 2002.- 146 с.

2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей пед. Вузов.-М.: Педагогическое общество России, 2003.- 512с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций, учебное пособие для вузов- М. 1997- 334 с.

4. Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов.- М.: Аспект

Пресс, 2000.- 373 с.

5. Зинько Е.В. Психологический журнал, том 29 № 3, 2003 май- июнь. М.

6. Зинько Е.В. Психологический журнал, том 29 № 1, 2008 январь-

Фехраль. М.

7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологи. – М., 2000( электронный вариант)

8. Лурия А.Р. Лекции по общей психологи.- СПб. 2004- 334 с.

9. Лурия. Маленькая книжка о большой памятию Издательство Эйдокс.-М., 1994- 96 с.

10. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастрастная психология. Курс лекций. Ростов-на-Дону. 2002 ( электронный вариант)

11. Маклаков А.Г. Общая психология. Издательство Питер.- СПб.,2002- 592 с.

12. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словар.

Издательство Олма- прес.- М. 2005

13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,детство,отрочество: Учебник для студ. вузов.- 4-е изд., стереотип.- М.: Издательский Центр «Академия», 1999.- 456 с.

14. Немов С.Р. Общие основы психологи. 4-е издание, книга 1.- М. 2003 687 с.

15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов.- М.:Высшее образование. 2007.- 460 С.- (Основы наук)

16. Общая психология: учеб. пособие для студентов пед. Училищ /В.В. Богословский, А.А. Степенов, А.Д. Виноградов и др.; под. ред. В.В.

Богословского и др. – 3-е узд.; перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1981.

383 с.

17. Познавательные психический процессы. Сост. И общая редакция А.Г.Маклаков.- СПб: Питер, 2001- 480 с.

18. Психология развития: учебник для студ. высш. психол. И пед. Учеб. Заведений \ Т.М. Марютина, Т.Г, Стефаненко, К.Н, Поливанова и др.; под ред. Т.Д. Марцинковской.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 352 с.

19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 1999-

712 с.

20. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология.- Спб.: Питер, 2001.- 224 с.( Серия «Учебник нового века»)

21. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие.- М.: Аспект Пресс,2001.- 460 с.

22. Скрипко Л.В. Математические методы в психологии. Учебно-методическое пособие для студентов гуманитарных специальностей: Севастополь, 2005.

23. Столяренко Л.Д. «Педагогическая психология». Серия «Учебники и учебные пособия».- 2-е изд., перераб, и доп.- Ростов н/Д: «Феникс», 2003.- 544 с. (доступно с h**t://w*w.k**b.r*/stolyarenko_l_d/)

24. Техника тренировки памяти: Вторая степень обучения техники быстрого чтения. /Составители Андреев О.А., Хромов Л.Н. - Екатеринбург, Несси - пресс 2001.- 272 с. (доступно h**t://w*w.se**upd.r*/index.php?a=1&b=10&c=pamjat&module=articles)

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 35
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика