Курсовая работа

«Оценка конкурентоспособности предприятия потребительской кооперации»

  • 45 страниц
Содержание

Введение

1 Теоретическое обоснование необходимости управления конкурентоспособностью предприятия в современных условиях хозяйствования

1.1 Конкуренция и конкурентоспособность предприятия, их экономическая сущность

1.2 Стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятием

1.3 Проблемы оценки конкурентоспособности предприятия, методические подходы к её анализу

2 Изучение конкурентоспособности предприятия

2.1 Организационно – экономическая характеристика деятельности Краснинского райпо

2.2 Анализ конкурентоспособности Краснинского райпо

2.3 Оценка влияния

факторов на конкурентоспособность Краснинского райпо

3 Основные направления повышения конкурентоспособности кооперативной организации

3.1 Разработка стратегии обеспечения повышения конкурентоспособности кооперативной организации

3.2 Пути повышения конкурентоспособности Краснинского райпо

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Конкуренция в различных интерпретациях и подходах к её определению представляет собой соперничество экономических субъектов за потребительские предпочтения. Стимулом, побуждающим к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других.

Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно – технического прогресса. Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации и не могут ею управляться. Она имеет свои плюсы и минусы.

К положительным чертам конкуренции можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции (товаров, услуг), высокую производительность труда, минимум издержек и т.д. Это обеспечивает эффективность конкурентных рынков.

К негативным последствиям конкуренции относятся: разорение и обнищание ряда предприятий, чрезмерная дифференциация в условиях жизнедеятельности, порождение нечестных приемов, преступности, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, экологические нарушения.

Конкурентоспособность предприятия является одной из главных составляющих его успеха на рынке. Она характеризуется потенциальными возможностями обеспечивать прибыльность для достижения основных целей деятельности и отражает относительную характеристику, как реализуемого товара, так и самого предприятия с позиции показателей эффективности использования экономического потенциала предприятия, обеспечения его финансовой устойчивости.

В настоящее время в нашей стране нет общепринятой методики оценки конкурентоспособности предприятия, которая была бы приемлемой для различных типов предприятий, действующих в различных сферах, в то время как для предприятий, осуществляющих свою деятельность в условиях жесточайшей конкурентной борьбы наличие такой методики просто необходимо, чтобы оценить конкурентоспособность, выявить негативные моменты и наметить пути её повышения, чем и объясняется актуальность темы курсовой работы «Разработка стратегии повышения конкурентоспособности предприятия».

Основная цель исследования заключается в проведении оценки конкурентоспособности предприятия потребительской кооперации с использованием методики в наибольшей степени, отвечающей условиям функционирования системы и определение возможностей и путей повышения конкурентоспособности.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Раскрыть понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия и их экономическую сущность.

2.Обосновать необходимость управления конкурентоспособностью предприятия.

3. Изучить факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия.

4. Рассмотреть предлагаемые в учебной литературе методики оценки конкурентоспособности предприятия и имеющие место проблемы.

5.Определить методику оценки конкурентоспособности предприятия потребительской кооперации, которая в наибольшей степени отражала бы специфику деятельности.

6. Провести анализ конкурентоспособности Краснинского райпо и

разработать направления её повышения.

Объект исследования - Краснинское райпо. Предмет исследования – конкурентоспособность предприятия. Период исследования - 2007 – 2009гг.

Теоретической основой при выполнении курсовой работы является учебная литература, законодательные акты, периодические издания.

Структура работы включает три главы из 8 вопросов, введение заключение, приложения и список литературы.

Заключение

Конкуренция – это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции (товаров и услуг), удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. Стимулом, побуждающим к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других.

Развитие конкурентных отношений служит необходимым условием эффективного воздействия рыночных механизмов на обеспечение устойчивого экономического роста, как в стране в целом, так и в её регионах и отдельно взятых предприятиях. Она имеет свои плюсы и минусы.

К положительным чертам конкуренции относится активизация инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, что обеспечивает эффективность конкурентных рынков.

К отрицательным - разорение предприятий, не выдержавших конкуренцию, безработицу, порождение нечестных приемов борьбы, развитие преступности, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, экологические нарушения и др.

Для обеспечения предприятию конкурентоспособности необходимо обладать конкурентными преимуществами, которые являются одной из главных составляющих его успеха на рынке и формируются под влиянием множества различных внешних факторов (в малой степени зависящих от деятельности предприятия) и внутренних – контролируемых и управляемых почти целиком самим предприятием.

В условиях развития рыночных отношений возникает необходимость управления конкурентоспособностью предприятия, опираясь на определённые для этого оценочные показатели. Это позволяет:

- разработать меры по повышению конкурентоспособности;

- выбрать партнеров для организации совместной деятельности;

- привлечь инвестиции в перспективное развитие;

- составить программы выхода предприятия на новые рынки сбыта

В настоящее время в литературе встречаются различные методики, но при этом в нашей стране нет общепринятой, которая была бы приемлемой для различных типов предприятий, действующих в различных сферах.

Выбор критериев оценки конкурентоспособности является одним из наиболее важных моментов, так как допущенные ошибки могут привести к принятию неверных управленческих решений и как следствие к ухудшению рыночных позиций предприятия.

В настоящее время каждое предприятие оценку своих конкурентных позиций на рынке товаров и услуг осуществляет, руководствуясь своей методикой, которая частично или полностью адаптирована к условиям его функционирования.

На основе анализа содержания литературных источников по данной проблеме, учитывая специфику деятельности кооперативных организаций, я пришла к выводу, что конкурентоспособность системы в большей степени характеризует потенциальные возможности обеспечивать им прибыльность для достижения основных целей деятельности и отражает относительную характеристику, как реализуемого товара, так и самого предприятия с позиции показателей эффективности использования экономического потенциала, обеспечения его финансовой устойчивости и платёжеспособности.

Исследования показали: на рынках, где традиционно представлены предприятия потребительской кооперации, свои позиции укрепляют конкуренты. Растёт конкуренция в тех секторах, где потребкооперация всегда была сильна.

Препятствия в развитии потребительской кооперации имеют комплексный, системный характер, что осложняет их устранение или снижение их влияния. Препятствием на пути формирования конкурентных преимуществ предприятий системы потребительской кооперации являются следующие факторы:

- низкий творческий и интеллектуальный потенциал управленческого персонала;

- наличие элементов разобщённости, при которых отдельные торговые предприятия по масштабам являются больше малыми структурными подразделениями;

- низкая управляемость, слабая концентрация ресурсов, низкая эффективность их использования;

- слабая вертикальная и горизонтальная интеграция;

- недостаточность использования современных форм управления и инноваций;

- отсутствие решений в сфере стратегического маркетинга, что влечёт за собой большой риск принятия неправильных управленческих решений и финансовых потерь;

- процедура подготовки и принятия решений относительно рынков, целевых сегментов и продвижения товаров, за редким исключением, практически не отработана;

- инструменты анализа ситуации и принятия эффективных решений не выработаны, что делает риски потери конкурентоспособности плохо управляемыми;

- отсутствие конкурентоспособных товаров для федерального и экспортного рынков;

- низкая мотивация труда работников из – за низкой заработной платы.

Проведённые исследования состояния конкурентоспособности Краснинского райпо позволили сделать вывод о том, что исследуемое предприятие имеет очень низкий уровень конкурентоспособности: снизился объём деятельности против прошлого года как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Стали ниже все показатели рентабельности. Райпо потеряло за два года 4,3% общего товарного рынка. Его доля на исторически традиционном рынке составила в отчётном году всего 16,1%. Стремительно падает экономическая эффективность использования всего экономического потенциала: основных фондов, оборотных средств, трудовых ресурсов. Выявлено полное отсутствие собственных средств в оборотных активах. Баланс имеет не удовлетворительную структуру, он низколиквиден, причём ликвидность падает. Райпо можно признать организацией с крайне низкой платёжеспособностью, так как по своему значению ни один из коэффициентов не достиг нормального значения, причём в динамике происходит снижение значений показателей платёжеспособности.

Финансовая устойчивость определена как кризисная из – за отсутствия собственных оборотных средств и потери способности капитала функционировать. Используемый в обороте привлечённый капитал манёвренностью не обладает. Пропорции между показателями стратегического регулирования нарушены и не способствуют экономическому развитию и сохранению его жизнеспособности в перспективе.

Оказавшись в подобном состоянии райпо вынуждено проводить мероприятия, чтобы удержаться на плаву, сохранив при этом как можно большую рыночную нишу.

С целью формирования конкурентных преимуществ необходимо сосредоточить внимание на товарном ассортименте, эффективности использования экономического потенциала, улучшении показателей, определяющих финансовое состояние райпо.

1.В области ассортиментной политики предлагаю:

- конкурентоспособность товаров предварительно прорабатывать на стадии планирования ассортимента;

- разработать ассортиментную политику, которая позволит не только оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и будет служить для руководства райпо указателем общей направленности действий;

- осуществлять наблюдение за поведением товаров на рынке, за его жизненным циклом;

- необходимо учитывать при формировании конкурентных преимуществ, что ими являются не только цена и характеристика самого товара, но и упаковка, комплекс послепродажных услуг, реклама, консультации для покупателей, особенности поставок и др.

2. Стратегическое управление конкурентоспособностью райпо заключается в повышении качества управления его внутренним экономическим потенциалом.

- Повышение эффективности основных средств требует воздействия как на сами средства, т. е. на их состав, видовую, качественную и возрастную структуру, так и на процесс организации их использования, ремонта и технического обслуживания. В зависимости от объекта воздействия повышение эффективности основных средств достигается за счет оптимизации величины и сроков капитальных вложений, поэтому при принятии плановых решений необходимо сопоставлять затраты на их реализацию и получаемые результаты (рост объема продаж товаров, снижение издержек обращения).

- Эффективность использования оборотных средств характеризуется ускорением их оборачиваемости, которое приводит к уменьшению потребности в них, т. е. к их высвобождению. Высвобождающиеся средства могут быть использованы для развития других направлений или решения социальных задач, а также для роста объема продаж без привлечения дополнительных средств.

Чтобы добиться повышения эффективности использования оборотных средств необходимо:

- улучшить качество коммерческой деятельности при закупках товаров.

- своевременно проводить работу по взысканию дебиторской задолженности;

- ужесточить контроль за состоянием товарных запасов, не допускать образования сверхнормативной их величины;

- отслеживать товары, имеющие замедленную оборачиваемость, принимать по ним меры, способствующие скорейшей их реализации;

- следить за сбалансированностью денежных потоков,

- уделять больше внимания сохранности товарно-материальных ценностей.

Значительные резервы роста производительности труда могут лежать в области научной организации труда работников;

- одним из критериев оценки повышения производительности труда работников должна быть не только производительность, но и предложение работником мер, способствующих разрешению проблем, имеющих место на предприятии;

- необходимо учитывать мотивацию труда работников;

-создавать хороший морально – психологический климат в коллективах;

- разработать кадровую политику, направленную на формирование необходимого кадрового потенциала райпо по количеству и качеству, профессиональное развитие и рациональное использование кадрового потенциала.

3.Одним из главных критериев конкурентоспособности и жизнеспособности райпо является поддержание на определённом уровне его финансовой устойчивости и платёжеспособности. Для этого необходимо:

- ускорить оборачиваемость оборотных средств;

- оптимизировать состояние запасов и затрат, связанных с их содержанием;

- высвободить денежные средства за счёт продажи свободных активов;

- оптимизировать состояние оборотных активов и не допускать неудовлетворительной структуры баланса;

- стараться поддерживать оборачиваемость запасов и дебиторской задолженности на оптимальном уровне;

- обратить внимание на новые методы управления;

- стимулировать творческую инициативу работников;

- улучшить состояние учёта, анализа и планирования;

- повысить эффективность использования экономического потенциала предприятия;

- снизить нерациональные затраты;

- обеспечить максимальный уровень получения доходов от основного и прочих видов деятельности;

- оптимизировать затраты;

- устранить нерациональные расходы;

Все эти мероприятия будут способствовать формированию конкурентных преимуществ райпо, завоеванию большей доли товарного рынка.

Список литературы

1. Закон РФ от 22 марта 1991 г. №948 – 1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. и доп. от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г., 2 февраля 2006 г.)

2. Автономов В. С. Конкуренция в зеркале экономической теории / В.С. Автономов. -М.: Экономика, 2007.- 422 с.

3. Агаев Г.С. Конкуренция: анализ, стратегия, практика / Г.С. Агаев. – М., 2008. – 220 с.

4. Альберт М. Основы менеджмента / М.Альберт. – М: Дело, 2007. – 315 с.

5. Ансофф И. Стратегическое управление / пер. с англ., под ред. Л.И. Евенко. – М.: Экономика, 2006. – 450 с.

6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник / Е.Ф. Борисов.– М.: Юрайт, 2008. – 531 с.

7. Бочаров В.В. Финансовый анализ / В.В. Бочаров. - СПб.: Питер, 2006. – 280 с.

8. Данилец А.В.Возможность конкуренции / А.В. Данилец. - СПб.: Конкурентная экономика, 2008.- 315 с.

9. Друкер П.Ф. Новые реальности. В правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении / П.Ф. Друкер.- М.: Наука, 2008. – 54 с.

10. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / П.Ф. Друкер.- М.: ЭЛКО, 2007.- 136 с.

11. Леонтьев В.Е. Финансовый менеджмент: учебное пособие / В.Е.Леонтьев. - СПб.: Знание, 2007. – 317 с.

12. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Н.П. Любушин. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006.- 407 с.

13. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг: задачи, логические схемы, тесты / Т.Д. Маслова. – СПб: Питер, 2008. - 325 с.

14. Михеев В.А. Государственное регулирование рыночного механизма и конкуренции / В.А. Михеев // Экономика переходного периода.- 2007. - № 10.- С.25-49.

15. Павлова Л. Н. Финансовый менеджмент / Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2007.- 450 с.

16. Смирнов А.В. Основы антимонопольного регулирования в РФ / А.В. СМирнов. – М.: Юридическая литература, 2007.- 263 с.

17. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Й.Шумпетер.- М.: Экономика, 2009. - 150 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Оценка конкурентоспособности предприятия потребительской кооперации»
Раздел: Менеджмент
Тип: Курсовая работа
Страниц: 45
Цена: 1500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика